Воспитание нравственных качеств посредством словесных произведений фольклора.
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания нравственных качеств личности.

 Детский фольклор это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоении им культурных богатств предшествующих поколений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фольклор в жизни дошкольника.21.25 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПОСРЕДСТВОМ СЛОВЕСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФОЛЬКЛОРА

Для того, чтобы знать, что нравственно,

 надо знать, что безнравственно.

 Для того, чтобы знать, что делать,

 надо знать, чего не должны делать.

Л.Н. Толстой

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания нравственных качеств личности. В современном мире все крутится-вертится, движется и стремительно меняется. Хорошо, что в мире есть ценности, на которые можно смело опереться, – это вековая мудрость наших предков. Сколько поколений добрых, отзывчивых, смелых, успешных людей было воспитано семьями, которые не знали продвинутых рекомендаций медиков по гимнастике, массажу и закаливанию. Однако они владели огромным количеством нежных и ласковых колыбельных, воспитывающих и обучающих пестушек, развлекающих и одновременно развивающих потешек, занимательных игр, поучительных сказок и прочих элементов народного творчества. Даже дразнилки, которые уже использовали сами дети, играли свою роль в воспитании характера, поскольку высмеивали такие отрицательные черты, как жадность, хвастовство, трусость, ябедничество, плаксивость. Отлично, если фольклор в жизни малыша будет появляться с первых дней, когда уже закладываются его характер и способности. Он способствует как развитию речи, так и нравственному воспитанию.

Сказки. В нравственном воспитании фольклор помогает пробуждению в малыше интереса к человеку и окружающему миру, осознанию понятий добра и зла, любви и ненависти. Самое сильное влияние на формирование характера оказывают сказки. Недаром современные психологи все чаще прибегают к лечению сказкой (сказкотерапия). В них ярко описывается процесс борьбы добра со злом, выраженный в противостоянии героев. Сказки призваны помочь воспитать порядочного, отзывчивого ребенка, неравнодушного к чужим переживаниям, храброго, мужественного и уверенного, что добро победит всегда, независимо от величины и силы зла. Кроме того, ряд сказок нацелен на высмеивание различных человеческих недостатков, таких как зависть, хвастовство, жадность. Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушай родителей, Уважай старших и т. д.), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например: Сказка «Репка», «Теремок», учит детей быть дружными трудолюбивыми, «Гуси лебеди», «Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка» учат слушать родителей. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики». Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается; «Хаврошечка», «Царевна Лягушка». Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она не повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия народа - твердая вера в справедливость, в то, что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему противостоящее. Больше всего привлекает детей сказочный герой. Обычно это человек идеальный: добрый, справедливый, красивый, сильный; он обязательно добивается успеха, преодолевая всяческие препятствия не только с помощью чудесных помощников, но, прежде всего благодаря личным качествам - уму, силе духа, самоотверженности, изобразительности, смекалке. Таким хотел бы стать каждый ребенок, и идеальный герой сказок становится первым образцом для подражания.

 Народная игра. Посредством народной игры формируются социально значимые качества и представления, нравственные поступки и культура поведения. В процессе индивидуальных и совместных игр, требующих согласованности во взаимодействиях с партнерами, ребенок приучается быть организованным, дисциплинированным, следовать социально-нравственным нормам. В народных играх, несомненно, есть связь с нравственной культурой каждого человека и всего общества. Высокие требования к честности, справедливости, доброте и другим важнейшим человеческим качествам заключены во всех народных играх.

Считалки – это в истории придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Есть считалки, где выигравший по расчету отдает свое право покинуть круг товарищу, а сам остается для новых испытаний: «Катилась торба с высокого горба; в этой торбе: хлеб, пшеница. С кем хочешь, с тем поделился». Вот где воспитывается и воля, и благородство, и доброта!

Дразнилки. Среди детского репертуара жанром, который несет в себе самые выразительные признаки детского творчества, являются дразнилки. Поскольку в дразнилках объектами высмеивания часто выступают внешние и внутренние недостатки людей, такие как чревоугодие, неряшливость, трусость, невежество, жадность, и т. д., с помощью дразнилок ребенок осознает, что хорошо, а что плохо, у него формируются нравственные ценности. Однако случается, что дети смеются над реальными физическими недостатками товарища, что свидетельствует о низком уровне развитости чувств, на что должны обратить внимание родители. Благодаря дразнилкам, ребенок приучается к критическому отношению к себе, у него развивается реакция на слова обиды, учится защищаться, адаптируется к непредсказуемым ситуациям, которые могут повториться в будущем.

 Пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Многочисленные характерологические пословицы и поговорки оценивают свойства личности с нравственной точки зрения по поступкам и действиям. Меткое применение пословиц и поговорок помогает исправлению недостатков. Пословица колет не в бровь, а в глаз, она обличает зло и возвышает добродетель. Образность пословиц и поговорок делает их хорошим средством убеждения Пословицы и поговорки выступают как форма сохранения и распространения мудрости, опыта, познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат – поведение. В пословицах выражен народный опыт, наблюдения над жизнью, над человеком, мудрость народа.

Детский фольклор это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порожденного возрастными психическими особенностями. Эти особенности, взаимодействие ребенка с окружающим его миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества. Поэтому так богата, своеобразна область народного творчества, связанного с миром детства. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К.И. Чуковского

В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге, потребн...

Воспитание нравственных качеств посредством игровой ситуации у детей среднего возраста.

Задачи:-Образовательная:Учить передавать чувства через ласковые, добрые слова.Формировать позитивное отношение к сверстникам у детей 4-5 лет.- Развивающие:Развивать умение слушать и понимать других,...

Консультация "Воспитание нравственных качеств посредством словесных произведений фольклора"

Консультация "Воспитание нравственных качеств посредством словесных произведений фольклора"...

Самообразование воспитателя по теме «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста»

laquo;Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазии - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они заб...

Самообразование « Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения народного фольклора.

Юшкова Наталья Евгеньевнавоспитатель БДОУ города Омска                                        ...

Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...