Педагогический проект «РАЗ-ДВА-ДРУЖНО!»
проект (средняя группа) по теме

          Формирование нравственных качеств детей среднего

           дошкольного возраста через организацию образовательной

           деятельности на основе творчества В.Г.Сутеева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_raz-dva-druzhno.doc489.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161

Педагогический проект

«РАЗ-ДВА-ДРУЖНО!»

(По творчеству В.Г.Сутеева)

Тип проекта:              познавательно-речевой.

                                                                          

Возрастная группа:   средняя группа № 9 «Знайки» (4-5 лет).

Продолжительность проекта: краткосрочный (26.09 -30.12.2016г.)

Вид проекта:               групповой.

Участники проекта:  воспитатели группы, музыкальный   руководитель,

                                       учитель- логопед, дети, родители.

Авторы проекта:        Толмачева Н.И., Лошина И.В.

                                                                     Москва 2016г.

Актуальность

      Дошкольный возраст – сензитивный, т.е. наиболее чувствительный для развития этических представлений, воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности – значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.

      Но нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый иносказательный стиль, доступный и понятный.

      Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научиться быть добрыми и отзывчивыми помогут изобразительное и музыкальное  искусство, театрализация, и конечно, знакомство со сказкой.

     Именно сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить как детей в коллективе, так и взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Она дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

     Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих отношений, чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.

    С раннего детства сказки В.Г.Сутеева несут детям тепло и добро человеческой души, они ограждают их от жестокости и злобы.

    Особенности творчества писателя, художника, сценариста и мультипликатора В.Г.Сутеева составляют: яркие иллюстрации, герои одновременно и сказочные  и реальные. Поэтому, работа, направленная на формирование нравственно- этических норм и правил, эмпатийного поведения средствами ознакомления детей с творчеством В.Г.Сутеева актуальна и важна.

Проблема

         Кто же, как не мы, взрослые, поможет детям научиться любви и вниманию к этому миру, к людям, которые его населяют? И начинать помогать почувствовать и понять все это нужно уже сейчас, пока наши дети не выросли и не повернулись к нам спиной, пока они верят нам и прислушиваются к нашим словам.

Цель:      

          Формирование нравственных качеств детей среднего

          дошкольного возраста через организацию образовательной

          деятельности на основе творчества В.Г.Сутеева.

Задачи: 

Образовательные: 

  • расширять кругозор детей путём ознакомления с произведениями и изобразительным творчеством Владимира Григорьевича Сутеева;
  • формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и                

     их необходимость в жизни людей, через поступки героев сказок В.Г.Сутеева;

  • способствовать развитию диалогической, монологической речи, умению                        высказывать свое мнение о прочитанном,  умение давать оценку героям произведений, поведению своему и других.

Развивающие: 

  • развивать традиции семейного чтения;
  • развивать умение понимать и воспроизводить содержание произведений, внимательно слушать;
  • развивать познавательные и творческие способности детей, воображение, мышление;
  • развивать умение детей передавать свои впечатления от прочитанного в продуктивной и театрализованной деятельности;
  • развивать коммуникативные навыки.

Исследовательские:

  • развивать умение вхождения детей в проблемную игровую ситуацию;
  • активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации.

Воспитательные:

  • дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, через анализ содержания произведений В. Сутеева;
  • воспитывать бережное отношение к книгам, интерес к художественному слову;
  • воспитывать любовь к природе и животным;
  • способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей по духовно-  нравственному развитию и воспитанию детей;
  • обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Прогнозируемые результаты:

  • У детей сформируется понимание и различие отрицательных и положительных эмоциональных состояний. Повысится интерес к классической детской литературе, сказкам.
  • Дети найдут ответы на интересующие их вопросы о животных, расширят свои знания и представления о природе и животном мире.
  • Пополнят словарный запас; в игре – драматизации дети научатся передавать характерные особенности и повадки персонажей произведений.

Дети должны уметь:

  • Анализировать явление, событие, поступки литературных героев, аргументировано их оценивать.
  • Воспроизводить содержание знакомых произведений.
  • Пользоваться средствами художественной выразительности.
  • Передавать свои впечатления от прочитанного и услышанного в других видах деятельности. (рисовании, драматизации)
  • Уметь определять и называть произведение по отрывку и по иллюстрациям.

В основу реализации проекта легли следующие принципы:

1.     Принцип систематичности и последовательности (перспективное планирование работы).

2.     Принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, пола ребенка, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы).

3.     Принцип активности, творчества.

4.     Принцип наглядности (изготовление ряда пособий и игр на основе сюжета сказок).

5.     Принцип гуманизации (ориентация на добро, справедливость, любовь к семье, природе);

6.     Принцип интеграции (взаимодействие с родителями, детской библиотекой).

                  Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Деятельность педагога

Взаимодействие с родителями

Сроки реализации

  • Подбор и изучение методической, специальной литературы по выбранной теме проекта.
  • Разработка замысла проекта, формулирование задач, плана действий, согласование способов совместной деятельности с детьми.
  • Подбор книг, иллюстраций и мультфильмов  В.Г. Сутеева.
  • Разработка конспектов ОД, сценария для драматизации сказки «Снеговик-почтовик».
  • Консультация для родителей «Мудрые сказки В.Г.Сутеева».

Знакомство родителей с программой предстоящей работы по данному проекту, обозначить их роль в  его реализации.

26.09. –

09.10.

2016г.

Формирующий этап

Совместная деятельность

педагога с детьми

Взаимодействие

с родителями

Сроки реалии

зации

  - Формулировка целей и задач проекта

  • Создание проблемной ситуации:

Сказки Сутеева очень просты!

А что полезного дают нам они? (Приложение 1)

  • Тематические занятия
  • Беседы
  • Поисково-исследовательская деятельность
  • Продуктивная деятельность
  • Дидактические игры
  • Словесные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Чтение художественной литературы
  • Свободная деятельность детей
  • Постановка спектакля «Снеговик-почтовик»
  • Привлечение родителей к чтению произведений, просмотру мультфильмов В.Г.Сутеева
  • Изготавление  атрибутов и костюмов к играм и спектаклю «Снеговик-почтовик».
  • Участие  в проведении выставок.
  • Показ родителями кукольного спектакля по сказке В.Г.Сутеева «Яблоко».

10.10. –

30.12.

2016г.

Итоговый этап

Показ  спектакля «Снеговик-почтовик».

  • Выставки поделок, рисунков по сказкам В.Г.Сутеева.

Паутинка проекта

Образовательные области

Виды совместной деятельности

РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ

НОД

составление рассказа:

с использованием мнемотаблиц :

« За умной головой, как за каменной стеной»;

рассказывание с использованием иллюстраций сказки

« Кто сказал мяу?»;

Пересказ + рисование:

 «Яблоко»

«Цыпленок и утенок»

Беседы:

«Что такое сказки и кто их сочиняет?»

 «Раз-два дружно!».

Литературная викторина «Волшебные сказки»

Поисково-исследовательская деятельность:

определение фруктов на вкус;

 Дидактические игры:

«Найди кто лишний» (герои сказок)

 «Что сначала, что потом»

 «Назови лишнее»

 «Хорошо – плохо»

Словесные игры: 

«Придумай загадку»

 «Назови похожие слова»

 «Скажи какое, какая, какие»

 «Назови ласково»

«Угадай кто сказал»

«Придумай дальше»

Чтение художественной литературы

Сказки В.Г.Сутеева:

«Три Котенка»,

«Раз, два дружно», «Петух и краски»,

«Кораблик»,

«Дядя Миша»,

 «Под грибом»,

«Кот-рыболов», «Яблоко»,

«Кто сказал мяу», «Цыпленок и утенок».

Пословицы и поговорки

Пальчиковые игры

ПОЗНА

ВАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ

НОД

Беседы:

«Давайте знакомиться – В.Г.Сутеев»

«Твой друг - книга»

 «Что такое доброта»

«Вместе нам не тесно»

«Помогай другу везде, не оставляй его в беде». 

Рассматривание иллюстраций произведений, выполненных писателем как художником (и чтение):

Г. Остер «Котёнок по имени Гав»,

Альф Прейсен «Про Козлёнка, который умел считать до десяти» и др.

Конструирование:

счетные палочки -

«Дом и забор для капризной кошки»,  «Кораблик»;

конструктор –

 «Теремок

Поисково-исследовательская деятельность:

Просмотр

презентаций:

«Мудрый, добрый сказочник»,  «В.Г.Сутеев - художник»;

мультфильмов:

«Палочка-выручалочка», «Мешок Яблок», «Разные Колеса», «Мышонок и карандаш», «Веселый огород».

Цикл наблюдений:

  • за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем,    небом,    силой ветра, осенним дождём…)
  • за наступающей зимой, за снегом
  • за красотой зимней природы.

Экспериментирование:

«Опыты со снегом»

Ситуативная беседа:

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

«Почему у зайца много друзей?»

«Почему медведь сосет лапу зимой?»

«А как бы лиса разделила яблоко?»

Моделирование ситуаций: 

«Подружки»

«По лесной тропинке»

Дидактические игры:

«Кто чем питается?»,

«Кто где живет?»,

«Логические цепочки».

Словесные игры: 

«Послушай и угадай» «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным».

Пальчиковые игры

СОЦИАЛЬНО-

КОММУНИКА
   ТИВНОЕ
 РАЗВИТИЕ

 Сюжетно-ролевые игры: «Семья»,

Беседы, обсуждения: 

«Твой любимый герой из сказок В.Г.Сутеева»,

Игры по безопасности:

«Экологическая тропинка», «Хорошо-плохо», «Лесные правила»

ХУДОЖЕСТ

ВЕННО - ЭСТЕ            ТИЧЕСКОЕ

   РАЗВИТИЕ

Художественное творчество

НОД

Лепка: 

«Одно, единственное яблочко»,

«Лепим мы снеговика прямо с самого утра»;

Аппликация:

«Кораблик»

Рисование: «Я яблоко поймал!»

Коллективное рисование с элементами аппликации по сказке

 В. Г.Сутеева « Мешок яблок».

- работа с трафаретами и шаблонами

- раскрашивание, штрихование.

Театр и музыка

Пение и слушание песен

Театрализованные игры:

Игра-конкурс «Попросись под грибок»

Игра-имитация «Пойми меня»,

Игры с движением: «Дождик», «Листья», «Овощи», «Ежик и барабан», «Раз -два - три – четыре - пять»,

«Снежная баба», «Снежок»

Пантомимические этюды:

«Сердитый заяц», «Находчивый еж», «Ссора», «Важный петух»; «Пугливая мышка»; «Злой пес»; «Сердитая кошка», «Первый снег», «Поссорились и помирились» 

Драматизация сказок В.Сутеев:

 «Под грибом», «Дядя Миша». «Кот-рыболов».

Постановка спектакля «Снеговик-почтовик».

 (Приложение 2)

Просмотр одноименного мультфильма-сказки, коллективное обсуждение.

Этюдные импровизации.

Разучивание диалогов  и монологов персонажей.

Разучивание песен о зиме, слушание музыки, разучивание танцев.

ФИЗИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ

Физкультурное занятие по сказке «Палочка-выручалочка»

Подвижные игры: 

«Курочка и цыплята», «Цыплята и утята»  «Бездомный заяц», «Лягушки», «Бездомный заяц», «Заяц Егорка»,

«За малиной в лес пойдем», «Наши уточки»,

«Кто быстрее в теремок »

Свободная деятельность детей

Книжный уголок: 

Сказки В.Г.Сутеева:

«Три Котенка», «Раз, два дружно», «Петух и краски»,«Кораблик», «Дядя Миша», «Под грибом»,  «Кот-рыболов», «Яблоко»,  «Кто сказал мяу», «Цыпленок и утенок»;

К.И.Чуковский:

 «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Путаница», «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Федорино горе», «Телефон», «Айболит»;

Г. Остер: «Котёнок по имени Гав»;

Альф Прейсен: «Про Козлёнка, который умел считать до десяти»

Центр игры: 

Создание предметно-развивающей среды, атрибуты к играм, предметы заместители для игр.

Центр дидактических и развивающих игр: 

«Составь картинку», «Кто чем питается?», «Кто где» «Что сначала, что потом»,

Центр творчества: 

- Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, трафареты, книжки-раскраски тематического характера.

Центр театра:

- Мягкие игрушки, игрушки пальчикового театра, би-ба-бо, настольного.

- Аудиозапись «Шум леса», «Вьюга»

- Шапочки-маски животных,

- Костюмы и атрибуты для  сказок В. Сутеева «Мешок яблок», «Яблоко», «Кто сказал мяу?» и по желанию детей.

Центр конструирования:

Конструкторы разного размера, напольные, настольные, конструктор «лего».

Взаимодействие с семьей

- Изготовление печатных консультаций по темам: «Читаем всей семьей», «Давай никогда не ссориться!»;

- показ кукольного спектакля по сказке В.Г.Сутеева «Яблоко»;

- проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок – игрушек из природного материала, детских костюмов для спектакля.

Заключение.

В результате проектной деятельности у воспитанников повысился интерес к творчеству В.Г. Сутеева.

Дети:

  • с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях, стали дружнее, чаще приходят друг другу на помощь;
  • стали выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок, определять и называть произведение по отрывку, отгадывать загадки; пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок;  
  • анализируют явление, событие, поступки литературных героев, аргументировано их оценивая;
  • передают свои впечатления от прочитанного в продуктивной и театрализованной деятельности.

Родители проявляли инициативу и творчество в изготовлении поделок и рисунков, принимали активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в изготовлении костюмов для спектакля.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в духовно-нравственном развитии детей.

 В сказках В.Г.Сутеева нет моральных поучений, наставлений, но они содержат нравственный урок, который постепенно воспринимают и усваивают дети.

Сказки писателя, обладающие большим потенциалом для духовно‐нравственного развития ребенка, формирования у него правильного отношение к миру, необходимо включать в круг детского чтения как в семье, так и в дошкольном учреждении.

Список используемой литературы:

  1. Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  2. Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А. «СемьЯ – программа и материалы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста» Аркти, М., 2008г.
  3. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6лет. Занятия с элементами психогимнастики. / М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.
  4. Иванова А.И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  5. Коскова Н. Викторины для детей 4-6 лет. В некотором царстве… / Авт.-сост. Н.Коскова. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во. 2009.
  6. Кузина И.В., Миронычева В.Ф. Роль современной литературы в духовно‐нравственном воспитании старшеклассников в условиях реализации ФГОС // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: Сб. материалов Всероссийской научно‐практ. конференции. 2015.
  7. Россова Ю.И. Культура толерантных отношений в сфере родитель–ребенок // Детский сад от А до Я. 2011. № 3
  8. Нравственное развитие детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, N 3 2013г.
  9. Нравственное воспитание в детском саду. В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова. Москва, «Просвещение», 1984г.
  10. Перкова Т. Я счастлив, что посвятил себя детям.// Дошкольное воспитание. – М., №8 /2009. – С.58-63.
  11. Сухин И. Г. 50 литературных викторин для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2002. – 272 с.
  12.  Урмина И., Данилина Т. «Инновационная деятельность в ДОУ» М., Линка-Пресс, 2009г.
  13. Ховякова А. «Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста» ж. Детский сад от А до Я №2 – 2010г.
  14. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-ПРЕСС», 2000.
  15. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Дружная семья»

Формирование первичных представлений детей о семье, семейных традициях, обязанностях; воспитание у детей любви и уважения ко всем членам семьи; развитие общительности и коммуникабельности....

Педагогический проект "Давайте жить дружно"

Данный проект помогает сплотить детей, научить выходить из конфликтов мирным путем, снимать состояние агрессии детям самостоятельно....

Приложение №1«Сказки Сутеева очень просты, А что полезного дают нам они?» к педагогическому проекту «РАЗ-ДВА-ДРУЖНО!»

Цель:·        Знакомство детей с произведениями Владимира Григорьевича Сутеева. ·        Создание положительно- эмоционального нас...

Педагогический проект "Раз-два-дружно!" (По творчеству В.Г.Сутеева)

Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научиться быть добрыми и отзывчивыми помогут изобразительное и музыкальное  искусство, театрализация, ...

Педагогический проект "Со спортом дружно мы живем".

Педагогический проект  "Со спортом дружно мы живем"Цель проекта:Формировать у детей интерес к базовым видам спорта. Различать зимние и летние виды спорта. Узнавать и называть спортивный инвентарь...