Кинематограф, как средство интеллектуального развития старших дошкольников.
материал (подготовительная группа) по теме

Черноусова Надежда Владимировна

Жизнь- это театр, а актёры в нём мы, у каждого своя роль.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_chernousova_n.v.docx184.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №36

ГОРОДА ТЮМЕНИ

(МАДОУ д/c №36 города Тюмени)

Кинематограф, как средство интеллектуального развития детей старших дошкольников

Черноусовой Надежды Владимировны

Воспитателя

г. Тюмень 2017

Содержание

Актуальность

Теоретические аспекты интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

Востребованность детского кинематографа

Влияние кинематографа на развитие ребенка в рамках семьи

Применение кинематографа в педагогической работе

Сравнение влияния российского и зарубежного кинематографа на развитие детей дошкольного возраста

Результаты исследования

Перспектива развития отечественного детского кинематографа

Список литературы

3

4

6

8

9

10

12

13

14

   

         

Актуальность

В мире современных технологий, кинематограф как ничто другое играет важную роль в жизни каждого человека вне зависимости от возраста, особенно следует обратить внимание на такой возрастной сегмент зрителей, как дети дошкольного возраста. Поскольку только в период достижения 4-5 лет интеллект активно развивается, ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Поэтому так важно именно в данный период старшего дошкольного возраста представить для просмотра ребенку, только те, фильмы и мультфильмы, которые смогут показать правильное восприятие мира, представить наглядно хорошее воспитание, привить положительные качества присущие для формирования личности человека.

Если сравнить культурный уровень статуса кино, то в какой-то мере в последние годы он снизился. Просмотр кино стало обыденным времяпрепровождением. Что же касается более взыскательной публики, то, как горестно заметил в одном из интервью кинорежиссер А. Герман, «кино оказалось вычеркнутым из культурного списка интеллигенции».

На телевидении снизилось количество фильмов с глубоким содержанием. Хорошее советское кино показывают редко, а мультфильмы для детей рано утром. У нас остался только один канал, где показывают передачи про живопись, театр, и пр. ― «Культура».

Концентрация зарубежного производства значительно превышает отечественное, тем самым поднимая вопрос о действительном состоянии и существующей проблеме.

Просмотр низкого качества фильмов не может положительно сказываться на интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста. В последние годы все больше внимания этой проблеме  уделяют не только психологи, педагоги, но и специалисты других смежных профессий. Все это подтверждает актуальность темы.

Исследование базируется как на данных специальной киноведческой печати, так и на материалах педагогической периодики.

Теоретические аспекты интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

Вопросы интеллектуального развития детей дошкольного возраста активно рассматриваются множеством отечественных специалистов в психологии и других смежных областях научного знания.

Стоит отметить, что современных детей окружает огромное разнообразие внешних факторов, которые, несомненно, влияют на интеллектуальное развитие ребенка. Так к ним можно отнести, различные игрушки с множеством функций, аудиовизуальная информация, широкий диапазон социальных контактов с взрослыми и сверстниками.

Развить  интеллект можно с помощью игр, упражнений, рисования, экспериментирования, видео и звуковизуализации. Существуют и другие методы, и приёмы для развития интеллектуальных способностей детей.

Развитие интеллекта ребенка по Л.С. Выготскому осуществляется под влиянием таких ведущих факторов:

- употребление орудий (материальных средств организации интеллектуального контакта с миром в виде счетных палочек, книг и т.п.);

- овладение знаками (в виде усвоения значений слов родного языка, а также разнообразных средств буквенной и визуальной символики);

- включение в социальное взаимодействие с другими людьми (в виде различных форм помощи и поддержки со стороны взрослых).

Умственное развитие дошкольника — важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственное развитие — сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Умственные способности — это психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. При этом, важное значение имеет не только то, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Итак, задачами умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста являются:

- формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как основы воспитания правильного отношения к ней;

- развитие элементарных навыков и умений умственной деятельности, познавательных процессов и способностей, развитие речи детей;

- формирование познавательных интересов и любознательности, умственной активности;

- приучение детей к умственному труду.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение и т.д.) - составная часть любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную информацию. Они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Таким образом, в период дошкольного детства (до 7 лет) происходит формирование и развитие познавательных способностей детей, и при условии качественного развития этих способностей в настоящий момент, их обучение на последующих ступенях школьного образования будет успешным.

Развитие познавательных, или интеллектуальных, способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей, воспитателей, учителей.

Востребованность детского кинематографа

В настоящее время российский детский кинематограф переживает не лучшие времена. Советское наследие полнометражных фильмов для детей поставило высокую планку для современной отечественной киноиндустрии, которую многие эксперты считают недостижимой в ближайшие годы.

Так генеральный директор кинокомпании «Ракурс» Виталий  Сидоренко, отметил: «Произошло страшное, за последние 30 лет исчезло детское российское кино. А ведь в советское время, когда была мощная киноиндустрия, у нас по 25 детских фильмов в год снимали. Да каких фильмов! Была даже специализированная детская киностудия, на которой работали лучшие режиссеры». Мнение В. Сидоренко  поддержал и режиссер Леонид Нечаев, который снял порядка 20 детских картин: «Раньше в Госкино был план, и на 100 фильмов делали 30 детских. Сегодня это количество уменьшилось в 10 раз. А в 90-е годы вообще приблизилось к нулю».

Таким образом, всего несколько десятилетий назад являясь лидером по производству детского кино в мире, российское кинопроизводство сегодня практически полностью перестало существовать как отдельная отрасль. Не стоит забывать, что детские фильмы всегда выполняли в обществе особые функции.

Первой и самой главной функцией детского кино всегда являлось формирование мировоззрения детей. Вопрос добра и зла, пожалуй, здесь самый важный.

Детская кинематография выполняет еще одну не менее важную функцию – формирование идеалов. С экранов дети воспринимают образ героя, и порой он становится образцом поведения.

В современном обществе именно этот вид искусства (кинематограф) становится для ребенка чуть ли не главным источником образовательной и ценностной информации, и во многом берет на себя определяющие функции в формировании личности.

Есть и другие функции. Наиболее мягко и ненавязчиво предлагаются варианты решения личностных духовных проблем, подсказать ему пути выхода из тех или иных ситуаций, помочь воспользоваться опытом предыдущих поколений – вот далеко не полный спектр задач, стоящих перед детским кино.

Соответственно, если российская детская киноиндустрия находится в упадке, перечисленные выше функции не выполняются. Это должно являться одним из основных стимулов к созданию детских картин, тем более, что спрос на такое кино есть.

Сегодня дети хотят видеть на экране добрые истории. Детское кино – это добрые картины, которые учат вполне конкретным нравственным чувствам. Учат добру, желанию помогать. Детям не нужны потрясения, ужасы. Хотя страшные сказки тоже имеют право на существование, главное, чтобы в конце побеждало добро.

Более того, юным зрителям не нужны сложные и замысловатые сюжеты. Детскому кино противопоказана излишняя усложненность художеств, формы, но это не противоречит применению в нем всего богатства выразительных средств, накопленных в киноискусстве.

Но самое главное, ставится под вопрос и потребность в полнометражном кино. Бытуем мнение, что дети не держат в голове ничего длительного. Именно этим, и объясняется популярность роликов «Ералаш», которые длится не более 3 минут.

Влияние кинематографа на развитие ребенка в рамках семьи

В современных семьях, где живет ребенок дошкольного возраста, зачастую встречаются ситуации, когда у родителей нет времени проводить свободное время в живом общении с ребенком, поэтому родители позволяют довольно часто смотреть телевизор. Тем самым переместив внимание ребенка на телевизор, родители порой даже не задумываются, что происходит превышение времени просмотра телевизора. А это, как известно, приводит к негативному эффекту даже от познавательных передач.

Согласно данным, Всемирной организации здравоохранения, следует придерживаться рекомендуемых норм по просмотру телевизора, так для дошкольного возраста (3-7 лет) до 30 минут в день. Увидев эту цифру, можно смело заявить, что свыше 90% родителей нарушают эти нормы. Тем самым, выявлена одна из существующих проблем в рамках влияния кинематографа на развитие детей дошкольного возраста.

Очень радует тот факт, что государство позаботилось о том, по каким категориям различать продукцию кинематографа, применяя возрастные ограничения, тем самым можно с легкостью определить подходит тот или иной фильм, для просмотра ребенка, просто обратив внимание на его достигнутый возраст. Это предостерегает несформированную психику ребенка от возможных моральных расстройств.

Значительная часть родителей не следят, за тем, что смотрят их дети, современные сериалы, кино, мультфильмы и иные передачи, хоть и пишут о возрастном ограничении, однако большинство детей смотрят те передачи и программы, которые не просто не полезны им, а несут угрозу психическому здоровью.  Это может впоследствии сказаться на развитии ребёнка.  Эмоциональная сфера может претерпеть значительные изменения, которые в будущем потребуют квалифицированной коррекции.. Существующие возрастные ограничения, прежде всего должны отслеживать родители, проверять, что смотрит их ребенок, достиг ли он этой возрастной категории для просмотра кино или мультфильма.

Применение кинематографа в педагогической работе

Кино — это искусство. Сущность искусства заключается в том, что творец познает, а потом передает зрителю частицу реальности.

Искусство запечатлевает общий характер культуры. По кинематографу можно рассмотреть историю целых поколений, десятилетий. Через кино можно увидеть, как жили наши предыдущие поколения, да и мы сами. Кино показывает, как реальную жизнь, так и вымысел. Соответственно это кино -документальное и художественное. Как показала практика, художественное кино дети смотрят с большим интересом, но занимаются и снимают  - документальное.

Исследовав влияние кинематографа на развитие ребенка в рамках семьи, следует отметить, что воспитатель может стать наставником для родителей, порекомендовав, как специалист, безопасные фильмы и мультфильмы для просмотра в домашних условиях, согласно возрасту ребенка.

Так в педагогической практике известно, что видео визуализация, в качестве фильмов и мультфильмов оказывает значительное влияние на детей дошкольного возраста, поскольку в таком возрасте 3-7 лет, они восприимчивы к различному влиянию и ими легче управлять. Так через отечественные мультфильмы можно заложить ребенку многие моральные ценности, если показывать детям хорошие, добрые мультфильмы, например, «Про кота Леопольда», «Аленький цветочек» и др. Они способны научить ребенка быть добрым, честным, ответственным.

Также в своей педагогической практике, воспитатель может использовать продукцию кинематографа, предварительно просмотрев любимые фильмы или мультфильмы сыграть театральную постановку.  И это замечательно, ведь ребёнок имеет возможность оценить себя как актёра и артиста. Проиграть, увиденное, при этом роль может быть, как положительного героя, так и отрицательного. Мы с полной уверенностью можем сказать, что в этой деятельности ребёнок развивается и развивается его интеллектуальная деятельность.

Сравнение влияния российского и зарубежного кинематографа на развитие детей дошкольного возраста

В сознании взрослого человека давно сложилось мнение, что мультфильм – это непосредственно то, что предназначено для детей, однако, с каждым годом большинство родителей стали сомневаться в безопасности и пользе такой распространённой продукции кинематографа, как иностранное производство.

Так сложилось, что именно американские производители мультфильмов активно создают новых  персонажей, конечно, они становятся очень популярными среди детей, однако, не все что показывают юным зрителям, оказывает влияние на правильное развитие ребенка.

Самое большое влияние на интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста, несомненно, оказывают мультфильмы. Детям нравится смотреть мультфильмы, однако не все что может нравится, порой, является полезным. Так в сюжетно-ролевых играх дошкольники часто подражают своим любимым героям. В процессе подражания и идентификации они усваивают социальные роли, нормы поведения, ценностные ориентиры, идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с персонажем мультфильма, роль которого ребенок принимает, ставя себя на его место. Но игра в персонажи будет стереотипна, ребенок будет копировать жесты, манеру поведения персонажа, и в игре не будет ни творчества, ни развития, а сам ребенок будет подвержен опасности копировать биомеханические сооружения. Из-за традиционного подражания складывается неправильное мышление, образ, что способствует конфликту с родителями.

Мультипликации оказывают значительное влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста. К достоинствам мультфильмов можно отнести то, что они являются яркими, зрелищными, образными, простыми, ненавязчивыми и легкодоступными детям. Они способны формировать у детей первичные представления о том, что хорошо, а что плохо. Посредством сравнения себя с любимым героем ребенок учится воспринимать себя в ином образе, справляется с собственными страхами, уважительно относиться к другим. Происходящие события в мультфильме, позволяют воспитывать в детях такие качества, как  доброту, сочувствие,  развивают логическое и образное мышление, формирует мировоззрение в целом.

Однако, существует и некоторые проблемы. В первую очередь это связано с особой популярностью иностранных мультфильмов, в основном американского производства. Значительная часть продукции зарубежного кинематографа, не безвредна. Стоит отметить большое отличие между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (американского и японского производства). Основная разница заключается в глубоком расхождении картины мира. Советские мультфильмы отражают правильную для ребенка картину мира, которая учитывает православные идеи, за счет чего зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. В такой мультфильме или художественном фильме существует отрицательный персонаж, которого, как правило, можно легко перевоспитать.

Одна из московских социологических кампаний провела колоссальную работу, просмотрев километры американских мультфильмов, выписали на отдельную кассету эпизоды, где действуют героини женского пола, и показали ее детскому психологу. Её вердикт был таков: героини большинства американских мультфильмов сконструированы таким образом, что систематический просмотр лент с их участием, детьми, ведет к угасанию функций продолжения рода. Достигается это таким образом: образ женщины лишается романтики и тайны, путем наделения его взрослым реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно револьвируются и высмеиваются традиционные для нашего общества женские качества, те самые, которые прославляют наши старые, добрые, отечественные мультипликационные фильмы: целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность и материнство, как таковое. Героини советских мультфильмов не претендуют на реалистичность, они условны и воздушны, их женские атрибуты внешне лишь обозначены. Женственность выражена скорее через духовные качества, именно так выглядит мечта в детском представлении. Их американские антиподы – напротив: физиологичны, реалистичны, и обладают прекрасно развитыми формами взрослой женщины, которые умеют этими формами пользоваться. А ведь манеру поведения наши дети копируют автоматически.

В одном из городов несколько лет назад психологи изучали влияние различных мультфильмов на детскую психику. Выяснилось, что после «советских мультфильмов» дети успокаивались, становились более доброжелательными, у них улучшался сон и аппетит. После американских компьютерных мультфильмов у детей усиливались страхи и агрессивность, они начинали капризничать, драться, ломать игрушки. Между тем в последние годы очень редко увидишь на экране Чебурашку или Винни Пуха, зато агрессивные мультсериалы заполонили все каналы. Конечно, нельзя однозначно делить мультфильмы на плохие и хорошие, но так как у нас совсем разная культура, российским детям лучше смотреть российские мультфильмы.

Результаты исследования

Оценив масштаб влияния кинематографа, а также его качество за последние десятилетия, приходим к выводу о серьезной опасности, которую таят в себе многие современные произведения, которые нарушают психическое здоровье детей, развивают тревожность, страхи и неуверенность в общении. То, что делают иностранные, главным образом американские мультфильмы и фильмы с нашими детьми, помещается в короткую формулировку – интеллектуальное и моральное растление.

Дети любят смотреть анимацию, поэтому её в последние годы значительно больше, чем детского кино. К тому же наибольшее количество мультфильмов отмечено именно американского производства, вытеснив с кинематографа отечественных.

Тем самым, необходимо тщательно выбирать произведения, перед просмотром детей, и наиболее подходящие для этого произведения российского производства, поскольку по большей части они оказывают положительное влияние на развитие детей.

Перспектива развития отечественного детского кинематографа

Детское кино должно создаваться с расчетом, что будет востребовано многие годы. А для того, чтобы сделать такое кино качественно, требуются немалые затраты. Поэтому, первое, о чем упоминают многие эксперты, отечественный детский кинематограф в данный момент в России не прибылен, тем самым нуждается в спонсорах и активной государственной поддержке.

Решение таких важных вопросов, как стимулирование создания новых отечественных детских кинокартин, постоянное развитие и поддержка необходима в первую очередь на государственном уровне.

В содержании и форме детского кино стоит обратить внимание на следующие моменты:

- произведение небольшого размера;

- легкость восприятия;

- главный персонаж – непосредственно ребенок;

- финал истории должен быть положительным и жизнеутверждающим.

Возрождение детского кино должно быть поставлено в приоритет российской культуры. Возрождение в детском кино духовных ценностей, позволит ребенку в процессе просмотра уходить от проблем в сказочный и красивый мир. Кино для детской души может служить лекарством.

Необходимо использовать современные, компьютерные технологии на примере зарубежных производителей. Добавив больше красок, ведь присутствие детей в картине, не говорит о том, что это детское кино.

Создание новых жанров, например, приключенческого яркого кино. Ведь детское кино должно нести позитивный настрой, исповедовать семейные ценности, воспитывать патриотизм, учить и развлекать одновременно.

Существует острая необходимость в актуальном для детей герое, который мог бы присутствовать в детском кино. Преподнеся тем самым, новые идеалы и примеры для подражания. Важно создать такого героя, который стал бы кумиром из родного края, близкому по духу каждому ребенку.

Важно содержательно опираться на российскую культуру, национальные традиции при производстве детских фильмов.

Несмотря на понимание перспектив, реализация их стоит далеко за пределами настоящего времени. Все больше и больше экспертов, утверждают, что постепенно российское детское кино перестанет существовать, и на отечественном кинематографе будут лишь произведения зарубежных производителей. Поскольку наличие ряда обоснованных проблем значительно выше, чем их решение, несмотря на потребность и спрос.

Список литературы

  1. Богомолова М.В., Тихомирова Т.Н. Влияние обогащенной образовательной среды на интеллектуальное и креативное развитие детей старшего дошкольного возраста. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т. 4, № 3. С. 149–157.
  2. Отечественное детское кино: запросы общества и перспективы развития. Киноэкспертиза. Экспертно-исследовательская организация. 2013. – 60 с.
  3. Сальникова А.А., Бурмистров А.П. Советское детское игровое кино 20-х годов XX века и его юные зрители. Ученые записки Казанского Университета. 2014. – 131-141 с.
  4. Степанова А., Гречишникова Е.В. Какие мультфильмы лучше смотреть детям? 2014. – 22 с.
  5. Яскевич Ю.В. Влияние зарубежного кинематографа на развитие детей. 2009. – 450-456 с.
  6. Титова А.А., Дробжев А.М. Современные исследования в социологии кино // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6.
  7. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
  8. Яфаева В.Г. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников: Программа-руководство. Издание 2-е. – Уфа: ИРО РБ. 2011. – 64 с.

Черноусова Надежда Владимировна, воспитатель, МАДОУ д/с №36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Интеллектуальное развитие старших дошкольников в процессе формирования математических способностей».

В данной работе рассматривается проблема интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений. Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его...

Педагогический проект "Роль развивающей игры в интеллектуальном развитии старшего дошкольника"

Данный проект реализован в 2015 году. Участники дети и родители группы комбинированной направленности "Незабудка". Цель данного проекта - интеллектуальное развитие дошкольника через использование разв...

Опыт работы «Дифференцированное использование приемов коррекции интеллектуального развития старших дошкольников с ОВЗ»

Уважаемые коллеги!Мы хотим поделиться с Вами своими практическими наработками по вопросам коррекции интеллектуального развития старших дошкольников с умственной отсталостью. Возможно, они будут полезн...

Нетрадиционные дидактические развивающие игры в интеллектуальном развитии старших дошкольников

Нетрадиционные дидактические развивающие игрыв интеллектуальном развитии старших дошкольников...

"Игра против лености ума!" ( дидактическая игротека как средство интеллектуального развития старших дошкольников)

           Часто от школьных педагогов можно услышать упреки в адрес родителей «У вашего ребенка леность ума». Ленивый ум. Что это такое? Это отсутстви...