путешествие по экологической тропе
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Воспитательский час
Тема: "Путешествие по экологической тропе"
Цель: Создать условия для воспитания нравственно сильной личности, способной на достижение собственных целей, в сохранении окружающего мира.
задачи:
Образовательная:
- формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
- накопление позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
Развивающая:- развитие индивидуальных способностей воспитанников (чтение стихов), развитие наблюдательности, внимания, памяти и творческого мышления, обогащение словарного запаса новыми терминами.
Воспитательная:- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование познавательных интересов
Данный воспитательный час нацелен на развитие нравственности через творческие способности детей младшего и среднего возраста, познавательного интереса, расширение кругозора. Во время подготовительной работы и в ходе занятия детям предоставляется возможность убедиться в результативности совместных усилий, необходимости взаимопомощи, видеть результат своей деятельности, что развивает чувство коллективизма и способствует сплочению детского коллектива.
Ожидаемые результаты:
- формирование и развитие нравственных ценностей, любознательности, сообразительности;
-развитие творческих качеств личности, коммуникативности, повысить знания в области экологии;
-развивать стремление к самовыражению, личной инициативности.
Мета предметные результаты:
Знать, что экология – это наука, которая учит бережному отношению к окружающему миру.
Научиться анализу и решению проблемных ситуаций.
Развить творческие и интеллектуальные способности через коллективное дело.
Ход мероприятия
Воспитатель:
– Сегодня на нашем занятии мы узнаем, что означает слово «Экология», совершим воображаемое путешествие по экологической тропе, научимся бережному отношению к окружающему миру.
Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, жизнь зверей и птиц, деревьев, травы и всего, что растет и живет в лесу.
Экология – это наука о взаимоотношении живой и неживой природы, экология учит бережному отношению к окружающему миру. Растения и животные тесно связанны между собой. Например: медведь питается ягодами, травами, корешками, живет в берлоге. Медведь это живой организм, который питается, дышит, передвигается. А все остальное - растения, ягоды, все, что не дышит и не передвигается, относится к неживой природе, а медведь всем этим пользуется - вот вам и взаимоотношения живой и неживой природы.
Кто из вас может привести свой пример таких взаимоотношений?
(рассказы детей)
Воспитатель:
- Человек тоже является частью природы, но почему-то стал забывать об этом… Послушайте один рассказ.
Кадр 1 – Жил был лес. Красивый, зеленый, весь в цветах.
Обитали в лесу птицы. Птицы с утра до вечера пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья). Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, отдыхали, общались.
Кадр 2 – Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
Кадр 3 – Стал человек тогда вырубать лес. Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
Кадр 4 – Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу. Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
Кадр 5 – Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
Кадр 6 – Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо стало в лесу, никто не пел, на полянах невидно ни зайцев, ни белок… никого. И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных, радость и веселие”
Воспитатель: Почему в лесу никто не живет?
Дети: Человек разрушил жизнь леса.
Воспитатель: послушайте стихотворение, которое прочитает Марта
Земля дымила дымом,
Земля пыхтела паром,
Земля травилась ядом,
И взрывами тряслась.
Потом она спросила:
- А где же атмосфера?
Мне что-то стало душно,
Ах, мне нехорошо!
Ах, дайте кислороду,
И чистенькую воду!
Нормальную погоду!
Но поезд-то ушел.
Что ж делать человеку?
(Р. Алдонина ■)
Воспитатель: О чём говорится в стихотворении?
Дети: (отвечают) О горе, которое случилось с природой.
Воспитатель: Что делать человеку в этом случае? Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?
Дети: - Экология!
Воспитатель: Правильно, экология! Чему она учит?
Дети: - Бережному отношению к окружающему миру.
Воспитатель: - А теперь представим, что мы оказались в лесу, как хорошо в лесу, красиво, но на поляне полно мусора! Чтобы помочь лесу, совершим прогулку по лесу и исправим ошибки человека.
Игра «Собери мусор в лесу»
Условия игры: пол разбрасываются рисунки с изображением бутылок, бумаги, ботинки, пакеты, а также цветы, ягоды, листья. Два ребенка, по команде воспитателя, должны собрать в ведерко только то, что считают мусором в лесу.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы помогли нашему лесу, очистили его от мусора. Давайте посмотрим, что же вы собрали (вместе с детьми смотрим, только ли мусор собрали дети, если собрали цветы, ягоды или листья, то вместе обсуждаем, почему это не является мусором)
А что украшает лесные поляны?
Дети: - Цветы!
Воспитатель: - Правильно! Я предлагаю вам разгадать загадки о цветах, и если вы угадали, то на экране появится цветок.
Загадки:
- С этих шариков пушистых полетят парашютисты (Одуванчик)
- До чего ж цветок хорош, он на солнышко похож (Ромашка)
- У цветочка синий цвет, с язычком, а звону нет (Колокольчик)
- С головы до ног в иголках, а не ёжик и не ёлка (Кактус)
- Милый, желтенький цветок на поляне взгляд привлек (Лютик)
- Вначале наш Иван хорош, и цвет, и запах, и пригож. Потом, вдруг, стал совсем седой, и пух летит над всей землей. (Иван-чай)
Воспитатель:- Ребята, а все ли эти цветы растут в лесу?
Дети: (ответы) нет! Кактус не растет в лесу!
Воспитатель: - Правильно, а где растут кактусы?
Дети: кактусы растут в пустыне.
Воспитатель: правильно! Кактусы растут в пустыне, а мы с вами в лесу.
Очистили лес от мусора, вернули цветы на лесные полянки.
Давайте послушаем стихотворение, которое нам прочитает Игорь.
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
(М. Крюков)
Воспитатель: А это стихотворение о чем?
Дети: (ответы) о том, как надо вести себя в лесу, не разбрасывать мусор, а перед выходом из леса собрать в пакеты и положить в контейнер для мусора.
Воспитатель: А сейчас закроем глазки и представим себя на просторах тундры! Вокруг нас озёра большие и маленькие, где то недалеко течет речка. Красота! Предлагаю вам весёлую игру «Рыбалка»
Перед детьми поставить два таза с водой, в которой плавает мусор (фантики, пакеты, бутылки и т.д.), а между ними плавают игрушечные рыбки. Дети перед рыбалкой должны очистить импровизированное озеро, а потом начать рыбалку, кто больше поймает рыбок, тот и выиграл.
Воспитатель: Ребята, почему вы сразу не могли приступить к рыбалке?
Дети: (ответы) надо было сначала очистить водоём от мусора, не видно было рыбок, мусор мешал.
Воспитатель: Теперь вы понимаете, как важно сохранить водоёмы чистыми. Ведь только в чистых водоёмах водится здоровая рыба.
Наши младшие ребята подготовили стихотворение о рыбалке (читают Толя, Сережа, Гена и Настя)
Мы ходили на рыбалку,
Витя выловил мочалку,
А Егор – сковороду.
Коля – корку мандаринки,
Саша – старые ботинки,
Боря – банку от селёдки,
А Серёжка на крючок
Пакли выудил клочок.
Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу – пескаря.
Должен знать и помнить каждый:
Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды
Рыбы просто все помрут.
(А. Ерошин)
Воспитатель: в этом стихотворении всё как в нашей рыбалке, вместо рыбок мы ловили только мусор.
Природа – главное слово в окружающей среде. Охрана природы – главная цель экологии.
Кадр 7 - Охрана природы
Воспитатель: Нужно ли охранять природу?
Дети: Да!
Воспитатель: А как?
Дети: Охранять природу нужно от мусора, грязи, не бросать в реки и озёра отходы. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора.
Воспитатель: - Вы тоже можете помогать лесникам - охранять лес от пожаров. Вовремя и правильно тушить костры после привалов и чаепития на природе. Если где то в лесу заметили дым или небольшой пожар, то оповестить об этом взрослых. Государство создаёт заповедники для сохранения редких животных и растений дети могут помогать взрослым посильным трудом: зимой подкармливать диких животных, птиц, летом не нарушать гнёзда, не засорять водоёмы.
Послушаем стихотворение, которое расскажет Юля.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
Воспитатель: Береги свою планету, ведь другой, похожей, нету! Помните, что наша планета нуждается в нашей помощи и защите.
Сегодня мы много собрали мусора в нашем лесу. Такой мусор называется бросовый материал. Я предлагаю вам из этого бросового материала (пластиковых бутылок и бумаги) изготовить корзинку с цветами.
Дети рассаживаются за столики, дежурный раздаёт всем ножницы и цветную бумагу.
Воспитатель: давайте повторим технику безопасности при работе с ножницами.
Изготовление корзины с цветами
Старшие девочки из зеленой пластиковой бутылки вырезают стебельки и листья, при этом, не срезая их с бутылки до конца. Затем сгибают стебельки и листья в разные стороны. Тем временем, младшее и среднее звено вырезают цветочки из цветной бумаги. Старшие помогают нанизывать цветы на стебельки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я вижу, что у вас получились красивые корзинки с цветами. Давайте украсим ими игровую комнату.
Вот и завершили нашу экологическую тропу. Подведём итог:
- О чём мы сегодня говорили?
Дети: (ответы) об экологии, это наука о взаимосвязи живой и неживой природы.
Дети: (ответы) об экологической тропе, это когда человек изучает живую и неживую природу: жизнь животных и растений.
Воспитатель: Чему научились?
Дети: (ответы) беречь природу, очищать её от мусора, делать красивые вещи из бросового материала.
Воспитатель: Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и о том, как можно природу беречь и охранять. Берегите природу!
Литература:
- “Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме” пособие для воспитателей и учителей; Москва 2007.
- Л.Г. Горького, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова “Сценарии занятий по экологическому воспитанию”; Москва “ВАКО” 2011.
- Журнал “ Последний звонок” № 12 / 2002.
- Журнал “ Педсовет” № 9 / 1996.
Методическая разработка по теме:
Воспитательский час «Путешествие по экологической тропе»
Подготовила: Каткилева Анна Аркадьевна
Воспитательский час на тему:
«Путешествие по экологической тропе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/23/picture-366489-1453572960.jpg)
Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»
Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»Экологическая тропа проложена по территории детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/17/picture-552471-1418825774.jpg)
проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.
Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/19/picture-935610-1500445541.jpg)
Экологический проект во II младшей группе «Путешествие по экологической тропинке»
Главная задача пректа приобщение детей к пониманию и восприятию окружающей их природы....
«Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «Путешествие по экологической тропе».
Игровая обучающая ситуация«Путешествие по экологической тропе»(игра-путешествие)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/07/picture-970007-1510066413.jpg)
«Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «Путешествие по экологической тропе». в старшей группе
laquo;Путешествие по экологической тропе»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-311256-1384087626.jpg)
Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»
Путешествие "На экологической тропе"...