Реализация ФГОС ДО посредством проектной деятельности.
учебно-методический материал на тему

Белова Ольга Валерьевна

Статья раскрывает основные принципы ФГОС ДО. В связи с тем, что на смену традиционному обучению в детском саду приходит развивающее обучение, соответственно и меняются методы и приемы обучения и воспитания дошкольников. Метод проектов в ДОО является наиболее полно соответствующим положениям ФГОС ДО. Читателям предлагаются основные требования к организации проектной деятельности в ДОО по ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_fgos_do.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность педагога  ДОО в соответствии с ФГОС ДО

Белова О.В., воспитатель, МАОУ «Гимназия № 93 г.Челябинска»,

 первая  категория

В настоящее время  системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения. И связаны они с вступлением в силу следующих документов:

  • ФЗ закон  «Об образовании в РФ» (от  29.12.2012г.)
  • ФГОС ДО (от  17.10.2013г.)

Дошкольное образование определено как первый уровень общего образования.  Существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию, как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. Учитывая эти позиции,  на смену традиционному обучению приходит развивающее обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности в активной созидательной деятельности.

 Также  изменилась модель выпускника детского сада, которая предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков,  то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие личностных качеств и социальную адаптацию. Следовательно, нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни у детей  должно появиться желание учиться.

Изменения в общей концепции понимания задач дошкольного образования должны естественным образом сказаться  как на всей организации процесса воспитания и обучения дошкольников, так и  на выборе педагогических методов  и приемов.

Основные  принципы ФГОС ДО:

  •  Признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  • Развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту детей видах деятельности.
  • Взаимодействие с родителями по вопросам образования детей, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность.

Одним из наиболее эффективных методов, способных реализовать эти принципы в ДОО, является проектная деятельность.

           Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

        Цель  проектной деятельности в ДОО — развитие свободной  творческой  личности ребёнка.

        Задачи проектной деятельности:
— обучать элементарному планированию;
— формировать навыки сбора и обработки информации, материалов;
— развивать творческие способности;
— формировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Коллективная работа детей  дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему проекта  в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями, что и является требованиями ФГОС ДО.

Особенности организации проектной деятельности в ДОО:

  • В основе любого проекта лежит проблема, которая должна быть интересна детям и для решения которой требуется исследовательский поиск.
  • Проектная деятельность в детском саду – это совместная партнерская деятельность взрослых и детей.
  • Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога),  познавательно-исследовательская деятельность.
  • Проектная деятельность в детском саду предполагает разные формы активности детей (Н.Е.Веракса).
  • Проектная деятельность в ДОО – это еще и особая форма организации пространства. Любой проект всегда находит отражение в развивающей среде группы или всего детского сада.

             Задачи воспитателя в работе над проектом: 

  • Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
  • Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их возраста и с опорой на их личный опыт.
  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  • Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  •  Вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  • Заключительный этап проекта                                                    тщательно готовить и проводить его                                                       презентацию всеми участниками при участии зрителей (родителей, сотрудников, других детей).

           Проектная деятельность в детском саду по ФГОС ДО – это  прежде всего партнерская деятельность взрослых и детей.  Во время реализации проекта партнерская позиция воспитателя должна проявляться как никогда и выражаться основным словом: «Вместе». Для того чтобы воспитатель стал настоящим партнером ребенка во время реализации проекта, необходимо учитывать 4 основные позиции партнерства:

  • Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
  • Добровольное присоединение ребенка, без психологического и дисциплинарного принуждения,  к  общей деятельности.
  • Свободное общение и перемещение ребенка во время деятельности.
  • Открытый временной конец занятия или игры, когда каждый работает в своем темпе.

 Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка - дошкольника. В период  решения проблемных и творческих задач проекта происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Выбранная тема проекта «проецируется» на все образовательные области, предлагаемые ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через  различные виды детской деятельности. Таким образом,  в результате целостного образовательного процесса  у ребенка формируется целостное видение картины окружающего мира, происходит развитие творческих способностей, активности и инициативности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация регионального компонента посредством проектной деятельности

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию долгосрочный проект «Колоски России» для детей средней группы. Данный проект позволяет решать задачи реализации регионального компонента образовательной п...

Взаимодействие родителей и детей посредством проектной деятельности в контексте реализации ФГОС

Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общ...

«Художественно – эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности в соответствии с ФГОС».

Каждый ребенок -  художник.                         Трудность в том, чтобы ...

Афиши и билеты к опыту работы по реализации проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"

Афиши и билеты к опыту работы по реализации проекта  "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...

План – программа «Художественно – эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности в соответствии с ФГОС».

laquo;Цветные чудеса».Данный проект способствовал успешному овладению детьми нетрадиционными техниками рисования.Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развити...

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ" ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....