Взаимодействие родителей и детей посредством проектной деятельности в контексте реализации ФГОС
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития. В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновлённая образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействие с родителями. В соответствии с Федеральным Законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Разработка федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. На современном этапе многие родители дошкольников, в силу ряда существенных обстоятельств (например, занятость на работе или непонимание важности совместной деятельности с ребенком), не проводят со своими детьми много времени. При этом большинство современных родителей отдают себе отчет в том, что ребенок нуждается в совместной деятельности с ними.

Основа воспитания человека закладывается в семье. Каждая семья - это свой замкнутый мир и своя жизнь, заботы и традиции, свой быт. Установлено, что в семьях, где родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Для маленького ребенка ближайшее окружение, общение с родными, является наиболее важным источником развития. Именно родители первыми знакомят ребенка с окружающим миром, раскрывая многообразие предметов и явлений, развивая познавательно и эмоционально, передавая культурно- исторические традиции семьи и народа, помогая адаптироваться в мире вещей и отношений, пока еще незнакомых и непонятных малышу. Чтобы сделать воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным, необходимо активизировать родителей, привлечь их внимание к тем педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми. Задача педагогов — сделать этот процесс интересным и продуктивным.

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Формирование познавательно-исследовательской деятельности является одним из важнейших условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, для его социализации в современном мире, формирования жизненной компетенции.

Среди основных принципов заложенных в ФГОС дошкольного  образования отмечены:

·  реализация программы в формах специфичных для детей данной возрастной группы, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности;

·  поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

·  сотрудничество Организации с семьей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Познавательная деятельность детей способствует развитию детской любознательность, пытливости ума и формирует устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Одной из технологий, охватывающей выше перечисленные принципы, можно считать метод проектов. Суть понятия «проект» - его направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельно конструировать свои знания, развивать абстрактное мышление.

Уникальным способом сотворчества детей и взрослых является технология проектирования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, сможет заинтересовать его, увлечь его в эту деятельность.

С целью развития познавательно-исследовательской деятельности у детей подготовительной группы «Непоседы» МКДОУ БГО Детского сада № 16 комбинированного вида мы применяли технологию проектной деятельности, чтобы  обеспечить индивидуализацию для каждого ребёнка и объединить в совместной деятельности усилия взрослых и детей.

Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над предлагаемым проектом происходило взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Основными задачами в рамках сотрудничества субъектов образовательного процесса являются:

·       установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;

·       приобщение родителей к единому образовательному пространству ДОУ;

·       развитие социально-личностной сферы дошкольников;

·       повышение педагогической компетентности родителей.

В данной статье представлены наиболее интересные работы детей, родителей и педагогов в рамках проектной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие родителей и детей посредством проектной деятельности в контексте реализации ФГОС

Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития. В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновлённая образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействие с родителями. В соответствии с Федеральным Законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Разработка федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. На современном этапе многие родители дошкольников, в силу ряда существенных обстоятельств (например, занятость на работе или непонимание важности совместной деятельности с ребенком), не проводят со своими детьми много времени. При этом большинство современных родителей отдают себе отчет в том, что ребенок нуждается в совместной деятельности с ними.

Основа воспитания человека закладывается в семье. Каждая семья - это свой замкнутый мир и своя жизнь, заботы и традиции, свой быт. Установлено, что в семьях, где родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Для маленького ребенка ближайшее окружение, общение с родными, является наиболее важным источником развития. Именно родители первыми знакомят ребенка с окружающим миром, раскрывая многообразие предметов и явлений, развивая познавательно и эмоционально, передавая культурно- исторические традиции семьи и народа, помогая адаптироваться в мире вещей и отношений, пока еще незнакомых и непонятных малышу. Чтобы сделать воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным, необходимо активизировать родителей, привлечь их внимание к тем педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми. Задача педагогов — сделать этот процесс интересным и продуктивным.

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Формирование познавательно-исследовательской деятельности является одним из важнейших условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, для его социализации в современном мире, формирования жизненной компетенции.

Среди основных принципов заложенных в ФГОС дошкольного  образования отмечены:

  • реализация программы в формах специфичных для детей данной возрастной группы, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Познавательная деятельность детей способствует развитию детской любознательность, пытливости ума и формирует устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Одной из технологий, охватывающей выше перечисленные принципы, можно считать метод проектов. Суть понятия «проект» - его направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельно конструировать свои знания, развивать абстрактное мышление.

Уникальным способом сотворчества детей и взрослых является технология проектирования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, сможет заинтересовать его, увлечь его в эту деятельность.

С целью развития познавательно-исследовательской деятельности у детей подготовительной группы «Непоседы» МКДОУ БГО Детского сада № 16 комбинированного вида мы применяли технологию проектной деятельности, чтобы  обеспечить индивидуализацию для каждого ребёнка и объединить в совместной деятельности усилия взрослых и детей.

Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над предлагаемым проектом происходило взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Основными задачами в рамках сотрудничества субъектов образовательного процесса являются:

  • установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;
  • приобщение родителей к единому образовательному пространству ДОУ;
  • развитие социально-личностной сферы дошкольников;
  • повышение педагогической компетентности родителей.

В данной статье представлены наиболее интересные работы детей, родителей и педагогов в рамках проектной деятельности.

1. Проект «Моя малая Родина»

Цель: воспитание  патриотических чувств и любви к родному городу.

Родители сотрудничали с детьми и педагогами. Совместно были определены задачи и этапы работы. Каждая семья выбрала объект для изучения (архитектурное строение, памятник, учреждения культуры, образования и т.д.). Результаты своей работы представили в виде мини проектов, которые после презентаций объединили и оформили в виде  фотоколлажей: «Улицы родного города», «Борисоглебск – праздничный».

Работа состояла из трёх этапов: 1. Сбор информации о выбранном объекте, фотографии, иллюстрации. Родители вместе с детьми посещали библиотеку, искали информацию в интернете. 2. Дети составляли рассказ, излагая изученные сведения, рассказ записан родителями. 3. Всей семьёй выполняли поделку. Это аппликация с использованием природного и бросового материала, рисунок, оригами или коллаж. Дополнили свою работу стихами, загадками, раскрасками на выбранную тему.  

2. Проект «Осенняя история про музыкальные инструменты»

Цель: закрепление знаний о природных явлениях, наступающих с приходом осени.

Родители с детьми приняли участие в конкурсе, проводимом в детском саду  «Поделки из природного материала».  После выставки поделок был оформлен стенд с фотографиями «Дары осени». В рамках проекта провели занятие по продуктивной деятельности с участием родителей на тему «От А до Я». Родители вместе с детьми украшали буквы алфавита вырезанными цветами, ягодами, листьями.

3. Проект «Новогодняя сказка»

Цель: расширение  представлений о праздновании Нового года и рождества, познакомить с русскими традициями.

Родители вместе с детьми приняли активное участие в конкурсе  «Символ Нового Года». Приняли участие в украшении группы к Новому году. С этой целью организовали досуг совместно с родителями «Снежинкины посиделки», на которых одна из мам показала  мастер-класс по изготовлению снежинок. Вырезанными снежинками украсили группу.

4. Проект «Дружно с папами играем, быть солдатами мечтаем!»

 Цель: воспитание у мальчиков военно-патриотических чувств, установление связи между поколениями.

В качестве домашнего задания необходимо было нарисовать портрет папы, и на стенде среди остальных портретов каждый папа должен был угадать себя. Нужно отметить, что процесс угадывания своего портрета вызвал бурю положительных эмоций у ребят.

Дети - юные журналисты, брали интервью у своих отцов или дедушек – бывших военных. Военным в отставке предлагалось ответить на следующие вопросы: 1. В каком году Вы служили в армии? В каких войсках? 2. Какое у Вас было звание? 3. Были ли военные действия во время Вашей службы? 4. В чём заключалась ваша служба? 5. Были ли у вас военные награды? Мужчины с большой ответственностью отнеслись к этому заданию.

Маленькие корреспонденты отлично справились со своим заданием, и по результат такой кропотливой работы был оформлен фотоколлаж «Журналистские хроники», который состоял из семейных работ: текст интервью с фотографией, фото солдата.

5. «А маме, я скажу!»

Цель: расширить знания детей о возникновении праздника, привлечь детей к подготовке видеоролика с поздравлениями для мам.

В этом проекте вместе с детьми мы записали видео - презентацию «Поздравления для мам», в которой каждый ребенок сказал своей маме самые теплые, добрые и трогательные слова. А мамы оформили фотоколлаж «Мамы всякие важны», где поместили свои фотографии с их рабочего месте и короткий рассказ о своей профессии.

И фотоколлаж и трансляцию видео- презентации мамы смогли оценить непосредственно на мероприятии, посвященном 8 марта.

6. Проект «Наши домашние питомцы»

 Цель: активизировать интерес, любознательность детей, удовлетворить их потребность в получении новых знаний. Решались следующие задачи: - формирование собственного познавательного опыта; - формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой природе; - формирование заботливого отношения к окружающей среде на основе знакомства с животными ближайшего окружения.

На этапе подготовки к реализации проекта детям совместно с родителями предлагалось принять участие в сборе фотоматериала о домашних питомцах. Родители заинтересованно отнеслись к «домашнему заданию» - созданию презентации. Вместе с детьми взрослые делали фотографии, подготовили небольшие выступления, написали короткие познавательные рассказы для педагога. На заключительном этапе работы над проектом планировалось составить презентацию. Детям представилась возможность рассказать о животных домашнего уголка природы своим сверстниками и взрослым. Все это вызвало живой интерес у зрителей и слушателей, так как демонстрация проходила на большом экране с использованием видеопроектора. Работа над данным проектом способствовала обогащению познавательного, коммуникативно-личностного и речевого развития детей.

7. «Геокешинг игра – путешествие по родному городу в поисках клада»

Работая над темой проекта, мы пришли к выводу, что все дети очень любят приключения, и поиск клада может стать ещё одной увлекательной игрой.

Сейчас в мире очень популярна такая игра, как геокешинг. Геокешинг (geocaching от греч. Geο – Земля и англ. cache – тайник) – туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками игры.

В рамках проектной деятельности в ДОУ мы адаптировали игру для дошкольников. С детьми был составлен маршрут, прокладывался путь от одной точки к другой. Наши воспитанники получали перечень пунктов, которые они должны будут посетить. Задача – найти пункты или  спрятанные там предметы, и ответить на вопросы. В каждом пункте игроки выполняли простые задания и делали пометки в своем путевом листе.

Кроме этого, были привлечены  и  родители к созданию компьютерных презентаций, где дети вместе с родителями  искали необходимую информацию в Интернете и фотографировались на фоне искомых объектов для своих проектов. Затем мы все вместе готовили свои отчеты-презентации  о проделанной работе. Мы настолько увлеклись Геокешингом, что стали придумывать всё более сложные и интересные формы игры, их подсказывали нам непосредственные участники -  наши воспитанники.

Очень частыми гостями родители бывают на спортивных развлечениях «Зарядись энергией!», «Мы – богатыри!»,  «Веселые старты» проводимых в зале и на улице в течение учебного года. Результатом такой активной работы является запись диска «Наши спортивные  достижения!».  

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Верхотурова Ю.А. О содержании понятия «Педагогическое взаимодействие родителей с детьми раннего возраста» // Вестник социально-гуманитарного образования и науки 2011, - №1. С. 4-8. 2.

4. Мелентьева Е.В. Особенности взаимодействия родителей и детей дошкольного возраста // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. 2012.- № 2. С. 60-65.

5. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Патриотическое воспитание дошкольников посредством физической культуры в контексте реализации ФГОС»

Выступление на педагогическом совете по теме патриотического воспитания дошкольников с помощью образовательной области "Физическая культура", о работе, которая ведется инструктором по физической культ...

«ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ И СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернут...

«Художественно – эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности в соответствии с ФГОС».

Каждый ребенок -  художник.                         Трудность в том, чтобы ...

Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"...

План – программа «Художественно – эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности в соответствии с ФГОС».

laquo;Цветные чудеса».Данный проект способствовал успешному овладению детьми нетрадиционными техниками рисования.Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развити...

Привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДO

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.Феликс АдлерСемья для ребенка – это источник личного опыта. Здесь он на...

« Патриотическое воспитание дошкольников посредством физической культуры в контексте реализации ФГОС»

  «Любовь к родному  краю,Родной культуре, родной речиНачинается с малого –с любвиК своей семье, к своему жилищу,К своему детскому саду.Постепенно расширяясь, этаЛюбовь пе...