Привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДO
статья

Лупинос Людмила Владимировна

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.

Феликс Адлер

Семья для ребенка – это источник личного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его личностное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад – семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lupinos_statya.doc.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Лупинос Людмила Владимировна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №4

г. Называевска Омской области»

Привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность  в условиях реализации ФГОС ДO

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.

Феликс Адлер

Семья для ребенка – это источник личного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его личностное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад – семья.

 C 1 сентября 2013 г. действует закон «Oб образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровней общего образования.

Семья вместе с детским  садом формирует этот основной комплект факторов и условий образовывающей среды, которая устанавливает результативность всего образовательного процесса.  Поэтому при значительном многообразии обязанностей ДОУ работа с семьей значительна в образовательной деятельности. Работа воспитателя с родителями направлена на сотрудничество в интересах ребенка, формированием совместных подходов к развитию, индивидуальное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, организации помощи в обучении, физическом и духовном воспитании ребенка.

Выделяют следующие условия взаимодействия:

1. Целенаправленность и систематичность. Активность всех участников в процессе взаимодействия.

2. Мотивированность. Создать ситуации заинтересованности, желание участвовать, видеть в этом реализацию собственных возможностей.

3. Творческая среда. Способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интересы участников процесса.

4. Психологический комфорт. Возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

5. Учет возрастных особенностей. Осуществить взаимодействие «воспитатель – ребенок – родитель» на доступном для детского восприятия уровне.

С введением ФГОС   перед дошкольным образованием встали новые задачи, направленные на взаимодействие с родителями помогающими решать совместно образовательные задачи.  И именно поэтому мы используем во взаимодействии с родителями инновационное направление – проектную деятельность. Проектный метод направлен на формирование творческой личности ребенка. Ребенок при содействии взрослых (педагогов, родителей)  познает мир, учится взаимодействовать с ним. 

Опираясь на поддержку родителей, дети отыскивают решение проблемы через вопросы к ним: общие походы в библиотеку, чтение детской познавательной и справочной литературы; наблюдений и экскурсий; организация продуктивного вида деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, мастерят, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом весьма значимо, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не препятствовали их возможностям, проявлять самостоятельность, инициативу и творчество.

Основным условием для работы в проекте, является помощь со стороны родителей, включенность их в работу. Это определено условными причинами.

Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не сразу показывают способность быть  самостоятельными на всех этапах выполнения проекта, испытывают трудности в организационных, технических, оформительских и прочих вопросов. В результате этого, детям необходима помощь родителей.

Во-вторых, объединение в творческом процессе не только детей и родителей особенно существенно в ситуации недостатка внутрисемейного общения.

B-третьих, имеется подобная разновидность проектов, как семейные, например: «Моя родословная», «Наши семейные традиции», «Истории нашей семьи» и другие, в процессе их осуществления одновременно решаются творческие, образовательные, развивающие и воспитательные задачи.                                                                                      

Задачи проектной деятельности для определенного возраста дошкольников разнообразны. Например, педагоги Л.C. Киселева, M.Б. Зуйкова в младшем дошкольном возрасте определяют их как:

- вхождение детей в игровую и проблемную ситуацию (ведущая роль взрослого);

- активизация пути разрешения проблемной ситуации (вместе со взрослым);

- формирование первоначальных предпосылок исследовательской деятельности (практический опыт).

B старшем дошкольном возрасте это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения устанавливать возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а далее и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленных задач;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе исследовательской деятельности.

Ha современном этапе детский сад постепенно переходит в открытую образовательную систему: c одной стороны, педагогический процесс становится более свободным, эластичным, дифференцированным, гуманным, c другой – воспитатели ориентируются на сотрудничество с родителями. Таким образом, образуется социальное партнерство – взаимовыгодное взаимодействие, направленное на решение образовательных вопросов, обеспечение постоянного развития детей, реализовываемое в рамках действующего законодательства.

Существенные принципы сотрудничество ДОУ и семьи:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями – принцип рассчитан на положительный настрой в общении.

2. Индивидуальный подход. Воспитатель, общаясь c родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей.

3.  Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители – люди осведомленные, информированные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Гораздо эффективнее будет организация атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи.

4. Открытость - возможность знать и видеть, как живет и развивается ребенок. Основным моментом является установление личного контакта педагога с родителем, каждодневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что для успешного решения вопросов воспитания и развития личности ребенка      необходимо      активное      взаимодействие      всех      участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей.