РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
статья

Назарова Светлана Ивановна

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ" ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_belgorod.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

С.И. Назарова

МДОУ «Детский сад комбинированного

 вида № 28 п. Разумное», старший воспитатель

(Белгородский р-н п. Разумное)

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ»

ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Изменения, происходящие в обществе определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса становится успешная социализация личности. В связи с этим перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений стоят непростые задачи воспитания гражданских чувств у детей и их социальной компетентности.

Формирование гражданственности неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста. Для успешной организации воспитательно-образовательного процесса в данном направлении  в нашем дошкольном учреждении реализуется интегрированная программа «Белгородоведение», разработанная ОГАОУ ДПО «БелИРО». Данная программа направлена на развитие чувства патриотизма у детей дошкольного возраста и обогащение их представлений об истории, культуре, природе родного края.

Учитывая психологические особенности дошкольников построение образовательной деятельности по патриотическому воспитанию базируется на использовании таких педагогических технологий, как игровая, музейная педагогики, метод проектов.

В системе формирования  краеведческих представлений у дошкольников особое место занимают дидактические средства  метода проектирования, которые способствуют приобщению детей к культуре и истории родного края, знакомству с бытом и традициями своего народа, развитию познавательных интересов дошкольников, формированию любви к родному краю.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Работа над проектами социально-нравственной  направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников к природе, истории, достопримечательностям родного края, формированию любви к родному краю.

Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители воспитанников и социальные институты. Родители могут быть не только источниками информации, но и стать непосредственными участниками разработки мероприятий по возрождению отечественных традиций и обычаев на основе изучения культуры и истории своего народа.

Этот метод затрагивает  не столько интеллектуальную сферу детей, сколько их  чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Ребенок идет к постижению ценностей через эмоционально – образное принятие исторических событий, личностное переживание их значимости, развитие положительного отношения к истории края.

 Организация образовательного процесса в детском саду по краеведческой деятельности  на основе изучения истории, культуры и природы Белогорья в пособии «Белгородоведение» представлена  содержательными модулями «Моя Родина», «Семья» и т.д. В зависимости от темы модуля можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

Игровые:

- «Игра – путешествие по родному городу (поселку)»;

- «Строим город будущего»;

- «Мама, папа, я – спортивная семья».

Творческие:

- «Вместе играем и поем да старинушку Белгородскую узнаем»;

- «Тайны моего имени»;

- «Мой дом, моя улица».

Познавательные:

- «Путешествие в прошлое моего города (поселка)»;

- «Мы друзья леса»;

- «Нельзя об этом забывать»;

- «Народные промыслы Белгородчины»;

- «Символы нашего края».

Темы проектов могут быть самыми различными, главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Проектная деятельность включает разнообразные формы и методы работы с детьми, которые обеспечивают эффективное развитие чувств патриотизма у детей дошкольного возраста и приобщает их к традициям Белгородского края, к традициям России, к традициям семьи.

Например, в рамках реализации проекта «Моя  семья»  можно использовать:

- составление совместно с родителями «Генеалогического древа»;                                  

- оформление фотовыставки «Наша дружная семейка»;

-составление рассказов о своей семье;

- рисование с детьми «Моя семья»;

- И заключительный этап - совместное с родителями  соревнование «Мы строим дом».

 Этот проект поможет родителям  лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.

При работе над проектом «Защитники Отечества»  можно знакомить детей с историей, культурой, традициями нашей армии, воспитывать патриотические чувства относительно своей Родины; приобщать к духовным и историческим ценностям своего народа.

Проект включает в себя:

- рисование рисунков «Мой папа, самый, самый»;

- выпуск с детьми стенгазеты ко дню Защитников Отечества;

- составление  альбома «Защитники Отечества»;

- анкетирование ;

- изготовление подарков для пап и дедушек;

- спортивное развлечение «Богатыри земли Русской».

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе. Так с детьми средней группы проекты носят краткосрочный характер. Как правило, это игровые и творческие проекты. К подготовительной к школе группе доминирующим методом, используемым в работе над проектами  выступает познавательно-исследовательская деятельность. Проекты могут быть разной продолжительности, при реализации которых дети совместно с педагогами и родителями собирают, изучают различные  факты и события из истории, культуры и природы родного края.

Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается  добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит  от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими  впечатлениями и знаниями его обогатят.   

Главной составляющей патриотического воспитания является воспитание любви и уважения к родной семье, родному городу, народу, стране. Чтобы воспитать патриотов родной страны, надо её знать. Важными для воспитания патриотических чувств являются и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

  Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов в работе с дошкольниками по приобщению к традициям своего народа  — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация методов игровой терапии в проектной деятельности

Одним из методов развития и  оздоровления детей,  основанном на искусстве и творче­ской деятельности, являетсяарт-терапия.Внастоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: иг...

Реализация ФГОС ДО через организацию проектной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушения речи

В статье рассматриваются актуальные вопросы реализации ФГОС ДО через проектную деятельность...

Реализация ФГОС ДО через организацию проектной деятельности дошкольников с нарушениями речи

Одной из педагогических технологий, развивающей познавательные навыки  дошкольников, является проектирование....

доклад "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, с применением интегрированных педагогических технологий, через проектную деятельность"

Материал выступления на конференции "Организация проектной деятельности обучающихся как одна из трудовых функций педагога"(2019). Повышение качества образования и воспитания посредством внед...

Проект «Реализация творческих способностей детей через проектную деятельность»

Инициативность является одним из основных условий совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, в том числе творческой. В настоящее время требования к проведению занятий изменились, так ...