Проект «Реализация творческих способностей детей через проектную деятельность»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Филатова Оксана Александровна

Инициативность является одним из основных условий совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, в том числе творческой. В настоящее время требования к проведению занятий изменились, так как существуют педагогические технологии, которые необходимо использовать при реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Проектная деятельность позволяет наиболее целостно интегрировать все образовательные области: обучение, развитие, воспитание.В достижении положительных результатов в развитии инициативности детей мне, как педагогу дошкольного образования, помогает метод проблемного обучения, который предполагает активную самостоятельную деятельность детей по созданию проблемных ситуаций, их разрешению. Эти задачи осуществляются через проектную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филатова Оксана Александровна,

воспитатель

МБДОУ детский сад № 10

станица Каневская

Каневской район

Тема: «Реализация творческих способностей детей через проектную деятельность»

Цель:

Проектная деятельность является эффективной формой работы в  поддержке детской познавательной инициативы и развитии свободной творческой личности ребенка дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Активизация мыслительной деятельности детей;
  2. Развитие способностей к экспериментированию, построению гипотез, творчеству;
  3. Развитие интереса к окружающему миру, желание узнавать новое, формирование предпосылок поисковой деятельности;
  4. Стимулирование навыков общения, сотрудничества, коммуникабельности, способности правильно и полно выражать свои мысли;
  5. Поощрение самостоятельной постановки цели и поиска способов ее реализации;
  6. Воспитывать  самостоятельность и инициативность, уверенность в своих силах.

Моя задача, как педагога, выбрать наиболее правильные формы работы с детьми, чтобы реализовать поставленные задачи образовательной деятельности, в том числе по развитию познавательных способностей у воспитанников.

Свои задачи я осуществляю через игровую деятельность с привлечением детей в различные виды творческой и практической деятельности. Стараюсь поддерживать интерес у детей к изучению социальной действительности и ближайшего окружения, например: наблюдения на прогулке за живыми и неживыми объектами, практические полезные дела – посадка луковиц и наблюдение за их ростом.

В достижении положительных результатов в развитии инициативности  детей мне помогает метод проблемного обучения, который предполагает активную самостоятельную деятельность детей по созданию проблемных ситуаций, их разрешению. Эти задачи осуществляются через проектную деятельность. 

В настоящее время требования к проведению занятий изменились, так как существуют педагогические технологии, которые необходимо использовать при реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Проектная деятельность позволяет наиболее целостно интегрировать все образовательные области: обучение, развитие, воспитание.

Инициативность является одним из основных условий совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, в том числе творческой.

Исследования влекут ребенка к наблюдениям, опытам.

Самыми привлекательными в исследовательской деятельности для детей являются те опыты и эксперименты, где предполагаются практические действия с целью проверки и сравнения.  Маленький исследователь должен учиться вырабатывать гипотезы  и моя задача как педагога, и равноправного партнера в совместной проектной деятельности, это побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов, умения самих детей задавать вопросы и искать на них ответ.

Любознательный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, он умеет найти занятие в соответствии с собственными  желаниями и предложить занимательное общение.

Главная особенность проектного обучения - это активизировать учебную работу детей, придав ей творческий характер,  а вместе с тем проявить их самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать, учить ребенка смело высказывать свои суждения, подводить итог.

Проектная деятельность позволяет дошкольнику проявить себя как личность. Яркое впечатление у моих воспитанников  оставило участие в муниципальном этапе всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь».

Выделяют три вида проектов: исследовательский, творческий, нормативный. Наиболее полно методика работы с детьми по организации проектной деятельности представлена для педагогов дошкольного возраста в пособии Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. «Проектная деятельность дошкольников». В данном пособии большое акцентировано внимание на поддержку детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Проект – это детская самостоятельность, это конкретное практическое творческое дело.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования  указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Участие в данном конкурсе дало детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Участие в проектной деятельности формирует самосознание ребенка, уверенность в своих силах, учит смело высказывать свои суждения.

Проектная деятельность является эффективным средством взаимодействия дошкольного общеобразовательного учреждения  и семьи. Родители воспитанников очень активно включились в работу над реализацией проекта своих детей, всячески содействовали успеху своего ребенка, ведь доверительные отношение и взаимодействие «на равных» позволяют ребенку испытать чувство уверенности, стабильности, контроль над ситуацией.

Прежде всего, мы вместе с родителями и детьми обсудили темы проектов, наметили план движения к цели. Наших детей интересуют разные аспекты жизни, что и отразилось в многообразии представленных проектов на конкурсе.

Все детские проекты очень разнообразны по форме и содержанию. По итогам конкурса мы убедились, насколько талантливы наши дети, так как ребята заслуженно получили оценку своего труда – были награждены грамотой победителя, лауреата и участника конкурса,  среди воспитанников МБДОУ  детского сада № 10.

По итогам проделанной работы важно отметить, что такая форма взаимодействия с родителями очень актуальна и плодотворна. Родители и дети стали активными  участниками  совместной деятельности, метод проектов развил творческие способности детей и коммуникативные навыки, дал возможность удовлетворить любопытство и потребность в познании.

Задача родителей на всех этапах проекта:

- знать суть проектной деятельности;

- требований к процессу и результату выполнения;

- содействие своему ребенку;

- помощь педагогу.

Организуя работу с родителями в группе,  я стараюсь вовлечь их в процесс сотрудничества,  посредством мастер-классов, родительских собраний, познавательных гостиных, круглых столов, придерживалась той цели, что это важно для самого ребенка, и  способствует повышению его самооценки. Участие в проектной деятельности это расширение кругозора, развитие всех познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения. Важно, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе,  испытать чувство гордости за свои достижения. Так презентация проекта была представлена победителем конкурса на родительском собрании для родителей нашей группы. Учитывая опыт первого выступления мы, совместно с родителями ребенка, постарались скорректировать его действия, речь, что позволило воспитаннику уверенно выступить.

При подготовке  к муниципальному этапу всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь» среди дошкольных образовательных учреждений Каневского района мы с интересом работали над оформлением проекта, придумывали, советовались, радовались свежим идеям.

Очень важно подобрать для ребенка тему детского проекта, понятную и очень интересную, чтобы  активно вовлечь его в исследовательскую деятельность, научить наблюдать и делать свои выводы.

Детям интересен мир, который их окружает, и главной задачей взрослых, сделать так, чтобы этот интерес не угасал, а побуждал ребенка к саморазвитию.

Анализируя выполненную работу важно отметить, что цель, которую я перед собой поставила, была достигнута: детям интересна проектная деятельность, она способствует реализации своих способностей и талантов, а от меня потребовало применение нестандартных действий, настроило на новый интересный путь общения с ребятами и их родителями. Продолжение работы в данном направлении считаю актуальным и необходимым.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей   и обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на ребенка дошкольного возраста.  

Спасибо за внимание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Примерная Общеобразовательная Программа Дошкольного Образования «От рождения до школы», Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014;
  2. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса – М.: Мозаика-Синтез, 2015;
  3.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.
  4.  [Электронный ресурс]. – 2020 URL: http:// maam.ru.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Задачи:uприобщение детей к театральному искусству;uобогащение и активизация словаря детей;uстимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, и...

Конспект по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность «Проказы Бабушки Яги» для детей старшей возрастной группы

Сюжет игровой деятельности  строиться на выполнении заданий, которые дает детям сказочный персонаж -  Баба-Яга. В процессе выполнения разнообразных упражнений и театрализованных этюдов...

Мастер-класс по развитию познавательных способностей детей через проектную деятельность.

формировать у детей представления о профессиях  взрослых в ближайшем окружении....

"Развитие творческих способностей дошкольников через проектную деятельность"

Долгосрочный литературный проект  для детей  4-7 лет   Авторы: Лычангина Л.В., воспитатель; Федотова Т.В., педагог дополнительного образования...

Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"

программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...

Развитие творческих способностей дошкольников через проектную деятельность

На сегодняшний день перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала детей. В связи с введением в действие ФГОС возникла необходимость повышения качест...

Мастер класс "Через опыт- к творчеству". Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Мастер-класс Цель мастер-класса: Повысить педагогическую компетентность педагогов.Задачи: • представить педагогам методы и приемы работы по развитию творческих способностей дошкольников...