Лепка – как самый доступный и осязаемый способ для самовыражения детей дошкольного возраста.
статья на тему

Шевцова Ольга Викторовна

Статья о использовании пластилина  у дошкольников с целью выявление психологических проблемм и их улучшения. В ней рассказывается о важности и необходимости воспитателей использовать в своей работе данных методик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_-kak_samyy_dostupnyy_i_osyazaemyy_vid_art-terapii.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Лепка –как самый доступный и осязаемый способ для самовыражения детей дошкольного возраста.

Всем известно, что дошкольный возраст является самым важным в развитии ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает, первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и знания, и навыки, и опыт ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. В современном мире дети часто подвержены психологическим воздействиям дома, в общении с окружающими, со сверстниками в детском саду. Для маленького ребенка каждый шаг, новое впечатление становится новым переживанием. Каждый день ему приходится сталкиваться с новыми впечатлениями – который оказывают на его психику воздействие как положительное, так и отрицательное. Поэтому очень важно дать ребенку возможности для выплеска эмоций. Именно арт-искусство помогает выражать те мысли и чувства, которые ребенок может подавлять или не понимать в самом себе. Занятие каким-либо видом искусства одновременно включает в себя и развлечение, и лечение, и развитие. Создавая объект, рисунок, изделие ребенок может выражать свои чувства, отразив свои не осознаваемые внутренние конфликты и переживания в зрительных образах, благодаря этому у взрослого появляется возможность заглянуть во внутренний мир ребенка. Так же они дают детям заряд бодрости, наделяют уверенностью, помогают справляться со сложными ситуациями, ведь творчество позволяет приоткрыть дверь в сознание ребенка, обнаружить и решить скрытые проблемы.

Актуальность арт-терапии состоит в том, что ценность имеет не конечный результат творчества, а сам процесс, в котором открываются внутренние переживания. Она ориентирована на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.

Арт-терапия, как средство решения психологических проблем стала актуальной во многих сферах жизни: в психологической практике, медицине, педагогике.

Термин «арт-терапия» (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) впервые использовал Адриан Хилл в 1938 г. для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое сопровождение клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью лечения и реабилитации.

Основы для создания первых техник арт-терапевтической работы с детьми на Западе были заложены В. Ловенфельдом, E. Кейн. Классическими работами в области детской арт-терапии стали публикации Э. Крамер: «Арт-терапия в сообществе детей»«Арт-терапия с детьми» и «Детство и арт-терапия». Опираясь на психоаналитическое понимание процесса психического развития и творческой активности, Э. Крамер в значительной мере связывала ее терапевтические возможности с тем, что в процессе занятий ребенка рисованием происходит организация психических процессов и постепенный переход от относительно примитивных форм психической деятельности к более сложным и эффективным. Исследования О. Постальчук посвящены изучению психотерапевтической и коммуникативной роли манипуляций с изобразительными материалами в ходе арт-терапевтической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития.

В отечественной психологии широкое распространение получили работы Л. Д. Лебедевой, А. И. Копытина, Е. Е. Свистовской и др. Л.Д. Лебедева видит специфичность арт-терапии в синхронном протекании процессов диагностики, самодиагностики и психотерапии. Иными словами, арт-терапевтические занятия не предполагают предварительной работы по тестированию или исследованию особенностей личности какими-либо специальными методами. Именно арт-терапевтический процесс создаёт уникальную возможность для одновременной диагностики и поддержки саморазвития ребенка.

Применение лепки в своей работе позволяет мне совместно с детьми создавать всевозможные композиции. Практически нет ни одного ребёнка, который бы не любил лепить. Слепить можно всё что угодно, на что хватит фантазии, а если не получилось или надоела поделка, её можно переделать, в отличие от того же рисунка, который практически переделать невозможно. В своей практике я использую различные виды пластилина, теста, глины - что с детьми дошкольного возраста является очень эффективным средством. Во время занятий я создаю условия доверия и безопасности, стараюсь развивать моторные и познавательные навыки, что дает возможность ребенку испытать успех от творческой деятельности.

Какие положительные качества развиваются с применением метода лепки в работе с детьми дошкольного возраста?

  • Улучшает мелкую моторику — ребенок учится манипулировать небольшими предметами, умело их переворачивает и передает из рук в руки. Это требует скоординированную работу рук и глаз;
  • Позволяет различать геометрические фигуры и формирует навыки работы с плоскостью — улучшает мышление и математические способности;
  • Учит успешно справляться со стрессовыми/тупиковыми ситуациями — тренирует у детей самостоятельность и ответственность, которые необходимы для дальнейшего развития в детском саде и обучения в общеобразовательных школах;
  • Повышение самооценки — у ребенка получается достигать своей цели, благодаря чему у ребенка возникает желание ставить новые достижимы цели;
  • Улучшение внутреннего состояния/настроения — после сеанса арт-терапии, дети ощущают внутреннее удовлетворение.

В работе с пластилином ребенок обязательно использует различные

цвета. Он может использовать уже готовый цвет, или смешать самостоятельно. Что очень хорошо развивает творческое мышление. Так же, в зависимости от того какой цвет выбирает ребенок, мы можем понять его настроение. Так же мы можем использовать его как метод «лечения цветом», так как различные цвета оказывают свое влияние на эмоциональное состояние ребенка. Например, желтый цвет – поднимает ребенку настроение, дает радость, стимулирует психику к сосредоточенности, гармонии, послушанию. Красный цвет для детей является раздражителем, обычно даже у самого спокойного ребенка он может вызвать чрезмерное беспокойство, активность и агрессивность. Красный цвет лучше использовать для апатичных, скромных и вялых детей, он будет способствовать увеличению их активности и коммуникабельности, также улучшать настроение и аппетит. Голубой цвет избавляет от страха, депрессии и переживаний.

Достоинством применения в своей работе пластичных материалов я вижу то, что – это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то что он творит, но и осязает, видоизменяет по необходимости. Основным инструментом в лепке являются обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки, можно оценить, как самую естественную и наиболее доступную для самовыражения. Из одного комка пластилина ребенок может создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей.

Ценностью лепки, является ее возможность интеграции с другими видами арт-искусства. Например, со сказкотерапией, в качестве создания персонажей сказочных героев для театра. С помощью лепки ребенок может выразить свои чувства и эмоции от знакомства с новым произведением.

       В своей работе я использую следующие техники работы с пластилином: 

  • Рисунок на пластмассовой основе;
  • Лепка геометрических фигур;
  • Пластилиновая аппликация;
  • Барельеф — лепка на плоскости с выступающими фигурами;
  • Работа с дополнительными материалами — нитки, ленты, солома, проволоки, пуговицы и пр.;
  • Обратная аппликация;
  • Мозаика – это способ создания изображения или узора из кусочков маленьких размеров;
  • техника разрезания пластилина;
  • техника смешивания пластилина;

Использование в своей работе лепки помогает решить возникающие проблемы в произвольной форме. Ребенок может «говорить» с пластилином, высказав ему абсолютно все. Трансформирует его во все что захочет.

В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо виду творчества, деятельность посредством лепки в арт-творчестве направлена не на результат, здесь важен сам процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие участникам. Именно это способ при работе с детьми помогает преобразовывать детские внутренние конфликты в визуальные формы.

Благодаря тому, что данный вид арт-искусства достаточно легко использовать как индивидуально, так и большими и маленькими группами, отлично подходит для применения в детском саду. Его можно практиковать для своеобразной психологической разгрузки. Становясь старше ребенок начинает условно устанавливать себе рамки доступного: «плохо рисую», не умею петь», «стесняюсь публично выступать» и т.д. Для этого в раннем возрасте важно научить ребенка выплескивать невысказанные мысли, которые блокируются в теле, и способствуют развитию физических и невротических расстройств.

Для изучения и улучшения эмоционального состояния детей мне нравится применять следующие задания:

 «Я хочу...»       

«Любимая вещь»

«Мой сон»

«Я... (визуализация)»

 «Что мне в себе нравится...»

«Мои друзья…»

«Воображаемый зверь»

«Моя семья…»

Дети выполняют их самостоятельно, без участия взрослого.

Выплёскивая свои эмоции и чувства в поделку свое творение, ребёнок помогает себе, своему телу освободиться от ненужных "блоков". Дает ребенку возможность с помощью данного метода и направления действий со стороны взрослого получить ответы на вопросы — "Кто я? Что я?", а ведь творческое выражение себя способно вызвать в человеке сильнейшие созидательные чувства, привести к высвобождению эмоциональных импульсов.

Итак, в чем же заключается эффективность и необходимость использование метода художественного творчества посредством лепки для детей дошкольного возраста. Главное, что она действительно оказывается действенна там, где другие методы психотерапии трудно применимы из-за младшего возраста и связанного с этим ограничения в вербальном общении.

Лепка нравится детям, поэтому эти занятия лишены элемента принуждения, а воспринимаются скорее, как интересное времяпрепровождение.

Использование ее в практике воспитателя дошкольного образовательного учреждения обосновано присущими ему функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической. Так же она имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. 

Важность применения художественного творчества заключается в том, что дает ребёнку возможность укрепить свою память, развить внимание, мышление и навыки принятия решений. Это естественный путь развития, где негативные эмоции преобразуются в позитивные. Занятия арт-искусством придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Его использование оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия ребенком себя в социуме.

Список литературы:

1. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учеб. для студ.сред.и высш.пед.учеб.заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.:Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.

2. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». Под редакцией А.И. Копытина СПб.: Речь, 2005

3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов. Педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с., илл.

4. Копытин А.И. Системная арт-терапия. – СПб.: Питер, 2001. – 224с.: ил.

5. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. 2-е стереотип. Изд.-М.: «Когито-Центр», 2010.-197 с.

6. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.- СПб.: Речь, 2008. -256 с.

7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод.пособие: с прил.альбома / Е.А. Стребелева, Г.А.Мишина, Ю.А.Разенкова и др./; под.ред. Е.А.Стребелевой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. -164 с.

8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и мл.школьный возраст. – СПб.: Речь, 2011. – 384 стр., илл.

9. Интернет ресурс: http://refleader.ru/jgernaatymer.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования

Значение изобразительной художественно-продуктивной деятельности дошкольников с использованием нетрадиционных техник для создания условий вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе к...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

в данной статье автор говорит о нетрадиционных способахи техниках рисования, которые он использует в своей работе с детьми дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Художественная деятельность – это не какой-то обособленный процесс, а часть развития ребенка в целом, которая вызывает сильный эмоциональный отклик, оказывает огромное влияние на формирование ли...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье автор говорит о нетрадиционных способах и техниках рисования, которые он использует в своей работе с детьми дошкольного возраста....

Консультация "Музыкально ритмическая деятельность, как способ развития самовыражения детей дошкольного возраста"

Музыкально-ритмические движения, как вид деятельности, служат делу познания ребёнком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальног...