Методические рекомендации при ознакомлении детей 4-5 лет с окружающей и социальной действительностью
консультация (младшая группа) на тему

Методические рекомендации при ознакомлении детей 4-5 лет с окружающей и социальной действительностью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербурга

Консультация .

Методические рекомендации при ознакомлении детей с окружающим и социальной действительностью .                              

 

                                                 Воспитатель ГБДОУ

                                           детский сад №22

                                                            Первой квалификационной

                               категории

                                                                 Егорова Ольга Генриховна

Санкт-Петербург  

2015 год                                                  

Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будут впечатления, чем больше дети будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

В младшем дошкольном возрасте возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является основой для ознакомления с окружающим. Поэтому , большое внимание уделяется ознакомлению детей с предметным миром. Но мало научить детей различать цвет, форму, группировать предметы по назначению и т.д. Важно показать маленьким детям в доступной форме, что в каждой вещи заложен труд людей, в ее создании участвовали люди разных профессий, что труд взрослых нужен другим людям.

В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, желание сделать им что-то хорошее.

Дети младшей группы с трудом представляют себе такие понятия, как «поселок». Основная задача воспитателя — вызвать положительные эмоции детей, чувство восхищения своим поселком и страной.

Одним из самых важных методов ознакомления с окружающим является непосредственное наблюдение. В младшей группе еще не проводят экскурсий, поэтому много внимания уделяется целевым прогулкам и посещениям, рассматриванию окружающих детей предметов.

Широко используется такой метод, как беседы и разговоры с детьми. Большинство детей приходят в детский сад впервые, поэтому беседы и разговоры помогают им быстрее адаптироваться к новым условиям, познакомиться с воспитателями и сверстниками.

При ознакомлении с окружающим много внимания уделяется игре. Это-сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и дидактические игры.

Большое значение при ознакомлении с окружающим имеет труд. Для детей младшей группы основной труд-это труд по самообслуживанию. Но помимо этого детей начинают приобщать и к элементарному хозяйственно-бытовому труду.

Используя различные методы и средства, воспитатель должен помнить, что самое главное- это его личное отношение к обществу, к тем событиям и явлениям, с которыми он знакомит маленьких детей.

«Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, вовсе не понимающий потребностей детства.» Эти слова К.Д.Ушинского как нельзя лучше отражают сущность работы по ознакомлению младших дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью.

Содержание и некоторые вопросы методики работы при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с окружающим и социальной действительностью.

1. Семья

В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку- маме .Воспитатель беседует с детьми о мамах . Обращает внимание на то , что мама заботится обо всех членах семьи- она поддерживает порядок в доме, готовит , стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д.

Воспитатель объясняет детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме.

В течение года воспитатель расспрашивает детей о других членах семьи — папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках; предлагает принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи. И таким образом постепенно подводит детей к пониманию того, что такое семья.

         

          2. Детский сад

Большинство детей в младшей группе приходят в детский сад из семьи, поэтому в начале учебного года воспитатель знакомится с детьми, знакомит их друг с другом; с помещениями группы и их назначением; с предметами, находящимися в группе; с помещениями, с участком, с территорией детского сада, с его зданием. Вся работа проходит вне занятий — это посещение помещений, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, целевые прогулки, организация трудовой деятельности.

Воспитатель обращает внимание на то, что в группе всё сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо. О детях заботятся сотрудники детского сада — воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети посещают помещения других групп, их участки, знакомятся с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, с различным физкультурным оборудованием, с сюжетными постройками. Воспитатель рассказывает о том, что взрослые многое сделали для детей, они заботятся о детях и все, что их окружает, необходимо беречь.

3. Родной поселок

Воспитание любви к родному поселку- одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое поселок, но их необходимо с этим понятием знакомить. Начинается знакомство с близлежащих улиц, домов. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому наблюдения можно проводить непосредственно возле дошкольного учреждения. Дети рассматривают дома, воспитатель обращает внимание на то, что домов много, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Воспитатель беседует с детьми об удобствах в тех домах , где живут дети , знакомит детей с некоторыми простыми названиями улиц , проводит целевые наблюдения, подключая родителей, старается , чтобы в течении года все дети запомнили домашний адрес.

В течение года воспитатель приносит в книжный уголок иллюстрации самых главных достопримечательностей родного поселка, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями. Беседует с детьми после праздников, обращает их внимание на красиво украшенный поселок. К концу года дети запоминают название родного поселка, свой домашний адрес.

4. Родная страна

Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «поселок». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным поселком. Воспитатель обращает внимание детей на празднично украшенные улицы родного поселка, украшает группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашивает, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны.

Воспитатель приносит в книжный уголок иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года, рассматривает их вместе с детьми, восхищаясь красотой различных пейзажей, сообщает детям название страны и часто его повторяет. Ненавязчиво воспитатель знакомит детей с культурой своего народа: рассказывает русские народные сказки, играет в народные игры, читает и разучивает народные потешки, рассматривает предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ. В конце года дети начинают различать понятия «поселок» и «страна», запоминают их названия.

5. Труд взрослых

Детей младшей группы прежде всего знакомят с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях. В первую очередь детей знакомят с трудом помощника воспитателя (няни), с которым дети сталкиваются каждый день. Воспитатель постоянно обращает внимание детей на различные моменты труда няни: приносит еду, накрывает на стол, убирает со стола, моет посуду и т.д. Когда у детей накопятся знания, воспитатель проводит с ними беседу о труде няни, подчеркивая ее заботу о детях и стремясь вызвать в детях желание помочь ей.

Детей младшей группы знакомят также с трудом медсестры, повара. Кроме этого, в течение года следует познакомить детей с трудом шофера, дворника.

Основной метод ознакомления с трудом взрослых-наблюдение. Воспитатель вместе с детьми приходит в кабинет медсестры, на кухню, где трудится повар, дети рассматривают предметы, необходимые взрослым для работы, воспитатель предлагает взрослым рассказать о своей работе детям. За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки.

Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы.

Главная задача — вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь: вытирать ноги после прогулки, чтобы няне было легче мыть пол; все съедать за обедом, чтобы порадовать повара; не сорить на участке, чтобы дворнику было легче убирать его и т.д.

6. Предметный мир

В младшей группе много внимания уделяется знакомству с предметным миром, потому что предметы помогают ребенку войти в окружающий мир, узнать его, научиться в нем ориентироваться. Содержание работы по ознакомлению с предметным миром многообразно.

Не все дети еще хорошо знают названия основных цветов. Для закрепления названий проводятся дидактические игры. Расширяются представления детей о предметах быта. Детей учат различать и называть существенные детали предметов, а также отличать по форме, назначению и названию некоторые сходные предметы.

В младшей группе детей знакомят с некоторыми видами транспортных средств. Они должны знать, зачем нужны разные виды транспорта, кто ими управляет.

Большая работа проводится по знакомству детей с названиями материалов, из которых сделаны предметы, с их качествами и свойствами: бумага, ткань, дерево, резина. Воспитатель учит детей самостоятельно обследовать предметы, выделять определенные качества и свойства, называть их. Проведение такой работы может вызывать у воспитателей определенные трудности. Не менее трудной является работа по знакомству детей с родовыми понятиями: «мебель», «одежда», «обувь», «головные уборы», «посуда» и др.

Содержание работы по данной теме достаточно сложно для трех- и четырехлетних детей, поэтому с ними проводятся специальные занятия. Воспитатель должен хорошо знать методику проведения занятий по знакомству детей со свойствами и качествами предметов, с обобщающими (родовыми) понятиями. Эта методика подробно описана в пособии «Развитие речи детей дошкольного возраста» под ред. Ф.А. Сохина (глава «Формирование словаря» — автор В.И. Логинова).

Знания, которые дети получают на занятиях, необходимо закреплять в повседневной деятельности. Этому способствуют, прежде всего, разнообразные дидактические игры, загадки, беседы с детьми, рассматривание окружающих предметов, предметных картинок, также рассказы об истории создания тех или иных предметов, что необходимо для того, чтобы дети поняли: человек не придумывает ненужных предметов, он внимательно изучает окружающие его предметы, свойства материалов и затрачивает на изготовление любого предмета много труда. Поэтому ко всему окружающему необходимо относиться бережно. Познакомив детей с тем, что бумага — материал непрочный, рвется, мнется, воспитатель при обращении детей с книгой постоянно напоминает, что к ней надо относиться бережно, что книгу можно порвать, так как она сделана из непрочного материала — бумаги.

Работу, которую воспитатель проводит по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью, нельзя отделить от работы по речевому развитию детей. Дети узнают много новых слов, обозначающих свойства и качества предметов, названия предметов, материалов, из которых они сделаны. Отвечая на вопросы воспитателя при рассматривании картин, предметов, игрушек, обследовании предметов, дети овладевают диалогической речью. Рассказывая воспитателю о своих родственниках, о том, где они были в выходные дни, дети учатся строить небольшой монолог.

        Система работы при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с окружающим и социальной действительностью , поможет не только пополнить знания детей , обогатить и активизировать их словарь , развить речь, но и воспитать в детях такие необходимые для жизни в общества качества , как любовь к близким , к детскому саду, родному посёлку, уважение к людям труда, бережное отношение ко всему окружающему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Город – деревня». ( Занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью, из раздела «Родной город»). Дети 4-5 лет.

Тема: «Город – деревня». Цель: -познакомить детей с понятиями город и село (деревня); - рассмотреть иллюстрации с изображением города, деревни и найти внешние отличия; - показать красоту родного ...

методические рекомендации по ознакомлению детей с художественной литературой

Данный материал раскрывает методы и премы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения"

Методические рекомендации по ознакомлению детей  с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения" содержат описание работы воспитателя...

Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста со спортивными играми (баскетбол для дошкольников).

Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста со спортивными играми (баскетбол для дошкольников).                    ...

Методические рекомендации по ознакомлению детей с предметным миром.

Ознакомление с предметным миром разных возрастовдетей....

Методическая рекомендация по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с многообразием профессий.

Данный материал разработан в целях совершенствования работы по взаимодействию с родителями по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослого....