Воспитание толерантности у дошкольников в образовательной среде МБДОУ
методическая разработка на тему

Ковалевская Ольга Владимировна

Курсовая работа, методические рекомендации по воспитанию толерантности у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie.doc812.93 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение                                                                                                3

Глава 1. Теоретические основы воспитания толерантности                                 8

  1. Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте        8
  2. Образование – путь к культуре мира и  толерантности                        12
  3. Формирование толерантности как педагогическая проблема                18

Глава 2. Пути и средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста                                                                                21

 2.1. Специфика старшего дошкольного возраста                                        21

2.2 Организация педагогической деятельности в старшей группе детского сада по формированию толерантности                                                                26

2.3. Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников        28

Глава 3. Экспериментальное исследование влияния и формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста                                34

3.1. Задачи и организация опытно-экспериментальной  работы                        34

3.2. Определение уровня развития и формирования толерантности у детей на начало эксперимента (констатирующий этап). Формирующий этап эксперимента                                                                                        37

3.3.         Проведение повторной итоговой диагностики (контрольный этап)        44

Заключение                                                                                         47

Список литературы                                                                                 49

Приложение                                                                                         51


Введение

«Добро  воспитывается добром, а зло порождает зло. Это   непреложная  истина.   Проявление  злобы и ненависти ко всему непохожему, к людям, пользующимся другим языком, исповедующим другую религию и придерживающимся другой систему ценностей, долго накапливающаяся сегодня вырвалась наружу. Локальные войны и террористические акты, преследование национальных меньшинств и толпы беженцев – результаты действия разрушительной и испепеляющей силы, имя которой нетерпимость . Она бушует сегодня во всем мире. Что касается России, то в ней нетерпимость приобрела в последние годы чудовищную силу». (В.А. Лекторский).                                                                           

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью.

Однако в воспитании толерантности как специфического качества личности проявляется специфический феномен дуальности: отношение человека к представителям другого этноса, социальной и возрастной группы, носителей иных политических воззрений, с одной стороны, находит весьма интенсивное выражение на уровне бытового поведения, проявляясь в ксенофобии, неприятии, экстремизме, и с другой - принадлежит к числу наиболее скрытых глубинных структур личности, которые закладываются на самых ранних стадиях формирования человеческого сознания и поведения. Этим обстоятельством может объясняться низкая эффективность реализуемых программ по формированию толерантности, которые рассчитаны на категории населения, имеющие, как правило, уже сложившиеся стереотипы, сформировавшееся отношение к представителям других этносов, культур, политических взглядов и пр. В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка[1].

Период дошкольного детства сензитивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.

 С последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения.

Подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.

«Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.

Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.

Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние».                                                                                                     Мышление дошкольника еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее.

Сейчас формируется мировоззренческая картина дошкольника и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. «В силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них, в то же время молодые не ощущают той остроты неприязни и непримиримости к людям других национальностей, которые порой возникают у взрослого поколения (дети больше и чаще забывают о национальности своих друзей, с которыми играют и учатся)»[2].

 Таким образом, суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия между: потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста; потенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений; необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.

Объект нашего исследования – старшая группа в МБ ДОУ №7

Предмет – особенности формирования толерантности у детей старшего возраста дошкольного возраста.

Цель – обосновать содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения

Задачи:

1. Уточнить сущность и структуру понятия «толерантность» на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.

2. Выявить особенности старшего дошкольного возраста.

3. Выявить специфику формирования толерантности в дошкольном возрасте.

4. Рассмотреть характер организации педагогической деятельности в старшем дошкольном возрасте и выявить педагогические условия.

                                                                                                                                                                                               


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

1.1 Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте

Потребность поиска элементов, способствующих «сглаживанию» противоречий и конфликтов реальной жизни привела к возникновению понятия «терпимость».

В греческой философии требование меры в удовольствиях и поведении стало одной из основных нормативных установок античной этики, связанной тесно с идеей равенства людей. Гераклит и софисты делают вывод о произвольно характере человеческих суждений и оценок, с одной стороны, а с другой – об объективности человеческого знания[3].

В исследования В.М. Золотухина, посвященных генезису понятия «терпимость», мы можем проследить историю возникновения и развития понятия «толерантность».

С момента обоснования Протагором того, что «человек есть мера всех вещей», изменяется взгляд на человека, т.е. доминирующим становится самосовершенствование человека, определяющего его жизнедеятельность и выработку норм собственного поведения. Протагор также подчеркивает, что людям не хватает «умения жить обществом», которое возможно только при условии введения среди людей «стыда» и «дружественных связей», обуславливающих основу объединения людей.

Демокрит особо акцентирует внимание на то, что «стыд» и «долг» определяют внутренние ограничители действий человека и различает право и мораль. Платон в своем диалоге «Горгий» воспроизводит идеи Сократа и формулирует понятие «терпение», связанное с интеллектуальным аскетизмом, вписывающимся в человеко утверждающее мировосприятие и являющимся предпосылкой духовного и социального сплочения.

В практической направленности этики Аристотеля, где основой добродетели является «середина», Золотухин находит обоснование «терпимости» как безотносительного понятия к чему-либо, предполагающее возможность равноценного существования различных вещей, а, в сфере нравственности, определяющее моральное поведение человека и его соотнесенность с другими людьми. Отождествляясь с воздержанностью, «терпимость» способствует достижению «высшего блага» и выступает как один из моральных принципов.

Представитель позднего стоицизма Сенека рассматривает «терпимость» как основу для мужества, ибо в ней есть разумность, упорство и относится к тем благам и желаниям, исполнение и прославление которых осуществляется не «толпой поздравителей», а благоговением коленопреклоненных.

Тертуллиан, представитель ранней патристики, в своем трактате «О терпении» отводит терпимости первостепенную роль. Общезначимость и практическая ценность «терпения» для него несомненны. Оно существует виде Божественного, определяющего смирение и аскетизм.

Наряду с единообразием в душе, «терпимости» свойственно и многообразие, находящееся в образе телесной добродетели, где принимает формы «жертвенного самоуничтожения» и «телесного воздержания».

Христианская концепция «терпимости» складывалась в результате реализации потребности человека в гуманности и достижении равенства между людьми. Основанное на «любви», «смирении» и «всепрощении», терпение находится под охраной суровой стыдливости, которая способствует воспитанию христиан как добродетельных и послушных граждан по отношению к тем, кого Бог поставил над ними.

В эпоху Просвещения происходит актуализация «терпимости».

Дж. Локк связывает «терпимость» с проявлением насилия, для которого необходимо определить предел существования. «Терпимость» связывается с обеспечение и сохранение справедливости, а в случае её нарушения, государство имеет право подавлять эти попытки путем допустимого «принципом терпимости» наказания.

А. Шопенгауэр и А. Гален определяли «терпимость» как отношение «Я» к самому себе, к другим - «Ты», «Он», «Мы».

Терпимость, для И. Канта, противопоставлена ненависти, характеризует достоинство и честь человека и воспитывается как обязанность, проявляемая через дисциплину.

И.В. Гёте, а в последующем Шиллинг и Гегель, эстетический характер добра ставит исходным пунктом критики общества, где мораль предохраняет человека от деградирования, чему в немалой степени способствует толерантность.

Ч. Дарвин, опираясь на то, что нравственное чувство основано на «общественных инстинктах» где «нравственная совесть» заставляет рефлексировать собственное «Я», подчеркивает самоопределение, выражающееся у человека в форме стыда, сожаления, раскаяния или жестокого упрека и, в конечном итоге, способствует развитию «терпимости» как к самому себе, так и к другим, особенно к тем, к кому человек питает чувство симпатии. Терпимость приобретается в зависимости от условий усложнения инфраструктуры общества.

На основе вышесказанного можно заметить, что возникновение понятия «терпимость», а затем понятия «толерантность» связано, прежде всего, со стремлением человека к саморазвитию, самосовершенствованию, а так же с желанием жить в гармоничном гуманном обществе и с идеей равенства людей.

Сегодня толерантность предполагает проявление уважения к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их, что нет народа лучше или хуже других. Главное в каждом – каков он «человек», а не к какой национальности принадлежит. Достоинства и недостатки людей – их личные, а не относятся к данному народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности – признак бескультурья, невоспитанности. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности.

Терпимость вовсе не означает «всеядность» или безразличие к любым взглядам и действиям. Очевидно, аморально и преступно мириться, например, с расизмом и призывами к насилию. Но важно уважительно, спокойно, взвешенно относиться к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Признание права на отличие – основа терпимости, в особенности, когда речь идет о правах меньшинств.

Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Толерантность – обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и правопорядка. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказ от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это так же означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.


1.2. Образование – путь к культуре мира и  толерантности

Человечество устало от войн и насилия. Сейчас, после ряда особо страшных трагедий в мире, ко многим пришло осознание: если мы хотим выжить, то должны не просто перестать объявлять войны, но и изменить образ мышления и жизни, характер отношений между людьми, народами и государствами. Иными словами, нам надо перейти в другое культурное состояние. И в противовес псевдокультуре насилия и милитаризма определить глобальную идею построения культуры мира и ненасилия.

По предложению ЮНЕСКО, поддержанному Генеральной Ассамблеей ООН, 2000-й год прошёл под знаком Культуры мира, а первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты.

Понятие «культура мира» не сводится к общеупотребительным дефинициям «культура» как художественно-творческая область и «мир» как Вселенная. Речь идёт о создании цивилизации, ориентированной на мир и ненасилие. «Культура мира» – это сочетание ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образцов жизни» – так говорится в Декларации о культуре мира, принятой 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998г[4].

Ключевые понятия: мир, ненасилие, толерантность, права человека, устойчивое развитие, демократия, свободный обмен информацией, равные права мужчин и женщин, солидарность.

В сентябре 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Принятая в соответствии с декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) программа направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения». Удачное определение толерантности даёт А.Г. Асмолов: это «искусство жить в мире непохожих людей и идей».

Там, где речь идёт о человеческом сознании, ценностных ориентациях, морали и поведении, безусловно, в числе решающих факторов выдвигается образование. Когда сегодняшние дети придут к власти, они должны быть вооружены пониманием ценностей ненасилия, толерантности, приоритетности уважения прав и свобод человека и т.д..

И в планетарной, и в российской национальной программах построения культуры мира ключевая роль отводится образованию как незаменимому пути к культуре мира.

Концепция культуры мира выдвинула задачу кардинального обновления[5]:

а)содержания образования;

б) методов и технологий обучения;

в) сложившихся принципов взаимоотношений «учитель–ученик»;

г) всей атмосферы школьной жизни.

В документах, принятых ЮНЕСКО и на их основе – российскими государственными структурами, отмечается, что изменения в духе культуры мира и толерантности должны коснуться всех звеньев образовательной системы – от детского сада до институтов повышения квалификации учителей. Рекомендуется использовать три основных пути:

а) в процессе изучения всех предметов;

б) через междисциплинарные связи;

в) в виде специальных курсов и занятий.

«Интеграция культуры мира во все учебные предметы требует создания новых учебных программ, учебников и пособий, пронизанных идеями культуры мира и ненасилия, сотрудничества и партнёрства»,– прозвучало на Всероссийской научно-практической конференции «Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России» в октябре 1999 г. Аналогичная позиция содержится в федеральной целевой программе. Эта задача не на один её претворение в жизнь равносильно революционным изменениям в образовании. Не менее серьёзные изменения предстоят в сфере отношений «учитель–ученик», да и во всей атмосфере школьной жизни.

Известно высказывание Уинстона Черчилля: «Учителя обладают такой властью, о которой премьер-министр может мечтать». Это образное сравнение хорошо передаёт смысл выдающегося значения учителя для человека и общества.

В России есть множество педагогов, которые исповедуют и практикуют гуманный, уважительный стиль общения с учениками, действуют на принципах субъективно-объективных отношений. Вместе с тем крайне остро стоит проблема авторитарной педагогики.

Авторитаризм педагога – очевидное препятствие на пути к демократии и гражданскому обществу в России. Поэтому так важно для педагогов уметь выстраивать доверительные, равноправные отношения с учениками.

Созданный в 1997 г. в Москве центр «Образование и культура» (негосударственное некоммерческое учреждение дополнительного образования) в работе с педагогами стремится[6]:

– ознакомить их с богатейшим наследием и современным опытом венной и зарубежной педагогики, отражающим отношение к ученику как к активному субъекту в процессе обучения и воспитания;

– сосредоточить внимание на технологиях воспитания в духе культуры мира, прав человека, толерантности;

– включить педагогов и их воспитанников в конкретные миротворческие акции: помощь чеченским беженцам, находящимся в лагерях Ингушетии, и др.

Цели воспитания культуры мира закономерно связываются со всеми учебными предметами. Важную роль здесь призвано сыграть изучение иностранных языков как средства коммуникации между людьми, представляющими разные страны и народы.

Лидируюшее место среди иностранных языков принадлежит английскому. По данным Британского Совета, на английском говорят 800 миллионов человек, на нём осуществляется 75% международных почтовых отправлений, телексов, факсов. Система Интернет также работает в основном на английском языке. Он же – ведущий язык бизнеса, финансов, дипломатии, один из шести рабочих языков ООН.

В Российской Федерации о внимании к изучению иностранных языков, к преподаванию  на качественно новом уровне свидетельствует разработанная Минобразования России концепция «Иностранные языки в 12-летней школе».

Языковая культура – неотъемлемая часть культуры человека в целом. А одной из важнейших целей обучения иностранным языкам названо формирование у детей уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.

Согласно науке о мире, активно развивающейся с середины XX века, «образы врага», сопровождавшие, а нередко и вызывавшие войны, формировались либо под воздействием целенаправленно искажённой информации, либо в результате незнания народов друг о друге. Как справедливо заметил русский просветитель В.Ф. Малиновский, ненависть есть «обильнейший источник предубеждения народов, а между тем, чтобы более уважать себя взаимно, народы должны только больше знать друг друга». То есть широкая, всесторонняя и правдивая информация о народах и странах земного шара – принцип воспитания культуры мира. А иностран­ный язык наряду с географией, историей, литературой и другими предметами школьного курса позволяет успешно решать эту задачу.

Для содержания и стиля английского языка характерно особое уважение к собеседнику, желание не нанести ему обиды, не подчеркнуть превосходства говорящего. В английском языке отсутствует местоимение «ты», это предполагает, что люди обращаются друг к другу только на «вы». Правило построения английского предложения требует, чтобы в случае упоминания в нём нескольких лиц местоимение «я» ставилось на последнее место. В этом языке предусмотрены все случаи обращения к частным лицам, включая ситуацию, когда известен или неизвестен пол адресата, а также к официальным лицам различных занятий[7] и социального статуса: к полицейскому, врачу, учителю, профессору и др. Множество языковых и речевых единиц, грамматических и лексических оборотов гарантируют вежливость, мирную, спокойную манеру начала, ведения и окончания беседы, извинение в том или ином случае, благодарность за приглашение, угощение, услугу и т.п.

Многие английские слова и выражения характеризуют бережное отношение к индивидуальной, частной жизни человека. Специальный термин «privacy» (личная, частная жизнь), пословица «Мой дом – моя кре­пость» отражают уважение к частной, семейной жизни.

Всё это даёт учителю английского языка возможность в процессе преподавания воспитывать у учащихся уважение к людям, к английской культуре и традициям, а также хорошие манеры, по крайней мере, обращать на это внимание.

Новаторские учебно-воспитательные программы, составленные в духе культуры мира и ненасилия, появились с некоторых пор и в различных областях России. В качестве центров опыта следует прежде всего назвать 70 ассоциированных школ ЮНЕСКО, расположенных в 20 регионах.


1.3 . Формирование толерантности как педагогическая проблема

Данная проблема (формирование толерантности) в педагогике сформировалась относительно недавно и является, на наш взгляд, следствием тенденций изменения содержания образования, таких как: гуманизация, демократизация, гуманитаризация, глобализация.

Содержание образования должно быть направлено на реализацию в системе образования прав человека, приобщение его к общечеловеческим ценностям, развитие взаимопонимания между различными народами, уважение чужих взглядов.

«Сегодня стало актуальным развитие, прежде всего, нравственных основ личности, становление Я – доминантного, позволяющего личности действовать свободно за пределами собственного внутреннего мира в пространстве саморазвития другого и других, преодолевая тем самым свою ограниченность. С этого начинается воспитание демократической культуры и демократического сознания личности, терпимости и человечности, понимания и принятия другого».

Гуманистическая позиция и профессиональная компетентность составляют в целом педагогическую культуру личности педагога, так как является «сущностной характеристикой личности педагога. Д.В. Зиновьев, исследуя проблему повышения педагогического мастерства, выдвинул новые требования к педагогу, его мастерству, неотъемлемой частью которого в современных условиях выступает наличие социокультурной [8]толерантности, под которой он понимает моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической национальности, либо культурной принадлежности; терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Зиновьев выделяет структурные компоненты социокультурной толерантности, составляющие так называемую «триаду толерантности»: уважение, симпатия (эмпатия), доброта. Их реализация происходит в деятельности.

Педагогика толерантности должна предложить как общие процедуры, так и конкретные методы и приемы реакции на нетерпимость и на пути её устранения или нейтрализации, разъясняющие природу прав человека и формы проявления нетерпимости в мире. Желательно, чтобы каждый гражданин узнал как можно раньше, что означают такие понятия, как расизм, национализм, фашизм, ксенофобия, сегрегация, этнические чистки, дискриминация по полу, религиозные преследования и другие.

Люди должны принимать друг друга такими, какие они есть, быть терпимыми и не прибегать к насилию, жестокости, морально – психологическому подавлению другого человека.

Мы понимаем под термином «толерантность»[9] - морально – нравственное качество личности, характеризующееся осознанием многомерности окружающей действительности, разнообразия форм и способов отражения её людьми, пониманием относительности точности суждений, мнений, высказываний, оценок и т.д.; знанием и уважением прав и свобод каждого человека, принятием его таким, какой он есть; терпимости в отношении любого рода «инакости», не выходя за рамки норм и правил человеческого общежития.

Мы предполагаем, что формирование толерантности у человека проходит ряд стадий и условно выделяем уровни проявления толерантности:

1) когнитивный (знаниевый) – знание ребенком или взрослым основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;

2) эмоционально – оценочный – осознание того, что мир неоднороден и многообразие необходимо; признается право на отличие;

3) поведенческо – рефлексивный – устойчивое проявление толерантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения другого человека как личности, его прав; критическое отношение к себе, своему поведению, самооценивание, самоанализ, рефлексия.

Нам представляется, что формирование толерантности – движение по направлению к свободной гуманной личности и протекать оно должно с помощью гуманистического личностно-ориентированного подхода.

Рассмотри конкретные пути и способы развития толерантности у детей старшего школьного возраста, обратим внимание на специфику.


ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Специфика старшего дошкольного возраста

«На протяжении детства объективно осуществляется и субъективно организовывается социальное развитие растущих людей. Это сложно структурированный процесс, обусловленный особенностями, условиями, степенью развития общества, характером его ценностных установок, целей, с одной стороны; с другой – реальным состоянием индивидуальных характеристик детей от младенческого до юношеского периодов. Этот многопланово протекающий, подчиняющийся определенным закономерностям и осуществляющийся во времени процесс имеет различные, четко определенные изменения, фиксирующие уровни, через которые по своему проходит каждый ребенок».

Одним из важных моментов в характеристике социального развития ребенка выступает развертывание явления «социализации – индивидуализации», поступательно осуществляемого от осознания растущим человеком своих социальных возможностей, через становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению[10], качественному изменению социальной позиции в результате собственной творческой активности. Наиболее заметно эта позиция проявляется на межвозрастных переходах, кризисных периодах, где отправной точкой служит особый уровень социального развития ребенка в отношении «Я и общество».

Специфика различных переходных периодов заключается в качественных особенностях той системы отношений, которая складывается в конкретном возрасте между ребенком и обществом.

«В первые 4-6 лет возникает относительно устойчивое соподчинение мотивов, опосредованных образцами деятельности взрослых. (Л.И. Божович, 1979). Ребенок осознает в соответствии с его общим уровнем развития своё «Я» среди других, стремиться «примерить» себя к другим, активно воздействовать на ситуацию. Он овладевает социальным опытом, социально зафиксированными действиями, их социальной сущностью, которая и определяет развитие его «социализации-индивидуализации»».

Изменение структуры деятельности ребенка между 3 и 6 годами очень динамично. Он переходит от достаточно ограниченного пространства к освоению новых видов деятельности, требующих нового видения вещей, людей, новых связей взаимодействия, входя в новое пространство действий, где расширяется сфера отношений, увеличиваются контакты, усложняется его роль в общих играх и делах.

Как правило, всё накопление знаний о ролевых взаимодействиях, требованиях старших по возрасту ребят и взрослых идет у детей плавно, вплоть до 5 лет. А в период 5-6 лет происходит ускорение этого процесса, что приводит к 6 годам к развитию у ребенка отчетливо проявляющейся готовности и способности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.

У 6-тилетнего ребенка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смыслы деятельности, что при одновременном развитии воображения и символики обостряет его потребность в познании объектов внешнего мира, значимых в обществе.

Таким образом, ребенок в данном возрасте является уже психологически подготовленным к восприятию основ толерантности. Освоив в игровой деятельности оценочные отношения взрослых, ребенок выходит на оценку социальных явлений и самого себя, что формирует потребность в новой деятельности, в той, которая вызывает значительно более серьезное отношение взрослых.

Именно это, как указывает Д.И. Фельдштейн, порождает стремление шестилетнего ребенка реализовать свои новые возможности в предметно – практической деятельности, актуализируя на данном промежуточном рубеже значение учебной деятельности. К шестилетнему возрасту у детей появляется более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение других детей и взрослых. Шестилетний человек в основном осознает свою принадлежность к детской группе, начинает понимать важность социально значимых дел.

То есть, именно на рубеже между 5-6 годами у ребенка формируется определенное понимание и оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослого через призму конкретной деятельности.

Л.С. Выготский утверждал, что «в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения, он в игре на голову выше самого себя».

Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность такой ориентации во внешнем мире, которую никакая другая деятельность дать не может.

Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила. Поэтому так важно использовать игру при воспитании толерантности в дошкольном возрасте.

Практическая деятельность и отношение ребенка к другим людям – понятия, тесно связанные друг с другом. Практическое взаимодействие ребенка со взрослым или сверстниками, рассматриваемое в генетическом плане, порождает определенные эмоциональные проявления, способствует закреплению их в устойчивых жизненных отношениях, позициях, установках.

В дальнейшем эти отношения сами определяют направленность деятельности, её мотивы и динамику. Формирующиеся в процессе практической деятельности и реального взаимодействия детей образы – эталоны как внутренние регуляторы поведения, образуют складывающийся у ребенка образ мира. Это система образов, регулирующих возникновение стереотипных форм поведения ребенка в различных ситуациях его жизни и деятельности. Практическая деятельность так же является неотъемлемой частью воспитания толерантности в дошкольном детстве.

Анализируя дошкольный возраст, необходимо отметить возникновение «эмоционального предвосхищения, которое играет важную роль в более сложных по своему составу и мотивации формах продуктивной и игровой деятельности, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и для выполнения которых ребенку необходимо не только предварительно представить результаты своих действий, но и заранее почувствовать тот смысл, который они будут иметь для окружающих, а вместе с тем и для него самого». (Л.С. Выготский).

Существенную роль играет не столько исполнительская, сколько ориентировочная часть детской деятельности.

Ребенок, достигший относительно высокого уровня развития эмоционального выражения, пытается, прежде чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане различные варианты действия и прочувствовать тот смысл, который их последствия могут иметь для окружающих людей, и, следовательно, и для него самого, как члена группы[11].

Этим путем он стремится определить направление своего последующего поведения, избежав тех ложных, не соответствующих основным потребностям и ценностным установкам поступков, которые легко могли быть совершенны под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний, если бы их отдаленные результаты не были заранее поняты и прочувствованы.

Рассмотрев специфику старшего дошкольного возраста, мы видим, что в ней закладываются предпосылки и есть все основания для формирования толерантности.


2.2 Организация педагогической деятельности в старшей группе детского сада по формированию толерантности

Современная социально педагогическая ситуация характеризуется реформированием всей системы образования, радикальным поворотом к её гуманизации и демократизации. Обращение к личностно – ориентированной педагогике характеризует общие тенденции перестройки дошкольного образования. Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно – ориентированной модели воспитания, изменение форм общения педагога с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и повседневной жизни. В центр образовательного процесса становится сам ребенок как субъект этого процесса. Воспитывающему взрослому отводится роль создателя культурных, психологических, нравственных условий для саморазвития личности ребенка.

И.Я. Михайленко, Н.А. Короткова (1993) раскрывают ряд позиций, определяющих типы взаимодействия взрослого с детьми:

- позиция «учителя», ставящего перед ребенком определенные задачи, предполагающего определенные способы и средства их разрешения и оценивающего правильность действий;

- позиция «равного партнера», включенного в деятельность с детьми, решает возникающие в совместной деятельности проблемы «вместе» с детьми без жестких оценок;

- позиция «создателя» окружающей развивающей среды, где взрослый предоставляет возможность детям действовать свободно и самостоятельно.

Каждая из позиций имеет самостоятельное значение для воспитания ребенка и имеет свое место в педагогическом процессе.

Анализируя современные образовательные программы, по которым работают дошкольные образовательные учреждения, можно заметить, что все они имеют такие черты как: целостность, системность, возрастная адрессованность, учет индивидуальных особенностей ребенка, личностно - ориентированное взаимодействие с ним, учет достижений психологической науки о самоценности дошкольного детства, его роли в развитии личности.

Хоть мы и не встретим в них прямого упоминания о необходимости воспитания толерантности, но всё же данная проблема в какой- то мере решается.

Так, например, программа «Детский сад – дом радости» (В.Т. Ивановой, Н.М. Крыловой) имеет целью содействовать всестороннему развитию индивидуальности ребенка. Основная идея: «Никого ничему научить нельзя, можно только научиться!». Программа «Наследие» (М. Новицкой, Е.В. Соловьевой) вводит детей в современную русскую культуру. Чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире, природе, других людей, других народов.

Нам представляется очевидным, что в рамках данных программ воспитание толерантности будет проходить более успешно, так как изначально авторы заложили в них некоторые условия, в которых могут реализовываться принципы толерантности.


2.3 Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников

Создание в детском коллективе вербальной атмосферы, которая знакомит ребенка не только с правилами-ограничителями, но и с правилами-побудителями. Педагог должен довести до сознания детей социальную сущность нравственных правил. Необходимо выделять из практики общения и одобрять случаи доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым. Показывать последствия такого отношения, разъяснять социальную значимость[12]

Воспитание толерантности может успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой и учебно-познавательной деятельности.

Можно выделить 3 группы методов, соответствующих задачам нравственного воспитания, а так же целям воспитания толерантности в дошкольном возрасте.

1. Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок):

- метод беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.);

- художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других. Преимущество искусства как средства воспитания гуманности – в эмоциональной оценке действительности. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности.

- наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.

2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения:

- метод научения ребенка положительным формам поведения, воспитание нравственных привычек;

- целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением;

- личный пример взрослого, но он будет эффективен, только если человек обладает авторитетом.

3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей.

Поощрение положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков. Высказывание неодобрения отрицательных поступков. Оценивается только поступок, а не личность ребенка.

На основе выделенных нами уровней проявления толерантности, а также опираясь на положения отечественной педагогики и психологии согласно нравственного развития личности, мы выделяем в содержании воспитания толерантности, в дошкольном возрасте следующие этапы:

I. Основная цель – подача информации ребенку относительно основных законов и правил человеческого общежития. Знакомство ребенка с основными правами каждого человека при рассмотрении конвенции о правах ребенка. Как сказано в декларации принципов толерантности: «Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других».

Основными условиями, необходимыми для ознакомления старших дошкольников с правами человека является: наличие адаптированных текстов, владение родителей и педагогов соответствующими знаниями, изменение воспитательной среды дошкольного учреждения в соответствии с правами детей.

Особое внимание данной проблеме уделяется белорусскими педагогами. Так, Л.И. Смагина, А.С. Карнейчик, А.А. Петрикович, И.А. Царик рекомендуют проводить обучение по правам ребенка, во-первых, с использованием наиболее приемлемых для учащихся форм и методов обучения: дидактических игр, сказок, рассказов и т.д. Во-вторых, особенно важным, по их мнению, для получения желаемых результатов является создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценности своей личности в сочетании с признанием права окружающих на ответное уважение и доверие. В-третьих, использование различных видов продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд и т.д., что позволяет детям наиболее полно реализовывать свои возможности и удовлетворять потребность в самоутверждении.

Одной из задач на данном этапе будет выступать профилактика закладывающихся стереотипов в этом возрасте. Основная цель - дать возможность каждому ребенку на основе знаний выработать чувство уверенности в себе; развивать комфортабельные и справедливые взаимоотношения с социальным окружением во всем его многообразии; развивать критическое мышление и способность защитить себя и других перед лицом несправедливости.

Задачи воспитания и обучения: развивать у детей, независимо от их цвета кожи, чувство уверенности в себе, гордости принадлежности к своей расово-этнической группе на реальных знаниях об образе жизни, о культуре и традициях людей разных этнических групп.

II. На втором этапе воспитания толерантности необходимо закрепить полученные ребенком знания, на основе которых должно сформироваться эмоционально-оценочное отношение к поведению людей. Здесь дети самостоятельно выделяют ситуации, в которых присутствует нарушение чьих-либо прав или примеры не толерантного отношения, и оценивают их. Желательно проигрывать некоторые ситуации вместе с детьми с последующим разбором того, кто поступил правильно, а кто нет, или как можно было поступить, сделать по-другому. Находить вместе с детьми как можно больше альтернатив поступков в той или иной ситуации. Важная задача – воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающим. Методы: личный пример педагога, родителей; использование картинок и т.д.

III. Формирование устойчивого толерантного поведения, а также самостоятельное оценивание ребенком собственных действий и поступков. Обращенность на самого себя. Детям можно предложить вспомнить, когда и в какой ситуации они поступали правильно, неправильно. Обсудить с ними - почему это происходило и как можно было поступить по-другому, как бы они поступили сейчас. Важно, чтобы дети понимали, что от поведения каждого из них зависит многое. Так же детям необходимо показать пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого[13]. Встать на чью-либо сторону, защитить интересы не только свои, если возникает такая необходимость. Этот этап самый сложный и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью. Методы: игровая, практическая деятельность; поощрение в случае проявления ребенком толерантности; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.

Ни один из этапов по воспитанию толерантности нельзя считать замкнутым, полностью освоенным.

Нам представляется, что воспитание толерантности настолько длительный процесс, что не может быть ограничен рамками дошкольного возраста. В данный возрастной период необходимо начинать воспитание толерантности, но окончание этого процесса зависит от очень многих факторов.

Работу по воспитанию толерантности педагогу необходимо проводить не только в сотрудничестве с другими специалистами, но и в тесном контакте с родителями.

То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от присутствия толерантности в их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть. Уважать – значит понимать, поддерживать, верить.

Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное «Я»[14], имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком», а если и придется это сделать, то только для его защиты. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый их них научился уважать и ценить себя.

В работе с детьми допустимо использование только ненасильственного управления и изменение методов и приемов воспитания. Необходим делать так, чтобы ребенок участвовал в делах, предлагаемых воспитателем не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие, ощутить важность этих дел для себя.

При отборе методов и приемов воспитания важно помнить следующее:

- никогда не наказывать детей;

- не сравнивать друг с другом;

- не выставлять на позор;

- не укорять;

- не жаловаться на них родителям;

- не надзирать за ними;

- не оскорблять;

- не приказывать, не требовать жестко;

- обеспечит успех во всех делах, особенно в творчестве через разумную дозу помощи;

- хвалить от души;

- верить;

- договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;

- прощать искренне.

Цели воспитания должны быть значимы для человека и в детстве, и в будущем. Надо отнести к целям воспитания каждого конкретного человека его собственные проблемы развития, которые волнуют его самого и не могут не волновать окружающих его людей.


Глава 3. Экспериментальное исследование влияния нетрадиционного рисования на развитие и формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста

3.1. Задачи и организация опытно-экспериментальной  работы

Исследование толерантности является непростой задачей, т.к. в значительной степени имеет дело с изучением установок личности, связанных с представлениями о социальной желательности. С нашей точки зрения, необходимо не только совершенствование и расширение имеющегося методического обеспечения исследования, но также создание и апробация проективного инструментария, существенно увеличивающего возможности исследователя и дающего богатый материал для интерпретации и понимания установок толерантного сознания.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Материальные ценности доминируют над духовно-нравственными.

Всё чаще Россию потрясают террористические акты, возникают военные конфликты. Поэтому правительством России была принята Федеральная программа «Формирование установок толерантного поведения и профилактики экстремизма в Российском обществе».

Согласно этому постановлению программой «Радуга» предусмотрено формирование представлений ребенка о себе, как о личности, способности осознавать  и отдавать себе отчет о своих целях, полученных результатах, чувствах, правил норм человеческого общежития, понимания значимости и ценности жизни других людей. Формирование личности включает вопрос воспитания в ребенке уважительного, доброжелательного отношения к людям разных национальностей. И поэтому необходимо формировать толерантность; суть сводится к тому, что «мы разные, но хотим жить вместе».

Из-за политической, военной нестабильности в России в ДОЙ все чаще поступают дети разной национальности. Это беженцы, переселенцы. Ребенок должен видеть в каждом из своих маленьких товарищей друга по взаимопомощи, по духу.

Поэтому появилась необходимость формирования толерантного поведения.

Решение этих проблем и формирования толерантного поведения  у детей, легло в основу поставленной задачи и эксперимента.

Исследование проводилось на базе МДОУ № 7 города Конаково, в котором участвовали дети 5-7 лет в количестве 10 человек.

Перед началом эксперимента мы поставили следующие задачи:

- подобрать диагностические методики, направленные на определение нервно-психической устойчивости;

- определить уровень развития нервно-психической устойчивости у детей старшего дошкольного возраста;

-разработать комплекс развивающих занятий формированию толерантности детей старшей группы.

Данное экспериментальное исследование включало в себя три этапа: констатирующие, формирующие, контрольный этап.

Цель конструирующего этапа - определение уровня развития нервно-психической устойчивости  у детей старшего дошкольного возраста.

Цель формирующего этапа – определить эффективность использования разработанного нами комплекса развивающих занятий по формированию толерантности.

Цель контрольного этапа – выявить динамику в развитии формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Для того чтобы определить уровень развития нервно-психической устойчивости у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе, мы использовали следующие диагностические методики:

  1. Тест «Нарисуй что-нибудь» (Т.Д. Марцинковской) для детей от 5 лет – на оценку нервно-психической устойчивости.
  2. Методика «А у нас сегодня новый друг» – на выявление способности к дружелюбию и целостному восприятию другого человека, ребенком.
  3. Методика «Подари добро» (О. М. Дьяченко) для детей 5-7-лет – на выявление коэффициента оригинальности, способности и целостному восприятию ребенка-инвалида, ребенка другой национальности и тд.

Выдвинутая гипотеза найдет свое подтверждение только в том случае, если уровень развития творческого воображения у дошкольников «ЭГ» окажется выше, чем у детей «КГ».


3.2. Определение уровня развития и формирования толерантности у детей на начало эксперимента (констатирующий этап). Формирующий этап эксперимента

Констатирующий этап эксперимента проводился в январе-феврале 2015 года.

Для того чтобы определить уровень развития и формирования у детей старшей дошкольной группы, мы использовали выбранные нами методики.

Тест «Нарисуй что-нибудь» (Т.Д. Марцинковской) для детей от 5 лет – на оценку оценку нервно-психической устойчивости.

Цель: оценку нервно-психической устойчивости..

Методика проведения: ребенку дают лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей и предлагают нарисовать все, что он захочет. На выполнение задания отводится 4-5 минут.

При подсчете мы обращали внимание на детали и образы рисунка.  Они должны быть тщательно проработаны. Каждая новая тема оценивалась в 1 балл.

Критерии оценки:

- беглость (количество созданных изображений) – 1 балл;

- гибкость (число использованных изображаемых объектов: природа, спорт, техника, быт, человек, вселенная) – 1 балл за каждую категорию.

Качество рисунка оценивается по следующим критериям:

10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображении. Детали и образы рисунка тщательно проработаны.

8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо.

5-7баллов — ребенок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определенное эмоциональное впечатление.

3-4 балла — ребенок нарисовал что-то очень простое, неоригинально Фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны.

0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего при I) а н. и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Уровни для детей 5-7 лет

10 баллов — очень высокий;

 8-9 баллов — высокий;

5- 7 баллов — средний;

3-4 балла — низкий;

 0-2 балла — очень низкий

Проанализировав рисунки детей, мы получили следующие результаты. В «ЭГ» -  1 ребенка (10%) имеет высокий уровень творческого зрительного воображения; 4 ребенка (40%) – средний уровень творческого зрительного воображения; 5 человек (50%) имеют низкий уровень творческого зрительного воображения.

В «КГ» - 2 ребенка (20%) имеет высокий уровень творческого зрительного воображения; ребенка (40%) – средний уровень творческого зрительного воображения; 4 ребенка (40%) имеют низкий уровень творческого зрительного воображения.

Наглядно результаты исследования можно увидеть на диаграмме (рис. 1 и 2).

Экспериментальная группа

рис. 1

Контрольная группа

рис. 2

Методика «А у нас сегодня новый друг» – на выявление способности к дружелюбию и целостному восприятию другого человека, ребенком.

Цель: выявление способности к целостному восприятию другого человека, ребенком.

Методика проведения: В группу был приглашен другой ребенок (из другой группы детского сада). «Гостевое время» 60 минут. За это время были проведены наблюдения, как дети восприняли ребенка, играли ли они с ним, обращали на него внимание, подходили здороваться  с ним, или же наоборот – вовсе не замечали ребенка.

По истечению времени, мы подсчитали, сколько детей обратили внимание на нового друга, кто как вел себя с новым другом, и кто подружился с ним.

Анализ результатов показал, что в «ЭГ» - 2 ребенка (20%) имеет высокий уровень толерантности; 3 ребенка (30%) – средний уровень; у 5 детей (50%) преобладает низкий уровень.

В «КГ» - 1 ребенок (10%) имеет высокий уровень толерантности; 3 ребенка (30%) – средний уровень; 6 детей (60%) имеют низкий уровень.

Данные результаты мы представили в виде диаграммы (рис. 3 и 4.).

Экспериментальная группа

рис. 3

Контрольная группа

рис. 4

Методика «Подари добро» (О. М. Дьяченко) для детей 5-7-лет 

Цель: выявление коэффициента оригинальности, способности и целостному восприятию ребенка-инвалида, ребенка другой национальности и тд.

Методика проведения: для начала проводилось анкетирование для родителей (предоставлено в приложении). После анкетирования, проводилась беседа с детьми, о том, что на земле живут разные люди (конкретно описывались какие: блондины, брюнеты, инвалиды). Акцент делался на то, что каждый из них – личность, каждый из них – человек!

Дети, обращали внимание на то, что они и по городу видят довольно много людей, которые ходят с палками и ли костылями, и детей, которые не разговаривают. Но главное они сделали для себя вывод – что это тоже люди. Смеяться, потешаться над ними нельзя.

В разговоре о других нациях, дети не выражали агрессии и довольно спокойно говорили о том, что и  с детьми другой национальности они будут дружить.

После беседы, детям был поставлена следующая задача: нарисовать мир, где могут жить разные люди.

Проанализировав рисунки детей, мы получили следующие результаты. В «ЭГ» - 2 ребенка (20%) имеет высокий уровень воображения и целостного восприятия другого человека и нации; 5 детей (50%) – средний уровень воображения и целостного восприятия другого человека и нации; и у 3 детей (30%) преобладает низкий уровень воображения).

Анализ полученных результатов показал, что уровень развития и целостного восприятия другого человека и нации у детей соответствует среднему уровню.

Формирующий этап эксперимента проходил в марте 2015 года. На основе теоретического анализа научной литературы и опираясь на данные констатирующего этапа эксперимента, мы подобрали комплекс занятий по формированию толерантности у детей  старшей группы. Обучение в экспериментальной группе осуществлялось на дополнительных занятиях согласно намеченного тематического планирования.

Разрабатывая программу формирующего этапа эксперимента, мы выдвинули ряд предположений:

- подобранный нами комплекс занятий поможет дошкольникам развить целостное восприятие мира;

- понимание и знакомство с разным миром и с разными нациями;

Подобранный нами комплекс занятий мы проводили с экспериментальной группой. Занятия проводились два раза в неделю. Мы готовили материалы к занятиям, проводили физкультминутки, наблюдали за детьми в процессе занятий и фиксировали результаты.

Для того чтобы процесс развития толерантности был целостным мы включили в занятия игры на листе бумаги по сказкам и мультфильмам.

Чтобы процесс творчества был более увлекательным и интересным, мы предложили использовать на занятиях музыкальное сопровождение. Звучала разная  музыка: релаксирующая, классическая, детские песни – все это способствовало раскрепощению детей. Примеры музыкальных произведений представлены в приложении.

Мы строили занятие таким образом, чтобы каждый ребенок мог порадоваться результату своего собственного или общего со взрослым успехом. На занятиях, которые предполагали коллективную работу («Сегодня, делаем добрые дела») дети помогали друзьям, выполнять задания. По окончанию занятия дети показывали свои работы друг другу.


3.3. Проведение повторной  итоговой диагностики

 (контрольный этап)

По окончании формирующего этапа эксперимента нами была проведена повторная итоговая диагностика детей экспериментальной и контрольной групп.

Для определения уровня развития и формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе, мы использовали следующие диагностические методики:

  • Тест «Нарисуй что-нибудь» (Т.Д. Марцинковской) для детей от 5 лет – на оценку нервно-психической устойчивости.
  • Методика «А у нас сегодня новый друг» – на выявление способности к дружелюбию и целостному восприятию другого человека, ребенком.
  • Методика «Подари добро» (О. М. Дьяченко) для детей 5-7-лет – на выявление коэффициента оригинальности, способности и целостному восприятию ребенка-инвалида, ребенка другой национальности и тд.

Описание этих методик дано в параграфе 3.1. данной дипломной работы. Критерии и параметры оценивания были те же, что на констатирующем этапе эксперимента. Результаты, полученные на контрольном этапе занесены в таблицу.

Имя ребенка

Нарисуй что-нибудь

Незаконченный рисунок

Дорисовывание фигур

Общий результат

Алла И.

В

С

В

В

Вова К.

В

В

С

В

Дима Р.

С

Н

С

С

Женя М.

Н

С

С

С

Зина М.

В

В

В

В

Илья К.

Н

С

С

С

Лена В.

С

С

С

С

Сережа Т.

С

В

В

В

Оля М.

Н

С

Н

Н

Света М.

С

С

Н

С

Таким образом, четыре ребенка (40%) показали высокий уровень развития  и формирования толерантности, пять человек (50%) – средний уровень, один ребенок (10%) – низкий уровень.

После подведения итогов контрольного этапа эксперимента, мы провели сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента в группе. Анализ показал, что уровень развития и формирования толерантности у детей экспериментальной группы повысился.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента представлен в таблице.

Имя ребенка

Констатирующий этап

Контрольный этап

Алла И.

В

В

Вова К.

С

В

Дима Р.

С

С

Женя М.

С

С

Зина М.

В

В

Илья К.

Н

С

Лена В.

С

С

Сережа Т.

С

В

Оля М.

Н

Н

Света М.

Н

С

Сравнительный анализ результатов имперического исследования позволил нам выявить положительную динамику в развитии и формировании толерантности у детей экспериментальной группы, с помощью разработанной программы и методики.


Заключение

Подведем итог.

Формирование толерантности у детей необходимо для того, чтобы они научились выстраивать адекватные взаимоотношения с окружающими, независимо от национальности, вероисповедания, политических убеждений, взглядов на жизнь. Для реализации этой цели необходимо последовательное соблюдение принципов формирования толерантности у дошкольников, которому должны следовать в семье малыша, его ближайшем окружении, а также в дошкольном воспитательном учреждении.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также – это огромная каждодневная работа педагогов.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.

В исследуемой работе, мы показали, что дети способны быть толерантными и готовы обучаться толерантности, быть добрым, отзывчивым, а главное дети поняли, что все мы – люди.

Таким образом, наша гипотеза и цель, была полностью доказана.


Список литературы

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов и вузов. – М.: Просвещение. – 2011., 123с.
  2. Адеенко Т. Р. Психология развития ребенка. – М.: 2010., 341с
  3. Балутина Т.А., Вольфовская Е.Г., Никольская С.А. Содержание образования в педагогике ненасилия // Методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия. – М.: 2011., 491с.
  4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в дестком возрасте. – М.: Просвещение. -2009., 211с
  5. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития.\\ Вопросы психологии. – 2009. №2., 161с.
  6. Голынкина В. Д. А как жить в такой злобе (разговор о доброте)…?// статья из журнала «Дошкольное воспитание» №7, 2009. – С 18
  7. Гроссман А. Д. Психология личности ребенка. – Курск., 2008.- 392с.
  8. Дошкольное воспитание. – М.: №11, №15, №16/ 2013.
  9. Жижев А. А. Проблемы формирования характера у детей. – СПб.: 2009., 159с.
  10. Зимина И. Р. Становление характера у детей//курс лекций. – М.: 2009.-194с.
  11. Золотухин В.М. Две концепции толерантности / Кузбас. гос. техн. ун-т. - Кемерово, 2011., 739с.
  12. Золотухин В.М. Две концепции толерантности / Кузбас. гос. техн. ун-т. - Кемерово, 2013. – 431с.
  13. Киров Д. И. Воспитание в толерантности. – М.: 2012.-300с.
  14. Клементьева А. Д. Психология развития ребенка. – М: 2008. – 309с.
  15. Климова И. Р. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М: 2009. – 367с.
  16. Круглова Н.В. Толерантность как задача практической философии. – М.: 2012., 208с.
  17. Львов В. А. Поговорим о наших детях//Книга для родителях о детях. – СПб.: 2009. – 209с.
  18. Милютина Н.Р. Основы толерантности. – М.: 2010. – 302с.
  19. Ошанина Т. Л. Что такое толерантность?//курс лекций. – М.: 2008. – 248с.
  20. Программа «Консультант+»
  21. Толерантность в общественном сознании России // ЮНЕСКО, Фонд за выживание и развитие человечества.-СПб.: 2012., 129с.
  22. Юрцев П. В. Проблемы возрастной периодизации детского развития. – М.: 2010. – 413с.

Приложение №1

Примерный перечень музыкальных произведений, используемых на занятиях изобразительной деятельности

Направления музыки

Серия 1

Серия 2

Серия 3

Музыкотерапевтическая

В.А. Моцарт

Звуки природы

Пение птиц

Народная (вокальная)

«Как на нашем на лугу»

Журавель

Небо-небо высоко

Песни из мультфильмов

«По дороге с облаками»

«Хорошо бродить по свету»

«Луч солнца золотого»

 

Приложение №2

Примеры физкультминутки

Игра «Замри – отомри»

 Игра проводиться по командам. Дети хором декламируют: « Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем».

Водящий замирает в позе, изображающей конкретное узнаваемое действие. Игроки должны отгадать, что это за действие.

 Игра «я садовником родился»

 Дети выбирают себе названия цветка. Водящий говорит слова считалки:

- Я садовником родился,

 не на шутку рассердился:

Все цветы мне надоели,

Кроме… розы!

«Роза» Должна проскакать на одной ножке до окна. Таким образом, 5-7 «цветов» или «букетиков цветов» выполняют различные двигательные упражнения.

 Листочки

 Мы листики осенние,                                                      

Ветер снова набежал

На ветках мы сидим.                                                          

И листочки все поднял.

Дунул ветер – полетели,                                                    

 закружились, полетели

Мы летели, мы летели,                                                      

и на землю снова сели.

И на землю тихо сели.

 Раз, два, три, четыре, пять!

 Раз, два, три, четыре, пять!                                            

  Топаем ногами.

Все умеем мы считать,                                                    

 раз, два, три, четыре, пять,

Отдыхать умеем тоже –                                                

   хлопаем руками.

Руки за спину положим.                                                  

Подтянитесь на носочках

Голову поднимем выше.                                                  

 Столько раз,

И легко – легко подышим.                                                

Ровно столько, сколько пальцев

Раз, два три четыре пять                                                

   на руке у вас.

 Самолет

 Руки в стороны - в полет                                                  

левое крыло – вперед.

Отправляем самолет.                                                        

 Раз, два, три, четыре -

Правое крыло – вперед,                                                    

Полетел наш самолет.

 Дети под музыку двигаются по группе (танцуют, прыгают). Воспитатель

останавливает музыку и называет число, например, 2. дети должны взяться за руки по 2 человека. Если называется число 4, то они образуют группу из четырех человек и т.д. игра проводится 2-3 раза.

   

Ванька – встанька

 Отдых наш – физкультминутка.                              

    Ванька – встанькой будто стали.

Занимай свои места:                                                    

  А потом пустились вскачь,

Раз – присели, два – привстали,                                

будто мой упругий мяч.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали -                                                                        

 Часы

 Наклоны головы то к одному, то к другому плечу:

Тик – так, тик – так – все часы идут вот так:

Тик – так.

Дети раскачиваются в такт маятника:

Смотри скорей, который час:

Тик – так, тик – так, тик – так.

Ноги вместе, руки на поясе. На счет « раз» - голова наклоняется к правому плечу, потом – к левому, как часы, и т.д:

Налево – раз, направо – раз,

Мы тоже можем так.

Тик – так, тик – так.

Приложение №3

Примерный план-конспект занятий

  • Методика «А у нас сегодня новый друг» – на выявление способности к дружелюбию и целостному восприятию другого человека, ребенком.
  • Методика «Подари добро» (О. М. Дьяченко) для детей 5-7-лет – на выявление коэффициента оригинальности, способности и целостному восприятию ребенка-инвалида, ребенка другой национальности и тд.

«А у нас сегодня новый друг»

Как говорится, «на свой страх и риск» мы проводили эту методику один раз в неделю, заключалась она в знакомстве в группе с новым человеком. Каждое занятие, мы приглашали ребенка из другой группы, наблюдали как принимают его воспитуемые. Особое внимание уделялось детям во время игры или прогулки.

Методика «Подари добро» (О. М. Дьяченко) для детей 5-7-лет – на выявление коэффициента оригинальности, способности и целостному восприятию ребенка-инвалида, ребенка другой национальности и тд.

Ни секрет, что в дошкольных учреждениях, или школьных появляется очень много детей другой национальности. Ни все дети принимают их. Зачастую на это влияют и родители.

Именно поэтому мы разработали данную методику. В этот день, детям другой национальности «дарили добро», помогали при уборки территории, при сборе на прогулку. Дети обучались вежливости и понимали в этот день, что этот ребенок, такой же как и все.


[1] Зимина И. Р. Становление характера у детей//курс лекций. – М.: 2009.-С.31

[2] Зимина И. Р. Становление характера у детей//курс лекций. – М.: 2009.-С.32

[3] Зимина И. Р. Становление характера у детей//курс лекций. – М.: 2009.-С.36

[4] Золотухин В.М. Две концепции толерантности / Кузбас. гос. техн. ун-т. - Кемерово, 2013. – С.205

[5] Золотухин В.М. Две концепции толерантности / Кузбас. гос. техн. ун-т. - Кемерово, 2013. – С.205

[6] Золотухин В.М. Две концепции толерантности / Кузбас. гос. техн. ун-т. - Кемерово, 2013. – С.206

[7] Золотухин В.М. Две концепции толерантности / Кузбас. гос. техн. ун-т. - Кемерово, 2013. –С.207

[8] Милютина Н.Р. Основы толерантности. – М.: 2010. – С.13

[9] Милютина Н.Р. Основы толерантности. – М.: 2010. – С.14

[10] Милютина Н.Р. Основы толерантности. – М.: 2010. – С.16

[11] Милютина Н.Р. Основы толерантности. – М.: 2010. – С.18

[12] .Голынкина В. Д. А как жить в такой злобе (разговор о доброте)…?// статья из журнала «Дошкольное воспитание» №7, 2009. – С 18

[13] Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития.\\ Вопросы психологии. – 2009. №2., С.54

[14] Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития.\\ Вопросы психологии. – 2009. №2., С.55


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантности у дошкольников

Сценарий праздника "Калейдоскоп игр народов мира"...

Фольклор как средство воспитания толерантности у дошкольников

Присутствие в обществе людей разных национальностей требует особого внимания к вопросу формирования национального самосознания, толерантных отношений.. Толерантность, как образ жизни в обществе зависи...

Педагогический проект "Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения"

Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных кул...

Воспитание толерантности у дошкольников с помощью интеграции образовательных областей

Материал предназначен для педагогов, которые интересуются воспитанием толерантности у детей....

Воспитание толерантности у дошкольников

Воспитание  подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности. Безусловно, ступень дошкольного образования является в данном случае основой, которая закладывает базу формир...

Методическая разработка . Коммуникативные игры по воспитанию толерантной личности дошкольника.

В дошкольном возрасте дети начинают понимать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной под...

«Информационно-образовательная среда МБДОУ как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов».

Актуальность и практическая значимость вопроса определили проблему: какой должна быть информационно-образовательная среда в дошкольном учреждении, и каково влияние этой среды на качество повышения про...