Методическая разработка построение предметно-развивающей средыв дошкольном учреждении
методическая разработка на тему

Ивановская Жанна Вячеславовна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Построение предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении.

При проектировании предметно-развивающей среды в ДОУ следует ориентироваться на цели развития и воспитания детей, исходит  из сущности современной дидактики, активной роли ребенка и взрослого в этом процессе. Для достижения поставленной цели  развития личности ребенка – для этого, чтобы он стал субъектом собственной жизни в мире, следует целенаправленно приобщать его к средствам и способам взаимодействия с миром: к средствам и способам познания истины, преобразования мира по законам добра, красоты, здоровья, а также к средствам и способам общения  с миром, его оценивания в соответствии с этим законом. Для этого ребенку безусловно необходимы знания, умения и навыки. Однако они играют не основополагающую, а лишь подчиненную. Вспомогательную роль, так как  нужны для овладения средствами и способностями взаимодействия с миром, накопления, расширения и развития опыта такого взаимодействия и отношения к миру.

Образовательный процесс сочетает в себе обучение и учение ребенка и  включен в те виды деятельности, которые  свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:

-игровая деятельность, куда входят предметно-игровое манипулирование: дидактические игры( речевые, музыкальные),игры с правилами(спортивные, настольные  и др.), сюжетно-ролевые и режиссерские игры; игры драматизации и театрализации;

-предметная деятельность;

-общение;

-продуктивная деятельность ( художественно – изобразительная, конструирование);

-элементы физической культуры;

-элементы литературно-художественной деятельности;

-элементы трудовой деятельности(самообслуживание, труд в природе, коллективно – трудовые действия, ориентированные  на определенный результат); элементы учебной деятельности (в процессе освоения начал математики, грамоты, образцов литературы и искусства, предметов быта, явлений координированных движений, навыков и умений в области пения, ритмики и т.д.), в основном направленные на развитие познавательных способностей и интересов и выработку умения учиться (элементарное понимания смысла учебного задания, переключение внимания на способы его выполнения, самооценка и самоконтроль).

На развитие ребёнка в значительной степени оказывают влияние наследственности, среда и воспитание. Среда-это  окружающее человека пространства, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Известно, что  именно что фактор может или тормозить развития ребёнка или стимулировать его развития. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она не тормозит, но не стимулирует развитие ребенка. Всё это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении.

В помещении, предназначенном для прибытия детей, должно быть всё сделано для того, чтобы взрослый каждую минуту мог наблюдать за их деятельностью. Все дети большую часть времени в общей групповой комнате, которая целиком просматривается воспитательского места. Ребёнок и взрослый как бы становится творцами своего предметного окружения, а в процессе личностного-развивающего взаимодействия взрослого и ребёнка- творцами своей личности и своего здорового тела. По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть более  интенсивно развивающей, провоцирующий возникновение и развитие познавательных интересов, его волевых качеств, эмоций и чувств.

Так, например, на стенах могут быть развешены рамки на доступной для детей высоте, в которые могут быть легко вставлены различные репродукции или рисунки, и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов.

Одна из стен-рисовальная стена «стена творчества» предоставлены в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками и т.д., создавая как индивидуальные, так и коллективные картины. В качестве звукового дизайна желательно ,например-записи шелеста листы, песка, воды, шум моря, пение птиц и т.д .и всего того, что может выполнять функции домашней психотерапии, успокаивать детей(перед сном, например),создавать особый юг. Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение.

В дошкольном учреждении должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребёнка взрослых форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе настоящей и результативной деятельности и в ходе общения .При проектирование развивающей детской среды необходимо учитывать тот факт, что определить для ребёнка его жизненную среду невозможного. Ребёнок не пребывает в среде, а преодолевает её, перерастает её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А следовательно, меняется для него и окружение. Для того, чтобы оно  всё же  оставалось приемлемым для ребёнка, удобным, надо дать ему возможность менять окружающую среду, вновь оседать её со своими вкусами и настроением.

Для этого в проекте среды детского сада должна быть заложена возможность её изменений.

В цветовом объёмно-пространственном построении интерьера должны выделяться определённые многофункциональные, легко трансформируемые элементы присохранение общей смысловой целостности. Для того, чтобы помещение не превратилось в нагромождение абстрактных элементов, их количество и размещения должно быть рационально определённо. Например мягкая комната, кинотеатр, выставочный зал, и.д.

Полную безопасность и своеобразный строительный материал обеспечат  мягкие кубы, параллелепипеды ,арки, плоские маты и т.д. Они позволяют строить дома, квартиры, дворцы, корабли  и.д.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т.д. Здесь мы сталкиваемся с очевидными противоречием: с одной стороны необходимость пространства для проявления свободной активности детей, а с другой стороны-ограниченность помещения.  При планировании интерьера возможен следующий подход к организации среды:- центр сюжета-ролевой игры; центр грамотности, куда включается книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, здесь же могут быть и театрализованные игры;-центр науки, куда входит уголок природы и место  для детского экспериментирования и  опытов с соответствующим оборудованием и материалами;

-центр строительно-конструктивных игр;

-центр математики (игротека);

-центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобретательной деятельности. Воспитатель может выбрать  собственный вариант построения среды-он вместе с детьми определяет, что,где и как располагать. Однако нельзя забывать, что представления взрослого об удобствах, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом. Целесообразно перед первым приходом ребенка в детский сад или после летнего перерыва спросить родителей(в беседе, через анкетирование) о том, чем увлекается их ребёнок, к чему проявляет склонность, способности, какие любимые игрушки. Важно также спросить об этом самого ребёнка и внести в обстановку те игры(игрушки, материалы), которые доставят малышу радость и удовольствие. Правомерно, что воспитатель подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определённого возраста, но кроме них надо включать в обстановку приблизительно 15% материалов, ориентированных на детях более младшего возраста. Ребёнок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Развивающая среда не может быть постоянно окончательна, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.

Первоначальный период построение среды-два месяца, а далее- её насыщение и реорганизация. Примерно один раз в два месяца часть материалов заменить, переставлять оборудование ,если есть возможность, мебель лучше приобретать на колесах, чтобы дети сами могли её передвигать конструкция пространства(промышленной материал, либо оклеенные картонные коробки разного размера). Выстраивая предметно-развивающую среду, воспитатель всегда должен понимать какую грамотную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут. Нет  такой стороны воспитания детей, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственного окружающего ребёнка конкретного мира (Е.И.Тихеева).

1.3. Компоненты предметно-развивающей среды.

Любая развивающая среда состоит из разнообразных компонентов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить: уголок природы, комната природы. Рассмотрим эти элементы.

Уголок природы.

Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой более яркое представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Для постоянного общения детей с растениями и животными в детском саду создаются уголки природы. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям, даст возможность проводит интересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течение всего года.

В уголке природы дети сосредотачивают своё внимание на небольшом количестве объектов, что обеспечивает более глубокое их познание. Дошкольники имеют возможность длительность рассматривать обитателей  уголка природы, наблюдать за ними: постоянно у них формируется прочные знания о животных(внешний вид, повадки ,условия существования и т.д.), трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.

Каждая возрастная группа имеет свой угол природы, однако хорошо создать и общий уголок. Он будет служить для пополнения с смены объектов в групповых уголка природы. Необходимым продуманным подбором объектов и размещения.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Постоянные живут в уголке круглый год(комнатные растения, рыбы, птицы и т.д.), временные-лишь определённые отрезок времени(растение и животные  местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или иные сезоны; яркие декоративные растения цветка, обильно цветущие осенью весенние первоцветы, насекомые). Перечень временных обитателей уголка природы даётся в темах, раскрывающих содержание работы по сезонам.

При подборе обитателей уголка природы следует учитывать ряд требований, что поможет избежать ошибок и обеспечить эффектность воспитательного воздействия труда и наблюдений детей. Вот эти требования:

  1. Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это даёт возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образов жизни, характерными для большой группы растений и животных.
  2. Растения и животные должны быть яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать ещё не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.
  3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных. Это даёт возможность детей увидеть в объектах не только общие, но и  индивидуальные признаки, подводят ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
  4. Растения и животные должны быть безопасными для здоровья людей.
  5. Уголок природы- место труда и наблюдения детей. Уход за его обитателями по качеству труда, затрачиваемым силами и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения и животных, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
  6. Необходимо учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухость, наличием шума и т.д. Размещая обителей уголка природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности. Так один комнатные растения (фиалка, бегония) плохо переносит прямые солнечные лучи- их помещают в затемнённое место. Биология ящерицы и лягушки такова, что террариум с ящерицей следует ставить на хорошо обогреваемое солнечное место, а террариум с лягушкой-в прохладное и затемнённое место.

При размещении растений у животных необходимо учесть и эстетическую сторону: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. При этом следует разместить объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать и трудиться в уголке природы.

Комната природы.

Комната природы-специально  оборудованное помещение, позволяющее расположить в системе большое количество разнообразных природных объектов и других дидактических материалов, необходимых для реализации содержания программы. Комната природы служит для отдыха, релаксации и наблюдений, но чтобы она приобрела все атрибуты развивающей среды, она должна знать частью общей системы экологически развивающей среды. Создавая её, необходимо исходить из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребёнок активно действует. Но комната природы одна, а активная экологическая деятельность должна осуществляться регулярно вместе с детьми ДОУ.

Оснащение комнаты природы должно отвечать разнообразным потребностям детей. Прежде всего, рабочее место для труда шкафы и полки для хранения оборудования и кормов, вешалки для фартуков и полотенец. В комнате должны быть невысокие табуреты или переносные скамеечки, сидя на которых дети смогут наблюдать животных, общаться с ними.

Мини- огород.

В групповой комнате создан «Огород», с целью решения задач экологического воспитания. Целью создания огорода является систематизация знаний детей об овощах, развитий из семени. Здесь ведутся наблюдения за растениями, фиксация результатов наблюдений в  дневниках, рисунках .Формируется навыки  ухода растениями, в процессе практической деятельности воспитывается бережное отношение к растениям. Огород используется также в сюжетно- ролевых и дидактических играх по теме «овощи», «труд людей в природе», «растения», «птицы».

«Огород» расположен в зелёной зоне групповой комнаты, на просторном солнечном месте. С учётом того, чтобы все растения, растущие на «Огороде», получали достаточно тепла и света, а детям было удобно работать на  « грядках» и наблюдать за посадками. Дети наблюдают за ростом, развитием и созреванием овощей. Самостоятельно, со знанием дела ухаживают за растениями. Во время игр, наблюдений и работ на «Огороде» дети пополняют свои природоведческие знания.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки к предметно-развивающей среде «Организация работы с родителями по воспитанию детей на традициях народной культуры».

Методические разработки к предметно-развивающей среде «Организация работы с родителями по воспитанию детей на традициях народной культуры»Реализовать работу с родителями по воспитанию детей на традици...

Методическая разработка. Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе, в соответствии с ФГОС

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе, в соответствии с ФГОС...

Методическая разработка: «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ»

Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»...

Методическая разработка "Создание предметно-развивающей среды в ДОУ"

Методическая разработка "Создание предметно-развивающей среды в ДОУ"...

Методическая разработка "Создание предметно-развивающей среды в ДОУ"

Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»...