Методическая разработка "Создание предметно-развивающей среды в ДОУ"
материал

Аксенова Ольга Александровна

Методическая разработка "Создание предметно-развивающей среды в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-razvivayushchaya_sreda.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 г.Ярцева Смоленской области

Методическая разработка:

«Создание предметно-развивающей среды в ДОУ»

Разработала:

воспитатель

МБДОУ детский сад №6

Аксенова О.А.

2017 год

                Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155. 
                Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

                Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО это прежде всего:

- Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей;

-Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем), для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

                В связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в нашем ДОУ является особо актуальным, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

                Новизна работы заключается в том, что предметно – пространственная развивающая среда в ДОУ, созданная в соответствии ФГОС ДО, должна способствовать всестороннему развитию ребёнка и его активной позиции.

                Поэтому целью нашей работы является создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, с учетом требований ФГОС ДО, позволяющей реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения, развитие социальной культуры дошкольников, познавательного интереса, любознательности. Формирование эмоционального благополучия, индивидуальной комфортности.

Задачи: 
1.Создать предметно-пространственную среду, с учетом психологических основ конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса. 
2. Продумать дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, учитывая психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
2. Обеспечить:

- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;

-реализацию примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;

                Для решения поставленных задач мы разработали: «Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ»

Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с возрастными особенностями детей. 

Шаг 2. Провести оценку  и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, ДОУ в целом, определив дефицитарные области. 

Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы. 

Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей. 

Шаг 5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых центров. 

Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами. 

Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств. 

                Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, поэтому каждый шаг служит всей организационно-педагогической деятельности и обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно-пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения. 

                Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать то, что она должна быть:

  • содержательно-насыщенной, 
  • трансформируемой,
  • полифункциональной, 
  • вариативной, 
  • доступной,
  • безопасной.

                При построении предметно – пространственной среды также учитываются следующие принципы:

  • принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
  • принцип активности, самостоятельности, творчества;
  • принцип стабильности, динамичности;
  • принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  • принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
  • принцип сочетания привычек и неординарных элементов в эстетической организации среды;
  • принцип открытости – закрытости;
  • принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Предметно-развивающая среда в младшем дошкольном возрасте:

                Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии. Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Предметно-развивающая среда в среднем дошкольном возрасте:

                Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте:

                В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-пространственная развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

                При проектировании предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ мы учитывали: пространство, время , предметное окружение.

                Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. Мы выделяем следующие центры для разного вида активности: рабочая,  активная, спокойная.

Предметно-развивающая среда в нашем ДОУ отражает пять образовательных направлений:
«Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

                Центры развивающей активности детей

                Обстановку в группах создать таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.

Для социально – коммуникативного направления создаются центры:

  • центр активности (сюжетно – ролевые игры);
  • центр ПДД;
  • центр пожарной безопасности;
  • трудовой деятельности.

Познавательного направления:

  • центр «Мы познаём мир»;
  • центр «Я знаю свои права»;
  • центр «Экспериментирования»;
  • центр «Моя Россия»;
  • центр краеведения;
  • центр конструктивной деятельности.

Речевого направления:

  • центр «Грамотейка»;
  • центр театрализации;
  • центр «Будем говорить правильно»;
  • центр «Здравствуй книжка».

Художественно – эстетического направления:

  • центр «Маленький художник»;
  • центр «Умелые руки»;
  • центр «Весёлые нотки».
    Физическое направление:
  • центр «Здоровейка»;
  • центр спорта «Будь здоров».


        Таким образом, целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе  играет большую роль в  развитии и воспитании ребёнка. 
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста. 

        Изменения в предметно-пространственной среде группы и ДОУ вызвали количественные и качественные сдвиги, которые произошли в распределении детских активностей. При появлении некоторых материалов и игрушек (например, объектов для изучения), и создании условий для использования игрушек (компоновка игрушек для режиссёрской игры в соответствии с их сюжетообразующей функцией, дополнение их маркерами игрового пространства) произошли и значительные изменения в интересах и деятельности детей.

        Отмечены и другие изменения в поведении детей. Например, уменьшение количества конфликтов. 

        Результаты диагностики подтверждают, что благодаря созданным условиям предметно – развивающей среды с учётом ФГОС ДО, дети стали более социализированы, умеют общаться друг с другом, смело и свободно передвигаются в пространстве ДОУ, повысился познавательный интерес, любознательность, желание экспериментировать.

        Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Используемая литература:

1. «ФГОС ДО» от 17 октября 2013 года № 1155( зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384);

2.СаНПиН 2.4.1.3049-13; 

3. Письмо МО РФ от 17.05.95г. «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»; 

4.Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Сост. Н.В. Нищева. - Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.;

5.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.; 

6.Жукова О.Г. Предметная среда. М.:Аркти,2007.;

7.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.;

8. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста.;Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ ПО ФГОС»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ ПО ФГОС»Подготовила Лепехина Елена АлександровнаРЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС В ОСНАЩЕНИИ  ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ...

Методическая разработка " Предметно-развивающая среда во второй младшей группе детского сада"

Предметно-пространственная среда-главное средство  для формирования личности ребенка, источник получения знаний и умений и социального опыта.Это пространство, которое воспринимает ребенок в данны...

Методическая разработка:Предметно – развивающая среда в ДОУ по требованиям ФГОС

Методическая разработка:Предметно – развивающая среда в ДОУ по требованиям ФГОС Введение. Образовательная система выполняют жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки пр...

Методическая разработка «Предметно-развивающая среда в группе»

Благодаря  развивающей среде дошкольник включается в активную познавательную деятельность,у него развиваются:любознательность;воображение;умственные и художественные способности;коммуникативные н...