Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ ПО ФГОС»
    методическая разработка по теме

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ ПО ФГОС»

    Подготовила Лепехина Елена Александровна

    РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС В ОСНАЩЕНИИ  ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ

            Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

            Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующих содержание его духовного и физического развития» (С.П. Новосёлова).

    Требования ФГОС к предметно-развивающей среде:

    1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

    2. доступность среды предполагает:

    • Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;
    • Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивающих все основные виды деятельности.

    Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы (магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и пр.); большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

    Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:

    - центр игры;

    - центр двигательной активности;

    - центр конструирования;

    - центр музыкально-театрализованной деятельности.

    Спокойный сектор:

    - центр книги;

    - центр отдыха;

    - центр природы.

    Рабочий сектор:

    - центр познавательной и исследовательской деятельности;

    - центр продуктивной и творческой деятельности;

    - центр правильной речи и моторики.

    Рабочий сектор занимает 25% всей группы, т.к. там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, т.к. дошкольники «заряжаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.

    Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, зонты, сумочки и т.п.; мальчикам – детали военной формы, предметы и обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Необходимым в оборудовании старших дошкольников является материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов  и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

    Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основной для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является его источником его знаний и социального опыта.

    Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

    1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

    2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

    3. Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.

    4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

    5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

    6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально- потребностной сферы.

    7. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

    8. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

    Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и  развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodich.razr_.docx18.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ ПО ФГОС»

    РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС В ОСНАЩЕНИИ

    ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ

            Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

            Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующих содержание его духовного и физического развития» (С.П. Новосёлова).

    Требования ФГОС к предметно-развивающей среде:

    1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

    2. доступность среды предполагает:

    • Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;
    • Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивающих все основные виды деятельности.

    Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы (магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и пр.); большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

    Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:

    - центр игры;

    - центр двигательной активности;

    - центр конструирования;

    - центр музыкально-театрализованной деятельности.

    Спокойный сектор:

    - центр книги;

    - центр отдыха;

    - центр природы.

    Рабочий сектор:

    - центр познавательной и исследовательской деятельности;

    - центр продуктивной и творческой деятельности;

    - центр правильной речи и моторики.

    Рабочий сектор занимает 25% всей группы, т.к. там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, т.к. дошкольники «заряжаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.

    Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, зонты, сумочки и т.п.; мальчикам – детали военной формы, предметы и обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Необходимым в оборудовании старших дошкольников является материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов  и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

    Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основной для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является его источником его знаний и социального опыта.

    Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

    1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

    2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

    3. Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.

    4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

    5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

    6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально- потребностной сферы.

    7. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

    8. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

    Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и  развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

    Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

    Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

    особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

    презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

    Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

    Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

    Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

    Предметно-развивающая пространственная среда в детском саду в рамках ФГОС

    Организация развивающей предметно-пространственной среды, с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учето...

    Предметно-развивающая, игровая среда в средней группе в соответствии с ФГОС

    В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:...