Главные вкладки

    Семинар – практикум для родителей по развитию мелкой моторики рук.
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Толстова Ирина Евгениевна

    «Умный ребенок – здоровый ребенок»

    ( возраст 3-4 года)

     

                                                                                                                                                                                              Воспитатель: Толстова И.Е.

    Учитель-логопед: Ланина С.Г.

     

    Цель семинара: использование активных форм повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания потребности в здоровом образе жизни. Знакомство с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно проводить в домашних условиях.

     

     

    Предварительная работа

    • Проведение анкетирования «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

    • Подбор пособий, игр, литературы по теме.

    • Оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.

    • Подбор музыкального сопровождения для мероприятия.

       

    Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, столы и стулья, мольберт.

     

    Материал: Пластилин (на каждый стол), набор цветной бумаги, картон, фломастеры, ножницы, круги разных размеров, бутылки с крышками, корзины большие (4 шт.), ведерки маленькие (4 шт.), прищепки, веревки, платочки, емкости для сыпучего материала, тарелочки, фасоль, горох, макароны, веревки для нанизывания бус, счетные палочки, памятки для родителей.

     

    Вступительное слово. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обследовании детей выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

    Как выяснилось из бесед с родителями и анализа анкет, многие из них слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как ее развивать они затрудняются. Многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук малышей. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке, по закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, познавательному развитию, но не стимулируют развитие мелкой моторики.

    Также уделяется мало внимания совместным играм с малышами. И большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, манипуляции с мелкими предметами. Проанализировав все это, пришли к выводу о целесообразности проведения семинара-практикума на данную тему.

     

    Повестка семинара–практикума

    1.«Мы хотим видеть своих детей умными» (выступление учителя-логопеда)

    2. Презентация «Ловкие пальчики» (воспитатель)

    3.Практическая часть.

     

    Логопед. Все мы хотим видеть своих детей умными, активными, успешными, ясно сознающими смысл и цель своей жизни. А это невозможно без здоровья! Поэтому необходимо с ранних лет научить их и воспитывать в них привычку быть здоровыми.

    Воспитатель. Здоровый ребенок прекрасно себя чувствует, получает удовлетворение от общения с окружающими, успешно преодолевает все препятствия, достигает своей заветной цели.

    Логопед. Когда речь идет о здоровье детей, мы всегда представляем физическое здоровье ребенка. Но есть еще и психическое здоровье, которое включает в себя нормально развитую речь, мышление, воображение, память. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

    А уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук или как принято говорить, мелкой моторики.

    Воспитатель. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

    Логопед. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

    Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

    Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у детей рук - развиваем и языковой аппарат.

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, речь.

    Сухомлинский В.А. говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

    Воспитатель. Сегодня в наших магазинах очень много дидактических игр и пособий, методической литературы по развитию мелкой моторики, но не все родители могут себе это позволить. Поэтому, мы сегодня хотели вас познакомить с теми играми, которые можно проводить дома, на кухне, а материалами для этих игр мы предлагаем пластилин, тесто, крупы, т.е. то, что у нас дома есть под рукой.

    Вначале мы вашему вниманию предложим презентацию, как дети занимаются в группе, в какие игры играют, какие упражнения выполняют для развития мелкой моторики рук. Потом с вами продолжим практическую часть. (Родители делятся на 2 команды. Придумывают название своей команде)

     

    1. «Бусы для мамы»

    Родители нанизывают разноцветные макароны на шнур.

    1. «Цветок для мамы»

    Из пластилина родители на картоне лепят цветок.

    1. «Открутили, закрутили»

    В каждую группу раздается корзина с бутылками. По сигналу откручивают крышки с бутылок, потом закручивают.

    1. «Золушка»

    На столе емкость, в которой смешаны три вида крупы (фасоль, горох, кукуруза) и три тарелочки. Взрослые должны перебрать крупы в отдельные тарелки.

    1. «Мамины помощники»

    Родители вешают на верёвку платочки и закрепляют их прищепками, затем снимают их обратно.

    1. «Волшебный кружок»

    Родители обводят круги разного размера, затем дорисовывают их, дополняя недостающими элементами (солнышко, велосипед, машина, чашка, чебурашка и т.д.)

    1. «Осеннее дерево»

    Дети правой и левой рукой сминают листок бумаги в ком и приклеивают на контур кроны дерева (на мольберте)

    1. «Волшебные палочки»

    2. Родители выкладывают из палочек забор, домик, солнышко, машина.

       

    Итог.

    Ведущий. Вы сегодня сами убедились, насколько просты эти игры и какое значение они имеют для развития ребенка.

    Уважаемые родители, мы еще раз благодарим вас за ваше внимание. Спасибо!

    Заключение

    Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям:

    • овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;

    • лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

       

    Список литературы.

    1. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

    2.Елена Селезнева «Мамина Книга» (настольная книга родителей и воспитателей)-М.: Изд.дом МСП, 1997

    3. Кольцова М.М «Развитие моторики»

    4.Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. // СПб., Детство-Пресс, 2008.

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар для родителей: « Обучение родителей методам развития мелкой моторики у детей, как компонента коррекционной работы по развитию речи».

    В моей публикации вы узнаете немного нового о мелкой моторике, для чего она нужна и какая от неё польза. А ваш ребёнок с  удовольствием будет играть в предложенные инры, и при этом получать больш...

    Семинар-практикум для педагогов Большие возможности мелкой моторики»

    Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

    Семинар -практикум для родителей "Крупная польза мелкой моторики"

    Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение...

    Семинар-практикум для педагогов «Большие возможности мелкой моторики» Воспитатель Ивановская Светлана Степановна

    В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети все...

    Семинар-практикум для родителей «Как развить мелкую моторику у ребенка ?»

    О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достига...

    Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие мелкой моторики рук»

    Цели: Познакомить родителей, с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук....

    Практикум для родителей дошкольников «Развитие мелкой моторики рук»»

    Цель: формирование у родителей представлений о роли мелкой моторики в развитии ребенка....