Главные вкладки

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Волшебница – вода» в подготовительной группе
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Антонова  Надежда Николаевна

    Занятие по развитию речи. Активизировать и расширять словарь по темам "Зима", "Транспорт", "Вода", "Флора и фауна Земли"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_vospitatelya_s_detmi.docx18.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи«Волшебница – вода»
    Цели. Образовательные:
    - активизировать и расширять словарь по темам «Вода», «Зима», «Транспорт», «Флора и фауна Земли»;
    - продолжать учить подбирать слова – признаки и слова – действия к словам «снег», «лёд»;
    - закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом;
    - закреплять элементарное представление о круговороте воды в природе;
    -закреплять название водного транспорта и водных обитателей.
    Развивающие:
    - упражнять в подборе слов – антонимов;
    - совершенствовать умение согласовывать числительное со словосочетанием;
    - закреплять навыки звукового синтеза слова;
    - развивать фонематическое восприятие;
    - продолжать учить составлять предложение по сюжетной картинке и зарисовать их графически;
    - корригировать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
    - развивать познавательные способности, сообразительность.
    Воспитательные:
    - воспитывать сочувствие, сопереживание, бережное отношение к водному ресурсу.
    Материалы и оборудование.
    Плакаты: «Круговорот  воды в природе», «Агрегатные состояния воды», «Вид из окна».
    Иллюстрации: водные объекты, природные явления из воды, водные обитатели, сюжетные картинки.
    Зеркала, бумажные капельки, снежинки, сосульки;
    ноутбук, аудиозаписи водных явлений, с голосом Снежной Королевы; ракушка; доска с маркером; панно со скотчем; мячик – «снежок».
    Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.
    С горы, сбегая без труда,
    Она гремит как гром.
    В морозный день она тверда -
    Руби хоть топором!
    Нагрей её и к небесам она
    Взлетит тогда.
    Теперь ты мне ответишь сам:
    Зовут её…..(вода)
    Сегодня мы с вами на занятии будем говорить о воде, да не только о воде, а о волшебнице – воде. Как вы думаете, почему?
    (Ответ детей.)
    Дети. Вода бывает очень-очень разной – она может быстро бежать ручейком, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром.
    Воспитатель. Вот какая она бывает разная!
    Послушайте рассказ о путешествии капельки в природе.
    Вода в природе путешествует по кругу. Вспомним, как это всё происходит с помощью этой картины.
    (Дети вместе с воспитателем рассматривают картину «Круговорот воды в природе» рассказывают об этом природном явлении.)
    Когда в тучке накапливается очень много капелек, им становится тесно. Тогда мама – тучка посылает капельку на землю, наказывает им пролиться тёплым дождиком, напоить землю, растения, животных, пополнить водоёмы, а затем возвратиться!
    И вот летят капельки из тучки на землю. Попрыгают, поиграют, но скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками.
    Встретились ручейки и стали большой широкой рекой. Плывут капельки в широкой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в глубокое море, а из моря перетекла в огромный океан.
    Плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело.
    Стали капельки лёгкими-лёгкими и потянулись вверх, и вернулись к маме-тучке. Она без них соскучилась, через некоторое время она их опять отпустит погулять на землю.
    Давайте представим, что наш язычок превратился в капельку, и сейчас мы покажем язычком, как путешествует вода в природе.
    Артикуляционная гимнастика под музыку.
    1. Надувание щёк поочерёдно, обеих сразу (капелька накапливается в тучке, тучка становится всё больше и больше).
    2. Выпускание воздуха изо рта постепенно (из тучки проливается дождь).
    3. «Качели» (капельки капают из тучки на землю),
    4. «Змейка» (капельки сливаются в тонкие ручейки, затем образуется широкая река).
    5. «Лопатка» (из реки капельки попадают в море).
    6. «Чашечка» (из моря капельки попадают в глубокий океан).
    7. «Грибок» (подул сильный ветер, и в океане появились высокие волны).
    8. «Горка» (в океане капельки катались по высоким волнам).
    9. «Оближи верхнюю губу» (над океаном выглянуло солнышко).
    10. «Качели» (капельки стали лёгкими и потянулись к маме-тучке).

    Воспитатель. Капельки воды в природе ходят, «движутся» по кругу. Они падают из туч в виде дождя (снега), путешествуют по земле, а потом возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.
    Ребята, а сейчас посмотрим на плакат «Агрегатные состояния воды в природе»
    Воспитатель. Когда вода выпадает из туч – в каком она состоянии?
    Дети. Если идёт дождь - в жидком, если снег - в твёрдом.
    Когда испаряется с поверхности земли и возвращается в тучи, какое состояние приобретает вода?
    Дети. Газообразное.
    Где можно в природе встретить воду в жидком, твёрдом и газообразном состоянии?
    (Дети называют природные объекты и явления).
    Воспитатель. Сейчас мы с вами с помощью цифр посчитаем природные объекты, изображенные на иллюстрациях.
    Игра.«1-2-5-9»   Согласование числительного  со словосочетаниями
    широкая река, длинная сосулька, пушистая снежинка.
    Образование  существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
    Воспитатель. Ребята, давайте поиграем со снежком в игру «Назови ласково»
    (Дети называют природные объекты и явления, связанные с водой с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
    Снег - …(снежок)
    Капля - …(капелька)
    Река - …(реченька)
    Дождь –… (дождичек)
    Облако - …(облачко)
    Туча - …(тучка)
    Льдина –… (льдинка)
    Лужа - …(лужица)
    Пруд - …(прудик)
    Звучит аудиозапись. Дети слышат голос Снежной Королевы, которая грозит оставить всю воду на земле в твёрдом состоянии – в виде снега и льда.
    Воспитатель. Ребята, расскажите Снежной Королеве о снеге и льде и за каждый правильный ответ из ручейка класть капельку в ведро.
    Снег (какой?) – белый, чистый, хрустальный, рыхлый.
    Снег (что делает?) – идёт, серебрится, сверкает, летит.
    Лёд (какой?) – холодный, хрупкий, прозрачный, твёрдый.
    Воспитатель. В каких словах «живёт» слово снег?
    Дети. Снежок, снегирь, подснежник и т.д.
    Воспитатель. В каких словах «живёт»слово лёд?
    Дети. Льдина, гололёд, ледокол и т.д.
    Снежная Королева просит собрать её стражников – снеговиков, тогда, может, она передумает и оставит воду на земле в разных состояниях.
    Игра «Собери Снеговика» (дети из пазлов собирают снеговика).
    Физкультминутка  «Снеговик»
    (Дети показывают движения в соответствии с текстом)
    Давай, дружок, смелей, дружок,
    Кати по снегу свой снежок.
    Он превратится в толстый ком,
    И станет ком снеговиком,
    Его улыбка так светла!
    Два глаза, шляпа, нос, метла….
    Но солнце припечёт слегка -
    Увы! – и нет снеговика.
    Игра со Снежной Королевой «Скажи наоборот»Подбор антонимов.
    За каждый правильный ответ дети кладут по капельке в ведро.
    (Используется аудиозапись  с голосом Снежной Королевы)
    Снежинка лёгкая, а сосулька…(тяжёлая).
    Ручеёк узкий, а река…(широкая),
    Земля чёрная, а снег... (белый).
    Родник чистый, а лужа…(грязная).
    Вода холодная, а пар…(горячий).
    Река близко, а море…(далеко).
    Пруд маленький, а океан…(большой).
    Горная река течёт быстро, а равнинная …(медленно).
    Воспитатель. Снежная Королева говорит, что заморозила всех водных обитателей. Посмотрите, что я нашла. Вот эта ракушка нам и поможет. Но от холода ракушка не может говорить целым словом, она произносит только звуки.
    Воспитатель прикладывает ракушку к уху и произносит названия водных обитателей отдельными звуками.
    Звуковой синтез слов.
    (Дети  с помощью ракушки составляют из звуков названия водных обитателей – кит, сом, рыба, щука.)
    Воспитатель. Ребята, ракушка просит помочь разместить обитателей по водным объектам земли. Но сначала назовите, какие водные объекты «строит» вода? И как определите количество слогов в их названиях.
    Игра «Размести водных обитателей по своим водоёмам»
    (Работа над слоговой структурой слов).
    Дети раскладывают картинки с изображение водных обитателей на макеты водных объектах.
    Воспитатель. Ребята, Снежная Королева спрашивает, зачем вам вода?
    (Дети отвечают).
    Воспитатель. Предлагаю вам составить предложения по сюжетным картинкам и записать их графически.
    Составление предложений по сюжетным картинкам и рисование их графически.
    Воспитатель. Без воды не сделать многих простых дел. Воду ничем не заменить! Поэтому воду надо беречь. После пользования водопроводным краном его обязательно надо закрывать! По воде передвигается транспорт.
    Как он называется?  Как он называется?
    (Дети отвечают).
    Игра «Закрой снежинкой водный транспорт» Работа над мелкой моторикой.
    Воспитатель. Снежная Королева всё равно вредничает и не желает оставить на Земле воду в разных агрегатных состояниях. Давайте подумаем, что можно сделать. Как перехитрить Снежную Королеву? (Ответы детей).
    Воспитатель. Предлагаю из собранных капелек в ведре выложить тучку, из которой прольётся добрый, тёплый дождик и проучит Снежную Королеву.
    (Дети под музыку выкладывают тучку).
    Воспитатель. Сюрпризный момент. Вот что осталось от Снежной Королевы – «сугробики» на снежинках.
    (Детям раздают зефир на бумажных салфетках).
    Итог занятия.- О чем мы сегодня с вами говорили?
    - Кто у нас был в гостях?
    - Что вы нового узнали на занятии?
    Вы сегодня , молодцы!



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ Интегрированного занятия по развитию речи и окружающему в подготовительной группе. ТЕМА: "Цветик - семицветик".

    Целью занятия является: закрепление знаний детей о сказке «Цветик – семицветик», жанровых особенностях сказки; обогащение словарного запаса детей;воспитание бережного отношения к природе....

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованию в подготовительной группе «Лесные животные»

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованиюв подготовительной группе «Лесные животные»...

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи "Прощай, Осень!" в подготовительной группе

    Конспект я составила и провела на Районном метолдическом объединении по развитию речию....

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе Тема: Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного рассказа.

    Конспект интегрированного занятия по развитию речии конструированию в подготовительной группе Тема:  Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного расска...

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи и математике в подготовительной группе.

    Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и математике в подготовительной группе. ГБОУ СОШ №629 отделение №2 Воспитатель: Квон В.Н.Тема: Путешествие по островам знаний....

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старше – подготовительной группы на тему «Мой дом»

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьмистарше – подготовительной группына тему «Мой дом»...


     

    Комментарии

    Пономарёва Лариса Васильевна

    Какой содержательный материал. Мне очень понравилось занятие.

    Антонова  Надежда Николаевна

    Спасибо большое, Лариса Васильевна, очень рада.