Главные вкладки

    Родительское собрание «Занимательные математические игры и их роль в подготовке детей к обучению в школе»
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Елена Евгеньевна Елисеева

    Родительское собрание

    «Занимательные математические игры и их роль в подготовке детей к обучению в школе»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    «Занимательные математические игры и их роль в подготовке детей к обучению в школе»

    Подготовка к собранию:

    1) В уголке для родителей поместить информацию по вопросу развития умственных способностей детей средствами игровой деятельности.

    2) К родительскому собранию подготовить памятки о том, какие развивающие игры рекомендуется приобретать (изготовить самостоятельно и организовывать) с детьми дома.

    3) Совместно с детьми изготавливаются именные пригласительные билеты для родителей на собрание.

    4) Организуется выставка развивающих математических игр в группе.

    За последние десятилетия в нашей жизни, в общественном устройстве и в сознании людей произошли большие изменения. Это касается всех сфер человеческой деятельности, и в частности раннего развития детей дошкольного возраста.

    В советские времена при поступлении в первый класс от ребенка не требовалось специальной подготовки. Иное дело теперь. Требования в школе изменились. В первом классе хотят видеть подготовленных малышей, обладающих не только начальным багажом знаний, но умеющих мыслить, рассуждать, грамотно формулировать и не бояться высказывать свои мысли вслух.

    Изменились и методики обучения. Большинство заданий строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не просто излагать заученный материал.

    Именно такие качества личности можно развить с помощью игровой деятельности.

    Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

    Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).

    Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат).

    Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов «Танграм»«Колумбово яйцо» и др.)

    Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

    Какие же занимательные математические игры можно организовать с дошкольниками? Мы Вам советуем проводить со старшими дошкольниками:

    (Эти игры демонстрируются родителям)

    - Игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов («Колумбово яйцо»«Монгольская игра»«Танграм»)

    Данные игры представляют собой разрезанные определенным образом (см. схемы) на части геометрические фигуры – квадрат или овал.

    Правила заключаются в том, чтобы при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.

    Эти игры легко можно изготовить самим из одинаково окрашенного с двух сторон картона, пластика или других материалов.

    Все части игры – геометрические фигуры, комбинируя которые можно получить много новых силуэтов.

    - Лабиринты

    Предложите детям сначала несложные лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу: помочь белке найти свое дупло, девочке – выйти из леса и др. Они представлены переплетением 3-4 линий, которое постепенно усложняется. Затем можно использовать и более сложные бессюжетные лабиринты, в которых требуется прокатить шарик, продвинуть предмет, выбирая ходы, минуя тупики, т. е. разгадать геометрическую сеть ходов.

    Назначение – развивать у детей настойчивость и умение сосредоточиваться, логическое мышление.

    Игры на передвижение с целью составления картинки, упорядочивания по признаку.

    Цель игры – восстановить картинку передвижением частей, используя пустую клетку (упрощенный вариант игры «15»)

    Правила игры. Перестановку квадратов (частей) осуществлять передвижением фигур. Нельзя брать в руки и перекладывать.

    Как можно изготовить игру. Подобрать две одинаковые картинки с изображением животных, предметов, цветов, имеющих квадратную или прямоугольную форму, и неглубокую коробку такого же размера – игровое поле. Одну картинку разрезают на 9 равных частей, вторая является образцом. Разрезанную картинку помещают в игровое поле. Одну из частей, где нет изображения, убирают. Части меняют местами так, чтобы изображение и порядок расположения частей нарушался.

    Игры на составление объемных фигур из кубиков («Уникуб» - автор Б. П. Никитин)

    Назначение – развитие у детей пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную фигуру.

    В ходе подобных игр путем подбора кубиков по цвету можно складывать различные мозаики, постройки, фигуры. Варианты складывания и цветовые сочетания неисчерпаемы. По собственному желанию, замыслу дети могут одну и ту же постройку варьировать многократно.

    Уважаемые родители, с помощью этих и других подобных игр мы сможем развить у детей интерес к математике и развить многие ценные качества личности, которые пригодятся при обучении в школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

    В статье представлен опыт работы по организации взаимодействия с семьей с целью подготовки детей к обучению в школе. Предложены описания форм взаимодействия....

    Роль изобразительной деятельности в подготовке детей к обучению в школе.

    Подготовка детей к обучению в школе ведется по двум направлениям: общая готовность, специальная готовность. В статье  раскрываются задачи, которые необходимо решить при подготовке детей к обучени...

    программа "Детско-родительский клуб как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе"

    Организация Детско-родительского клуба "Готовимся к школе" в детском саду является интересной формой работы и  для родителей, и для детей, и для педагогов. Пользу получают все....

    Занимательная математика.Развивающие игры и их роль в подготовке детей к обучению в школе.

    Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений,желания проявлять умственное...

    Конспект родительского собрания "Совместная работа детского сада и родителей в подготовке детей к школе"

    Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. У многих детей нередко набл...

    Консультация для родителей: Занимательные математические игры и их роль в подготовке детей к обучению в школе.

    Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и за...