Консультация «Обновление образовательного процесса в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами по введению ФГОС дошкольного образования»
методическая разработка по теме

Шнякина Екатерина Владимировна

Данный материал может быть использован педагогами ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_obnovlenie_obrazovatelnogo_proekta.docx35.88 КБ
Файл zakon.pptx225.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Обновление образовательного процесса
в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами
по введению ФГОС дошкольного образования»

ФГОС ДО (федеральные государственные стандарты) - нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования, начального, основного, среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию.

1 сентября 2013 года в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), затрагивающий дошкольные учреждения.

Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы:

  • поддержки специфики и разнообразия детства;
  • сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;
  • осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.

           Для обеспечения введения ФГОС дошкольного образования необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:  

     - создание нормативного обеспечения введения ФГОС;

     - создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;

     - создание организационного обеспечения введения ФГОС;

     - создание кадрового обеспечения введения ФГОС;

     - создание информационного обеспечения введения ФГОС;

     - создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

  1. Наличие решения органа государственно-общественного управления (управляющий совет, педагогический совет, попечительский совет) о введении в ДОУ ФГОС.
  2. Внесение изменений и дополнений в Устав ДОУ.
  3. Разработка на основе примерной основной программы дошкольного образования Основной образовательной программы данного ДОУ.
  4. Обеспечение соответствия нормативной базы ДОУ требованиям ФГОС.
  5. Приведение должностных инструкций работников ДОУ в соответствие с требованиями ФГОС ДО и квалификационными характеристиками.
  6. Разработка и утверждение плана – графика введения ФГОС ДО.
  7. Определение списка методической литературы и пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.
  8. Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры ДОУ (положения о логопункте, ПМПК, и т. д.)
  9. Разработка:

- Учебного плана, годового календарного графика;

- Рабочих программ педагогов

- Положения о мониторинге 

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

  1. Определение объёма расходов, необходимых для реализации ООП и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования.
  2. Разработка локальных актов (внесение изменений в них, регламентирующих установление заработной платы работников ДОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования.
  3. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ      ФГОС ДО

  1. Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС ДО.
  2. Разработка модели организации образовательного процесса.
  3. Разработка и реализация моделей взаимодействия ДОУ и дополнительного образования детей.
  4. Разработка и реализация системы мониторинга образовательных потребностей воспитанников и родителей по использованию вариативной 60% (обязательной) части учебного плана и инвариативной 40%.
  5. Привлечение органов государственно-общественного управления ДОУ к проектированию ООП ДО.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

  1. Анализ кадрового обеспечения введения и реализации ФГОС ДО.
  2. Создание плана – графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников ДОУ в связи с введением ФГОС.
  3. Разработка (корректировка) плана методической работы с ориентацией на проблемы введения ФГОС ДО.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО 

  1. Анализ материально-технического обеспечения введения и реализации ФГОС ДО.
  2. Обеспечение соответствия материально-технической базы ДОУ требованиям ФГОС ДО.
  3. Обеспечение соответствия санитарно-гигиенических условий требованиям ФГОС ДО.
  4. Обеспечение соответствия условий реализации ООП противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ДОУ.
  5. Обеспечение соответствия информационно-образовательной среды требованиям ФГОС.
  6. Обеспечение укомплектованности методической литературы и пособиями, электронными образовательными ресурсами.
  7. Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети интернет.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

  1. Размещение на сайте ДОУ информационных материалов о введении ФГОС дошкольного образования.
  2. Широкое информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты.
  3. Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесение дополнений в содержание ООП дошкольного образования.
  4. Обеспечение публичной отчётности ДОУ о ходе и результатах введения ФГОС.
  5. Разработка рекомендаций для педагогических работников:

     - По организации дополнительного образования;

     - По организации оценки достижения планируемых результатов 

«Профессиональный стандарт педагога»

В стремительно меняющемся мире готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – должны стать качественными характеристиками деятельности успешного профессионала, в том числе и педагога. Обретение данных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Профессиональный стандарт педагога, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в законе, наряду с функцией уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. Т. к. в соответствии с Законом, любая школа сегодня вправе реализовывать программы дошкольного образования, возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Текст Федерального закона содержит 760частей, представленных в 110статьях, которые объединены в 15глав . Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21декабря 2012года Одобрен Советом Федерации 26декабря 2012года Утвержден Президентом РФ 29декабря 2012года Федеральный закон вступил в силу с 1сентября 2013года

Слайд 3

Зачем надо было менять законодательство в сфере образования? Принятый в 1992 году базовый законодательный акт системы образования - Закон Российской Федерации "Об образовании" - в настоящее время не может в полной мере урегулировать складывающиеся отношения в сфере образования . Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 « Об образовании в Российской Федерации» направлен на: создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования, расширение образовательных возможностей граждан .

Слайд 4

Основные положения Нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» Образование останется бесплатным Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности Закон способствует повышению статуса педагога Законом определяются уровни общего образования Подробно регламентированы права педагогов

Слайд 5

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование; 2 ) начальное общее образование; 3 ) основное общее образование; 4 ) среднее общее образование. У ровни профессионального образования : 1) среднее профессиональное образование; 2 ) высшее образование - бакалавриат ; 3 ) высшее образование - специалитет , магистратура; 4 ) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Слайд 6

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование . Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования , квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Слайд 7

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» Не закреплены понятия Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Включены понятия: 1) образование 2) воспитание 3) обучение 4) уровень образования 5) квалификация 6) федеральный государственный образовательный стандарт 7) образовательный стандарт 8) федеральные государственные требования 9) образовательная программа и т.д. Закреплен понятийный аппарат, устанавливающий наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения

Слайд 8

образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных , духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

Слайд 9

обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка содержания физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми дошкольного возраста (в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами в области физического развития)» «Не играй с огнем!» В средней группе

Тема: "Огонек"Идея: Уторм, вечером и днем осторожен, будь с огдем.Спички не игруша гонь не забава.Аудитория: Средняя группа.форма проведения: Естественное освежение.Техническое оформление: Музыкальный...

Педсовет: «Обновление образовательного процесса в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами по введению ФГОС дошкольного образования»

план педсовета:«Введение ФГОС: нормы, правила, требования»- «Профессиональный стандарт педагога»- Деловая игра «Проверь свои способности»...

«Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования» Теоретический семинар

laquo;Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования», Теоретический семинар...

«Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования» Теоретический семинар

laquo;Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования». Теоретический семинар...

«Обновление образовательного процесса в ДОО с учётом введения ФГОС дошкольного образования»

Выступление для педагогов на семинаре о построении образовательного процесса её реализации и результатам её освоения в профессиональной деятельности педагога....