Эссе "Оптимальная модель сопровождения одарённого ребёнка в системе дошкольного образования"
статья на тему

Данный материал позволит коллегам определить способности ребёнка в различных областях познания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_model_soprovozhdeniya_odaryonnogo_rebyonka.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Эссе «Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования»

Актуальность: Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. С этой проблемой необходимо бороться, так как раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одаренные, талантливые дети и молодежь — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.  

Введение: Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания. В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности, речевых и музыкальных способностей.

Креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. Воспитание должно опираться на принципы наглядности, игровой подачи материала, индивидуального подхода к каждому. Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю образовательную и воспитательную систему: в общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.

Тезис 1: Раньше всего у детей проявляются художественные способности, в силу этого первично можно обнаружить одаренность ребенка в этой области.

Доказательство: Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве. Одним из отличительных признаков одаренности в изобразительной деятельности является  выразительность цветовых решений, «говорящий» цвет; неподчинение шаблонам, большая динамичность рисунков. Еще одна особенность одаренных детей – вертикальное расположение листа для рисования.  

Тезиз 2: Занятия художественно-практической деятельностью с детьми решают не только задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развитие интеллектуально-творческого потенциала у ребенка.

Доказательство: Основная задача взрослого – создать условия и помочь сформировать у ребенка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства.

Тезис 3: Обучение и воспитание художественно одаренных детей строится на основании общих принципов обучения. Этого недостаточно, в результате чего возникает необходимость поиска новых подходов.

Доказательство: Считаю, что оптимальным вариантом сопровождения одаренных детей в художественной деятельности будет подход, в котором соблюдаются следующие моменты:

1. Создание оптимальной предметно-пространственной среды, включающей разнообразные компоненты художественно-творческого комплекса развития ребенка, которая  будет:

- способствовать обогащению ребенка  широким спектром эстетических впечатлений;

- направлять их творческую активность;

- вызывать желание экспериментировать с различными художественными материалами, тем самым, создавая основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.

2. Создание  системы творческих заданий для дошкольников по изобразительной деятельности в детском дошкольном учреждении,  активизирующих творческое воображение, мышление, художественно-творческие способности и т.д.

3. Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.

4. Организация специальных индивидуальных занятий или подгрупповых на развитие  словесного творчества, словарного запаса и умения отстаивать собственную точку зрения, аргументируя ее.

5. Использование в работе с одаренными детьми игр и игровых упражнений на развитие эмпатии, что очень  важно при создании художественного образа.

Тезис 4: Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в любой области развития основывается на более общих принципах и положениях воспитательного процесса.

Доказательство: В данном случае наиболее оптимальной, на мой взгляд, является следующая модель, которая поможет не упустить момент выявления одаренного ребенка и соответственно последующего его развития:  

 1. Мониторинг развития.

Основные задачи: выявление признаков одаренности; анализ продуктов деятельности, широты кругозора ребенка. Все эти задачи можно реализовать посредством использования таких методов как: диагностика, наблюдение, анкетирование родителей, собеседование. В результате необходимо составить психологический портрет ребенка и определить индивидуальный маршрут его развития.

2.  Развитие способностей одаренного ребенка, социальная помощь и развитие коммуникативных способностей.

Это осуществляется посредством формирования у ребенка адекватного самовосприятия; развитие форм конструктивного общения со сверстниками; оказание помощи при адаптации в окружающем мире; расширение кругозора ребенка в определенной сфере интересов.

3. Мониторинг одаренности.

Мониторинг одаренности осуществляется путем отслеживания динамики развития одаренного ребенка, а так же разработки рекомендаций по дальнейшему его развитию и сопровождению.

Вывод (моя точка зрения на всю ситуацию): Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам. В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных детей, которые помогли бы избежать им трудностей. Остается только надеяться, что что-то изменится и у таких детей не будет трудностей в будущем или хотя бы их станет меньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная модель организации педагогической деятельности с одаренными детьми в условиях системы дошкольного образования

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Различные аспекты ее развития рассматривались на протяжении многих столетий, в...

Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования.

Материал представлен в форме эссе, а именно основные моменты рассматриваемой темы выделены тезисно....

Индивидуальный маршрут сопровождения одарённого ребёнка

Индивидуальный маршрут сопровождения одарённого ребёнка...

Индивидуальный маршрут сопровождения одарённого ребёнка

Индивидуальный маршрут сопровождения одарённого ребёнка...

«Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования»

Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания. В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача пер...

План сопровождения одарённого ребёнка, имеющего ярко выраженные математические способности

План сопровождения одарённого ребёнка, имеющего ярко выраженные математические способности И. Ф. ребёнка:Возраст: 5-7летЦель: развитие логических приемов умственных действий: сравнения, обобщения, ана...

Индивидуальный план сопровождения одарённого ребёнка старшего дошкольного возраста

Вид одарённости: физкультурно - спортивная.1.                     Сведения о ребёнке·...