Статья "Понятие - экологическое сознание"
статья на тему

Экологическое сознание - это сформированное в виде понятий аппаратная система отношений человека к его связям с внешним миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Понятие -экологическое сознание19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие экологическое сознание

      Совсем недавно экология рассматривалась как относительно узкая область изучения взаимоотношений между живыми объектами в определенном регионе. Требования современного мира превратили экологические проблемы в глобальные, определяющие не только государственную, но и межгосударственную политику. Поэтому проблема экологического воспитания детей является актуальной в дошкольном образовании страны, региона, в нашем учреждении в осуществлении воспитательного и образовательного процессе дошкольников с нарушениями речи. В последнее время для России особую важность приобретают проблемы, связанные с расширением добычи нефти и газа, других полезных ископаемых. Экологическое равновесие в приполярных районах и районах Севера хрупкое, небольшие нарушения требуют десятилетия для восстановления.

Ранее экология рассматривалась односторонне, изучалась как проблема влияния среды на человека. Взаимодействие природы и человека заключалось в основном в приспособлении, и чем труднее природные условия, тем бережнее человек относился к природе, как замечали этнографы.

Научно-технический прогресс и развитие производительных сил, промышленное и хозяйственное освоение районов проживания человека способствовали нарушению экологического баланса, антропогенным катастрофам. Все это привело к обращению к проблеме экологии и рассматриванию ее еще и с другой стороны: влияние человека на природу.

Таким образом, современная экология рассматривает вопросы о роли и месте человека в системе природных взаимоотношений через проблему формирования экологического сознания.

Экологическое сознание (В. И. Медведев, А. А. Алдашева) - это сформированная в виде понятийного аппарата система отношений человека к его связям с внешним миром, к возможностям и последствиям изменения этих связей в интересах человека или человечества, а также распространение существующих концепций и представлений, имеющих социальную природу, на явления и объекты природы и на их взаимные связи с человеком.

Данное определение сходно с определением мировоззрения. Это связано с тем, что экологическое сознание - это осознание вечного, материального мира, отношений между объектами, и месте человека в этих отношениях.

Начиная с полного отождествления себя с природой через мифологическое сознание в древности, и кончая современными взглядами ученых, представителей экологических движений, содержание экологического сознания значительно менялось.

На ранних этапах природа отождествлялась как дающая и угрожающая. По мере накопления опыта, расширения цивилизационного процесса возник новый компонент сознания - прогнозирование последствий воздействия человека на природу.

Важно то, что в экологическом сознании появляется новый элемент -духовно-нравственный. Человек после длительного периода отчуждения от природы вновь стал чувствовать себя неразрывным ее элементом. Появились такие компоненты духовной жизни, как экологическая этика, экологическая нравственность (хотя чаще приходится говорить об экологической безнравственности, к сожалению).

Можно выделить обыденное и идеальное экологическое сознание. Обыденное сознание часто может стать эгоистическим, с хищническими составляющими, базирующимися на необходимости удовлетворения все возрастающих потребностей. Оно, как правило, не выходит за рамки семейных и родовых интересов. На первое место ставятся выгода для самого субъекта, для семьи, а природа порой вообще выходит из иерархии.

Отмечается также заразительность эгоистически-хищнического сознания: для многих удачливый браконьер или активный истребитель природы является примером восхищения, и лишь боязнь наказания препятствует реализовывать себя также.

На формирование национального экологического сознания большое влияние оказывает уровень материального благополучия, менталитет. Чем более развитая и материально независимая страна, тем выше уровень экологического сознания.

Обнаружено также, что уровень экологического сознания горожан выше, чем жителей сельской местности. Урбанизация влияет на то, что человек отдаляется от природы, и человек начинает ее ценить, жителей городов «тянет» к природе как духовно-нравственному источнику. Немаловажный аспект -материальное благополучие жителей и нравственно-культурный уровень.

Однако, экологическая активность населения, как правило, ограничивается личными интересами. Например, в определенном дворе должна сноситься детская площадка и парк с целью строительства гаражей. Уровень экологической активности жителей домов во дворе резко повышается, их требования политизируются, доходят вплоть до приближения экологической катастрофы в городе, мире. После решения проблемы (оставления "в покое" парка и детской площадки, глобальные экологические проблемы жителей этих домов уже перестают волновать.

Таким образом, учитывая, что экологическое сознание включает духовный, нравственный, образовательный компоненты, обеспечение его высокого уровня возможно только в условиях экологического воспитания. Повышение уровня экологического сознания населения - это изменение мировоззрения взрослых людей, формирование его у молодежи, подростков, детей. Естественно, сформировать нужное, правильное отношение легче, чем изменить уже готовые принципы, идеалы взрослого человека. И чем раньше начнется процесс формирования, тем более эффективны результаты.

Экологическое воспитание введено как региональный компонент дошкольного образования. Оно подразумевает не просто естествознание, а формирование представлений о регионе, о стране, о культуре, формирование эстетических, моральных, нравственных чувств, о роли и месте человека в системе природных взаимоотношений.

Принципы экологического воспитания

Основополагающий принцип - экологическое сознание лишь тогда станет действительно сознанием, когда человек поймет свое органическое единство с природой, свои возможности разрушения, созидания и регуляции этого единства. В экологическом сознании детей должно быть закреплено убеждение в том, что каждый человек — это не только уникальная личность, но и часть человечества, носитель коллективного Разума.

Следующий принцип экологического воспитания - направленность на понимание того, что человек — носитель сознания. Это обуславливает самопознание личности, определить смысл жизни - внесения своего индивидуального вклада в коллективный Разум. Это глобальные цели, которые делятся на определенные составляющие, формирующиеся на определенных этапах воспитания.

Здесь достигаются вначале такие цели, как формирование определенного феноменологического образа внешнего мира, в котором в диалектическом единстве сочетаются элементы пользы и вреда, стабильности и динамики и пр. Следующая цель - формирование единства экологического мировоззрения и экологического поведения, необходимости сочетания «слова и дела». Далее работа основывается на формирование активного эффективного ожидания, знания о возможности субъекта успешно воздействовать, чтобы получить жизненный результат.

Следующий принцип основывается на том, что ценности экологического воспитания довольно абстрактны, но воспитание экологического сознания должно идти по принципу от простого к сложному. И на каждом этапе должно сочетать абстрактное и конкретное. Т. е. дополнять феноменологический мир миром понятийным, понятие «нельзя», отражающее отношение человека к этому миру с «понятием, которое становится сущностью его отношений со средой».

Экологическое воспитание должно основываться на личностном подходе с учетом всех совокупных характеристик личности и ее окружения.

Закон пассивного ограничения следует использовать на самых ранних этапах воспитания экологического сознания и только в самых крайних случаях.

Огромную роль имеет общение с природой. Общение не только активное, творческое, но и пассивное, созерцательное. Опыт контактов с природой позволяет не только осознать стоящие перед обществом проблемы в их обобщенном, абстрактном виде, но самим сформулировать эти проблемы.

Необходимо учитывать национальный менталитет. Различия в менталитете имеют большое значение в формировании сознания. Так, например, вспомним, как истории известны случаи, когда в целях пропаганды католические миссионеры рисовали иконы негритянской Мадонны с младенцем. А В. И. Ленин в Индии изображался типичным индусом, в Китае - с выраженными чертами китайца. Менталитет определяет образ мира, отношение

к нему. Так, у буддиста не надо воспитывать уважение к живой природе, оно уже создано менталитетом. В нашей стране русский менталитет, как известно, щедр: имея огромные запасы природных ресурсов, мы не приучены их ценить.

Экологическое воспитание должно учитывать и особенности экономического положения, особенности социальной организации страны и региона. Национальное самосознание, развивающееся у народов с крайне неразвитой экономикой, сравнивает свое положение с положением богатых развитых стран, и это вызывает фрустрацию, которая разрешается хищническим разграблением национального природного богатства, вспышкой национализма. Соответственно, подходы к экологическому воспитанию должны различаться.

Экологическое сознание тесно связано с религиозным. Религиозное воспитание и экологическое параллельны друг с другом: задачей одного и другого является создание онтологической системы мира, большое значение имеют морально-этнические принципы.

В формировании экологического сознания людей большое значение имеют средства массовой информации. Правильно направленная информация способствует экологическому воспитанию масс, формированию объективного, адекватного, активного экологического сознания. Очень часто экологические движения используют такое мощное средство экологического воспитания, как угроза (экологической катастрофы) .

Большая роль в формировании экологического сознания отводится формированию научного экологического сознания, принятию природных закономерностей через научно-популярную литературу, статьи.

Для формирования готовности к научному познанию экологических проблем, важным фактором непрямого воздействия является художественная литература. Диапазон средств ее неисчерпаем. Это целевые «экологические» произведения: роман Л. Леонова «Русский лес», произведения Э. Сетон-Томсона, В. Бианки, М. Пришвина, Дж. Даррела и мн. др. В 30-е годы большую роль в экологическом воспитании сыграла забытая книга Перовской «Ребята и зверята». Способствуют экологическому воспитанию такие произведения, как «Записки охотника» И. Тургенева, повесть А. Чехова «Степь», экологически актуальной является повесть Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (хотя во всех этих перечисленных произведениях не ставилась экологическая проблема). В повести эпизод с чертополохом современными детьми воспринимается не как аллегория, а как реальный пример стойкости природы, и чертополох становится равным соперником человека.

Задачи экологического воспитания

1. Важная задача экологического воспитания - это выработка у детей творческих принципов мышления, которые позволяют самому ставить цели, их реализовывать со знанием взаимоотношений человека и природы. Воспитывать не пассивно-ограничительное, а активное, творческое сознание, обеспечивающее самореализацию личности.

2. Следующая важная задача экологического воспитания - научить обобщать получаемые сведения и находить на основе подобных обобщений скрытые от непосредственного восприятия закономерности. Таким образом, задачей всеобщего научения - это сформировать адекватное экологическое сознание, в котором научные положения воспринимаются как некая каноническая база, на которой основываются видение мира и поведение по отношению к этому миру. Важно формирование в самопознании отношения к себе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему "Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания детей раннего возраста"

Ранний возраст – это самое  благоприятное время для воспитания представлений  об окружающем мире. Малыши постоянно соприкасаются с природой. Перед всеми родителями, педагогами стоит важная п...

План экологической недели по формированию у детей экологического сознания и представлений о природе весной

План – модель экологической недели по формированию у детей экологического сознания (весна)Задачи: способствовать систематизации представлений детей о многообразии окружающей природы, формировать эмоци...

Выступление на семинаре-практикуме "Экологическая безопасность:теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"

Выступление на семинаре практикуме " Экологическая безопасность: теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"...

«Создание условий для развития у ребенка основ экологического сознания и экологической культуры»

«Создание условий для развития у ребенка основ экологического сознания и экологической культуры»...

Формирование системы экологического знания, как основы экологического сознания.

Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы, накапливаются представления о разных формах жизни, что растения и животные - живые существа, они дышат...