Масленичная неделя
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Лоскутова Оксана Ивановна

Масленичная неделя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslenitsa.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое дошкольное образовательное учреждение

«Волчихинский детский сад №3»

Тема:  «Масленичная неделя»

                 (для всех возрастных групп)

                                                    Составитель: музыкальный      

                                                               руководитель ЛоскутоваО.И..

с.Волчиха 2017г.

       Задачи:

  1. Формирование у детей представлений о традициях русского народа.
  2. Воспитание эстетических качеств.
  3. Воспитание чувства любви к своей Родине.

                               Тематический план

  1 день. Понедельник – «Встреча» (знакомство с народным

                         праздником Масленица).

                           1 и 2 мл. группы.

     Перед занятием раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, кто-то к нам в гости пожаловал! Надо встретить его,

                       пригласить в группу (выглядывает за дверь, вносит игрушку,

                       чтобы дети её не видели. Можно накрыть.)  Отгадайте – ка,

                        кто это к нам пожаловал:

                                    Хвост с узорами, сапоги со шпорами,

                                    Песни  распевает, время считает.

Дети:  Петушок!

Воспитатель: Надо нам его позвать, пусть поможет рисовать! Давайте

                       скажем ему дружно: Петушок, Петушок, покажи свой гребе-

                       шок! (дети повторяют слова вместе с воспитателем).

Петушок: Ку-ка-ре-ку-у-у! Кто меня зовет?

Воспитатель: Давайте скажем, что мы – ребята.

Дети с воспитателем: Мы не мишки, не зайчата, мы – веселые ребята!

Петушок: Ку-ка-ре-ку! Ко-ко-ко! Это очень хорошо! Здравствуйте, ребята!

Дети с воспитателем: Здравствуй, Петушок!

Петушок: Я сегодня рано стал, всем-всем Масленицу прокричал! Поздрав -

                ляю вас, ребята с масленицей!

Дети с воспитателем: Спасибо!

Воспитатель: Да, ребята, сегодня начинается русский народный праздник –

                       Масленица. Будем Зиму провожать, Весну встречать.

                       Петушок, ты любишь на санках кататься, в снежки играть?

                        А рисовать?

                          (любые другие вопросы по усмотрению воспитателя)

Петушок: Конечно, люблю. Вот только рисую плохо.

Воспитатель: Мы тебе поможем. Наши ребята  уже умеют.

     ( к детям)  Сегодня мы будем рисовать . . . (тема занятия). Интересно?

Петушок: Конечно, очень интересно. Старайтесь, ребята! А я полечу

                 к другим детям, поздравлю их. Рисуйте красиво, прилечу на

                 выставку рисунков.

                           ( Петушок прощается, улетает. Дети рисуют.)

Средняя, старшая группы.

Воспитатель: Ребята, какие зимние праздники вы знаете?

                      (ответы детей)

                       Есть еще один старинный русский праздник – Масленица.

                       Это веселый праздник с шутками да плясками, песнями да

                       блинами. Так  в старину русский народ провожал Зиму и

                       готовился к встрече Весны.

                      (За дверью раздаётся звон колокольчика. Воспитатель выгля-

                      дывает, впускает гостя)

                       Встречайте, к нам необычный гость пожаловал. Послушайте

                       загадку:  золотое блюдечко по небу катается, людям улы-

                       бается. Что это?  

Дети: Это – Солнышко!

Солнышко (ребенок) : Доброе утро, ребята!

Дети: Здравствуй, Золотое Солнышко!

Солнышко:  Я пришло поздравить вас с масленицей!

Воспитатель: Солнышко, а ты любишь сверху смотреть, как ребята зимой

                       развлекаются?

Солнышко: Да, когда на небе нету туч, и не идет снег. А что же вы любите

                   больше всего?

Дети: Кататься на санках, с горки; играть в снежки; кататься на коньках,

          лыжах; лепить снеговика; строить снежную крепость; встречать

          Новый год.

Солнышко: Жалко, что до лета вы об этом забудете.

Воспитатель: Нет , Солнышко, не забудем. Сегодня на занятии мы будем

                       рисовать (аппликация, лепка. Сообщает  тему «Зимние

                       забавы»),  чтобы летом вспоминать.

Солнышко: Можно я останусь и тоже буду рисовать вместе с вами?

Воспитатель: Конечно, оставайся. Тогда в каждом нашем рисунке будет

                       сиять твой лучик.

                 (Занятие продолжается. Из рисунков оформляется выставка) 

2 день. Вторник – «Заигрыш»

Кукольный театр.

(все группы)

Скоморох, Петрушка – куклы.

Зима – взрослый (ведущий).

Скоморох: Здравствуйте, честная публика!

Петрушка: Наше вам с кисточкой! (кланяются на все стороны)

Скоморох: Я – Скоморох, парень неплох!

Петрушка: Я – Петрушка, колпак на макушке!

Вместе:   Мы зовем на праздник всех!

                Будет музыка и смех!

Скоморох: Петрушка, а какой сегодня праздник? Я забыл…

Петрушка: А про это публика знает,

                  Пусть она и отвечает!

Дети: Масленица!.

Скоморох: Правильно! Широкая Масленица!

Петрушка: Как только проводим Масленицу, так зиме - конец, весне –

                  начало!

Ребенок:    Собирайся, народ –

                  Неделя «Сырная» идет!

                  Наступает день второй,

                  Весь наполненный игрой.

Ребенок:    День потех и развлеченья,

                  Смеха, песни и веселья!

                  Подходи, поторопись,

                  Вместе с нами веселись!

                                   ( В зале появляется Зима)

Зима: Что за шум? Я никого в гости не звала! Зачем пожаловали?

Скоморох: А ты кто, гостья?

Зима(зло): Это я – то гостья? Я – Зима, хозяйка тут! Сейчас моя власть, моё

                   время!

Петрушка: Нет, государыня Зима, конец твоей власти! Масленицу провожаем. А это значит, Зиме – конец, Весне – начало!

Зима: Как это конец, вон какие морозы стоят, сама стараюсь, морожу!

Скоморох: Не злись, Зима. Всему свое время, надо попрощаться спокойно.

Зима: Хорошо, я согласна, но тогда проводите меня играми да забавами.

 

            Проводятся игры и соревнования:

  • метание снежков в цель;
  • «лыжники»;
  • «катание на санках»;
  • перетягивание каната;
  • наперегонки в валенках  и  другое…

                      (После соревнований вносят в зал чучело Масленицы и    устанавливают в зале на видном месте)

Зима: Спасибо вам, что веселые проводы мне устроили. Пора прощаться!

           До встречи в следующем году!

                       (уходит)

Скоморох:  Вот и Масленица пришла и веселье завела!

                   Ай-да Масленица – кривошейка,

                   Встретим тебя хорошенько.

Петрушка:  Сыром, маслом да яйцом!

                   И румяным калачом!

                   Песней, пляской да весельем,

                   Да хорошим угощеньем!

                                 (Все расходятся по группам)

                                  3 день. Среда – «Лакомка».

                                  (все группы)

Ведущий:  Внимание! Внимание!

                  Сегодня у нас веселье!

                  Масленицы продолжение!

                  Уселись, гости дорогие?

                  Всем ли видно? Всем ли слышно?

                  Всем ли места хватило?

Ребенок:    Раным – рано петухи у нас запели,

                  Про Весну – красну возвестили.

Ребенок:   Уж проталины меж снегом зачернели,

                С крыш сосульки звонко зазвенели.

Ребенок:   Мы Весны – красны прихода ожидаем,

                 С печением Зимушку провожаем.

                 Прощай, прощай Зимушка!

                (избушка; в открытое окно выглядывает девочка)

Ребенок:   А в лесной избушке

                 Затопилась печь.

                Пироги с морошкой

                 Начали мы печь.

Ребенок:   Ай качи, качи, качи,

                 С пылу, с жару калачи

                 С пылу, с жару из печи,

                 Все румяны, горячи.

Ребенок:   Прилетали тут грачи,

                 Похватали калачи.

                 Остались Оксаночке

                 Только лишь бараночки.

                  Больше ничего!

                        (девочка показывает из окошка связку бараночек)

Ведущий:  Масленица честная, широкая. Объедуха, сырная неделя.

                  Погулять вволюшку перед строгим постом – таков этот празд-

                  ник встречи весны и проводов зимы.  Сегодня третий день

                  Масленицы – «Лакомка».

Ребенок:  Нам везде надо успеть –

                И сплясать, и песню спеть!

Ребенок:  Съесть корзину пирогов!

                Да с три короба блинов!

Ребенок:   Мы избу беленую

                 Чисто подметем,

                 Ой, тоску зеленую

                 Мы не пустим в дом!

Ребенок:   Холод да метелицу

                 Прочь прогоним мы.

                 Эй, встречай с весельицем

                 Проводы зимы!

Девочка:   Тинька – тинька!

                 Ты, дяденька, ты, тетенька,

                 Подайте блинка, оладушка,

                 Прибавышка!

Девочка:   Последний кусок, мочальный усок,

                 Для Масленицы – обманщицы!

                 

                               (Ст. гр. Песня «Блины»)

Мальчик:   Я блинов бы съел с вершок!

Мальчик:   Глянь, в углу стоит мешок!

Мальчик:   А скажи – ка, что в мешке – бобы, горох?

Мальчик:   Я принес в честь праздника

                  Угощенье разное:

                  Прянички, конфеты, бублики

                  Для пригожей публики!

Мальчик:   Лучше нету радости

                  Для меня, чем сладости!

Ребенок:    Хлебом, солью всех встречаем,

                  Самовар на стол несем,

                  Мы за чаем не скучаем,

                  Говорим о том, о сем!

                       

                              (выбегают скоморохи)

1 скоморох:  Под кустом у дорожки

                     Сидели скоморошки.

                     Я – скоморох Прошка,

2 скоморох: А я – Федул скоморошка!

1-ый:            Федул, а, Федул? Чего губы надул?

2-ой:            Кафтан прожег…

1-ый:            Зачинить можно?

2-ой:            Можно, да иглы нет…

1-ый:            А велика ли дыра?

2-ой:            Да один ворот остался.

                                (выбегает девочка)

Девочка:      Шире круг, шире круг,

                    Дайте круг пошире!

                    Не одна иду плясать,

                    Нас идет четыре!

                                ( выходят частушечники)

Все говорком:    Мы частушки пропоем

                           И в веселый пляс пойдем!

1.  Я гуляла по поляне,

    Дунул ветер – озорник,

    Дед Мороз щипнул за ухо,

    Снег насыпал в воротник.

2. Если лыжи убежали,

    Догоняй на санках.

    Мы катаемся зимой

    На лесных полянках!

3. Парни вьюги испугались,

    Пусть на печке посидят.

    Мы напелись, наигрались

    На морозе без ребят!

4. На дворе стоит гора –

    Высокая, крутая.

    Мы катаемся с неё,

    Ветер обгоняя!

5. Любим санки мы зимой,

    Летом санки прячем.

    Снег растет во дворе –

    На скакалках скачем.

6. Если б не было воды,

    Не было б и кружки.

    Если б не было девчат,

    Кто бы пел частушки?

7. Все мы песни перепели,

    Пели – не напелися.

    Пели – не напелися,

    Сели – разревелися!

Все вместе говорком:           Всё!  (общий поклон)

                                       

                               (танец «Веселые тройки» ст.гр.)

Ребенок:  Нынче «Лакомка» у нас:

                Угощенье – это раз!

                Объеденье – это два!

                Веселье прямо у стола!

Ребенок:  Угощаемся блинами,

                Заедаем пирогом.

                Мы ни крошки не оставим,

                Посидевши за столом!

Ведущий: Чайник новый, чай душистый,

                 Кипяченая вода.

                 Пейте чай, угощайтесь

                 Кипятили для ребят!

                                       (проводится чаепитие в зале)

4 день. Широкий четверг – «Разгуляй».

(в зале оформляется выставка детских работ на тему «Зимние забавы».

Перед началом праздника проводится беседа по рисункам.)

Ведущий:  Хороша ты, русская зима!

                  Одеты в белое дома,

                  Стоят деревья в шапках белых!

                  Зима для сильных, ловких, смелых!

Ребенок:    Люди, нынче «Разгуляй»!

                  Тройка - прокати – кА!

                  Надо Зимушку прогнать

                  И Весну покликать!

Ребенок:     День четвертый будем вместе

                   Петь про Масленицу песни.

                   До поста же, до посточка

                   Нам всего лишь три денечка!

(ст.гр. песня «А мы Масленицу дожидали»)

Ведущий:   Кто смелый? Кто сильный?

                   Выходи по одному!

                   Ждет вас русское веселье,

                   Вам сегодня каждый рад.

                   На печи лежать - не дело,

                   Нету времени у нас!

                   Знать минута подоспела,

                   Начинать веселья час!

Первый конкурс – катание на санках, любимая детская забава.

   Конкурс «Катание на санках».  Участники конкурса по трое от каждой команды берутся за руки: двое детей стоят впереди («возницы»), а третий находится в центре («катающийся»). «Возницы» тянут седока за руки, и он движется на ногах в приседе до стойки, обратно все возвращаются бегом.

Второй конкурс – катание на тройках.

    Конкурс «Катание на тройках».  Участники конкурса по трое от каждой команды залезают в обруч (один по центру, двое – по бокам), бегут до стойке, обегают её и возвращаются назад.

Следующий конкурс на смекалку – конкурс «Загадки».

  1. Ветки белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

                                             (Зима)

  1. Невидимкой, осторожно он является ко мне,

И рисует, как художник, он узоры на окне.

                                             (Мороз)

  1. Летаю в поле, гуляю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.

                                              (Метель)

  1. Не зверь, а воет.

                                                   (Вьюга)

  1. Бел, как мел, с неба прилетел.

                                                   (Снег)

  1. Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры, помчались с горы.

                                               (Санки)

  1. Бегут по дорожке

Доски да ножки.

                                               (Лыжи)

  1. Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед

И мелькают огоньки.

Кто несет меня? Скажи.

                                                (Коньки)

  1. На сковородку – ручейком,

Со сковородки - солнышком!

                                                     (Блины)

               

                     Теща тесто замесила,

                              Зятя в гости пригласила:

                              «Потешай, не зевай,

                              На блиночки налетай!».

Посмотрим, какая команда быстрее справится с этим «вкусным» заданием.

Следующий конкурс «Тещины блины».

      Участники команд кладут на сковородку  «блин» и бегом несут его на стол, складывая стопкой. «Блины» из бумаги. Число игроков в команде на усмотрение ведущего.

                              Вот пришла пора народу

                              Попримерить скороходы.

                              Твой размерчик иль не твой?

                              Подберем тебе любой.

Конкурс «Скороходы».

        Участники команды, надев лыжи, добегают до стойки, снимают их и бегом возвращаются назад, передав следующему.

                    Ты пришла с добром,

                             С сыром, маслом, калачом,

                             Со блинами, пирогами

                             Да с оладьями.

                             А в прощеное воскресенье

                             Наше кончится веселье.

Поиграли, позабавились, пора по группам расходиться. До завтра, гости дорогие.

                        (все расходятся по группам)

5 день. Проводы Масленицы.

(для всех групп)

Ведущий:  Сегодня мы с вами собрались на празднике «Проводы зимы»

                 Масленица – народный праздник, который отмечают на по-

            следней неделе перед Великим постом. Это – проводы зи –

                 мы и встреча весны. С давних времен люди весело провожа –

                 ли зиму – катались на санях, лепили снежных баб, играли в

                 разные игры, придумывали веселые забавы, пели обрядовые

                 песни. Так встречали встарь ласковое весеннее солнышко, в

                 честь которого  пекли блины. Ведь блин похож на маленькое

                 солнышко. И мы сегодня повеселимся последний раз, прово-

                 дим  Масленицу играми, забавами.

Ребенок:   Сегодня здесь весну встречаем

                 И с поклоном приглашаем

                 Всех, кто любит веселиться,

                 И смеяться , и резвиться!

Ребенок:   Масленица годовая,

                 Наша гостья дорогая!

                 Приезжай на конях вороных,

                 На саночках расписных!

Ребенок:   Приезжай к нам на широкий двор

                 На горах покататься,

                 В блинах поваляться,

                 От души потешиться!

                     (в зал въезжает Масленица на трех «лошадях»)

Масленица:  Расступись, честной народ, Масленица к вам идет!

Ведущий:     Дорогая наша гостья, Масленица, Авдотья Ивановна!

                     Дуня белая, Дуня румяная,

                     Гостья важная, долгожданная!

           (дети становятся вокруг Масленицы и славят её:

Дети поочереди:   1. Масленица – душа красна девица!  

                               2. Коса длинная двуполтинная!

                               3. Платок беленький да с горошком!

                               4. Ноги стройные в сапожках!

                               5.Брови черные наведенные, портянки белые

                                  набеленные.

Все: Здравствуй, наша Масленица!

Ведущая: Эй, веселый народ, заводи хоровод!

                         (дети ст. гр. водят хоровод «Зима проходит»)

Ведущий: Ой, ребята, та-ра-ра, начинается игра!

                        (проводится игра «Гори ясно», ст. и ср. гр.)

Ребенок:     Уходит наша Масленица,

                  Добрая красавица.

                  Ты прощай, наша Масленица,

                  Ты прощай, наша широкая.

Ведущий:   Проводим Масленицу игрой «Золотые ворота» .

   

   Половина участников образуют круг. Вторая половина детей берутся за руки цепочкой. Дети в кругу поднимают руки вверх, образуя «воротца», произносят слова хором:

                    Золотые ворота

                    Пропускают не всегда:

                   Первый раз прощается,

                   Второй раз – запрещается,

                   А на третий раз

                   Не пропустим вас!

Во время произнесения слов дети в «цепочке» проходят в «ворота» «змейкой», обходя игроков одних – спереди, других – сзади. На слова «Не пропустим вас!» «ворота» закрываются – дети опускают руки вниз, оставшиеся внутри дети становятся в круг, а «цепочка» продолжает проходить в ворота.  

Ведущий:  Молодцы! Думаю, Масленице понравилась игра.

Масленица: Да , хорошо играли. А сейчас отгадайте, кто со мной в

                     гости к вам пожаловал, это мои друзья:

  1. Как сажа черна, как сметана бела.

Люблю всем в лесу стрекотать, где была,

Что видела.    (Сорока)

  1. Видали вы меня не раз,

Скачу я в двух шагах о вас.

Чик – чирик. Кто к этой песенке привык?      (Воробей)

  1. Не артист, а голосист.

Не ездок, а шпоры у ног.       (Петух)

Масленица:  Молодцы, птиц отгадали. А теперь дело за зверями боль –

                    шими и малыми:

  1. Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

И мышами поживиться

Любит рыжая ….                (Лиса)

  1. Смел и зол разбойник смелый.

Чуть козу вчера не съел он.

К счастью Тузик и Трезорка

За козою смотрят зорко.

Еле ноги уволок

От собак матерый …..        (Волк)

  1. Не барашек и не кот,

Носит шубку круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы другого цвета.   (Заяц)

  1. Кто в лесу глухом живет:

Неуклюжий, косолапый.

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосет он лапу.      (Медведь)

Масленица:  Молодцы, правильно отгадали. Теперь пора мне уезжать,

                     надо Весну красную встречать. (Масленица уходит)

Ребенок:   Укатила Масленица,

                 Добрая красавица!

Ребенок:   Ты прощай, прощай, наша Масленица,

                 Ты прощай, наша широкая.

                      (если праздник на улице, то сжигают чучело)

Ведущий:  Укатила Масленица,

                  Добрая красавица,

                  До будущего года,

                  До Сырной недели!

Ребенок:    Масленица загорела – всему миру надоела,

                   Обманула, провела, до поста довела!

Ребенок:      Масленица гуляла с нами,

                    Потом села в сани.

                    Пела и плясала, больно уж устала.

                     Кончилось весельице – беритесь за дельце.

Ведущий:     Направим сошенку

                     Выехать на пашенку,

                     С Масленицей простимся,

                     Блинами угостимся!

Ребенок:     Мы здесь остались,

                  Вдоволь наигрались.

Ведущий:  Теперь тихо поднимайтесь,

                  В группы с миром отправляйтесь,

                  Блинами угощайтесь!

          (Под русскую народную музыку дети выходят из зала, идут в

               группы на обед)

                 

                 

                 

                                           

 

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ «Как Емеля на масленичной неделе Несмеяну рассмешил» (старший и средний дошкольный возраст)

СЦЕНАРИЙ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДОСУГА «Как Емеля на масленичной неделеНесмеяну рассмешил»(старший и средний дошкольный возраст)...

Опыт работы проведения праздника "Масленичная неделя"

Материалы содержат информацию о каждом дне масленичной недели, планирование совместной деятельности в соответствии с ФГТ, а также подбор народных песен, закличек, игр, хороводов....

масленичная неделя в подготовительной группе

фото праздничных мероприятий с детьми...

Конспект развлечения на масленичной неделе «Разгуляй Великий» для детей 5-7 лет

Веселые соревнования, проводятся с детьми на улице,  на масленичной неделе....

Масленичная неделя

Сценарий масленичной недели...

План ООД в старшей группе .Тема: "Как на масленичной неделе"

В занятие включены образовательные области: «Познание», «Социализация»,  «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество»,  «Физическая культура», «Чтение художественной литературы»....