Формирование уважительного отношения у детей 5-6 лет к государственным символам родного края
проект (старшая группа) на тему

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-kategoriya.docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления часто болеющих и аллергичных детей № 25 «Гнёздышко» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Проект на тему: «Формирование уважительного отношения у детей 5-6 лет к государственным символам родного края».

Выполнил: воспитатель МБДОУ « Детский сад №25 «Гнездышко» Арефьева Галина Константинова

                                           

Новочебоксарск- 2014


Содержание.

1 .Введение

1.1.Анализ внешней ситуации.

1.2.Анализ внутренней ситуации.

2.Основная часть.

  1. Тема        проекта.
  2. Цель        проекта.
  3. Задачи проекта.
  4. Участники проекта.
  5. Сроки реализации проекта.
  6. Принципы        реализации проекта.
  7. Условия для успешной реализации проекта.
  8. Ожидаемые результаты.
  1.  Мероприятия по реализации проекта.
  2. Мониторинг.
  1. Выводы.
  2. Литература.

5. Приложение


Введение

1.1. Анализ внешней ситуации

«Отношение граждан страны к ее символам - показатель того, насколько люди чувствуют себя гражданами страны, верят в ее будущее, являются патриотами.»

Н.Назарбаев

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается «дефицит нравственности» у отдельных личностей и взаимоотношения между людьми.

Рост научно- технического прогресса, новейшие открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Одним из характерных проявлений опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их старших родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение их к Родине. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Таким образом, идея воспитания патриотизма становится государственной, разработана «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.»

Дошкольное образовательное учреждение выступает первой ступенью в системе непрерывного образования. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Главная цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста может быть сформулирована следующим образом: возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно- нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.

Работа над проблемой воспитания патриотизма детей дошкольного возраста прослеживается во многих трудах отечественных педагогов и психологов. (Т.Н. Дороновой, Т.С Комаровой, Т.А. Ротановой, В.Н. Логиновой, Т.И. Маханевой, Е.В. Пчелинцевой, Е.И. Корнеевой и др.) Они указывают на важность и значимость патриотического воспитания дошкольников, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении.        

Приобщение детей к изучению государственной символики имеет большую роль в воспитании патриотизма у детей. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям в полной мере понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, функции и тем самым дать осознать себя как гражданина своей страны, уважительно относящегося к историческому и культурному наследию народа. Педагог должен серьезно подойти к этой проблеме и умело построить свою работу по разъяснению сущности и значения символов. Нам, взрослым, необходимо помнить, что если мы серьезно и качественно займемся воспитанием будущей личности с дошкольного возраста, мы получим новое поколение людей, способных поднять и восславить страну.


1.2 Анализ внутренней ситуации

Я работаю в старшей группе МБДОУ «Детский сад №25 «Гнездышко». Свою работу я строю согласно программе «Детство», разработанной под руководством Т. И. Бабаевой и т. д. В образовательной области «Социализация» одним из важнейших задач является формирование представлений о родном крае и стране, развитие патриотических и гражданских чувств. Здесь же имеется задача ознакомления детей с государственной символикой родного края.

С целью выявления уровня знаний детей о государственной символике провела диагностику. Результаты показали, что дети узнают государственный флаг и герб ЧР, но они не знакомы с символическим значением цветов герба и флага, изображениями на гербе и не могут объяснить, для чего стране нужны флаг, герб, гимн, т.е. им не доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в одном государстве, и служат его гражданам отличительными знаками.

Я пришла к следующему выводу: у детей не сформированы знания и представления о государственной символике, об их роли и значении,не сформировано уважительное отношение к ним, вследствии этого недостаточно развиты гражданско- патриотические чувства.

Итак, я выявила следующую проблему:

как сформировать у детей уважительное отношение к государственным символам родного края?

Исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнении ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить форму организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. Решением данной проблемы стала разработка

данного проекта.

Цель проекта: разработать систему работы по формированию уважительного отношения детей к государственным символам родного края.

Задачи проекта:

  1. Подобрать тематический цикл бесед направленных, для формирования уважительного отношения к государственным символам родного края.
  2. Подобрать игры и наглядные пособия для формирования уважительного отношения к государственным символам.
  3. Разработать календарно-тематический план работы с детьми старшей группы по формированию уважительного отношения к государственным символам.
  4. План сотрудничества с родителями по  формированию уважительного отношения к государственной  символике родного края.


Принципы реализации проекта:

1. Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни),включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

  1. Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

  1. Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

  1. Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, с краеведческим музеем города.


Условия для успешной реализации проекта:

1.Мини- музей «Родник» в детском саду

2.Зона краеведения в группе

-куклы в национальных костюмах;

-детская литература;

-дидактические игры;

-карты РФ и ЧР;

-энциклопедии;

-государственные символы;

3. Компьютер, мультимедийная установка, аудио-видео техника, CD и DVD диски.


Сроки реализации проекта:

Февраль-май 2014 г

Участники проекта:

Воспитатель старшей группы :Арефьева Г. К.

Воспитанники : 22 человека

Родители воспитанников: 38 человек

Ожидаемые результаты:

1.Подборка тематического цикла бесед, направленных для формирования уважительного отношения к государственной символике родного края.

2.Подборка игр и наглядных пособий по формированию уважительного отношения к государственным символам.

3. Разработка календарно-тематического плана работы с детьми старшей группы по формированию уважительного отношения к государственным символам ЧР.

4. Разработка плана сотрудничества с родителями по формированию уважительного отношения к государственной символике родного края.


Реализация проекта

Этапы реализации проекта

этапы

мероприятия

ответственные

сроки

1.Подготовительный

1. Подбор и переработка

АрефьеваГ.К.

февраль-март 2014

теоретических материалов.

2. Изучение взрослой и детской

литературы.

3. Подбор и оформление

наглядного материала.

4. Приобретение аудио и видео

записей.

5.Подбор тематического цикла бесед.

6. Создание предметно-

развивающей среды.

7. Разработка анкеты для

родителей.

8. Составление схемы

взаимодействия воспитателя с

родителями.

9. Установление взаимосвязи с

краеведческим музеем.

10. Подбор диагностического инструментария.

11.Диагностика детей

.


2.Основной

1. Проведение запланированных видов деятельности с детьми и родителями.

АрефьеваГ.К.

апрель

2014

2. Обогащение уголкакраеведения новыми пособиями.

АрефьеваГ.К.,

родители

3. Анкетирование родителей.

АрефьеваГ.К.

4. Консультация для родителей

АрефьеваГ.К.

апрель

2014

«Как воспитать патриотов?»

3.Итоговый

1. Диагностика детей.

2. Оформление папки под названием «Гербы семей детей, посещающих детский сад»

3.Подведение итогов реализации проекта

. АрефьеваГ.К.

Май

2014

Мониторинг

Для выявления уровня знаний и представлений о гербе и флаге Чувашской республики, развития патриотических чувств у детей своей группы, я использовала следующую диагностику: каждому ребенку предлагалась серия вопросов по теме «Мой край родной».

Вопросы:

  1. Как называется страна, в которой ты живешь?
  2. В какой республике ты живешь?
  3. Что это? (Герб ЧР, флаг ЧР.)
  4. Назови цвета флага ЧР.
  5. Что обозначают цвета флага ЧР?
  6. Что изображено на гербе ЧР?

7. Что означает изображение три солнца?

8.Что означают  древо жизни и хмель, изображенные на гербе ЧР?

9.Зачем стране нужны герб и флаг?

10. Что такое гимн? Как поют и слушают гимн?


Оценка ответов по критериям от 0 до 2 баллов:

2 балластавится, если ребенок дает полные, обстоятельные ответы на поставленные вопросы, высказывает свое отношение;

1 баллставится, если ребенок понимает вопрос,но дает лишь

однозначные ответы, не полностью раскрывая сути, требует подсказки воспитателя;

0 баллов ставится, если ребенок имеет, лишь поверхностное представление по теме вопроса.

Выводы об уровне развития.

16-20 - высокий уровень

10-15 - средний уровень

0- 9 - низкий уровень


Тематический план работы по развитию интереса к государственным символам родного края

Совместная деятельность

взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

1. Познавательно -исследовательская деятельность

«Мой край - Чувашия».

«Геральдика: флаг, герб, гимн».

 «Флаг ЧР, о чем он рассказывает?»

«Герб ЧР, о чем он рассказывает?». -Беседы на темы:

Люди, прославившие мой край».

 «Я гражданин Чувашской республики»

«Знакомство с творчеством геральдиста Э. Юрьева».

 «О чем нам рассказывает флаг ЧР?»

«О чем нам рассказывает герб ЧР?»

«Откуда герб пришел?»

«На что похож герб?»

«Что означают цвета флага

нашей республики?»

«Где можно увидеть

изображение флага ЧР?»

«Как поют и слушают гимн?»

« Зачем нужны стране герб, флаг и гимн?»

Рассматривание монет, документов с государственными символами.

-Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий, книг по данной теме.

 -Викторина: «Что я узнал о своей Родине?»

-Интеллектуальная игра «Вопрос на засыпку».

2.И зобразительная

2.1.Аппликация

«Сияющее солнце или мерцающая звезда»

«Три солнца на сурбане»

2.2 Рисование.

«Ветви деревьев тянутся вверх к солнцу»

«На небе солнц очень много»

«Мой город»

«Герб нашего детского сада»

3. Конструирование

«Дом моей мечты»

«Флаг»

«Нарисуй (вырежь) чувашские узоры изображающие солнце, дерево и животных»

4.Музыкальная деятельность.

«Гимн-главная песня народа»

Фестиваль «Между Волгой и Уралом».

5.Коммуникатвная деятельность

-Знакомство с чувашскими легендами «Земля Улыпа», «Три солнца».

-Чтение и заучивание стихов о Родине.

 -Чтение и объяснение значений пословиц и поговорок о родине,чести,долге,дружбе

6.Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Обведи чувашские узоры и раскрась»

«Собери герб республики»

«Собери флаг республики»

«Угадай, чего не хватает в

гербах»

 «Угадай, чего не хватает в флагах»

«Найди среди гербов герб ЧР»

«Найди среди флагов флаг ЧР»

«Узнай наш флаг (герб)»

«Узнай по описанию»

«Сложи свой герб»

7.Двигательная деятельность

Подвижная игра «Раз, два, три- к флагу Чувашии беги(Российскому флагу)

8.Коллективная работа с детьми --«Создаем эмблему группы»

 -Выставки детских рисунков «Это моя Родина», «Моя улица в праздничный день»

9.Сотрудничество с социумом

-Экскурсия в краеведческий музей

 9.Взаимодействие с родителями:

-Анкетирование родителей

« Что вы знаете о Государственных символах Чувашской республики?

 -семинар-дискуссия

«Как воспитать патриотов?»

 -Рисование герба своей семьи совместно с детьми.

- Изготовление макета дома- мечты совместно с детьми

 -Оформление стенда для родителей.

-Семейная викторина «Седьмая печать».

Просмотр видеосюжета  «Мой край- Чувашия»

10.Презентация «Это моя Родина!»

1. Рассматривание

 иллюстраций, открыток, фотографий, книг по данной теме.

2. Дидактические игры:

«Собери герб республики»

«Собери флаг республики»

«Угадай, чего не хватает в гербах»

 «Угадай, чего не хватает в флагах»

«Найди ошибки в изображении флагов»

«Найди ошибки в изображении гербов»

«Сложи свой герб»

«Обведи чувашские узоры и раскрась»

«Собери герб республики»

«Собери флаг республики»

Конструирование из строительного материала «Дом моей мечты»,»Мой дом»

Рисование

«Ветви деревьев тянутся вверх к солнцу»

«На небе солнц очень много»

«Мой город»

«Герб нашего детского сада»

Анкета для родителей:

1 .Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

  1. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

  1. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

  1. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

  1. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

  1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

  1. Посещаете ли Вы вместе с детьми музеи, выставки нашего города? Если нет, то почему?

Спасибо за сотрудничество!


Рекомендации для родителей.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него- родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Литература

1 .Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева и др., 2011. – 528 с.

2. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. и др. Система патриотического воспитания в ДОУ/ Волгоград. – 2007.

3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / М. – 2005.

4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: «Академия», 1999.

6. Ривина Е.К. Российская символика: Методическое пособие к иллюстративно-дидактическому материалу для дошкольных образовательных учреждений. – М.:АРКТИ, 2004. – 72 с.

7. Голованова М. П. Герб, флаг, гимн России: Науч.-поп. изд. для детей. – М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2005. – 48 с.

8. Васильева Л.Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5- 7 лет. Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: «Новое время», 2006. – 104 с.

9. Васильева Л.Г. Загадки народных узоров. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005. – 88 с.

10. Родник: хрестоматия. – Чебоксары: Чувашский государственный институт образования, 2006. – 228 с.

11. Маркова Н. А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства/ журнал «Управление ДОУ»,2008,№4.

12. Иванова А.А., Вильданова Р. Р., Лапшова А. Н.  Политические уроки для дошкольников/ журнал «Управление ДОУ»,2010,№3.

13 Ривина Е.К. Ознакомление дошкольников с государственной символикой России/журнал «Управление ДОУ»,2005,№1.

14. Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России/журнал «Дошкольное воспитание»,2007,№8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста «Я и моя семья».

Консультация призвана:  - осмыслить основные нравственные ценности;- расширить представления  и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания детей;- вовлечь...

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края

В дошкольном возрасте формирование экологической культуры проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больш...

«Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила  перед педагогам...

План долгосрочного проекта по формированию патриотических чувств у детей разновозрастной средней группы при ознакомлении с родным краем.

Нравственное  воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возрас...

"Формирование интереса детей старшего дошкольного возраста к государственной символике родного края"

проект воспитателя ДО для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Проект «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем » подготовительная группа

В начале нового учебного года составляются комплексно-тематические план и план воспитательной работы. Данный проект по патриотическому воспитанию очень актуален для воспитателя ДОУ . Его можно использ...