Доклад "Экологическое воспитание дошкольников"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Колонтаева Татьяна Николаевна

Экологичческое воспитание дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.Н. Колонтаева

МБДОУ «ДСКВ №116», г. Братск

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ –

ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

«Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя»

Е.Евтушенко

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидение ребенка, его личностный рост.

Основы экологической культуры следует закладывать у детей с раннего возраста, начало её становления падает на первые семь, восемь лет их жизни.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно – природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта:

передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношения – конечным его продуктом.

Экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

 Содержание экологических знаний дошкольников охватывает следующий круг вопросов:

- связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь  со средой в процессе роста и развития;

- многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;

- человек, как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;

- использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и  восстановление природных богатств.

Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.

Передача экологических знаний – это начальный этап выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно - ориентированных методов работы с детьми.

В процессе экологического воспитания дошкольников должны иметь место следующие виды деятельности:

- сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

- практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);

- детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей;

- общение с природой, контакт с объектами растительного животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действие по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);

- экспериментирование: познавательная практическая деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;

- речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;

- наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;

- просмотр книг, картин, фильмов природоведческого содержания- деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Чрезвычайно важное значение имеет позиция воспитателя – главной фигуры экологического воспитания детей, осознанный характер его действий и творческий поиск оптимальных условий для педагогического процесса.

Творческая активность воспитателя должна быть направлена на следующее:

- вдумчивое освоение и непрерывное совершенствование методов  и технологий экологического воспитания детей;

- постоянный поиск и проверка новых приемов работы с детьми, которые на фоне устоявшихся методов и форм воспитания могут обеспечить оптимальное использование складывающейся ситуации, применение своего и детского опыта к конкретным природным условиям детского сада. Новый прием в общении с детьми, их обучении – это самый гибкий механизм, который дает  разнообразное использование одной и той же технологии воспитателя с разными детьми в разных условиях;

- создание атмосферы взаимодействия, доверия, сопереживания любых событий. В общении с детьми воспитатель должен реализовать изначально позитивный взгляд на них, воспитывать способом одобрения, помощи и поддержки.

В педагогической деятельности воспитатель должен реализовать себя как личность: широко и разнообразно использующий свои умения, способности, интерес к той или иной области, окрашивая ими процесс экологического воспитания детей.

Китайская мудрость гласит «Делай великое, пока оно еще мало, потому что все великое начинается с малого». В данном случае её можно понимать в таком контексте: чем раньше мы научим своего ребенка быть в ладу с окружающим и самим собой, тем легче ему будет со временем найти свое место в жизни, среди других людей, тем лучше мы, взрослые, и наши дети будем понимать друг друга.

«Природа сама собой не воспитывает. Напрасно было бы, оставив человека наедине с природой, ожидать, что он под ее воздействием станет умным, нравственно прекрасным, добрым и непримиримым к злу. Воспитывает только активное взаимодействие человека с природой».

 (В.А.Сухомлинский)

Литература

  1. «Экологическое воспитание в детском саду» - О.А. Соломенникова
  2.  «Неизведанное рядом» - О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова,  В.В. Щетинина
  3. «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» - Л.В. Чернецкая



Предварительный просмотр:

Статья «Актуальные вопросы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Т.Н. Колонтаева

МБДОУ «ДСКВ №116» города Братска

«Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

 так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

(В.А. Сухомлинский)

В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема – гражданско – патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является гражданско - патриотическое воспитание детей.

Ученые доказали, что предпосылки будущих нравственных представлений складываются у ребенка в возрасте 3-5 лет. В этот период малыши особенно доверчивы ко всему, что происходит вокруг них. Они незаметно для себя и родителей могут сделать неожиданные выводы о том, как взрослые относятся к другой стране, нации или событию.

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации.

Необходимость целенаправленной работы по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов:  Национальной доктрине образования Российской Федерации, Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 года.». Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

В процессе образовательной работы в дошкольных образовательных учреждениях у детей формируются предпосылки таких качеств как патриотизм — любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

Воспитание гражданских и патриотических чувств у дошкольников начинается с воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родной улице, к любимому городу и, наконец, к родной Стране. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. И именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально - действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте чувство Родины воспитывается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

В старшем дошкольном возрасте это чувство проявляется по отношении к малой Родине, своей стране.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Педагог должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.

В ходе разных видов детской деятельности педагог решает следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через разнообразные формы взаимодействия с детьми.

Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни.

В этом педагогу помогают произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «...воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции.

Гражданская позиция дошкольников начинает формироваться как в детском саду, так и в семье.

Важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям семьи, сохранению  семейных связей.

Дедушкам и бабушкам наших детей мы предлагаем рассказать воспитанникам детского сада о прошлом нашего города, об участии их в защите нашей страны во время Великой Отечественной Войны. Мамам  и папам – рассказать о названии улиц нашего города.

Можно использовать следующие формы работы взаимодействия детского сада и родителей по патриотическому воспитанию: анкетирование родителей: «Воспитать патриота и гражданина», «Быть патриотом»; поддержание групповых традиций совместным участием в них родителей; фото-отчёты родителей «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду»; совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций); совместное создание детско - родительских проектов;; родительский клуб «Мы ВМЕСТЕ»; «Встреча с интересными людьми»; оформление «Центра народного творчества», мини – музеев «Летопись нашего города», «Москва – столица России»; создание газет: «Моя спортивная семья», «Наш легендарный город»; знакомство детей с семейными реликвиями; выставка плакатов – проектов: «Каким я хотел бы видеть наш город», «Земля – планета, на которой мы живем».

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М., 1985

2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. - М., 2007.

3. Иванова Т.В. «Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа» - Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

4. М.Ю.Новицкой «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». М.:Линка-Пресс,2003. – 200 с.

5. Маханева М.Д. Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», М., 2004.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...