Игровая деятельность народов России
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Аксёненко Ирина Евгеньевна

Для современной педагогики остаются актуальными слова Максима Горького:

«Изучайте фольклор, учитесь на нем. Без знания прошлого нет будущего».

Народная игра, как неотъемлемая составляющая фольклора, глубоко проникает в жизнь ребенка, формирует его эмоционально – эстетическое восприятие родной культуры, дает основу для развития патриотических чувств

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая деятельность народов России

Мастер – класс музыкального руководителя Аксёненко Ирины Евгеньевны

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Задачи:

- знакомство и освоение педагогами содержания игр народов России;

- развитие коммуникативных качеств в совместной  творческой деятельности.

Ожидаемый результат:

- повышение профессиональных компетенций;

- применение полученного опыта в работе с детьми

Ход мастер – класса.

Башкирская народная игра «Юрта -Тирме».

В игре участвуют 4 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга лежит обруч, на котором натянута ткань с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом приговаривают:
Мы – весёлые ребята, соберёмся все в кружок.
Поиграем и попляшем, и помчимся на лужок.


На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут обруч, поднимают его над головой в виде крыши, получается юрта. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Правила игры: С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему обручу и образовать юрту.

Татарская народная игра «Тимербай»

Играющие, взявшись за руки,  делают круг. Выбирают водящего - «Тимербая».

Играет музыка, дети  предают татарскую тюбетейку, на ком музыка закончилась, тот -  «Тимербай». Он становится в центре круга и говорит:

Пять детей у Тимербая

Дружно, весело играют,

В речке быстрой искупались

нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

и красиво нарядились.

Не есть, не пить не стали

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами «вот, так» водящий делает какое либо движение, все должны повторить его. Затем выбирается другой водящий.

Правила игры:

Движения, которые показывали повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, платочки, ленточки)

Игры народов Северного Кавказа

Дагестанская народная игра «Возьми платок!»

Игроки становятся в круг, в центре его кладут платок. Звучит национальная музыка, трое выбранных танцуют дагестанскую лезгинку.

С окончанием музыки танцующие стараются первым взять платок.

Победитель – самый ловкий и быстрый.

Правила игры: Нельзя тянуться за платком раньше, чем прекратится музыка.

Северо – осетинская народная игра «Чепена»

Игроки стоят по кругу. Выбирается ведущий – чепена. Он становится в круг и начинает игру словами:

- Левой ногой, чепена. ( подпрыгивает на левой ноге)

- Гой, гой, чепена. (повторяют дети)

- Правой ногой, чепена. (подпрыгивает на правой ноге)

- Гой, гой чепена. (повторяют дети)

-Пойдем вперед, чепена. (идет вперед, поднимая руки)

- Гой, гой чепена. ( повторяют дети)

- Пойдем назад, чепена. (идет назад)

- Гой, гой, чепена. (повторяют дети)

- Все мы спляшем, чепена. (начинает танец)

- Кругом, кругом, чепена! ( танцуют дети)

Дети начинают круговой танец под осетинскую народную музыку.

Правила игры: Движения выполняются в соответствии с текстом.

Игры народов Севера

«Белый шаман»

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на одно колено и бьет в бубен какой – то ритмический рисунок, затем подходит к любому играющему и отдает бубен. Получивший бубен должен повторить ритм.

Правила игры: Если получивший бубен не правильно повторит ритм, он выходит из игры.

Авторский вариант.

Играющие становятся в круг. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на одно колено, озвучивает, кем будут дети (олени, северные птицы, белые медведи, куропатки)под музыку бьет в бубен. С окончанием музыки Шаман встает и бьет в бубен какой – то ритмический рисунок, затем подходит к любому играющему и отдает бубен. Получивший бубен должен повторить ритм.

Правила игры: Если получивший бубен не правильно повторит ритм, он выходит из игры, если повторит правильно – становится Шаманом.

«Ручейки и озера»

 Игроки стоят в нескольких колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» под музыку все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» (с окончанием музыки)  игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги.

Правила игры: Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Русские народные игры

«В хороводе были мы»

В хороводе были мы, в хороводе были мы

Были мы, да были мы. Были мы, да были мы.

Кого надо видели, кого надо видели.

Видели,  да видели. Видели,  да видели.

Сокола молодчика, сокола молодчика. (соколицу молоду)

Молодца, да молодца. Молодца, да молодца.

Стань, молодчик, подбодрись. Стань, молодчик, подбодрись.

Подбодрись, да подбодрись. Подбодрись да подбодрись.

Вправо,  влево повернись. Вправо, влево повернись.

Повернись, да повернись. Повернись, да повернись.

Кому надо поклонись. Кому надо поклонись.

Поклонись, да поклонись. Поклонись, да поклонись.

Правила игры: сопровождать пение движениями по тексту.

«Где был, Иванушка?»

Где был, Иванушка?

– На ярмарке.

Что купил Иванушка?

- Курочку.

Курочка по сенечкам зернышки клюет.

Иванушка в горенке песенки поет.

Где был, Иванушка?

– На ярмарке.

Что купил Иванушка?

- Уточку.

Курочка по сенечкам зернышки клюет.

Уточка по лужице взад – вперед плывет.

Иванушка в горенке песенки поет.

Где был, Иванушка?

– На ярмарке.

Что купил Иванушка?

- Барашка.

Курочка по сенечкам зернышки клюет.

Уточка по лужице взад – вперед плывет.

Барашек в садике травушку жует.

Иванушка в горенке песенки поет.

Где был, Иванушка?

– На ярмарке.

Что купил Иванушка?

- Коровушку.

Курочка по сенечкам зернышки клюет.

Уточка по лужице взад – вперед плывет.

Барашек в садике травушку жует.

Коровушка детушкам молочко дает.

Иванушка в горенке песенки поет.

Правила игры: сопровождать пение движениями по тексту.



Предварительный просмотр:

        Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Городское методическое объединение

музыкальных руководителей

Северной территориальной зоны

Мастер-класс

 «Игровая деятельность народов России»

                                                                       Подготовила:                            

                                                                                                  музыкальный руководитель

                                                                         МДОУ д/с №10

Аксёненко Ирина Евгеньевна                                            

                                   9 февраля 2017г.

Презентация

«Игровая деятельность народов России»

Слайд №1  

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по теме «Игровая деятельность народов России»

Слайд №2

В Пояснительной записке программы «От рождения до школы», разработанной на основе ФГОС, одной из ведущих целей выделяется «формирование основ базовой культуры личности».

«Особое внимание уделяется воспитанию у дошкольников таких качеств как:

- патриотизм;

- активная жизненная позиция;

- творческий подход в решении различных ситуаций;

- уважение к традиционным ценностям».

Слайд №3

ФГОС ДО, признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, выдвигает требование присутствия ее во всех образовательных областях.

Слайд №4

Руководствуясь этими ориентирами,  в нашем саду прошла тематическая неделя «Россия – дружная семья». Основой ее было использование фольклорного материала народов России,  интеграция образовательных областей и творческое взаимодействие педагогов, воспитанников, родителей.

Слайд №5

Воспитатели старшей и подготовительной групп знакомили ребят с бытом, народными промыслами народов нашей страны. Родители Тимура, Ренат  Закирович и Чулпан Раисовна рассказывали о своей малой Родине – Татарстане.

Слайд №6

Я, как музыкальный руководитель, раскрыла детям этнические особенности в музыке, танцах, играх.

Из большого разнообразия подвижных игр мною были выбраны:

-  хороводные игры  с музыкальным сопровождением (использование фонограмм с музыкой народов России),

- игры в кругу с танцевальными элементами этнических танцев,

- игры с использованием предметов быта определенной национальности.

Слайд №7

К разучиванию каждой игры дети имели определенный запас знаний, умений.

Например в ходе подготовки и разучивания башкирской народной игры «Юрта -Тирме», мы с ребятами слушали башкирскую народную музыку, рассматривали традиционное жилище – юрту. В игре изображая  юрту, мы использовали обтянутые  белой тканью обручи с башкирским традиционным орнаментом.

Слайд №8

В татарской народной игре «Тимербай» дети использовали по своему усмотрению ранее разученные  танцевальные движения, имитировали игру на различных музыкальных инструментах. У ребят были сформированы представления об элементах татарского народного костюма.

Слайд №9

Особый интерес вызвали у ребят игры северных народов: «Ручейки и озера» и, конечно, «Белый шаман».

Новые слова, колоритные образы Севера, музыка и гортанное пение удивили воспитанников. Мы с ребятами украсили наш бубен и превратили его в бубен шамана, устроили превращения в оленей, белых медведей, северных птиц.

Слайд №10

В северо – осетинской народной игре «Чепена» и дагестанской народной игре «Возьми платок» дети познакомились с зажигательной музыкой народов Северного Кавказа. Ребятаосваивали новые танцевальные движения, учились быть внимательными, ловкими.

Слайд №11

Итогом тематической недели «Россия – дружная семья» стал интегрированный фольклорный досуг«Ярмарка», где дети с удовольствием играли  в любимые русские народные игры: «Где был Иванушка?», «В хороводе были мы», «Как пошли наши подружки», «Золотые ворота».

Слайд №12

Дружно, вместе с родителями и педагогами, дети играли,пели, танцевали, делали сувениры.

Слайд №13

Для современной педагогики остаются актуальными слова Максима Горького:

«Изучайте фольклор, учитесь на нем. Без знания прошлого нет будущего».

Народная игра, как неотъемлемая составляющая фольклора, глубоко проникает в жизнь ребенка, формирует его эмоционально – эстетическое восприятие родной культуры, дает основу для развития патриотических чувств.

Слайд №14

Подвижные игры являются традиционным средством педагогики, испокон веков отражая образ жизни людей, их быт, национальные устои. Знакомство с игровой деятельностью разных народов способствовало развитию у детей ловкости, находчивости, любознательности, толерантности.

Слайд №15

Спасибо за внимание. Я приглашаю вас поиграть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ОБЫЧАЯМ, ТРАДИЦИЯМ И ПРОМЫСЛАМ НАРОДОВ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Раскрывается значение декоративно-прикладного творчества для эстетического и духовного воспитания подрастающего поколения и повышения интереса к народным промыслам, обычаям и традициям народов России....

Детская проектно- исследовательская деятельность «Народы России»

Приобщение детей к истокам народной культуры...

Сценарий игровой программы «Игры народов России»

Сценарий игровой программы «Игры народов России»...

Проектная деятельность «Знакомство с историей и традициями народов Крайнего севера через игровую деятельность»

Данный проект предназначен для детей старшего возраста. Имеет познавательно-игровую направленность....

Литературно-музыкальное игровое путешествие по культурам народов России "Мы разные и в этом наша сила"

Цель: Формирование интереса и уважения к другим национальнымкультурам, чувства общности, дружбы и единства с людьми разныхнациональностей, живущих в России....

Проект ко дню Единства России «Мудрость народа – в народах России» Подготовила музыкальный руководитель - Магомедова Фатима Рустамовна

Сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.Времена меняются, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви,  красоте, истине…Дошкольный возраст – ф...

Сценарий фестиваля народов России «В дружбе народов единство России»

Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Наш детский сад – это общий дом для детей разных национальностей. Каждому из нас важно знать и ...