Краткосрочный педагогический проект «Здравствуй, малыш!» (для детей первой младшей группы)
проект (младшая группа) на тему

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через взаимодействие педагог – ребенок- родитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_malysh.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 37 СТАНИЦЫ НОВОПОКРОВСКОЙ МО НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН

Краткосрочный педагогический проект

«Здравствуй, малыш!»

(для детей первой младшей группы)

                                       Воспитатель:

                                                 Карабаева И.В.

Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.

Обоснование значимости: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через взаимодействие педагог – ребенок- родитель.

Задачи  проекта:

  1.  Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.

      2.  Оптимизировать процесс физиологической адаптации - снизить

          уровень заболеваемости.

       3.  Обучить родителей практическим приемам воспитания и оздоровления

детей.  

     4.   Способствовать психо - эмоциональному развитию каждого ребенка.

Ожидаемый результат:

Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.

Создание комфортной обстановки для детей и в группе.

Преобразование предметно-развивающей среды.

Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.

Участники проекта:  педагогический коллектив, вновь поступившие дети в  ДОУ, родители воспитанников.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

     По данным официальной статистики, распространённость патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличиваются на 4­5%.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10 % старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания, поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этих заболеваний и найти пути их устранения.

    Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. Они помечают, что именно в этом возрасте отрицательное воздействие адаптации на организм ребенка усиливается, потому, что разлучаясь с матерью, многие дети уже более осознанно переживают эмоциональный стресс со всеми его отрицательными последствиями.

     Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломко привычных форм жизни.

Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно­психического и физического развития.

     Научные исследования показали, что характер адаптации ребенка 2 и 3 года жизни является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка не только в детском саду, но и в школе. Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.

     Для того чтобы облегчить период адаптации мною был разработан проект «Здравствуй, малыш».

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:

строгий режим дня; отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

новые требования к поведению;

постоянный контакт со сверстниками;

новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

другой стиль общения.

     Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.

Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ.

     Общая задача нас, воспитателей и родителей, ­ помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

ДЛЯ ЭТОГО НУЖНЫ:

знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;

подготовительная работа в семье;

выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.

Ранний возраст ­ это чрезвычайно ответственный период в развитии ребенка, он считается самым главным в социальном, личностном развитии ребенка.

     При несвоевременном развитии блокируются многие функции ребенка:

неудовлетворенность ребенка в общении блокирует познавательное развитие;

сенсорный голод сказывается на развитии мозга.

     Диагностика компетентности родителей показала, что 16% из них не знают причин отставания детей, 34% не знают и не владеют средствами

воспитания, есть родители, которые не знают чем занять дома детей.     Анкетирование показало, что более 50% из­за низкого уровня психолого­педагогической культуры не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка.

При поступлении в детский сад 65% детей старше 2­х лет не умеют правильно держать ложку, у них слабо развита мелкая моторика руки, низкая познавательная активность, не развита речь детей, отсутствует общение между сверстниками и взрослыми.

     Возраст от 1­1, 5 лет ­ считается периодом подготовки ребенка к посещению детского сада. По моим наблюдениям, беседам с родителями видно, что во многих семьях этот период протекал сумбурно и не подвергался анализу с их стороны.

Все вышеуказанное позволяет сделать мне вывод, что у родителей не достаточный уровень компетентности в вопросах подготовки ребенка к поступлению в ДОУ, отсутствие опыта семейного воспитания и особенностей развития детей раннего возраста. А это в свою очередь ведет к осложнениям в здоровье детей в период адаптации к условиям детского сада, задержке психического и познавательного развития.

Принципы реализации проекта:

§  Принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям

§  Принцип последовательности и поэтапный внедрения и применения методик

§  Принцип комплексности

Сроки реализации проекта: 1 квартал

         

                                          Реализации проект

 

Направления

работы        

Работа

 с педагогами        

Работа

с детьми        

Работа

 с родителями

I этап работы

Медицинский блок        

Знакомство педагогов с результатами медицинского обследования;

Рекомендации по режиму дня в группе;

Совместное отслеживание результатов адаптации        

Знакомство с ребенком на основе медицинских документов;

Антропометрия в период адаптации;

Осмотр врачом-педиатром; Утренний фильтр (температура, кожные покровы, зев) Наблюдение за состоянием здоровья.

         

Беседа с родителями «Режим дня и уход за ребенком»

Рекомендации в период адаптации

Психологический блок        

Рекомендации по созданию условий для успешной адаптации ребенка;

Оказание помощи в установлении отношений с детьми и родителями;

Ведение сопроводительной документации.        

Снятие психологического напряжения;

Коррекционные мероприятия для облегчения адаптационного синдрома;

Формирование навыков общения.        

Консультация

«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Педагогический

блок        

Организация развивающей среды в группе:

-уголок ряженья

-центр песок-вода

-дидактический стол

-игровые зоны

-зона двигательной активности        

Поэтапный прием детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;

Индивидуальный подход к каждому ребенку;

Щадящий режим;

Использование игровых методов взаимодействия с ребенком;

 

         

Знакомство с семьей:

-составление анкетных данных (где работают, жилищные условия, состав семьи, семейный опыт)

Беседы о привычках и любимых игрушках, режиме дня дома.

Ознакомление родителей с системой работы в ДОУ;

Анкетирование родителей;

Консультация «Что должен уметь ребенок этого возраста»

                                                   II этап работы

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формирование чувства уверенности        

Консультация «Использование игр, игровых занятий в период адаптации»        

Игры знакомства:

«Кто в домике живет», «Давайте познакомимся»,

«Загляни ко мне в окошко»,

«Чей голосок?»

Игры знакомства с группой:

«Найди игрушку»,

«Чьи вещи»…

         

«Праздник знакомств» (знакомство детей и родителей с группой)

 

Проведение игровых занятий с целью преодоления стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения, развитие речевой активности, внимания, восприятия; развитие общей и мелкой моторики, игровых умений.        

«Уложим куклу спать», «К нам гости пришли», «Купание куклы Кати»

Игры со строителем «Дорожка для машины»

«Башенка для матрешки»…

Пальчиковые игры «Сорока, Сорока», «Мальчик – пальчик»…

         

Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды

Оздоровительные

мероприятия        

Консультация

«        

Облегченная одежда в группе с учетом сезона;

Воздушные процедуры с упражнениями;

Закаливание водой;

Ходьба по массажным дорожкам;

Пальчиковая гимнастика.        

Консультации

«Методы приучения детей к самостоятельности «Воспитание культурно-гигиенических

 навыков»

 

 

Презентация проекта        

Родительское собрание

 «Единство детского сада и семь в воспитании детей раннего возраста»

 -выставка фотографий «из жизни детей в детском саду»

-просмотр видео фильма «Двигательная активность детей в ДОУ»,

-лечение народными средствами (обмен опыта родителей)

-закаливание, массаж (советы ст. медсестры)

-закаливание в домашних условиях (опыт родителей)

-советы психолога

 

                                     

 

 

Обобщая результат педагогического проекта можно сделать вывод, что к концу проекта никто из детей не испытывал эмоционального дискомфорта от нахождения в группе  12 детей (60%) –ощущали себя комфортно, у 8(40%) -  отмечен высокий уровень эмоционального благополучия, это значит что они прошли адаптационный период к ДОУ, и посещение детского сада не является для них стрессом.

Таким образом, следует считать, работа по проекту прошла успешно, комплекс мероприятий проекта «Здравствуй, малыш!», достаточно эффективен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА -ЗИМА!» ( для детей 2 младшей группы)

ПРОЕКТ«ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА -ЗИМА!»( для детей 2 младшей группы)...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОО «Физическая культура» На тему: «Дыхательная гимнастика для малышей» для детей первой младшей группы.

Дыхательная гимнастика для малышей.    Закаливающее дыханиеЭтот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с нос...

Педагогический проект "Умелые ручки" (для детей первой младшей группы)

В данном проекте были подобраны занятия для работы по изобразительной деятельности, которые включают в себя лепка, аппликация, рисование. При моих занятиях были использованы различные материалы: покуп...

Тематическое развлечение по безопасности дорожного движения «Дорожная азбука для малышей» для детей первой младшей группы.

Сценарий  тематического  развлечения   по безопасности дорожного движения «Дорожная азбука для малышей» для детей первой младшей группы....

Краткосрочный творческий проект по тестопластике для детей первой младшей группы Тема: «Умелые ручки»

Ребёнку раннего возраста интересно всё, что его окружает: игрушки, предметы быта и материалы, с которыми можно что-то сделать, поиграть. Он с удовольствием исследует эти материалы, изучает их, а взрос...

Педагогический проект «Удивительное рисование» для детей первой младшей группы раннего возраста

Педагогический проект«Удивительное рисование»для детей первой младшей группы раннего возраста Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использо...