Праграмма самообразования
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Тема " Роль сказки  в нравствено- духовном  воспитании дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2015–2017 гг. по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Ольги Ломтевой
План работы по самообразованию на 2015–2017 гг. по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Пояснительная записка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны,которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего,поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории,как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринемая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Проблема

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

Цели:

1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.

3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.

5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

Для достижения цели я определила, следующие задачи:

1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

7. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.

8. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать,у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.

После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями:

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальнык консультации и беседы с родителями.

3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».

4. Проведение мастер- классов.

5. Участие родителей в развлечениях и утренниках.

6. Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.

Образовательные области:

1. Познавательное развитие.

2. Речевое развитие.

3. Художественно – эстетическое.

4. Физическое развитие.

5. Социально-коммуникативное.

Перспективный план по самообразованию по теме:

«Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников»

Составилвосритатель

Ломтева О.М.

Сентябрь.

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.

2. Родительское собрание«Сказка ложь – да в ней намек»: (цель: познакомить с предметно-развивающей средой группы, познакомить с развлечениями, утренниками, театрализованными праздниками проводимые в течение года).

3. Консультация для родителей«Как подружить ребенка с книгой».

Октябрь.

1. Изучение темы«Роль народной сказки в развитии речи детей».

Методические приемы:

-Чтение детям и пересказ сказки«Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.

- Консультация для родителей«Роль сказок в развитии детей»«Сказки помогут справиться с детским непослушанием».

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Ноябрь.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Методические приемы:

- Чтение и пересказ детям сказки«Бычок, смоляной бочок».

-Дидактическая игра«Угадай сказку».

Консультация«Особенности чтения сказок о животных».

3. День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю».

Декабрь.

1. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми. Методические приемы:

- Дидактическая игра«Угадай, из какой сказки прочитан отрывок

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

-В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы«Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр».

2. Родительское собрание: проведение мастер – класса по теме «Сказочная книга».

3. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки».

Январь.

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

Методические приемы:

-Чтение детям сказки«Три медведя».

-Прослушивание аудиозаписи сказки.

-Консультация для родителей«Почитай мне сказку».

-Беседа индивидуальная с родителями ребенка на тему«Как подружить ребенка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

Февраль.

1. Роль сказки в воспитании детей.

Методические приемы:

-Обустроить уголок ряженья.

- Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2. Открытое занятие по теме«В гостях у сказки».

3. Рассказывание сказки с новой концовкой«Волк и семеро козлят»,к к (празднику 23 февраля).

Март.

1. Изучение темы«Влияние сказок на психику ребенка».

Методические приемы:

-Дидактическая игра«Из какой сказки герой».

-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

-Консультация для родителей«Как выбрать полезную сказку для малыша».

-В уголке для родителей поместить книжку – раскладку«О чем и как беседовать с детьми после чтения».

2. К празднику 8 Марта показ сказки «Колобок на новый лад» - сказку переделывали вместе с детьми.

Апрель.

1. Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

Методические приемы:

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

-Добавить материал в театральный уголок.

2. Совместный досуг родителей и детей на тему«В стране добра и зла».

Май.

1. Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приемы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

-Презентация проекта«Какая прелесть – эти сказки» на итоговом родительском собрании.

2. Выставка работ детей и родителей«Наши любимые сказки».

При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу:

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

3. Зинкевич – Евстигнеева«Практикум по сказкотерапии».

4. Э. И Иванова«Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

5. Ланчеева – Репьева«Иное царство русских сказок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

Праграмма для второй младшей группы.

общеоброзовательная праграмма для второй младшей группы....

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...

Рабочая праграмма для педагога ДОУ подготовительная группа

Рабочая программа педагога ДОУ подготовительная группа...

Рабочая праграмма для педагога ДОУ средняя группа

Рабочая программа педагога ДОУ средняя группа...

Перспективный план октябрь старшая группа по праграмме Детство

Перспективно- тематический план на октябрь по программе Детство, задачи литература прописаны....