Утро радостных встреч!!
методическая разработка (средняя группа) по теме

Болгова Светлана Викторовна

Аннотация

В предлагаемом вашему вниманию пособии вы познакомитесь с описанием методики организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Такая совместная деятельность начинается с проведения группового сбора – места и времени общения, игр, планирования тематических проектов и текущих событий. Групповой сбор с уверенностью можно считать недостающим звеном реформирования современного российского дошкольного образования, ориентированного на ключевые компетентности как цель и результат развития детей. Технология проведения группового сбора проверена многолетней практикой работы по международной образовательной программе «Сообщество» в российских детских садах и классах начальной школы. Эта книга адресована всем, кто имеет дело с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и стремится во что бы то ни стало избежать в работе скуки и формализма, кто верит в возможности ребёнка задумывать и выполнять интересные и полезные дела вместе со взрослыми, наравне со взрослыми и даже вполне самостоятельно.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utro_radostnyh_vstrech.docx39.94 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

В предлагаемом вашему вниманию пособии вы познакомитесь с описанием методики организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Такая совместная деятельность начинается с проведения группового сбора – места и времени общения, игр, планирования тематических проектов и текущих событий. Групповой сбор с уверенностью можно считать недостающим звеном реформирования современного российского дошкольного образования, ориентированного на ключевые компетентности как цель и результат развития детей. Технология проведения группового сбора проверена многолетней практикой работы по международной образовательной программе «Сообщество» в российских детских садах и классах начальной школы. Эта книга адресована всем, кто имеет дело с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и стремится во что бы то ни стало избежать в работе скуки и формализма, кто верит в возможности ребёнка задумывать и выполнять интересные и полезные дела вместе со взрослыми, наравне со взрослыми и даже вполне самостоятельно.

Ключевые компетентности дошкольного детства

Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять (презентовать) себя другим, заинтересовывать собой, своими идеями.

Общение – та же деятельность и точно так же, как и любая другая, имеет цель и результат (продукт). Вся жизнь человека среди других людей – сверстников, младших и взрослых, в быту, в учёбе и в производственной деятельности строится на основе коммуникации (общения). Человек тем более понятен и убедителен, чем увереннее может объяснить, донести до окружающих свои мысли, чувства, желания, планы, идеи.

Школьные учителя, оценивая уровень развития речи и коммуникативных навыков выпускников детского сада, говорят: «умеет /не умеет высказать мысль; свободно/не свободно говорит».

Так вот, готовность, умение свободно и самостоятельно формулировать, высказывать, аргументировать суждения по разным темам и составляет понятие коммуникативной компетентности. Личность развивается в деятельности. Дети дошкольного возраста скорее практики, чем теоретики. Освоение ими окружающего мира и культуры происходит не только посредством общения со взрослыми и сверстниками, но прежде всего в самом тесном контакте с предметами и объектами сначала ближайшего, а затем и удалённого окружения.

Многообразие предметов, объектов, явлений, возможных действий и их следствий воспринимается, осмысливается и становится частью внутренней культуры человека. Коммуникация сопровождает деятельность, а деятельность строится по своим канонам – в ней есть цель, средства и материалы, план действий, результат. Деятельность может быть эффективной, результативной и бесполезной.

От чего это зависит? Во многом от того, насколько человек владеет навыками целесообразности и планирования. Всё это относится к деятельностной компетентности. И коммуникация, и деятельность (игра и общение в игре, учение и учебное общение и т. п.), как правило, подразумевают вовлечённость в них по крайней мере двух участников, чаще всего их, конечно, много больше. И все они – с разными интересами и потребностями, с разными возможностями. У всех разные социальные роли – воспитатель, мама, старший брат, партнёр по игре…

Следовательно, и коммуникация, и деятельность будут протекать в разных партнерствах по-разному, всякий раз в них будут выстраиваться свои отношения.

Умение встраиваться в социальные отношения, выстраивать собственные, поддерживать их – это сфера проявления социальной компетентности. Каждый из участников деятельности, коммуникации, социальных отношений полу- чает и вносит в общее дело свой «поток информации».

Внешний мир – это тоже информация. Чтобы распознать его, нужно уметь использовать те источники, которые несут информацию. Кроме того, нужно учиться критично относиться к получаемой информации.

Значит, здесь место и время для проявления информационной компетентности. Дети, как и взрослые, избирательны в том, что и как они познают, как и для чего используют полученные сведения и практические умения. Крошечный лягушонок вызывает восхищение и заворожённый взгляд одного малыша и оставляет равнодушным другого; знание моделей современных легковых автомобилей одним ребёнком вовсе не означает важность таких же знаний для другого. Откуда ребёнок двух-трёх лет знает, что этот «маленький, зеленовато-коричневый» – лягушонок, а эта «красная, блестящая, на четырёх колесах» – машина? Источников информации много, и они разнообразны.

Для того чтобы получить первые представления об окружающем мире и отношениях в нём, вовсе не обязательно ждать специальных занятий в детском саду. Решение поймать лягушонка побуждает ребёнка действовать: догнать, накрыть  ладошкой, удержать, показать бабушке. Значит, маленький человек действовал умело, в соответствии с обстоятельствами. Можно сказать «компетентно»? Вполне. Взаимодействие с окружающим миром и другими людьми имеет не только позитивные стороны. Каждому человеку приходится учиться защищать себя, свое физическое (и психическое) здоровье.

Сначала вполне простыми способами – пользоваться доступными средствами гигиены (вовремя мыть руки, прикрывать нос и рот при чихании и кашле и пр.); предупреждать возможность утомления (рассматривать книжку и строить что-либо из конструктора в тех местах, где достаточно света, переключаться с активных игр на более спокойные), не пить холодную воду из-под крана, выбирать одежду в соответствии с погодой и так далее.

Детям дошкольного возраста вполне доступны и органичны перечисленные вари- анты поведения, составляющие основу здоровьесберегающей компетентности. Ребёнок действует – и получает знания, набирает опыт, формирует своё отношение к происходящему. Действует всё более уверенно. Каждый ребёнок получает свой жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями, мироощущением и формирующимся мировоззрением. Личный опыт каждого уникален и интересен. В этом смысле групповой сбор в детском саду – время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам. Иными словами, групповой сбор – это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей. Говоря о компетентности, мы исходим из следующих определений: компетенция – круг полномочий, прав, то есть категория, определяющая вид деятельности; компетентность – способность успешно действовать, достигать значимого результата, то есть категория личностная. Способность успешно действовать, или компетентность, складывается из активности, ответственности, умения осознанно использовать знания и многого другого.

Компетентность проявляется индивидуально в зависимости от степени заинтересованности ребёнка, его склонности, способности к тому или иному виду деятельности, что обеспечивает индивидуализацию результатов образования. Наличие компетентности у ребёнка можно определить по фактам проявления им инициативы, самостоятельности, осознанности действий в типично детских видах деятельности. В настоящее время в целом достигнуто понимание того, что ключевые компетентности не могут быть сформированы только на каком-то определённом этапе образования, например в старших классах школы или вузе, так как процесс формирования личности непрерывен и начинается задолго до её вступления в школьную жизнь. Более того, компетентности не могут быть приобретены только в рамках формального образования (прямого обучения).

В равной, если не в большей, степени они формируются в неформальном образовании. Для детей дошкольного возраста неформальное (преобладающее) образование – это весь спектр взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, общение со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, в творческих и других видах деятельности.

Проявление ребёнком компетентности позволяет взрослым опираться на достижения, сильные стороны его личности.

Ежедневные игры, общение, участие в совместных делах обеспечивают каждому ребёнку возможность реализации его компетенций (прав), приобретения и демонстрации начал ключевых (базовых, общечеловеческих) компетентностей:

- социальной – умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (знакомыми и незнакомыми взрослыми, сверстниками, старшими, младшими) в различных ситуациях, способности принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними, анализировать действия и поступки, управлять своим поведением, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения и т. д.;

- коммуникативной – возможности понимать речь других, стремления сделать понятной свою речь;

- информационной – навыка использования различных источников информации для достижения целей;

- деятельностной – способности поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими;

- здоровьесберегающей – умении самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья – производить гигиенические действия, использовать средства, адекватные ситуации (например, мыть руки и менять одежду по мере загрязнения, переходить к иному виду деятельности, предотвращая или снимая утомление, избегать опасных моментов).

Самым естественным образом эти виды ключевых компетентностей формируются во время группового сбора.

Коммуникативная – в играх, в общении, в обмене новостями.

Социальная – в выборе места для действия, в выборе партнёра для совместной деятельности – сверстника, воспитателя, другого взрослого.

Информационная – в обращении к различным источникам информации при обсуждении новостей, тем и содержания проектов, способов действий.

Деятельностная – в выборе и планировании дела для себя и своих друзей на текущий день или на перспективу.

Здоровьесберегающая – в самостоятельном регулировании активности: отдыха, свободного выбора позы, длительности и скорости выполнения конкретного дела.

Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для успешного существования в семье, детском саду, школе, в профессии, в жизни общества.

Варианты игровых ситуаций, служащих основой для группового сбора и позитивного настроения

Сюжетами, можно воспользоваться вне зависимости от темы проекта в любой день, сделать отправной точкой для мотивации и выбора многодневного общего дела.

День улыбок

Этот день в группе с самого утра начинается с рисования улыбок: маминой помадой на стекле; красками на воздушных шариках, бумажных тарелках и стаканчиках.

В Центрах активности детям предлагается найти самую удивительную улыбку (для этого понадобятся фотографии улыбающихся людей, животных; фотоаппарат для фотосессии, зеркала для практики).

В Центре музыки самостоятельно или вместе с музыкальным руководителем можно послушать аудиозапись песенки или разучить её. В Центре театрализации/книги – устроить весёлое представление.

В Центре игры – организовать любимые игры под музыку.

День старого мишки

Пора вывести на прогулку старого любимого мишку? Детям предлагается придти в группу вместе с игрушкой, порадовать мишку весёлыми играми, научить его: скатываться с горки, рисовать фломастерами, купаться в сухом бассейне, кататься на офисном кресле (это тоже весело!).

Можно устроить выставку игрушек-мишек и выставку мишек-скульптур. В конце дня самым «отважным» мишкам выдаются дипломы смельчаков!

День бантиков

«Бантиком» складываются губки, бантики прикрепляются к косичкам и чёлкам, бан- тики даже на пальчиках и коленках! В этот день детей ждут: моментальные фотографии «Чудо в бантиках»; выбор королевы и короля бантиков; бантики в подарок. Предлагается придти с утра непременно в бантиках! В Центрах активности дети могут научиться многим полезным делам: завязывать бантиком шнурки и ленты, вязать «на пальцах» (без спиц и крючка), плести макраме, украшать бантиками праздничную одежду Золушки.

День самой большой картины

В этот день воспитатели готовят такой длинный лист бумаги, что его хватит на всех! Групповой сбор может быть посвящен планированию того, как будет использован этот необычно длинный лист.

Детям предлагается заполнить его рисунками, текстами (дошкольники с удовольствием копируют слова печатными буквами), коллажами. Этот замечательно большой лист может быть впоследствии вывешен в длинном общем коридоре рядом с группой-инициатором.

В этом случае дети данной группы начнут его заполнять, а продолжат рисование картины ребята из других групп. Рисунки можно дополнять коллажами и рассказами, записанными с помощью взрослых.

День «переучёта»

Пришёл день, когда нужно пересчитать всё, что есть в групповой комнате: игрушки, шарики в бассейне, фломастеры в коробках. Во время группового сбора эта работа будет спланирована и распределена между участниками. В конце дня самым усердным счетоводам выдаются дипломы. Подобная практика может быть распространена и на весь детский сад.

День фантиков

Все конфеты съедены?

Остались только воспоминания и фантики?

Не беда!

Найдётся дело и для фантиков.

Детям предлагается сделать из фантиков: гирлянду, игрушку для кошки, куколку, чудесную картинку. Предусматривается возможность занятия не только под непосредственным руководством взрослых, но и самостоятельная работа. Для этого нужно подготовить книги, пооперационные карты, схемы, образцы.

День, когда всё наоборот

Детям предлагается потрудиться над путаницами, а также:

-послушать «Путаницу» К. Чуковского в аудиозаписи или живом чтении; распутать «самую запутанную путаницу» (для этого используются любые основы с отверстиями, шнурки, тесьма или ленты);

-запутать её снова, чтобы было что распутывать другим детям. Во время группового сбора воспитатели могут предложить игры с клубками, словесные игры-перевёртыши, а в Центрах активности детей будут ждать лабиринты, танграмы, задания на сообразительность.

Волшебный алфавит

Детям предлагается украсить «лучшую букву на свете» – букву, с которой начинается имя!

А для этого надо:

-научиться писать первую букву своего имени (очень просто или совершенно необыкновенно);

-изготовить букву из самых разнообразных материалов (соленого теста, песка, бумаги, пластилина, ткани);

-вылепить букву из сдобного или песочного теста, испечь и…съесть её;

-украсить букву самыми интересными способами.

В этот день во всех Центрах активности должна быть предусмотрена разнообразная работа, связанная с буквами и словами.

День лягушат

Настоящие лягушата живут в болоте, а в групповой комнате – в сухом бассейне! Всего их… (любое количество игрушечных лягушат среди шариков сухого бассейна). Детям предлагается:

-найти и собрать лягушат (фигурки-оригами, игрушки, сувениры, изображающие лягушек);

-добавить ещё одного (нарисовать, слепить, сделать способом оригами из бумаги);

-придумать имя хотя бы одному лягушонку, записать его «в паспорт»; нарисовать его портрет;

-послушать чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»; придумать и инсценировать сказку про лягушат.

Свет фонарика

В этот день в группе и в зале детей ждут чудеса.

Для того чтобы их увидеть, нужно придти (обязательно!) с фонариком: чудеса являются взору в свете фонариков и сам свет фонариков становится чудом. В нем таинственно появляются знакомые и незнакомые предметы, оживают сказочные персонажи. Можно включать в число чудес спектакль теневого театра, игры с лучиками, релаксацию, рисование на столе с подсветкой.

Из дальних странствий

Детям и взрослым предлагается рассказать о путешествиях и событиях, а также:

-нарисовать свои приключения;

-изобразить приключения пантомимой или инсценировкой;

-искупаться в бассейне (как жаль, что он сухой);

-подобрать (изготовить) рамку для любимых фотографий;

-сделать фотоальбом, дополнить его рисунками, рассказами.

День сказки

В этот день с самого утра предстоит наряжаться и «превращаться» в различных сказочных персонажей, а значит и вести себя так, как это делал бы выбранный герой, говорить и действовать от его имени.

Игра

Групповой сбор должен проходить быстро, легко, по-деловому. Поэтому игры должны проводиться как игры, а не как учебные действия. Что это может быть? Любые игры, не требующие большой подвижности, например пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры- цепочки, игры-шутки.

Если же это пение, слушание, то это должны быть мелодии, которые помогают детям чувствовать себя комфортно, легко и весело. (Это – не те песни, которые в группе обязаны разучить для ближайшего утренника или отрепетировать для театральной постановки.) Безусловно, и недавно выученная песня может прозвучать на утреннем круге, но только в том случае, если она сама просится на язык. Хорошо использовать элементы тренинга, например психогимнастику.

Это даст возможность весело поиграть и подготовить детей к эмоционально яркому воспроизведению образа в театральной постановке. В этом действе участвуют все и свободно выражают мимикой и жестами своё видение «расстроенного зайца», «испуганной мыши», «гордого петуха» или «обиженной подушки».

Варианты игр

«Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передают или перебрасывают друг другу клубок ниток так, чтобы все могли взяться за распущенную нить.

Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что ребята чувствуют, хотят для себя, могут пожелать другим.

Когда клубок вернётся к ведущему, дети натягивают нить, закрывают глаза, представляя, что они одно целое.

«Я превращаюсь»

Придумать окончание к предложению: «Я превращаюсь в …».

Например: «Я превращаюсь в облачко и лечу по небу»,

«Я превращаюсь в шоколадку и таю на солнышке» и т. п.

«Кто я?»

Цель игры состоит в том, чтобы не только придумать какой-либо образ для себя, но и постараться изобразить его мимикой, жестами, движениями.

Я чувствую, что я кусочек льда.

Я таю от тепла.

Я стакан воды. Меня сейчас выпьют.

Я прекрасный цветок. На меня села пчела.

Я песенка.

Я словно буква «О».

Я могу кататься по дорожке.

Я могу быть ветерком.

Я улетаю в дальние края.

Я горячий чайник. Не трогайте меня, а то обожгу.

«Как…»

Игра способствует расширению поведенческого репертуара ребёнка, учит распознавать проявления разных настроений у себя и окружающих. Такие задания могут придумывать сами дети.

Например: Рассказать известное стихотворение по-разному: шёпотом, скороговоркой, очень медленно, голосом маленького ребёнка.

Улыбнуться, как кот на солнышке, как довольная обезьянка.

Нахмуриться, как осенняя туча (рассерженная мама, голодный волк и т. п.).

Если группа (среднего, старшего возраста) только сформировалась и многие ребята ещё не запомнили имена друг друга, на групповом сборе можно использовать такие игры, как:

«Интервью»

Ведущий (ребёнок или взрослый) по очереди передает микрофон каждому из детей и просит назвать себя и ответить на вопросы.

Темы интервью могут быть разными – как связанными, так и не связанными с темой проекта.

Например: Что ты успел сделать по этой теме?

Что тебе больше всего понравилось?

С кем тебе приятно работать вместе?

Что ты любишь делать в свободное время?

Есть ли у тебя старший брат? и т. д.

«Снежный ком»

Ведущий первым называет своё имя (или любое слово). Каждый последующий участник игры повторяет его и называет своё.

Последний ребёнок повторяет все имена (слова) в порядке их представления и называет своё имя (слово).

Игра «Эхо».

Цель этого упражнения - настроить детей друг на друга, дать каждому почувствовать себя в центре внимания.

Тот, кто сидит справа от меня, называет своё имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: «Ва-ся», а мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем своё имя прохлопывает Васина соседка справа Даша, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают своё имя.

(Крюкова С. В. «Давайте жить дружно!»).

-Сегодня я спою песенку про то, как я рада вас видеть. «Я очень рада, что Серёжа в группе есть…». В руках я держу клубочек. Когда я начну петь, то отдам его тому, про кого спою. Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него, ребенку. Когда песенка закончится, мы с вами будем соединены одной ниточкой. Я начинаю… Отлично! Клубочек ко мне вернулся. А сейчас давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь все делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится. А теперь аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. (Крюкова С. В. «Давайте жить дружно!»).

Игра «Паровозик с именем»

-Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда «паровоз» будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть свое имя. Я начну: «Света, Света…». Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозиком вместо меня. Я выбираю Олю. Теперь она будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану её вагончиком, положу руки ей на плечи и вместе с ней буду повторять её имя…Поехали!

Вот мы и проехали целый круг, теперь Оля выберет того, кто станет «паровозиком», и мы уже втроем будем повторять его имя.

И так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре. Отлично! (Крюкова С. В. «Давайте жить дружно!»).

Игра «Радостная песенка»

Ведущий и дети передают по кругу плюшевое сердечко и пропевают при этом слова: «Я очень рад видеть тебя…», обращаясь к нему по имени. (Уханова А. В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. -СПб. :Речь;М. :Сфера,2011)

Игра «О хорошем расскажи»

Ведущий и дети сидят в кругу и по очереди рассказывают об одном хорошем событии, случившемся с ними за то время, пока дети не виделись (можно при этом передавать или катать мяч, тогда говорит тот, кто держит мяч).

(Уханова А. В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. -СПб. :Речь;М. :Сфера,2011)

Игра «Мне нравится в тебе…»

Дети сидят на ковре в круге вместе с ведущим. Он катает мяч любому из детей и говорит: «Мне нравится, когда ты улыбаешься» (или «твои голубые глаза», твоя новая рубашка», «что ты умеешь помогать друзьям» и т. д.). Ребенок, получивший мяч, катает его тому, кому хочет, и также хвалит его за любое реальное проявление.

Игра «Что я люблю»

Участники встают в круг, бросают друг другу мяч и называют свои любимые занятия, любимых животных, любимое время года и т. д.

-Пусть каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и прохлопаю его в ладоши. Можно топать ногами или делать что-то еще, но так, чтобы все сидящие в кругу смогли повторить ваше действие. Итак, я называю своё имя и прохлопываю его, а все остальные повторяют за мной… Отлично! Продолжит тот, кто сидит справа от меня и т. д. (Цель упражнения - создание положительного эмоционального фона). (Крюкова С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»)

«Эстафета дружбы».

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Саше, к Ане и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей. Пусть же она не покидает вас и греет.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Как вы думаете, что чувствует артист после концерта, спектакля, когда публика ему от души аплодирует? Хотите испытать, что он чувствует? Каждый из вас заслужил аплодисменты, так как он замечательный, необыкновенный. В этой игре каждый участник получит свою долю аплодисментов. Сначала они будут звучать тихо, а потом они станут сильнее. Станьте в круг, водящий выбирает игрока, подходит к нему, смотрит ему в глаза и дарит ему тёплые аплодисменты. Затем они оба выбирают следующего игрока, которому они смотрят в глаза и дарят аплодисменты. Затем они втроём выбирают следующего игрока, достойного комплиментов. Игра идёт до тех пор, пока все не получат аплодисменты. (Фопель К. Как научить детей сотрудничать)

«Дружба начинается с улыбки». 

Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.

Возьмемся за руки, друзья! Друг другу улыбнемся.

Мы пожелаем всем добра и скажем: «Здравствуй, солнце!»

Игра «Подарок». 

Цель: научить детей пониманию другого человека, быть щедрыми душой. Педагог предлагает каждому подарить соседу подарок, но не настоящий. Для этого ребёнку нужно жестами изобразить, что он дарит, сказать что-то приятное с ласковой интонацией и преподнести подарок.

Игра «Волшебный круг 

Педагог: Я хочу научить вас новой игре. Образуем круг. Внутри круга – пространство, волшебное и загадочное. Попадая туда, человек становится самым замечательным, славным, чудесным, милым. Он заслуживает комплиментов. Водящий говорит ему, глядя в глаза, от души искренние, добрые, ласковые слова о нём самом, признаёт у него только достоинства и успехи. Помогают ему в этом «волшебные очки», которые он получает от стоящего внутри круга, который смотрит ему в глаза и произносит: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?»Тот, кому предназначен комплимент, благодарит водящего за него и передаёт «волшебные очки» другому, который становится водящим. Он после прослушивания 3-4 комплиментов, называет лучший из них, а его автор становится внутрь круга.

«Эстафета передачи волшебного камня».

Каждый по очереди берёт в руки волшебный камень, про себя, тихо, загадывает желание, после чего передаёт его соседу.

«Солнечные лучики»

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Мы все дружные ребята, Никого в беде не бросим.

Мы ребята-дошколята. Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем. Пусть всем будет хорошо

Как заботиться - мы знаем. Будет радостно, светло!

Методика организации и проведения группового сбора

         Приветствия

По мере того как дети привыкают к новым вариантам приветствия, они приспосабливают их к старым, привычным и вносят собственные идеи. Вот несколько вариантов, с которых можно начать пополнять запас приветствий.

Типичные виды приветствия

Здравствуйте!

Доброе утро!

Привет!

Салют!

Я рад тебя видеть.

Good day (на английском).

Guten Tag (на немецком).

Kale Mera (на греческом).

Не забудьте добавить приветствия на языке или наречии тех детей, которые посещают вашу группу! Приветственные слова на языке других культур обогащают, сближают, воспитывают взаимное уважение.

Приветствия с действиями

С добрым утром! – просто стоя лицом к лицу.

Дай пять – вместе с рукопожатием.

Любые приветствия могут быть:

• с обниманием,

• с похлопыванием по плечу,

• с приветливым взмахом рукой,

• с переплетением рук «корзиночкой» и т. п.

Стихотворные приветствия

Здравствуй, правая рука.

Здравствуй, левая рука.

Здравствуй, друг, здравствуй, друг, З

дравствуй, весь наш дружный круг.

Я люблю свой детский сад,

В нём полным-полно ребят,

Может – сто, а может – двести,

Хорошо, когда мы вместе.

Все на месте? Все ли тут?

Повернулись, оглянулись

И друг другу улыбнулись.

Официальные приветствия

Дети приветствуют друг друга, обращаясь по имени, а если по фамилии, то обязательно добавляя обращение «господин», «госпожа», «сеньорита», «сеньор», «мадемуазель», «барышня», «молодой человек»:

«С добрым утром, господин Никитин»,

«С добрым утром, мадемуазель Лена».

Такое приветствие порой нравится детям, добавляя им улыбок и чувство собственной важности. Но ни в коем случае не стоит допускать обращение просто по фамилии – это невежливо, даже грубо.

Приветствия от имени героев книг или действующих лиц проекта

Во время осуществления тематических проектов «Сказки», «Книжкина неделя» дети изготовляют для себя значки с изображением любимого литературного персонажа и носят эти значки на груди. В эти дни можно приветствовать друг друга, используя имена выбранных детьми героев. Например, «Здравствуй, дорогая Золушка», «Здравствуйте, рыбки, киты и дельфинчики».

Приветствия с перекидыванием мяча

Перебрасываем или перекатываем мячик (надувной шар, клубок или мячик из губки) в руки тому, кто, в свою очередь, ответит приветствием. Приветствия заканчиваются, когда мячик вернётся к тому, кто первым его перекинул.

Приветствия с именными карточками

Разложите именные карточки (визитки, бейджи) в центре круга. Дети снимают верхнюю карточку с колоды и приветствуют человека, указанного на ней. Если ребята не умеют читать, то именные карточки могут быть оформлены рисунками или фотографиями.

Приветствия с комплиментом

Каждый ребёнок, приветствуя другого, говорит ему комплимент (Доброе утро, Алёна, ты сегодня такая весёлая! Привет, Майя, мне очень нравится как ты рисуешь кота.)

Постарайтесь ориентировать детей на те комплименты, которые отражают то, что дети ДЕЛАЮТ, чем они замечательны, интересны, а не то, во что они одеты.

«Утреннее приветствие»

Все дети встают в круг и поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе)

Воспитатель: С добрым утром, солнце! Мы тебе рады. Мы проснулись, за руки взялись.

Дети медленно опускают руки, затем берутся за руки

Воспитатель (поочередно глядя на каждого ребенка). И Маша здесь…И Саша здесь…

Дети (вслед за ним повторяют). И Маша здесь… И Саша здесь…

Воспитатель: Все здесь!

Дети (встают на носочки, не разъединяя рук, поднимают их вверх и хором говорят). Все здесь!

После этого, медленно опуская руки, садятся на корточки.

Приветствие «Клубочек»

Дети сидят по кругу. Воспитатель передает клубочек ниток ребенку, желает доброго дня, хорошего настроения и называет его имя, тот передает другому, желает доброго дня и называет имя рядом сидящего ребенка.

Затем клубок передается дальше по кругу, пока не окажется в руках воспитателя.

Игра-приветствие «Доброе животное» 

(Цель- развитие чувства единства).

Все встают в круг и берутся за руки. Воспитатель говорит: «Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад».

Дети выполняют инструкцию, воспитатель продолжает: «Так дышит животное, и так же ровно и четко бьется его большое сердце. Стук- шаг вперед, стук – шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного».

Игра-приветствие «Минутка вхождения»

Воспитатель (под спокойную музыку). Настал день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем сегодня… (имена детей? А что вы хотите пожелать мне? Вдохните глубоко и с выдохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

-Доброе утро! Давайте поздороваемся друг с другом. Для этого я возьму колокольчик, подойду к кому-то из вас и позвоню около ушка, пропою имя и приветствие. Миша, доброе утро! Теперь Миша берет колокольчик и идет к тому, с кем он будет здороваться и т. д. Молодцы!

Приветствие «Рукопожатие»

Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй, я!

«Здравствуй»

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

утро радостных встреч

для педагогов работающих по программе "Радуга"...

Конспект режимного момента “ Утра радостных встреч” “В гостях у доктора Айболита”.

Главной целью режимного момента является:поднять эмоциональный настрой и мышечный тонус.Основные задачи:  – воспитывать желание быть здоровым, учить  заботиться о своём здоровье. – ...

"Утро радостных встреч"

старшая группа...

Приложение 1 к технологической карте по теме недели "Мой дом - Земля" .Утро радостных встреч.

Мной разработана  беседа, проведенная в утро радостных встреч, которая нацелила детей на работу по теме недели....

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:«Утро радостных встреч»

Можно использовать для детей с речевыми нарушениями,...