Познавательное развитие младших дошкольников в ходе реализации режимного момента «Прием пищи»
статья (младшая группа) на тему

Ярдова Евгения Леонидовна

Описание работы по развитию познавательных процессов во время приема пищи в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_poznavatelnoe_razvitie_kolobok_yardova.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Познавательное развитие младших дошкольников в ходе реализации режимного момента «Прием пищи»

Подготовила: воспитатель МБДОУ «Мыскаменский детский сад «Колобок» Евгения Леонидовна Ярдова.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Режимные моменты в детском саду организованы таким образом, чтобы у детей всегда было время на активные игры, занятия и полноценный отдых.

Анализируя режимные моменты в детском саду, можно заметить, что некоторые пункты остаются неизменными для всех возрастных групп. К ним относятся:

  • Утренний прием детей.
  • Прием пищи.
  • Развивающие занятия.
  • Игровая деятельность.
  • Прогулка.

В дошкольном возрасте познавательное развитие проходит по трем основным направлениям:

  • расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем,
  • возникают новые средства ориентировки,
  • содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.

Ведущее значение в развитии этих процессов играет речь. В целом, схему развития познавательных процессов можно представить следующим образом:

0006-006-Igry-dlja-doshkolnikov.jpg

В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний:

• знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;

• знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях (математические знания, грамматические явления, обобщенные способы конструирования и др.).

Задачи познавательного развития активно реализуются в ходе организации режимных моментов. Рассмотрим их подробнее на примере такого режимного момента, как прием пищи во второй младшей группе.

Прием пищи – это режимный момент, организуемый в нашем детском саду 5 раз в день. Назначение данного вида режима – удовлетворение естественной потребности в пище. Он включает в себя:

  1. Подготовку к приему пищи.
  2. Непосредственный прием пищи.

Подготовка детей к приему пищи подразумевает умывание и сервировку стола дежурными (со второго полугодия).

В процессе умывания и сервировке стола дежурными нами используются следующие методические приемы, способствующие познавательному развитию малышей:

  • Показ взрослого
  • Педагогическая оценка
  • Индивидуальные беседы
  • Самоконтроль
  • Игровые приемы («Умоем куклу Машу» и т.п.)
  • Рассматривание моделей последовательности мытья рук
  • Художественное слово, например

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Каждый пальчик

Мыться стройся!

После мыла душистого –

Полотенце пушистое!

  • Чтение сказок, рассматривание картин по произведениям.  Особенно в этом отношении интересны малышам сказки К.И. Чуковского. Например, «Мойдодыр». Закрепить представление детей о необходимости личной гигиены позволяет и продуктивная деятельность.    
  • Игровые обучающие ситуации, такие как «Накроем стол для гостей», «Покормим Мишку» и т.п.

Сервировка стола дежурными – режимный момент, сопровождающий прием пищи. Дежурство по столовой – форма организации труда детей, вид обязанностей, вводимый со второй половины 2 младшей группы.

Используемые нами методические приемы позволяют развивать познавательную активность малышей:

  • Наблюдение за трудом помощника воспитателя
  • Рассматривание иллюстраций, моделей сервировки стола
  • Игровые приемы
  • Показ
  • Художественное слово, например

Приготовимся к обеду –

Стул принесем себе, соседу!

В ходе подготовки к приему пищи активно обсуждаются такие вопросы, как свойства воды: мокрая, течет, горячая – холодная, прозрачная. В дальнейшем можно использовать полученные сведения как в играх, так и в организации исследовательской деятельности.

Например, показать, что некоторые предметы в воде тонут, а некоторые – нет, воду можно окрасить и заморозить.

Подвести детей к тому, что вода нужна не только человеку, но и растениям.

В игровой и продуктивной деятельности можно закрепить знания о посуде разных видах, умывальных принадлежностях, правилах сервировки стола:

В процессе непосредственного приема пищи используются следующие приемы:

  • Соблюдение правил организации приема пищи
  • Напоминание правил пользования столовыми приборами, салфеткой
  • Художественное слово, например

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку!

В процессе приема пищи следует обращать внимание детей на вкусовые качества, состав того или иного блюда. Закрепить умения и знания, полученные в ходе приема пищи можно с помощью дидактических игр, например, «Разложи по группам: фрукты и овощи» или «Что нам нужно для компота (салата, супа)»

Возможен и такой вариант игры – «Выбери только зеленые (желтые, красные) овощи и фрукты»

Большое значение в формировании познавательной активности в ходе режимных моментов играет предметно-развивающая среда. В нашей группе игровые зоны в полном объеме оснащены необходимым игровым и дидактическим оборудованием: иллюстрации, модели последовательности деятельности, фотографии, принадлежности для умывания, наборы разных видов посуды, муляжи.

Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается  сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее с уже известной, анализирует, запоминает.

Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.  

Наряду с этим появляется произвольная регуляризация сенсорных процессов. Дети учатся не только смотреть, но и рассматривать, наблюдать.

Можно видеть большую сосредоточенность детей в моменты экспериментирования с предметами, переливания воды. В народе говорят, если затих, - значит что-то затевает.

Если не возникают идеи, ребенок слоняется по группе, задерживая беглый взгляд то на одном, то на другом играющем сверстнике, не пытаясь на чем-то сосредоточиться. Стимулируя замыслы, обогащая предметную среду и возможности осуществления идей, можно добиться значительного развития познавательных процессов у дошкольника.

Использованные источники:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 2008 с.213-227.
  2. Веракса Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. Мозаика-Синтез, 2012.
  3. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб., 2002, с. 98.
  4. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике М., 2001 с.34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство ДОУ элементов педагогической системы Монтессори.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Задатки к познавательной д...

Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство ДОУ элементов педагогической системы Монтессори.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Задатки к познавательной д...

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Познавательное развитие старших дошкольников в ходе совместной деятельности педагога с детьми на экологической прогулке.

Познавательное развитие дошкольников осуществляется не только в ходе непрерывной образовательной деятельности, но и в ходе совместной деятельности педагогов с детьми на экологической прогулке....

Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности детей в ходе реализации режимных моментов"

На сегодняшний день  обучение в детском саду осуществляется в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности.Такой подход позволяет ...

Картотека "Организация режимных моментов - прием пищи со стихами и поговорками"

Картотека "Организация режимных моментов - прием пищи со стихами и поговорками"...