Главные вкладки

    Предметно-развивающая среда в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников как условие успешной их социализации
    статья по окружающему миру по теме

    Коровина Юлия Андреевна

    Статья "Предметно-развивающая среда в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр  старших дошкольников как условие успешной их социализации"

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_korovina_yu.a.docx23.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Коровина Ю.А., воспитатель

    МБДОУ – детский сад № 189

    Предметно-развивающая среда в ДОУ для проведения

     сюжетно-ролевых игр  старших дошкольников как условие

    успешной их социализации

    Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

    Жизнь современного ребенка очень сильно изменилась за последние годы и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и развлекательные центры, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей. Он многим интересуется и о многом рассуждает.

    Специалисты провели ряд исследований с целью изучения особенностей ролевой игры современных дошкольников. Наблюдения за свободной деятельностью детей показали, что значительная часть дошкольников (приблизительно 40%) в свободное время вообще не играет. Это происходит существенно из-за того, что компьютер, телевизор, планшеты и прочие современные гаджеты прочно вошли в жизнь многих детей, вытеснив игру с реальными игрушками, сюжетно-ролевую игру, бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом.

    В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть. В играх дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, начинают чувствовать себя членом коллектива, могут справедливо оценивать свои действия и поступки и своих товарищей.

    При проектировании предметно-игровой среды в группе я, прежде всего, исходила из сущности требований современной педагогики, активной роли ребенка и взрослого в этом процессе. Предметно-игровая среда группы была организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.

    Учитывая многообразие сюжетных игр, ориентировалась на организацию таких игр, в которых каждый ребенок сможет: удовлетворять свои интересы; реализовывать свои возможности; создавать игровой сюжет и реализовать его; проявлять индивидуальные особенности игрового творчества. Создать такие условия помогли игры с макетами, так как они являются более высокой степенью сюжетно-ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию ребенка.

    В своей работе, прежде всего, я использовала «универсальный» макет, который условно делится на два типа: макеты-модели и макеты-карты. В играх с макетами дети обозначают конкретную цель, самостоятельно дополняют их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность.

    Макет выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимает непосредственного участия в игре, а выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов (т.е. воспитатель направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось?»). Макет поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.

    Использование сюжетно-ролевых игр учитывали гендерную направленность, кроме того, учитывался и принцип интеграции образовательных областей, материалы и оборудование, используемые для достижения целей одной образовательной области легко применялись и в ходе решения задач других образовательных областей.

    Большое внимание уделяла организации предметно-игровой среды для новых и современных тематик игр, а именно: «Телевидение», «Автосалон», «Супермаркет», «Театр», «ГИБДД». Было спланировано пополнение и обновление предметно-игровой среды для большинства запланированных игр.

    Например, для игры «Экологи» детям предлагались карты, схемы местности, «Красная книга», экологические знаки.

    Оборудование для сюжетно-ролевых игр комплектую по коробкам с названием игры и картинкой, обозначающей ее тематику. Таким образом, дети имеют возможность выбирать игру по своим интересам.

    Для успешного выполнения задач в работе с детьми были использованы следующие методы и приемы: организованы встречи с интересными людьми; наблюдения за трудом взрослых; экскурсии в магазин, в библиотеку, в театр, в цирк; проводились беседы с детьми; рассматривали иллюстрации художественных текстов; проводила праздники и развлечения совместно с родителями.

    Разработала модели, схемы сюжетно-ролевых игр: «Скорая помощь», «Магазин детской косметики»,  «Маленькая Фея», «Путешествие в Африку», «Морское путешествие», «Спасатели», «Конкурс красоты».

    Детям очень нравятся сюжетно-ролевые игры. Они научились самостоятельно отбирать, придумывать разнообразные сюжеты для игры, уделять внимание качественному и оригинальному исполнению; соотносить роль и свои реальные действия. Дети научились находить необходимую атрибутику, реквизиты, пользоваться ими; взаимодействовать с товарищами в игре, ведя диалогическое общение.

    Большое значение уделяла работе с родителями, проводила тематические родительские собрания: «Как играть с детьми», «Игра в жизни ребенка», «Чем занять детей на природе», «Зачем нужна игра»;  консультации в форме буклетов: «Осторожно! Антиигрушка», «Игрушки – ваши помощники», «Игра – путь к познанию предметного мира»; день семейного общения «Игрушки – океан детских желаний», конкурс красоты для мам «Весенняя капель».

    Большую помощь родители оказали в приобретении и оснащении пособий, атрибутов и игрушек для сюжетно-ролевых игр в группе, организовывали экскурсии, встречи с интересными людьми.

    В течение двух лет мы тесно взаимодействовали с культурно-образовательными учреждениями города: библиотекой, краеведческим музеем, посещали спектакли кукольного и драматического театра с целью обогащения социального опыта.

    Диагностируя игровую деятельность ребенка, каждый год отмечала положительную динамику в развитии игровой деятельности детей, стало заметно, как повышается уровень проявления самостоятельности детей в играх: знание правил; умение распределять роли и выполнять их; умение подчиняться установленным правилам; умение разрешать конфликтные ситуации; умение согласовывать свои действия друг с другом.

    Таким образом, хочется отметить, что игровая деятельность является основным средством развития личности воспитанников и источником их знаний и социального опыта. Появляется возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивает разнообразие предметного содержания, доступность и удобство размещения материалов. Воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

    Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

    Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

    особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

    Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

    Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

    Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

    Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

    Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

    В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...