Взаимосвязь психологии и формирования элементарных математических представлений дошкольников.
консультация на тему

Филимонова Диана Павловна

Взаимосвязь психологии и формирования элементарных математических представлений дошкольников.

 

Психология - наука, без которой не обходится ни одна минута нашего существования. Мы можем найти признаки психологии во всём что нас окружает. А как же связана психология с математикой. Как влияет психологическая наука на развитие элементарных математических представлений у дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet_2015g_psihologiya_v_matematike.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь психологии и формирования элементарных математических представлений дошкольников.

Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей.

Проблема интеллектуального развития посредством формирования математических представлений у дошкольников отражена в исследовании условий формирования познавательного интереса к математике (Л.Н. Вахрушева), способов гуманизации математического образования (Е. В. Соловьева), совершенствования содержания дошкольного образования (Л.К. Горькова), а также в исследовании проблемы становления представлений ребенка о массе предметов (Н.Г. Белоус), о величине предметов и способах их измерения (Р.Л. Березина), развития умения решать логические задачи (З.А. Грачева, Е.А. Носова). Ряд работ посвящен преемственности методик обучения младших школьников и дошкольников (Е.Э. Кучерова), методической подготовке педагогов к управлению математическим развитием (В.В. Абашкина).

Методика формирования элементарных математических представлений дошкольников тесно связана со многими науками, и прежде всего с теми, предметом изучения которых являются разные стороны личности и деятельности ребёнка-дошкольника, процесс его воспитания и обучения.

Наиболее тесная связь существует у неё с дошкольной педагогикой.

Методика формирования элементарных математических представлений опирается на разрабатываемые дошкольной педагогикой и дидактикой задачи обучения и умственного воспитания подрастающего поколения: принципы, условия, пути, содержание, средства, методы, формы организации и т.д.

Связь эта по своему характеру взаимная: исследование и разработка проблем формирования элементарных математических представлений у детей в свою очередь совершенствует педагогическую теорию, обогащая её новым фактическим материалом.

Подготовка детей к усвоению математики в школе не может осуществляться успешно без связи с методикой начального обучения математике и теми аспектами самой математики, которые являются теоретической основой обучения дошкольников и младших школьников. Опора на эти науки позволяет, во-первых, определить объём и содержание знаний, которые должны быть освоены детьми в детском саду и служить фундаментом математического образования; во-вторых, использовать методы и средства обучения, в полной мере отвечающие возрастным особенностям дошкольников, требованиям принципа преемственности. Общеизвестно, что при усвоении математических знаний у многих воспмтанников возникают серьёзные затруднения, причиной которых, как правило, бывает недостаточная математическая подготовка в дошкольном возрасте.

Многосторонние контакты существуют между частными методиками, изучающими конкретные закономерности процесса воспитания и обучение маленьких детей: методикой формирования элементарных математических представлений, развития речи, методикой изобразительной деятельности, экологического воспитания детей теорией и методикой физического воспитания и др.

Методика формирования элементарных математических представлений связана с психологией. Обучение должно строиться с учётом закономерностей развития познавательной деятельности, личности ребёнка, что является предметом изучения психологических наук. Восприятие, представление, мышление, речь не только функционируют, но и интенсивно развиваются в процессе обучения.

Психологические особенности и закономерности восприятия ребёнком множества предметов, числа, пространства, времени служат основой при разработке методики формирования элементарных математических представлений. Психология определяет возрастные возможности детей в усвоении знаний и навыков.

В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, вырабатывается мотивация предметно-операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. 

Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. В процессе обучения дошкольников математике происходит совершенствование познавательных психических процессов (восприятия, мышления, памяти, речи, внимания, воображения), формируются приемы и способы интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.), начинают формироваться математические способности детей.

В.А. Крутецкий характеризует математические способности как, индивидуально-психологические особенности человека, помогающие ему при прочих равных условиях относительно быстрее, лучше и глубже овладевать знаниями, умениями и навыками в области математики 

Ученые принадлежащие к школе Л.С. Выготского, считают обучение и воспитание основными условиями, определяющими развитие ребенка.

Л.С. Выготский ввел понятие «зоны ближайшего развития» «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития.» Безусловно, нельзя не согласиться с тем, что и в процессе формирования первичных математических представлений у дошкольника ведущая роль принадлежит обучению. Зона ближайшего развития характеризует потенциальные возможности каждого ребенка и позволяет определять оптимальные сроки обучения детей математике.

С психологической точки зрения зона ближайшего развития определяет сущность развивающего обучения.

Весьма ценным является вывод, сделанный Л.И. Божович: «Какие бы воздействия не оказывала среда на ребенка, какие бы требования она к нему не предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в систему собственных потребностей ребенка, они не выступят действительными факторами его развития».

Таким образом, формирование математических представлений у дошкольника обусловлено взаимодействием природных предпосылок (задатков, способностей), условий окружающей среды (воспитания и обучения) и собственной активности ребенка в процессе познания. Но, тем не менее, важная роль в процессе формирования математических представлений принадлежит обучению и воспитанию, что делает этот процесс управляемым.

Важным элементом системы формирования первичных математических представлений у дошкольников является содержание обучения. Содержание обучения дошкольников в области математики — это система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для дальнейшего интеллектуального развития детей.

Научное обоснование содержания математической подготовки в детском саду было дано A.M. Леушиной. Исследования A.M. Леушиной, а в дальнейшем Н.Г. Белоус, Р.Л. Березиной, З.А. Грачевой, Т.Д. Рихтерман, Е.А. Тархановой, В.В. Даниловой, Л.И. Ермолаевой и др. послужили основой для составления программы предматематической подготовки в детском саду

Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова в ориентирах и требованиях к обновлению содержания дошкольного образования указывают, что наиболее эффективная модель «сборная», в соответствии с которой весь образовательный процесс в ДОУ разделяется на 3 блока:

1) специально организованное обучение в форме занятий;

2) совместная деятельность взрослого с детьми, строящаяся на

непринужденной, необязательной форме;

3) совместная самостоятельная деятельность самих детей.

Успешная реализация задач формирования элементарных математических представлений, как средство интеллектуального развития дошкольников станет возможной, если обеспечить взаимосвязь психологического, технологического и коммуникативного компонентов в целостном педагогическом процессе.

Психологический компонент — предполагает создание следующих условий:

  • наполнение жизни ребенка радостью познания, создание эмоционального фона, психологического комфорта и стимулирование детей к творческому поиску;
  • осуществление мотивации познавательной деятельности ребенка на основе его интересов и стремления познать больше;
  • создание условия для самореализации, самовыражения и самоутверждения каждой личности ребенка;
  • учет возрастных особенностей ребенка;
  • осуществление личностно-деятельностного подхода в образовательном процессе;

Формирование математических представлений в дошкольных учреждениях обусловливает необходимость применения новых форм развивающих занятий, обеспечивающих совместное решение с детьми задач, свободный выбор ими занятий, предоставление ребенку свободы действий — работать стоя, сидеть не только за столом, но и на ковре и т.д. 

Дети осваивают умение действовать последовательно в игре. Наиболее успешно этот процесс осуществляется в логико-математических играх, последовательность действий при этом обозначается стрелкой.

Для успешного освоения детьми старшего дошкольного возраста алгоритмов необходимо:

  • совершенствование умений обозначать предметы, пользуясь заместителями, моделями;
  • соблюдение последовательности при выполнении игровых и учебных действий (следование за условным знаком-стрелкой);
  • развитие у детей умения выявлять закономерность в последовательном расположении предметов, действий, выделять и учитывать при этом существенные свойства;
  • создание условий для самостоятельного составления детьми алгоритмов в разных видах деятельности.

Важное значение для развития мыслительной активности старших дошкольников имеют ситуации, где они должны самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, опираясь на знания, приобретенные в процессе обучения.

Занятия по математике надо организовывать так, чтобы дети могли свободно общаться, спорить, совместно выполнять задания.

Во время занятий ребенок должен проявлять как можно больше активности, рассуждать, делать «открытия», высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться. И каждый ошибочный ответ должен рассматриваться не как неудача, а как поиск правильного ответа, решения.

Н.А. Менчинская предлагает, что при организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:

1) Цель игры. Какие умения и навыки в области математики дошкольники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?

2) Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.

3) Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?

4) Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?

5) На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли дети вернуться к ней еще раз?

6) Как обеспечить участие всех дошкольников в игре?

7) Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?

8) Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?

9) Какие выводы следует сообщить детям в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным детьми игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?

Формирование элементарных математических представлений начинается с самого раннего возраста.

В дошкольном учреждении ребенок знакомится с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами (зрительным, слуховым и т. д.); сравнивает эти совокупности, различает их по количеству. Ребенок овладевает способами устанавливать равенство и неравенство множеств, учится называть количества словом-числительным это развивает интерес к сравнению множеств, со временем ребенок овладевает навыками счета и понятием числа. 

Ребенок также начинает различать предметы по размеру, цвету, форме, по пространственному расположению и по другим признакам.

Таким образом, создаются все предпосылки для того, чтобы, опираясь на чувственно-действенные восприятия, дети научились не только распознавать различные величины, но и правильно отражать свои восприятия и представления в слове, пользуясь соответствующими обозначениями, например, больше -- меньше (по количеству), шире -- уже, выше -- ниже, толще -- тоньше и т.д., отличая эти линейные изменения от изменений общего объема (больше -- меньше, большой -- маленький).

В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы. Малыш познает качества и свойства предмета в практической деятельности: движениями глаз как бы прослеживает его форму, размер; руками ощупывает, обследует форму, материал.

Такие обследовательские, изучающие предмет действия называются перцептивными действиями. Они функционально связаны с практической деятельностью детей -- игрой, трудом, учением.

внимание к внутреннему миру ребенка, знание индивидуальных особенностей и признание его самоценности, предоставление ему возможности почувствовать себя равным в общении со взрослыми и детьми.

Продуктивной будет работа взрослых с детьми, как показало наше исследование, если она проходит в «общем психологическом пространстве», которое следует рассматривать как непременное условие развития у детей эмоций, уверенности в своих силах, сообразительности.

Перечислить формы специально организованной работы по элементарной математике (по методике И.В.Житко). Дать характеристику использованию игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

При формировании элементарных математических представлений у дошкольников используются следующие формы специально организованной работы.

Формы специально организованной работы

Возраст. Группа

Обследование

Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст

Опыты, эксперименты

Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст

Игра

Во всех возрастных группах

Занятия

Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст

Развлечения с математическим содержанием

Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст

Работа с индивидуальным материалом

Старший дошкольный возраст

Индивидуальная работа с ребёнком

Во всех возрастных группах

Домашнее задание

Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст

Рассматривание произведений изобразительного искусства

Во всех возрастных группах

Чтение специально подобранных литературных произведений

Во всех возрастных группах

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений дошкольников

Советы родителям и воспитателям по формированию элементарных математических представлений ребенка до 7 лет....

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников

Инновационный опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников старшего возраста....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений дошкольников

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений детей средней группы...

Взаимосвязь психологии и формирования элементарных математических представлений дошкольников.

Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей.Проблема интеллектуального развития посредс...