ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ .
консультация по математике на тему

Геращенко Юлия Вячеславовна

Рассматривание видов интеграции используемых в занятиях по ФЭМП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЛЕМЕНТАРНЫХ      

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ .

Современные преобразования в обществе, в развитии экономики, политики, социально-культурной сферы, необходимость освоения людьми новых социальных ролей с учетом открытости общества, быстрой информатизации и динамичности – все это кардинально изменило требования к образованию. Особое внимание должно быть уделено системе дошкольного образования как первой ступени непрерывного образования детей раннего возраста, обеспечив их эффективными программами для развития творческих интеллектуальных способностей. Надо помнить, что именно на этом закладывается у детей стремление к обучению производительному труду и окружающему миру

Сегодня глубокие социально-экономические перемены, происходящие в современном обществе, требуют новых подходов к развитию образования, изменения устоявшейся методологии и парадигмы педагогической науки.   Одним из таких подходов, который отвечает современным требованиям общества и при этом являет собой пример положительного опыта прошлого,  мы считаем интегративной подход в обучении образованию.

1. Интегративное обучение отдельным элементам одного предмета. Например, процесс формирование элементарных математических представлений, состоящий из трех равнозначных стадий: изучение, объяснение, использование.

2.  Проблема интегративных механизмов в деятельности коллектива общеобразовательных учреждений, а именно поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности ребенка и предусматривающего в своей основе личностно-ориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает педагогов на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к постоянному саморазвитию .

Существует 4 уровня интеграции:

1. Интенсификация познавательного интереса и процесса выработки обще-учебных умений на интегрированном курсе.

2. Объединение понятий на информационной сфере учебных предметов.

3. Сравнительно-обобщающее изучение материала.

4. Самостоятельное сопоставление фактов, установление связей и закономерностей между явлениями и событиями, применение совместно выработанных учебных умений.

Интегрированный подход в организованной учебной деятельности (ОУД), получивший широкое распространение в последние годы, чаще всего является одной из форм обобщения знаний.

ОУД на основе интегративного подхода предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей. Такая связь обеспечивает более глубокое и разностороннее познание предметов и явлений действительности, формирование ассоциаций и их активизацию в процессе учебной деятельности.

Педагогической основой такой ОУД выступают, предметные  ассоциации, которые являются высшей ступенью умственной деятельности. Они объединяют разные системы знаний, обобщают их, дают возможность познать явление или процесс в его многообразии. На уровне этих ассоциаций возникают общие понятия. Формирование межсистемных ассоциаций позволяет использовать знания из разных областей, устанавливать взаимосвязи на стыке знаний.

 Предметные связи ОУД по формирования элементарных математических представлений  мы

рассмотрим в виде схемы.

Так, например интеграция ОУД «Формирование элементарных математических преставлений» и «Конструирование» позволяет учащимся усваивать математические знания в полном  объеме и приобретать  умения, применять их при изготовлении моделей  по их описанным или заданным свойствам, вносить изменения  в конструкции  или ее элементы.

Еще одним примером может служить развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами ОУД «Формирование элементарных математических представлений» и  «Художественная литература» как одно из необходимых условий развития литературного слова, устного творчества школьников.

Интеграция содержания курсов «Формирование элементарных математических представлений» и «Основы экологии» существенна в познании детьми данного возраста наиболее обобщенных и фундаментальных законов природы, на основе которых в будущем создастся база для формирования их мировоззрения. Экологическое воспитание и образование в процессе изучения математики ориентировочно могут осуществляться в таких направлениях:

- решение задач экологического содержания с целью глубокого понимания учащимися отдельных экологических понятий, способствующие формированию их экологического мышления;

- более осознанное овладение основными математическими методами обработки статистических материалов учащимися, собранных во время проведения экскурсий, практических и самостоятельных работ и др.

Некоторые педагоги считают, что интеграция математических занятий используется не в полной мере. Такая ситуация требует определения единой внутренней структуры литературного образования, постоянного использования меж предметных связей, активизации на уроках комплекса искусств.

 Было доказано, что построение  интегративных занятий с единой сюжетной основой  

-  обеспечивает приемлемое  сочетание всех изучаемых  дисциплин;

- позволяет  достичь , образовательные цели и задачи, которые стоят перед каждым  учебным предметом,  участвующим в интеграции.

- выступает связующим звеном между учебными предметами для  выстраивания целостной  картины  изучаемого действия, явления процесса.

- создает условия  для сохранности психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности .

Положительными сторонами такой ОУД являются:

1. Компактность и сжатость ОУД;

2. Логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрированного предмета на каждом этапе.

3. Большая информативная емкость учебного материала использованного в ОУД.

4. Действительное объединение предметных систем знаний о данном объекте, явлении;

5. Выигрыш во временных затратах на усвоение материала;

6. У учащихся  в большей степени формируются обще-учебные умения и навыки,   также рациональные навыки учебного труда

Однако главными недостатками при этом будут являться:

- главную цель в ОУД на основе интегративного подхода очень сложно правильно определить;

- можно интегрировать лишь ограниченное число учебных  курсов;

- трудность  изложения  интегрированного курса так, чтобы детям данного возраста было понятно и интересно.

Практика подтверждает, что наиболее распространенным приемом, дающим возможность подготовить занятие по формированию элементарных математических представлений, с интегрированным содержанием является решение математических задач с экологическим сюжетом на основе краеведческого материала своего города.

Решение таких задач пополняет знания учащихся интересными известиями об окружающем мире. При этом также развивается и совершенствуется их математический язык, внимание, память, умение не только вести диалог с одноклассниками, но и научиться выслушивать мнения других. Развиваются вычислительные умения и навыки, логическое мышление, воспитываются элементы основ экологической культуры.

От воспитателя требуется тщательная отработка всех этапов в ОУД, введение определённых наглядных пособий, чёткая формулировка вопросов исключающих односложные ответы, постановка конкретных заданий и анализ их выполнения и т.д.

Несмотря на то, что в последнее время ученые, педагоги стали уделять более внимание к внедрению в учебно-воспитательный процесс интегративного подхода, тем не менее, решение данной проблемы нуждается в дальнейшем развитии. Можно выделить следующие перспективы применения интеграции многокомпонентного содержания дошкольного образования:

- интенсификация учебно-воспитательного процесса в ДОУ путём интегрирования содержания дошкольного образования;

- создание новых интегрированных курсов и обеспечение преемственности в их преподавании;

- создание интегрированных программ  для  малокомплектных ДОУ;

- создание интегрированной технологии индивидуального обучения и пр.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование дидактических игр для формирования элементарных математических представлений дошкольников»

           Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.      ...

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...

«Системно-деятельностный подход в формировании элементарных математических представлений дошкольников»

Организация образовательного процесса  на основе деятельностного метода...