«Системно-деятельностный подход в формировании элементарных математических представлений дошкольников»
консультация

Организация образовательного процесса  на основе деятельностного метода 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Системно-деятельностный подход в формировании элементарных математических представлений дошкольников»

                                                                   

Одна из основных задач модернизации системы современного российского образования - изменение качества образования, которое связывается с достижением новых образовательных результатов. Это предполагает внесение существенных изменений в практику деятельности педагога и образовательного учреждения в целом.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.

Всё это – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер образовательного процесса и способы деятельности воспитанников.

Ещё в 1988г. группа отечественных учёных утверждала: «деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения детей, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности».

Велика роль педагога, который является организатором процесса познания и ставит задачу развития самодеятельности воспитанников, при этом важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и его профессиональная компетентность, и способность к саморазвитию.

Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только приводит в порядок ум, но и формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но для эффективного развития детей средствами математики важно полноценно реализовывать возможности каждого возрастного этапа, чтобы каждый из этапов – в том числе и дошкольное детство – стал ступенькой для следующего.

В дошкольном возрасте хорошо развита механическая память, мы все знаем, как они хорошо запоминают стихотворения, сказки, иностранные языки, не составит им и труда запомнить порядковый счёт, родители с гордостью говорят, что их ребенок считает до 100, решает примеры и задачи. Однако мы понимаем, что подобные знания непрочны, т.к. дети не решают подобные задачи осмысленно потому, что у них наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, а решение выше перечисленных заданий требует, чтобы ребёнок применял абстрактное мышление (например: вычитания суммы из числа).

Итак, дошкольная подготовка, сориентированная на формирование счётных умений, развивает лишь механическую память, которая и так хорошо развита у детей. В школе ребёнок должен продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Теперь ему уже мало воспроизвести по памяти тот или иной учебный материал, он должен уметь анализировать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи, видеть определённые закономерности или их нарушение, предлагать свои способы и варианты решения учебных задач и обосновывать их. Стараться выслушивать и оценивать варианты ответов других детей, осуществлять самоконтроль и самооценку. Поэтому впервые месяцы обучения в школе проявляются те дети, у которых сформированы желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое, умение общаться с взрослыми и сверстниками, включаться в совместную игровую и общественную полезную деятельность, а не те дети, которые только и смогли запомнить информацию.

Организация образовательного процесса  на основе деятельностного метода позволяет развивать интеллектуальные и личностные качества дошкольников, которые пригодятся ему на следующем этапе развития.

 Организуя образовательный процесс  необходимо помнить, что знание не даётся детям в готовом виде, а входит в их жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения, стараться подводить детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия.

Так, например детям предлагается прокатить 2 предмета через ворота. В результате собственных предметных действий они устанавливают, что шар катится, потому что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы. Или помогая собирать внучке камушки, дети образовывают пары, в которых должны предусмотреть 2 отличительных признака – цвет и размер.

Ведущей деятельностью является игра, поэтому занятия являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. Дети не замечают, что идёт обучение, они перемещаются по группе, работают с картинками, игрушками, кубиками, мячами, конструкторами. Система организации занятия воспринимается ребёнком как естественное продолжение игровой деятельности.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творчески способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?»

Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей.

Основная цель использования дидактического материала: научить решать логические задачи на разбиение по свойствам, ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения, развитие творческих способностей.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения. Зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путем решения мыслительных задач. Работая с палочками, дети знакомятся со своеобразной цветной алгеброй. Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Цель использования палочек Кюизенера: развитие способности группировать предметы по цвету, величине, освоение способов измерения с помощью условной мерки, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «СИТУАЦИЯ»

Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня. Технология «Ситуация» дает нам возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира, приобрести опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причины, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и др. В своей целостности данная технология положена в основу специально моделируемых взрослым ситуаций. Следует отметить, что такие ситуации могут отличаться по форме организации (например, это могут быть занятия, экскурсии, праздники, игровые ситуации и пр.), а также по локализации во времени (например, занятия в рамках непосредственной образовательной деятельности, тематические проекты, проводимые в течение дня или недели и др.). Несмотря на все отличия, они имеют сходную структуру – шесть последовательных этапов, соответствующих этапам метода рефлексии.

1 этап Введение в ситуацию 

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать.

Для этого мы, как правило, включаем детей в беседу, обязательно значимую для них, связанную с их личным опытом. Например, мы детям рассказываем о любимых праздниках или о своих домашних обязанностях в семье и т. п. При этом у детей формируются первичные представления о государстве, обществе, природе.

Мы  обязательно выслушиваем каждого, кто хочет высказаться, рассказать о себе, но и послушать других. Так дети овладевают вербальными и невербальными средствами общения. У детей на данном этапе появляется «детская» цель – помочь кому- то, побывать где- либо. Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной целью (например, уточнить, дополнить знания). Младшие дошкольники ставят цель, связанную со своим личным опытом. А старшие могут ставить цели важные не только для них,  но и для окружающих.

Эмоциональное включение детей в беседу позволяет нам плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все этапы.

Приведем пример первого этапа из образовательной ситуации по ФЭМП « Счет до четырех»

 Ключевыми фразами завершения этого этапа являются вопросы: «Хотите? Сможете?»

Таким   образом на этапе введения в ситуацию полноценно включается механизм мотивации («надо»-«хочу»-«могу»).

  1. Введение в игровую ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей о праздниках.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Любите ли вы праздники?

- А какой праздник у вас самые любимый? (дети называют разные праздники).

- А как вы отмечаете свой день рождения? (приглашаете гостей, мама готовит вкусный сладкий торт, гости дарят подарки)

- Однажды у Мишутки из сказки «Три медведя» был день рождения. Мишутка пригласил гостей, но не знает, хватит ли в доме посуды для всех. Хотите помочь Мишутке? А сможете?

2 этап  Актуализация знаний и умений 

 На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, мы направляем деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия». У детей формируется опыт понимания цели деятельности, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например), движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям».

2. Актуализация знаний

2.1.Игра «Посчитаем гостей и посуду» (начало)

Дидактические задачи:

1) актуализировать счёт до трёх, сравнение групп предметов по количеству с помощью пар с пересчётом, сравнение и упорядочивание предметов по высоте.

2) тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение.

Дети по четыре человека садятся за столы, на которых лежат по 3 желтых равнобедренных треугольника с одинаковым основанием, но разной высотой  и 3 зелёного круга на каждого ребёнка.

Воспитатель говорит, что на столах у детей фотографии гостей (треугольники) и тарелки (круги)

- Рассмотрим треугольники – это гости Мишутки. Чем они похожи? (цветом) А чем отличаются? (дети могут ответить, что большие и маленькие. Воспитатель уточняет, что они отличаются по высоте)

- Расставьте гостей по порядку от самого высокого до самого низкого.

Воспитатель помогает детям расставить гостей слева направо, при этом он выставляет введённый ранее опорный сигнал и вспоминает вместе с детьми способ сравнения по высоте: чтобы сравнить предметы по высоте, надо поставить их рядом на ровную поверхность)

Мишутка хочет проверить, хватит ли тарелок на всех гостей.

- Как это узнать?

Дети могут посчитать гостей и тарелки. Гостей – 3, тарелок – 3, их поровну.

- Но Мишутка не умеет считать. Как показать Мишутке, что тарелок действительно хватит?

Дети должны догадаться, что к каждому гостю нужно приставить тарелку. Воспитатель даёт им такую возможность, а после этого просит сосчитать гостей и тарелки: гостей – 3, тарелок  -  3, их поровну.

3 этап Затруднение в ситуации

Данный этап является ключевым, так как содержит  основные компоненты структуры , позволяющие  определять путь  преодоления затруднения.

Мы  с помощью вопросов: «Смогли», «Почему не смогли?» помогаем детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причин.  Данный этап важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкли к тому, что затруднения  и неудач не стоит бояться.

Данный этап заканчивается словами взрослого: «Значит, что нам нужно узнать?» В этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной цели.

Возникает проблемная ситуация.

3.Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Посчитаем гостей и  посуду» (продолжение)

Дидактические задачи:

1)создать мотивационную ситуацию для введения числа 4, счёта до четырех;

2)сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3)тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Далее воспитатель говорит о том, что о дне рождения Мишутки узнала девочка Маша и решила сделать ему сюрприз, пришла в гости с подарком.

На стол выкладывается треугольники по количеству детей. Каждый ребёнок берёт по одному треугольнику.

- Сколько ещё гостей пришло к Мишутке? (одна, один)

- Сосчитайте, сколько всего у Мишутки гостей?

Дети считают, дотрагиваясь до каждого треугольника: один, два, три. После этого некоторые дети могут сбиться, так как не знают счёт до четырёх. Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?

- Сумели ли вы сосчитать гостей? (нет)

- Почему не сумели? (потому что не знаем, как считать дальше)

4 этап   Открытие детьми нового знания.

На данном этапе мы вовлекаем детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера.

С помощью вопросов: «Что нужно сделать, если чего не знаешь?»  побуждаем детей выбрать способ преодоления затруднения.

В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы  «придумаю сам», «спрошу у того, кто знает». У детей вырабатывается понимание того, что, если не знаешь, то можно спросить.

Мы   побуждаем детей задавать вопросы, учим грамотно их формулировать. Дети  в старшем дошкольном  возрасте узнают, что можно спросить у книги, у  телевизионных передач, сети Интернет.

Задача взрослого- выслушать все ответы детей и подвести итог: « Я поняла, вы хотели спросить» и продемонстрировать правильную формулировку вопроса.

В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ преодоления затруднения: «придумаю сам, а потом проверю по образцу».

Таким образом, дети получают опыт выбора метода проблемной ситуации.

4. Открытие нового знания.

4.1. Игра «Посчитаем гостей и посуду»(окончание).

Дидактические задачи:

1)закрепить представление детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе четыре, умение считать до четырёх, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из четырёх предметов;

2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

3)тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

- Кто знает, какое число следует за числом три?

Воспитатель выслушивает версии всех детей, подбадривает тех, кто их высказывает, создает доброжелательную атмосферу. Хвалит детей, кто даёт правильные ответы.

Затем просит посчитать до четырёх. Дети считают хором, согласовывая числительные с существительными: один гость, два гостя, три гостя, четыре гостя.

Если же никто из детей не ответит: применяется способ преодоления затруднения «спросить у того, кто знает»:

- Что нужно сделать, если чего не знаешь, но очень хочешь узнать?

 (надо спросить у того,  кто знает)

- Давайте спросим у того, кто знает?

Воспитатель подводит итог: при счёте за числом 3 идёт число 4.

- Как получилось число 4 (было 3 гостя, пришёл ещё один)

- Сколько у нас гостей? Сколько тарелок?

- Поровну ли теперь гостей и тарелок? (нет)

- Чего больше? (гостей больше, тарелок меньше)

- Что нужно сделать, чтобы их стало поровну? (принести ещё одну тарелку гостю)

Воспитатель кладёт на столы дополнительные круги-тарелки по одному по числу детей.

- Сколько стало тарелок?

Воспитатель фиксирует внимание детей на технике счёта до четырёх: при счёте до четырёх надо дотрагиваться до каждого предмета один раз, приговаривая: один, два, три, четыре. Затем обводит все предметы и проговаривает: «всего четыре предмета»

- Как получилось 4 тарелки? (было 3, принесли ещё одну, стало 4)

- Сколько гостей? (тоже 4)

Тарелок – 4, гостей – 4. Делается вывод: четыре и четыре – поровну)

- Мама Мишутки, Настасья Петровна накормила всех вкусными пирожками.

5 этап Включение нового знания  (способа действий) в систему знаний и повторений ребенка.

На данном этапе мы предлагаем ситуации, в которых новое знание используется совместно с освоенными ранее способами. При этом  обращаем внимание  на умение слушать, понимать и повторять  инструкцию  взрослого.  В старшей и подготовительной группах  отдельные задания выполняются в рабочих тетрадях.

Развиваются умения детей  самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий  для решения новых задач (проблем).  Использование на данном этапе игр, когда дети  работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать коммуникативные умения.

5.1.Игра «Танцы для Мишутки»

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, внимание.

Воспитатель предлагает детям представить, что Мишутка пригласил их поплясать, но хотел, чтобы дети выполнили его желание: если они услышат весёлую музыку, то пляшут, танцуют; если грустную, спокойную - приседают, подкладывая сложенные ладошки к щеке – «спят». Игра повторяется несколько раз.

5.2. Игра «Складываем подарки»

Дидактические задачи:

1)создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 4;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3) тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Дети садятся на свои места. Воспитатель кладет на столы карточки с цифрами от 1 до 6; листы бумаги (коробки) и раздаточный материал ( круги – по 4 ягоды).

- Вспомните сказку, что собирали медведи в лесу, когда к ним в дом пришла Маша? (грибы и ягоды)

- Семья трёх медведей очень трудолюбивая, запасливая. У них есть специальное комнатка, очень прохладная, куда они складывают свои лесные запасы. Их они складывают в разные коробки, корзины.

Мишутке друзья подарили ягоды, и он решил их оставить про запас, сложить в коробку.  Вначале он положил в коробку вот столько (1) ягод (кругов).

- Положите и вы столько ягод в коробку. (Дети берут один круг и кладут его в коробку(лист бумаги).

- Сколько вы положили кругов (ягод)? (одну)

- Положите вот столько (3) ягод.

- Сколько вы сейчас положили ягод? (три)

- Сколько всего ягод вы сложили в коробку? (Четыре)

- Что нужно сделать, чтобы, не открывая коробку, Мишутка знал, сколько у него ягод в коробке? (надо на ней написать цифру 4)

- Найдите карточку с цифрой 4 (Возникает затруднение)

- Смогли ли выполнить задание? (нет)

- Почему не смогли? (потому что не знаем, как записывается число четыре)

6 этап Осмысление. 

Данный этап является необходимым элементом любой деятельности, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» – воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как это удалось?», «Что делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) пригодились?» – подводит детей к выводу, что свою («детскую») цель они достигли благодаря тому, что что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось …, потому что узнали (научились)…»).  На этом этапе особое внимание детей следует зафиксировать на эмоциональной составляющей совместной деятельности: радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела (совершенного «открытия», совместной работы и т.д.). Таким образом, реализуется потребность в самоутверждении, признании и уважении его взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу!», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»).

Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

- Где мы сегодня побывали? (на дне рождения у Мишутки)

- Кому мы сегодня помогали? (Мишутке)

- Чем мы помогли Мишутке? (Посчитать хватит ли ему тарелок для всех гостей)

- Сколько было гостей? Сколько тарелок? Хватило всем? Почему?

- Смогли ли вы помочь убрать вкусные запасы в коробки?

- Нашли вы подарки?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не умели считать до 4 или не знали, как пишется цифра 4, то гости с Мишуткой не смогли весело провести день рождения.

Зная целостную структуру технологии «Ситуация», мы можем использовать ее отдельные компоненты в процессе возникновения естественных ситуаций затруднения: например, ребенок не может сам надеть ботинки, у него сломался карандаш, он нечаянно уронил горшок с цветком и пр. В ситуации могут участвовать как один ребенок, так и дети всей группы или подгруппы, либо даже дети из разных групп, разных возрастов, чтобы они могли учиться друг у друга.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

" Системно- деятельностный подход в формировании элементарных математических представлений дошкольников"

Слайд 2

Одна из основных задач модернизации системы современного российского образования - изменение качества образования, которое связывается с достижением новых образовательных результатов. Это предполагает внесение существенных изменений в практику деятельности педагога и образовательного учреждения в целом. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.

Слайд 3

Всё это – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер образовательного процесса и способы деятельности воспитанников. Ещё в 1988г. группа отечественных учёных утверждала: «деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения детей, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности».

Слайд 4

Велика роль педагога, который является организатором процесса познания и ставит задачу развития самодеятельности воспитанников, при этом важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и его профессиональная компетентность, и способность к саморазвитию. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только приводит в порядок ум, но и формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но для эффективного развития детей средствами математики важно полноценно реализовывать возможности каждого возрастного этапа, чтобы каждый из этапов – в том числе и дошкольное детство – стал ступенькой для следующего.

Слайд 5

В дошкольном возрасте хорошо развита механическая память, мы все знаем, как они хорошо запоминают стихотворения, сказки, иностранные языки, не составит им и труда запомнить порядковый счёт, родители с гордостью говорят, что их ребенок считает до 100, решает примеры и задачи. Однако мы понимаем, что подобные знания непрочны, т.к. дети не решают подобные задачи осмысленно потому, что у них наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, а решение выше перечисленных заданий требует, чтобы ребёнок применял абстрактное мышление (например: вычитания суммы из числа). Итак, дошкольная подготовка, сориентированная на формирование счётных умений, развивает лишь механическую память, которая и так хорошо развита у детей. В школе ребёнок должен продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Теперь ему уже мало воспроизвести по памяти тот или иной учебный материал, он должен уметь анализировать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи, видеть определённые закономерности или их нарушение, предлагать свои способы и варианты решения учебных задач и обосновывать их. Стараться выслушивать и оценивать варианты ответов других детей, осуществлять самоконтроль и самооценку. Поэтому впервые месяцы обучения в школе проявляются те дети, у которых сформированы желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое, умение общаться с взрослыми и сверстниками, включаться в совместную игровую и общественную полезную деятельность, а не те дети, которые только и смогли запомнить информацию.

Слайд 6

Организация образовательного процесса на основе деятельностного метода позволяет развивать интеллектуальные и личностные качества дошкольников, которые пригодятся ему на следующем этапе развития. Организуя образовательный процесс необходимо помнить, что знание не даётся детям в готовом виде, а входит в их жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения, стараться подводить детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия. Так, например детям предлагается прокатить 2 предмета через ворота. В результате собственных предметных действий они устанавливают, что шар катится, потому что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы. Или помогая собирать внучке камушки, дети образовывают пары, в которых должны предусмотреть 2 отличительных признака – цвет и размер.

Слайд 7

Ведущей деятельностью является игра, поэтому занятия являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. Дети не замечают, что идёт обучение, они перемещаются по группе, работают с картинками, игрушками, кубиками, мячами, конструкторами. Система организации занятия воспринимается ребёнком как естественное продолжение игровой деятельности. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творчески способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?»

Слайд 8

Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей. Основная цель использования дидактического материала: научить решать логические задачи на разбиение по свойствам, ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения, развитие творческих способностей.

Слайд 9

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения. Зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путем решения мыслительных задач. Работая с палочками, дети знакомятся со своеобразной цветной алгеброй. Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Цель использования палочек Кюизенера: развитие способности группировать предметы по цвету, величине, освоение способов измерения с помощью условной мерки, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы.

Слайд 10

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «СИТУАЦИЯ» Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня. Технология «Ситуация» дает нам возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира, приобрести опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причины, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и др. В своей целостности данная технология положена в основу специально моделируемых взрослым ситуаций. Следует отметить, что такие ситуации могут отличаться по форме организации (например, это могут быть занятия, экскурсии, праздники, игровые ситуации и пр.), а также по локализации во времени (например, занятия в рамках непосредственной образовательной деятельности, тематические проекты, проводимые в течение дня или недели и др.). Несмотря на все отличия, они имеют сходную структуру – шесть последовательных этапов, соответствующих этапам метода рефлексии.

Слайд 11

1 этап. Введение в ситуацию На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать. Для этого мы, как правило, включаем детей в беседу, обязательно значимую для них, связанную с их личным опытом. Например, мы детям рассказываем о любимых праздниках или о своих домашних обязанностях в семье и т. п. При этом у детей формируются первичные представления о государстве, обществе, природе. Мы обязательно выслушиваем каждого, кто хочет высказаться, рассказать о себе, но и послушать других. Так дети овладевают вербальными и невербальными средствами общения. У детей на данном этапе появляется «детская» цель – помочь кому- то, побывать где- либо. Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной целью (например, уточнить, дополнить знания). Младшие дошкольники ставят цель, связанную со своим личным опытом. А старшие могут ставить цели важные не только для них, но и для окружающих. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет нам плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все этапы. Приведем пример первого этапа из образовательной ситуации по ФЭМП « Счет до четырех» Ключевыми фразами завершения этого этапа являются вопросы: «Хотите? Сможете?» Таким образом на этапе введения в ситуацию полноценно включается механизм мотивации («надо»-«хочу»-«могу»).

Слайд 12

1.Введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей о праздниках. Воспитатель собирает детей около себя. - Любите ли вы праздники? - А какой праздник у вас самые любимый? (дети называют разные праздники). - А как вы отмечаете свой день рождения? (приглашаете гостей, мама готовит вкусный сладкий торт, гости дарят подарки) - Однажды у Мишутки из сказки «Три медведя» был день рождения. Мишутка пригласил гостей, но не знает, хватит ли в доме посуды для всех. Хотите помочь Мишутке? А сможете?

Слайд 13

2 этап Актуализация знаний и умений. На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, мы направляем деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия». У детей формируется опыт понимания цели деятельности, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например), движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям».

Слайд 14

2.Актуализация знаний. 2.1.Игра «Посчитаем гостей и посуду» (начало) Дидактические задачи: 1) актуализировать счёт до трёх, сравнение групп предметов по количеству с помощью пар с пересчётом, сравнение и упорядочивание предметов по высоте. 2) тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение. Дети по четыре человека садятся за столы, на которых лежат по 3 желтых равнобедренных треугольника с одинаковым основанием, но разной высотой и 3 зелёного круга на каждого ребёнка.

Слайд 15

Воспитатель говорит, что на столах у детей фотографии гостей (треугольники) и тарелки (круги) - Рассмотрим треугольники – это гости Мишутки. Чем они похожи? (цветом) А чем отличаются? (дети могут ответить, что большие и маленькие. Воспитатель уточняет, что они отличаются по высоте) - Расставьте гостей по порядку от самого высокого до самого низкого. Воспитатель помогает детям расставить гостей слева направо, при этом он выставляет введённый ранее опорный сигнал и вспоминает вместе с детьми способ сравнения по высоте: чтобы сравнить предметы по высоте, надо поставить их рядом на ровную поверхность) Мишутка хочет проверить, хватит ли тарелок на всех гостей. - Как это узнать? Дети могут посчитать гостей и тарелки. Гостей – 3, тарелок – 3, их поровну. - Но Мишутка не умеет считать. Как показать Мишутке, что тарелок действительно хватит? Дети должны догадаться, что к каждому гостю нужно приставить тарелку. Воспитатель даёт им такую возможность, а после этого просит сосчитать гостей и тарелки: гостей – 3, тарелок - 3, их поровну.

Слайд 16

3этап.Затруднение в ситуации Данный этап является ключевым, так как содержит основные компоненты структуры , позволяющие определять путь преодоления затруднения. Мы с помощью вопросов: «Смогли», «Почему не смогли?» помогаем детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причин. Данный этап важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкли к тому, что затруднения и неудач не стоит бояться. Данный этап заканчивается словами взрослого: «Значит, что нам нужно узнать?» В этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной цели. Возникает проблемная ситуация.

Слайд 17

3.Затруднение в игровой ситуации. 3.1. Игра «Посчитаем гостей и посуду» (продолжение) Дидактические задачи: 1)создать мотивационную ситуацию для введения числа 4, счёта до четырех; 2)сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; 3)тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление. Далее воспитатель говорит о том, что о дне рождения Мишутки узнала девочка Маша и решила сделать ему сюрприз, пришла в гости с подарком. На стол выкладывается треугольники по количеству детей. Каждый ребёнок берёт по одному треугольнику. - Сколько ещё гостей пришло к Мишутке? (одна, один) - Сосчитайте, сколько всего у Мишутки гостей? Дети считают, дотрагиваясь до каждого треугольника: один, два, три. После этого некоторые дети могут сбиться, так как не знают счёт до четырёх. Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше? - Сумели ли вы сосчитать гостей? (нет) - Почему не сумели? (потому что не знаем, как считать дальше)

Слайд 18

4этап . Открытие детьми нового знания. На данном этапе мы вовлекаем детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера. С помощью вопросов: «Что нужно сделать, если чего не знаешь?» побуждаем детей выбрать способ преодоления затруднения. В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «придумаю сам», «спрошу у того, кто знает». У детей вырабатывается понимание того, что, если не знаешь, то можно спросить. Мы побуждаем детей задавать вопросы, учим грамотно их формулировать. Дети в старшем дошкольном возрасте узнают, что можно спросить у книги, у телевизионных передач, сети Интернет. Задача взрослого- выслушать все ответы детей и подвести итог: « Я поняла, вы хотели спросить» и продемонстрировать правильную формулировку вопроса. В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ преодоления затруднения: «придумаю сам, а потом проверю по образцу». Таким образом, дети получают опыт выбора метода проблемной ситуации.

Слайд 19

4.Открытие нового знания. 4.1. Игра «Посчитаем гостей и посуду»(окончание). Дидактические задачи: 1)закрепить представление детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе четыре, умение считать до четырёх, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из четырёх предметов; 2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия; 3)тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности. - Кто знает, какое число следует за числом три? Воспитатель выслушивает версии всех детей, подбадривает тех, кто их высказывает, создает доброжелательную атмосферу. Хвалит детей, кто даёт правильные ответы. Затем просит посчитать до четырёх. Дети считают хором, согласовывая числительные с существительными: один гость, два гостя, три гостя, четыре гостя.

Слайд 20

Если же никто из детей не ответит: применяется способ преодоления затруднения «спросить у того, кто знает»: - Что нужно сделать, если чего не знаешь, но очень хочешь узнать? (надо спросить у того, кто знает) - Давайте спросим у того, кто знает? Воспитатель подводит итог: при счёте за числом 3 идёт число 4. - Как получилось число 4 (было 3 гостя, пришёл ещё один) - Сколько у нас гостей? Сколько тарелок? - Поровну ли теперь гостей и тарелок? (нет) - Чего больше? (гостей больше, тарелок меньше) - Что нужно сделать, чтобы их стало поровну? (принести ещё одну тарелку гостю) Воспитатель кладёт на столы дополнительные круги-тарелки по одному по числу детей. - Сколько стало тарелок? Воспитатель фиксирует внимание детей на технике счёта до четырёх: при счёте до четырёх надо дотрагиваться до каждого предмета один раз, приговаривая: один, два, три, четыре. Затем обводит все предметы и проговаривает: «всего четыре предмета» - Как получилось 4 тарелки? (было 3, принесли ещё одну, стало 4) - Сколько гостей? (тоже 4) Тарелок – 4, гостей – 4. Делается вывод: четыре и четыре – поровну) - Мама Мишутки, Настасья Петровна накормила всех вкусными пирожками .

Слайд 21

5этап. включение нового знания (способа действий) в систему знаний и повторений ребенка. На данном этапе мы предлагаем ситуации, в которых новое знание используется совместно с освоенными ранее способами. При этом обращаем внимание на умение слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого. В старшей и подготовительной группах отдельные задания выполняются в рабочих тетрадях. Развиваются умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач (проблем). Использование на данном этапе игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать коммуникативные умения.

Слайд 22

5.1.Игра «Танцы для Мишутки» Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, внимание. Воспитатель предлагает детям представить, что Мишутка пригласил их поплясать, но хотел, чтобы дети выполнили его желание: если они услышат весёлую музыку, то пляшут, танцуют; если грустную, спокойную - приседают, подкладывая сложенные ладошки к щеке – «спят». Игра повторяется несколько раз. 5.2. Игра «Складываем подарки» Дидактические задачи: 1)создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 4; 2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; 3) тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Слайд 23

Дети садятся на свои места. Воспитатель кладет на столы карточки с цифрами от 1 до 6; листы бумаги (коробки) и раздаточный материал ( круги – по 4 ягоды). - Вспомните сказку, что собирали медведи в лесу, когда к ним в дом пришла Маша? (грибы и ягоды) - Семья трёх медведей очень трудолюбивая, запасливая. У них есть специальное комнатка, очень прохладная, куда они складывают свои лесные запасы. Их они складывают в разные коробки, корзины. Мишутке друзья подарили ягоды, и он решил их оставить про запас, сложить в коробку. Вначале он положил в коробку вот столько (1) ягод (кругов). - Положите и вы столько ягод в коробку. (Дети берут один круг и кладут его в коробку(лист бумаги). - Сколько вы положили кругов (ягод)? (одну) - Положите вот столько (3) ягод. - Сколько вы сейчас положили ягод? (три) - Сколько всего ягод вы сложили в коробку? (Четыре) - Что нужно сделать, чтобы, не открывая коробку, Мишутка знал, сколько у него ягод в коробке? (надо на ней написать цифру 4) - Найдите карточку с цифрой 4 (Возникает затруднение) - Смогли ли выполнить задание? (нет) - Почему не смогли? (потому что не знаем, как записывается число четыре)

Слайд 24

6 этап Осмысление. Данный этап является необходимым элементом любой деятельности, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» – воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как это удалось?», «Что делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) пригодились?» – подводит детей к выводу, что свою («детскую») цель они достигли благодаря тому, что что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось …, потому что узнали (научились)…»). На этом этапе особое внимание детей следует зафиксировать на эмоциональной составляющей совместной деятельности: радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела (совершенного «открытия», совместной работы и т.д.). Таким образом, реализуется потребность в самоутверждении, признании и уважении его взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу!», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»).

Слайд 25

8.Итог занятия. Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха. Дети собираются около воспитателя. - Где мы сегодня побывали? (на дне рождения у Мишутки) - Кому мы сегодня помогали? (Мишутке) - Чем мы помогли Мишутке? (Посчитать хватит ли ему тарелок для всех гостей) - Сколько было гостей? Сколько тарелок? Хватило всем? Почему? - Смогли ли вы помочь убрать вкусные запасы в коробки? - Нашли вы подарки? Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не умели считать до 4 или не знали, как пишется цифра 4, то гости с Мишуткой не смогли весело провести день рождения.

Слайд 26

Зная целостную структуру технологии «Ситуация», мы можем использовать ее отдельные компоненты в процессе возникновения естественных ситуаций затруднения: например, ребенок не может сам надеть ботинки, у него сломался карандаш, он нечаянно уронил горшок с цветком и пр. В ситуации могут участвовать как один ребенок, так и дети всей группы или подгруппы, либо даже дети из разных групп, разных возрастов, чтобы они могли учиться друг у друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений дошкольников

Советы родителям и воспитателям по формированию элементарных математических представлений ребенка до 7 лет....

Статья: Психолого-педагогические подходы к формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.

Формирование элементарных математических представлений дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития зависит от качества психолого-педагогических условий обучения. Ни один вид деятельности де...

Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...