Опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Инновационный опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inovatsionnyy_opyt_raboty.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.

Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудностей. Для решения этой задачи я использую занимательный материал.

Занимательный    математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

      Актуальность выбранной темы  обусловлена тем, что одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т.д.), знания таких отношений, как «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну», умения определить количество предметов во множестве, а также  выбрать соответствующее количество элементов из множества и т.д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

     Цель работы - обосновать и разработать методику формирования математических представлений у дошкольников посредством занимательного материала, а именно сказки.

Осуществляя деятельность в данном направлении, я пришла к выводу, что дошкольнику интереснее все познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир.

С математическими характеристиками окружающего ребенок знакомится с раннего возраста. Каждый объект окружающего мира, с которым встречается дошкольник, характеризуется цветом, формой, величиной, расположением в пространстве, изменениями во времени — признаками, которые позволяют ему познать мир вокруг себя. Везде есть счет, числительные, названия величин.

Познавая мир и его математические характеристики, ребенок выполняет различные действия, в результате которых различает свойства и отношения предметов и явлений, количество, величину, форму, пространство, время, формируя 
элементарные математические представления.

При этом ему надо научиться поступать по указанию взрослого или самому искать путь к решению поставленной задачи: исследовать, сравнивать, устанавливать соответствие, считать, измерять, комбинировать, группировать, запоминать, рассуждать и объяснять свои действия.

Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Важно помнить, что главное — не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания.

Разрабатывая собственные занятия, мной учитываются многие факторы:

  • возрастные и психологические особенности моих воспитанников;
  • специфика самого занятия;
  • познавательный интерес детей;
  • ситуативность;
  • результаты предыдущей деятельности в данном направлении.

Занятия, которые проходят в игровом и поисковом режиме, делают процесс формирования интереса к математике и соответственно математических навыков наиболее успешным.

Как показывает практика, наиболее эффективные результаты при обучении дошкольников математике дает использование занимательности. Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять.

В своей практике широко использую занимательность во всем педагогическом процессе. Наши воспитанники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, они испытывают эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует их мыслительную активность.

Конспекты занятий по математике строю с использованием сказочных сюжетов, которые вызывают у детей положительные эмоции, желание включиться в выполнение разнообразных действий, мотивированных логикой развития сюжета.

Инновационный опыт

на тему:

«Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»

Аннотация:

     Ещё не научившись читать, каждый ребёнок узнаёт, что такое сказка, и волшебной сказкой открывается для него чудесный мир художественной литературы. Мой проект посвящён сказкам. В нём я предлагаю детям отправиться в увлекательное путешествие по страницам сказок, приглашаю в прекрасный мир сказки, переливающийся всеми цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звёзд и светил. Сказки сопутствуют народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога родина, народ и его история. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Сказка совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. Образные, яркие выражения, сравнения, "сказочные" языковые средства способствуют развитию выразительной речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.

 Данный проект является долгосрочным и рассчитан на один год, предназначен для детей среднего дошкольного возраста. Он включает в себя несколько блоков, которые можно рассматривать, как отдельные проекты (каждый блок посвящен одной сказке). В перерывах между блоками предполагается ознакомление детей с другими сказками, которые мы будем более подробно изучать в следующем году.

  Каждый блок рассчитан на 1- 1,5 недели. В эту неделю всё оформление группы подчиненно изучаемой сказке: кукольный театр, сказочные персонажи, иллюстрации, подборка книг, дидактических игр и пособий по определённой сказке.

  Все обучающие мероприятия на этой неделе тоже проходят на заданную тему. Помимо занятий по развитию математических представлений, в каждый блок обязательно включены занятия по приобщению детей к основам русской национальной культуры, физкультурные и музыкальные развлечения.  Новизной данного проекта можно считать использование математических праздников для выявления достижений детей в освоении простейших математических понятий, создать через сказку наличие поисково-исследовательской части. В каждой сказке присутствует тема, в которой маленькие дети могут почувствовать себя учёными и сделать первый шаг к самостоятельному первому анализу проведённых исследований.

  Наравне с детьми участниками проекта являются и их родители, которые получают возможность проявить свои творческие возможности и лучше узнать своих детей.

 

Цель проекта:

 

- Развитие внимания, восприятия, логического мышления, памяти, речи, воспитание стремления оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, совершенствование навыков счёта, знания геометрических фигур, развитие творческой активности детей.

- Создание условий, необходимых для воспитания учебных навыков и формирования интереса к занятиям математического содержания.

- Создание образовательной среды с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.

- Создать благоприятную психологическую среду для детского взаимодействия, воспитывать у детей интерес к народному творчеству, развивать в детях оригинальное, творческое восприятие содержания знакомых сказок.

 

Задачи проекта:

 

- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством сказки.

- Развитие логико-математических представлений, используя развивающие игры.

- Развитие коммуникативных способностей у детей, умения сотрудничать, анализировать собственную деятельность и деятельности товарища, привитие устойчивого интереса к математике.

- Формирование нравственных качеств: доброты, сопереживания, отзывчивости.

 

 

Планирование образовательной деятельности в рамках проекта                 «Формирование элементарных математических представлений посредством сказки » (старшая группа)

Блок «Репка»

 

Образовательная деятельность

Непосредственная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимные моменты

 ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора.

«Кто раньше, кто позже пришёл тащить репку». (Занятие по формированию элементарных математических представлений.)

Рассказывание русской народной сказки «Репка».

«Во саду ли в огороде». (Исследовательская часть проекта).

«Чудесный сундучок» (Занятие по приобщению детей к истокам национальной культуры).

Лото «Овощи».

Дидактические игры: «Назови ласково», «В магазине много», «Овощ или фрукт», «Найди, что круглое».

Сюжетные игры: «Садоводы», «Магазин».

Театрализованные игра «Репка».

Рассказ воспитателя о репе, как о главном овоще в старину.

 ТРУД

Формирование первичных представлений о труде.

«Во саду ли, в огороде»

Помощь детей воспитателю в

уборке урожая и последующей подготовке грядок к следующему году.

 

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

 

«Репка на грядке» (Занятие лепкой).

 

Рисование репки.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка» разных

художников.

Пазлы «Овощи».

 




ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА





1. «Вырастили репу» (Физкультурное развлечение.)





Игры: «Посиди репку» (Игра на формирование зрительно-двигательной координации),

«Репка» (Домино), «Угадай, кто позвал», «Опиши рисунок».

 НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств.

  

«Во саду ли, в

огороде».

 

 

 

Рассказывание историй о

старинном быте и укладе, и о

репе – главном продукте питания древних славян.

 

МУЗЫКА

 

Просмотр спектакля «Репка» (Показывают дети подготовительной группы.)

 





Прослушивание радиоспектакля «Репка».

Музыкальная игра «Тянем – потянем».



 

Блок «Курочка Ряба»

Образовательная область

Непосредственная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимные моменты

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

Формирование целостной картины мира.

Расширение кругозора


Исследовательская часть проекта «Какое оно яичко?»

«Помоги курочке Рябе. «(Занятие по развитию элементарных математических представлений).

«Курочка Ряба и её семья»

«Курочка – свистулька» (Ознакомление детей с народными промыслами»)



Просмотр мультфильма «Курочка Ряба»

Рассматривание иллюстраций.

Сюжетные игры «Курятник», «У нас во дворе», «курочка и цыплята», «Собери всё жёлтое и белое».

Настольные игры: лото «Птицы», пазлы «Птичий двор», матрёшка «Курочка Ряба».

Чтение потешек.

 

ТРУД

Формирование первичных представлений о труде.

«Милости просим, гости дорогие!»

Помощь воспитателю в сервировке стола.

 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

 

«Нарисуй яички для курочки» (Занятие по рисованию).

«Яички» (Лепка округлых предметов)

 

 

Лепка круглых предметов.

Рассматривание предметов народного творчества.

Раскрашивание овальных предметов.

Наклеивание «яичек» в окошки.

 




ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА





«В гостях у курочки Рябы» (Физкультурное занятие).





Подвижные игры «Курочка и цыплята», «Петушок по зёрнышку», «Петя – Петушок».

Ритмическая гимнастика по музыку «Цып-цып-цып мои цыплята».

Пальчиковая гимнастика «Курочка Ряба».

 

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств.

«Милости просим, гости дорогие» (Знакомство с русскими традициями)

Сюжетные игры «Приходите в гости к нам», «У нас в избе»

 

МУЗЫКА

Музыкальное развлечение «Петушок и курочка»

Разучивание песен «Петя – Петушок», «Курочка по двору идёт».

Слушание песенок и потешек.

 

 

 

Блок «Заюшкина избушка»

Образовательная деятельность

Непосредственная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимные моменты

 ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора.

«Заюшкина избушка» (Занятие по ознакомлению с математикой).

«Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»».

«У заюшки в избушке» (занятие по приобщению детей к основам русской национальной культуры).

«Почему растаяла лисья избушка» (Исследовательская часть проекта.)



Ведение календаря наблюдений за снегом. (Липкий или нелипкий).

Разучивание стихотворения «Зайку бросила хозяйка».

Сюжетные игры «Зайка приглашает в гости», «Лиса в ледяной избушке».

Построение на участке ледяной избушки.

Лото «Дикие животные».

Повторение «петушиной» семьи.

 

 

ТРУД

Беседа о необходимости помогать тем, кто слабее тебя.

Уборка снега на участке «Расчистим зайке дорожки».

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО


«Заюшкина избушка» (Занятие по рисованию)

Изготовление ледяных домиков и их раскрашивание.

Рассматривание изделий народных промыслов – петухов.

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


«Поможем зайцу» (Физкультурное развлечение на улице.)


Подвижные игры: «Заинька поскачи», «Догони зайца», «Лиса и зайцы».

 

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств

 

«Заиньки в избушке».

«Радость, страх и грусть в сказке «Заюшкина избушка». 

 

Игра «Добрые и злые герои сказок»

Разыгрывание ситуации «Чем можешь помочь».

 

МУЗЫКА


«Петушок и курочка (Музыкальное развлечение.)


Изображение героев сказки «Заюшкина избушка» в танце.

  

 Блок «Колобок»   

  

Образовательная деятельность

Непосредственная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимные моменты

 ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора.


«Джони – Пончик» (Исследовательская часть проекта.)

«Спасение Колобка» (занятие по развитию творческого воображения.)

«Колобочек – Колобок» (Занятие по развитию элементарных математических представлений.)

«Путешествие Колобка» (Занятие по развитию речи)

Просмотр мультфильмов.

Сюжетные игры: «Испеки Колобок», «Что делает Колобок».

Развивающая игра «Из какой я сказки».

 

ТРУД

«Подметём дорожки для Колобка».


Расчистка участка.

Подготовка овощных грядок к посадкам.

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО



«Колобочек» (Ниткография)

«Колобок» (Лепка)

«Колобочек покатился по дорожке» (Рисование.)


«Мама, нарисуй Колобка» (Конкурс родительских рисунков.)

Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

 

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

«Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…» (Физкультурное развлечение.)

 

Игры» Где Колобок?», «Колобок, беги, идёт лиса», «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…»

 

 

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств.

«Трень-брень гусельки» (Занятие по приобщению детей к основам национальной культуры).

Игры: «У нас в избе», «Что в избе лишнее».

 

МУЗЫКА

Проведение математического праздника «Колобок встречает друзей»

 Слушание спектакля «Колобок»

 Вывод:

При использовании этого опыта на практике, можно сделать следующие выводы:

- на занятиях возрастает мыслительная активность детей, снижается их утомляемость, несмотря на усложнение материала.

            - меняется эмоциональный фон: дети чаще улыбаются и смеются, а в конце    

           дня увлечённо рассказывают родителям о занятии математикой как об  

           интересном событии в их жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (организованная  образовательная деятельность и режимные моменты),...

Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через проектную деятельность и моделирование»

Актуальность и перспективность опыта. “Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др...

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников посредством сказки.

«Математика всегда остаётся для учеников работой», — утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее ...

Опыт работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников

Опыт о важности развития математических представлений у дошкольников...

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр с математическим содержанием           https://disk.yandex.ru/i/f8HBprZ...

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений у обучающихся средней группы

Описание опыта работы по формированию элементарных математических представлений у обучающихся средней группы....