Главные вкладки

    Опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников
    методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

    Инновационный опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников старшего возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon inovatsionnyy_opyt_raboty.doc88.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.

    Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудностей. Для решения этой задачи я использую занимательный материал.

    Занимательный    математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

          Актуальность выбранной темы  обусловлена тем, что одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т.д.), знания таких отношений, как «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну», умения определить количество предметов во множестве, а также  выбрать соответствующее количество элементов из множества и т.д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

         Цель работы - обосновать и разработать методику формирования математических представлений у дошкольников посредством занимательного материала, а именно сказки.

    Осуществляя деятельность в данном направлении, я пришла к выводу, что дошкольнику интереснее все познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир.

    С математическими характеристиками окружающего ребенок знакомится с раннего возраста. Каждый объект окружающего мира, с которым встречается дошкольник, характеризуется цветом, формой, величиной, расположением в пространстве, изменениями во времени — признаками, которые позволяют ему познать мир вокруг себя. Везде есть счет, числительные, названия величин.

    Познавая мир и его математические характеристики, ребенок выполняет различные действия, в результате которых различает свойства и отношения предметов и явлений, количество, величину, форму, пространство, время, формируя 
    элементарные математические представления.

    При этом ему надо научиться поступать по указанию взрослого или самому искать путь к решению поставленной задачи: исследовать, сравнивать, устанавливать соответствие, считать, измерять, комбинировать, группировать, запоминать, рассуждать и объяснять свои действия.

    Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
    Важно помнить, что главное — не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания.

    Разрабатывая собственные занятия, мной учитываются многие факторы:

    • возрастные и психологические особенности моих воспитанников;
    • специфика самого занятия;
    • познавательный интерес детей;
    • ситуативность;
    • результаты предыдущей деятельности в данном направлении.

    Занятия, которые проходят в игровом и поисковом режиме, делают процесс формирования интереса к математике и соответственно математических навыков наиболее успешным.

    Как показывает практика, наиболее эффективные результаты при обучении дошкольников математике дает использование занимательности. Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять.

    В своей практике широко использую занимательность во всем педагогическом процессе. Наши воспитанники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, они испытывают эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует их мыслительную активность.

    Конспекты занятий по математике строю с использованием сказочных сюжетов, которые вызывают у детей положительные эмоции, желание включиться в выполнение разнообразных действий, мотивированных логикой развития сюжета.

    Инновационный опыт

    на тему:

    «Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»

    Аннотация:

         Ещё не научившись читать, каждый ребёнок узнаёт, что такое сказка, и волшебной сказкой открывается для него чудесный мир художественной литературы. Мой проект посвящён сказкам. В нём я предлагаю детям отправиться в увлекательное путешествие по страницам сказок, приглашаю в прекрасный мир сказки, переливающийся всеми цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звёзд и светил. Сказки сопутствуют народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога родина, народ и его история. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Сказка совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. Образные, яркие выражения, сравнения, "сказочные" языковые средства способствуют развитию выразительной речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.

     Данный проект является долгосрочным и рассчитан на один год, предназначен для детей среднего дошкольного возраста. Он включает в себя несколько блоков, которые можно рассматривать, как отдельные проекты (каждый блок посвящен одной сказке). В перерывах между блоками предполагается ознакомление детей с другими сказками, которые мы будем более подробно изучать в следующем году.

      Каждый блок рассчитан на 1- 1,5 недели. В эту неделю всё оформление группы подчиненно изучаемой сказке: кукольный театр, сказочные персонажи, иллюстрации, подборка книг, дидактических игр и пособий по определённой сказке.

      Все обучающие мероприятия на этой неделе тоже проходят на заданную тему. Помимо занятий по развитию математических представлений, в каждый блок обязательно включены занятия по приобщению детей к основам русской национальной культуры, физкультурные и музыкальные развлечения.  Новизной данного проекта можно считать использование математических праздников для выявления достижений детей в освоении простейших математических понятий, создать через сказку наличие поисково-исследовательской части. В каждой сказке присутствует тема, в которой маленькие дети могут почувствовать себя учёными и сделать первый шаг к самостоятельному первому анализу проведённых исследований.

      Наравне с детьми участниками проекта являются и их родители, которые получают возможность проявить свои творческие возможности и лучше узнать своих детей.

     

    Цель проекта:

     

    - Развитие внимания, восприятия, логического мышления, памяти, речи, воспитание стремления оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, совершенствование навыков счёта, знания геометрических фигур, развитие творческой активности детей.

    - Создание условий, необходимых для воспитания учебных навыков и формирования интереса к занятиям математического содержания.

    - Создание образовательной среды с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.

    - Создать благоприятную психологическую среду для детского взаимодействия, воспитывать у детей интерес к народному творчеству, развивать в детях оригинальное, творческое восприятие содержания знакомых сказок.

     

    Задачи проекта:

     

    - Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством сказки.

    - Развитие логико-математических представлений, используя развивающие игры.

    - Развитие коммуникативных способностей у детей, умения сотрудничать, анализировать собственную деятельность и деятельности товарища, привитие устойчивого интереса к математике.

    - Формирование нравственных качеств: доброты, сопереживания, отзывчивости.

     

     

    Планирование образовательной деятельности в рамках проекта                 «Формирование элементарных математических представлений посредством сказки » (старшая группа)

    Блок «Репка»

     

    Образовательная деятельность

    Непосредственная образовательная деятельность

    Образовательная деятельность в режимные моменты

     ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

    Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора.

    «Кто раньше, кто позже пришёл тащить репку». (Занятие по формированию элементарных математических представлений.)

    Рассказывание русской народной сказки «Репка».

    «Во саду ли в огороде». (Исследовательская часть проекта).

    «Чудесный сундучок» (Занятие по приобщению детей к истокам национальной культуры).

    Лото «Овощи».

    Дидактические игры: «Назови ласково», «В магазине много», «Овощ или фрукт», «Найди, что круглое».

    Сюжетные игры: «Садоводы», «Магазин».

    Театрализованные игра «Репка».

    Рассказ воспитателя о репе, как о главном овоще в старину.

     ТРУД

    Формирование первичных представлений о труде.

    «Во саду ли, в огороде»

    Помощь детей воспитателю в

    уборке урожая и последующей подготовке грядок к следующему году.

     

     

     

    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

     

     

    «Репка на грядке» (Занятие лепкой).

     

    Рисование репки.

    Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка» разных

    художников.

    Пазлы «Овощи».

     




    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА





    1. «Вырастили репу» (Физкультурное развлечение.)





    Игры: «Посиди репку» (Игра на формирование зрительно-двигательной координации),

    «Репка» (Домино), «Угадай, кто позвал», «Опиши рисунок».

     НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

    Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств.

      

    «Во саду ли, в

    огороде».

     

     

     

    Рассказывание историй о

    старинном быте и укладе, и о

    репе – главном продукте питания древних славян.

     

    МУЗЫКА

     

    Просмотр спектакля «Репка» (Показывают дети подготовительной группы.)

     





    Прослушивание радиоспектакля «Репка».

    Музыкальная игра «Тянем – потянем».



     

    Блок «Курочка Ряба»

    Образовательная область

    Непосредственная образовательная деятельность

    Образовательная деятельность в режимные моменты

     

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

    Формирование целостной картины мира.

    Расширение кругозора


    Исследовательская часть проекта «Какое оно яичко?»

    «Помоги курочке Рябе. «(Занятие по развитию элементарных математических представлений).

    «Курочка Ряба и её семья»

    «Курочка – свистулька» (Ознакомление детей с народными промыслами»)



    Просмотр мультфильма «Курочка Ряба»

    Рассматривание иллюстраций.

    Сюжетные игры «Курятник», «У нас во дворе», «курочка и цыплята», «Собери всё жёлтое и белое».

    Настольные игры: лото «Птицы», пазлы «Птичий двор», матрёшка «Курочка Ряба».

    Чтение потешек.

     

    ТРУД

    Формирование первичных представлений о труде.

    «Милости просим, гости дорогие!»

    Помощь воспитателю в сервировке стола.

     ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

     

     

    «Нарисуй яички для курочки» (Занятие по рисованию).

    «Яички» (Лепка округлых предметов)

     

     

    Лепка круглых предметов.

    Рассматривание предметов народного творчества.

    Раскрашивание овальных предметов.

    Наклеивание «яичек» в окошки.

     




    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА





    «В гостях у курочки Рябы» (Физкультурное занятие).





    Подвижные игры «Курочка и цыплята», «Петушок по зёрнышку», «Петя – Петушок».

    Ритмическая гимнастика по музыку «Цып-цып-цып мои цыплята».

    Пальчиковая гимнастика «Курочка Ряба».

     

    НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

    Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств.

    «Милости просим, гости дорогие» (Знакомство с русскими традициями)

    Сюжетные игры «Приходите в гости к нам», «У нас в избе»

     

    МУЗЫКА

    Музыкальное развлечение «Петушок и курочка»

    Разучивание песен «Петя – Петушок», «Курочка по двору идёт».

    Слушание песенок и потешек.

     

     

     

    Блок «Заюшкина избушка»

    Образовательная деятельность

    Непосредственная образовательная деятельность

    Образовательная деятельность в режимные моменты

     ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

    Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора.

    «Заюшкина избушка» (Занятие по ознакомлению с математикой).

    «Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»».

    «У заюшки в избушке» (занятие по приобщению детей к основам русской национальной культуры).

    «Почему растаяла лисья избушка» (Исследовательская часть проекта.)



    Ведение календаря наблюдений за снегом. (Липкий или нелипкий).

    Разучивание стихотворения «Зайку бросила хозяйка».

    Сюжетные игры «Зайка приглашает в гости», «Лиса в ледяной избушке».

    Построение на участке ледяной избушки.

    Лото «Дикие животные».

    Повторение «петушиной» семьи.

     

     

    ТРУД

    Беседа о необходимости помогать тем, кто слабее тебя.

    Уборка снега на участке «Расчистим зайке дорожки».

     

    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО


    «Заюшкина избушка» (Занятие по рисованию)

    Изготовление ледяных домиков и их раскрашивание.

    Рассматривание изделий народных промыслов – петухов.

     

    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


    «Поможем зайцу» (Физкультурное развлечение на улице.)


    Подвижные игры: «Заинька поскачи», «Догони зайца», «Лиса и зайцы».

     

    НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

    Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств

     

    «Заиньки в избушке».

    «Радость, страх и грусть в сказке «Заюшкина избушка». 

     

    Игра «Добрые и злые герои сказок»

    Разыгрывание ситуации «Чем можешь помочь».

     

    МУЗЫКА


    «Петушок и курочка (Музыкальное развлечение.)


    Изображение героев сказки «Заюшкина избушка» в танце.

      

     Блок «Колобок»   

      

    Образовательная деятельность

    Непосредственная образовательная деятельность

    Образовательная деятельность в режимные моменты

     ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

    Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора.


    «Джони – Пончик» (Исследовательская часть проекта.)

    «Спасение Колобка» (занятие по развитию творческого воображения.)

    «Колобочек – Колобок» (Занятие по развитию элементарных математических представлений.)

    «Путешествие Колобка» (Занятие по развитию речи)

    Просмотр мультфильмов.

    Сюжетные игры: «Испеки Колобок», «Что делает Колобок».

    Развивающая игра «Из какой я сказки».

     

    ТРУД

    «Подметём дорожки для Колобка».


    Расчистка участка.

    Подготовка овощных грядок к посадкам.

     

    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО



    «Колобочек» (Ниткография)

    «Колобок» (Лепка)

    «Колобочек покатился по дорожке» (Рисование.)


    «Мама, нарисуй Колобка» (Конкурс родительских рисунков.)

    Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

     

     

    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

     

    «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…» (Физкультурное развлечение.)

     

    Игры» Где Колобок?», «Колобок, беги, идёт лиса», «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…»

     

     

    НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

    Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств.

    «Трень-брень гусельки» (Занятие по приобщению детей к основам национальной культуры).

    Игры: «У нас в избе», «Что в избе лишнее».

     

    МУЗЫКА

    Проведение математического праздника «Колобок встречает друзей»

     Слушание спектакля «Колобок»

     Вывод:

    При использовании этого опыта на практике, можно сделать следующие выводы:

    - на занятиях возрастает мыслительная активность детей, снижается их утомляемость, несмотря на усложнение материала.

                - меняется эмоциональный фон: дети чаще улыбаются и смеются, а в конце    

               дня увлечённо рассказывают родителям о занятии математикой как об  

               интересном событии в их жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

    Представлен опыт работы воспитателя МАДОУ Детский сад № 2 "Рябинка" Парфеновой Валентины Николаевны с детьми млашего дошкольного возраста: перспективный план, задания для диагностики, упражнения для р...

    Формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

    Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (организованная  образовательная деятельность и режимные моменты),...

    «Эффективность работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

    Теоретико-практический материал для проведения семинара-практикума для воспитателей "Фотмирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в современных условиях"...

    Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через проектную деятельность и моделирование»

    Актуальность и перспективность опыта. “Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др...

    Опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников посредством сказки.

    «Математика всегда остаётся для учеников работой», — утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее ...

    Опыт работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников

    Опыт о важности развития математических представлений у дошкольников...