Опыт работы по формированию элементарных математических представлений
статья

Светлана Владимировна Полторанина

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр с математическим содержанием

           https://disk.yandex.ru/i/f8HBprZuodK51w. Презентация к докладу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_matematike.docx55.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 7 «Золушка» города Тынды Амурской области

                                                Доклад на тему:

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр с математическим содержанием».

                                                                               

                                                                             

                                                                                  Подготовила:

                                                                                 воспитатель I. кв. категории

                                                                                  Полторанина С.В.

«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка».

Проблема развития познавательной активности всегда была и остается одной из актуальных в дошкольной педагогике.

Практика  дошкольного образования показывает,  что  на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность.  Я уверена, что знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Недаром народная мудрость создала игру, которая является для ребёнка наиболее подходящей формой обучения.

Цель моей работы: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры с математическим содержанием.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • Обогатить развивающую предметно-пространственную  среду по данной теме;
  • разработать      и      апробировать      систему      развивающих игр с математическим содержанием, способствующих развитию у дошкольников познавательной активности;
  • способствовать заинтересованности родителей в достижениях своих детей и совместной с ними деятельности.

Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа по данной теме, в соответствии с современными требованиями и с использованием развивающих игр с математическим содержанием, активизирует познавательнуюактивность детей,  а также сконцентрирует их внимание.

Новизна работы заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием.

В его основу положен принцип постоянного наращивания сложности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр.  Это позволяет делать обучение детей интересным, содержательным и ненавязчивым.

Эффективными методами и приемами развития познавательной      активности в моей работе являются:

  • Использование игровых проблемных ситуаций, требующих максимального «отклика» детей, широкое использование вопросов поискового характера.
  • Использование дидактических игр, в которых решение дидактической задачи связано с поиском признаков сходства предметов, а также использование универсального дидактического материала, направленного на развитие познавательной активности.
  • Использование моделирования, пооперационных карт, схем, алгоритмов.

На начальном этапе своей работы разработала  и провела  диагностику детей. Учитывая возрастной этап детей, факт их ближайшего поступления в школу и перехода на новый этап обучения, брала задания математического характера с целью более подробного изучения на основе математического материала особенностей познавательной активности дошкольников.

Блок серии на изучение познавательной активности старших дошкольников состоял из заданий математического содержания включающих в себя:

  • изучение величины, формы (предметы и фигуры различной величины, геометрические предметы разной формы и, а также предметы разной массы тяжести);
  • определение уровня элементарных и количественных представлений, (предметы, предметные картинки, касса цифр);
  • определение уровня сформированности знаний об арифметических действиях сложения и вычитания, уровень развития счетной деятельности (предметы, предметные картинки, карточки с цифрами или касса цифр);
  • определение пространственных представлений (использовались серии картинок, предметов окружающей среды, фигур различной формы, величины и веса, набор цифр).

Результат проведённой диагностики позволил мне сделать заключение о недостаточном уровне развития познавательной активности.

 Рисунок № 1

Выявление уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста за2016  учебный год.

Исходя из результатов, возрастных особенностей детей дошкольного возраста и характера их интересов, я сделала вывод о необходимости поиска и разработки более эффективных путей развития познавательной активности, а именно использования развивающих игр как средства работы по данному направлению.

Большое значение для развития познавательной активности имеет созданная в группе развивающая среда. Для этого в группе был создан центр интеллектуальной активности, где сосредоточен разнообразный материал:

  • игры для развития мышления;
  • разнообразные панно;
  • сенсорные поля;
  • игры на составление целого из частей;
  • лабиринты, головоломки;
  • кубики Никитина;
  • блоки Дьенеша  и схемы для их использования;
  • палочки Кюизенера;
  • счётный материал и счётные палочки;
  • электронные презентации;
  • наглядный материал.

Чтобы уголок занимательной математики привлекал и заинтересовывал детей, я использую сюжетные изображения из геометрических фигур.

В моей работе развивающая игра это способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий. Все виды развивающих игр (предметные, настольно-печатные, словесные, и др.) являются эффективным средством и методом развития познавательной активности. Все они выполняют основные функции обучения – образовательную, воспитательную и развивающую.

Развивающие игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

  • игры с цифрами и числами
  • игры путешествие во времени
  • игры на ориентирование в пространстве
  • игры с геометрическими фигурами
  • игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет,  я знакомлю дошкольников с образованием всех чисел в пределах 20, путем сравнивания равных и неравных групп предметов.

Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», “Исправь ошибку”, “Убираем цифры”, “Назови соседей”, дети учатся свободно оперировать числами в пределах 20 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры “Задумай число”, “Число как тебя зовут? ”, “Составь табличку”, “Составь цифру”, “Кто первый назовет, которой игрушки не стало? ” и многие другие использую в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра “Считай не ошибись! ”, помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.

        Вторая группа математических игр  служит для знакомства детей с днями недели. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету. После такой беседы предлагаю игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру “Живая неделя”.

        В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: “Найди похожую”, “Расскажи про свой узор”, “Мастерская ковров”, “Художник”, “Путешествие по комнате” и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю  такие игры как: «геометрическое лото»,«Танграм»,«Пифагор»,«Колумбово яйцо»,«Гексатрион».

Для развития логического мышления существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как “Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются? ”, “Мельница”, и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление — цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент.

     Немаловажную роль в моей работе сыграли логические блоки Дьенеша. Использование логических блоков позволило мне моделировать важные понятия математики, кодировать информацию.

     Игры с блоками Дьенеша способствовали ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

По мере усвоения детьми более простых игр,  предлагалось усложнение. Самым существенным являлось то, что ребёнок самостоятельно мог ответить на вопрос, а значит, он усвоил данный материал.

     Значительное место в обучении дошкольников заняли игры с палочками Кюизенера. Действия с палочками позволяют наглядно продемонстрировать многие понятия и отношения. В таких играх дети не только познают величины и измерения, но и знакомятся с составом числа из единиц и меньших чисел. Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал, с помощью которого у детей развиваются представления о математических понятиях, это множества, на котором легко обнаруживать отношения эквивалентности и порядка.

С родителями детей я проводила беседы, предлагала для прочтения различные консультации. Давала конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр.

  Знакомя родителей с приёмами руководства играми, методикой их проведения, были организованы открытые занятия по математическому развитию, «дни открытых дверей», «круглые столы», в которых использовался занимательный материал, развивающий познавательную активность.

Успешность решения задач по интеллектуальному развитию детей,  во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи по данному направлению. Для родителей размещаю информацию в определённой системе:

- о значении занимательных игр;

- приёмы руководства;

- описание способов изготовления игр математического содержания.

Стремлюсь вызвать у родителей желание самим разрабатывать и изготавливать такие игры. Это желание оказалось небезуспешным.

 Рисунок № 2

Выявление уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста за2017  учебный год.

В результате целенаправленно проведенной педагогической работы показатели на конец обучения значительно повысились. Это доказывает необходимость развития познавательнойактивности с помощью развивающих игр.

Обобщив результаты обучения дошкольников, я пришла к следующим выводам: в целом  наблюдается  динамика  в  развитие  познавательнойактивности у детей. Увеличилась доля детей с высоким и  средним  уровнем  развития  и,  соответственно, уменьшилась  доля  детей  с  низким  уровнем. Дети  стали  лучше  ориентироваться  в  предметах  разной  формы,  различать  предметы  контрастных размеров, называть  их размер,  ориентироваться в плоскостных и объёмных фигурах, подбирая формы по предлагаемому образцу и слову,  в цвете и величине предметов и т.п.Эффективность педагогической работы по развитию познавательной активности  достигается при условии систематического проведения с детьми творческих заданий с учётом их возрастных особенностей и при постоянном поддержании интереса.

Есть великая формула К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность — помочь ребенку встать на этот путь. Этому прямо и служат развивающие игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»

Инновационный опытна тему:«Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»Автор:Захарова Анжела Владимировна,воспитатель структурного подразделения «Детский сад №9 ком...

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников

Инновационный опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников старшего возраста....

Инновационный опыт по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством использования логических игр»

Новизна опыта заключается в разработке системы занятий по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием, логических игр, блоков Дьенеша, систематизации и сериации игр и игровых з...

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников посредством сказки.

«Математика всегда остаётся для учеников работой», — утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее ...

Опыт работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников

Опыт о важности развития математических представлений у дошкольников...

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений у обучающихся средней группы

Описание опыта работы по формированию элементарных математических представлений у обучающихся средней группы....


 

Комментарии