Опыт работы по формированию элементарных математических представлений у обучающихся средней группы
статья по математике (средняя группа)

Ковалёва Людмила Петровна

Описание опыта работы по формированию элементарных математических представлений у обучающихся средней группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений у обучающихся средней группы.

Предлагаю вам опытом своей работы,  проведения  занятий по формированию элементарных  математических представлений, в средней группе.

Занятия по математике, я  провожу  в игровой форме, использую элементы театральной деятельности, так как  это понятно и интересно детям. С каждым занятием, дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность.

Интерес детей, дошкольного возраста, проявляется к игровым персонажам. С этой целью в занятия ввожу  знакомые,  по мультфильмам, игровые персонажи, героев сказок,  т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания (которые  они приносят с собой), дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности  и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей на занятии, побуждает детей к математической деятельности, к  преодолению интеллектуальных трудностей.

И так, чтобы собрать детей на занятие, необходим какой - либо сигнал, это – или определённая песенка, мелодия,  у нас - звенит  колокольчик, приглашает ребят поиграть.

- Дружно за руки возьмёмся,  и друг другу улыбнёмся, с добрым утром всех!

Затем организационный момент: Проводим логоритмическую  гимнастику,  выполняем и проговариваем  движения, подбираем на математическую тематику:

      1- нагнуться - потянуться,

2- нагнуться  – разогнуться.

3 - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На 4 - руки шире,

На 5 и 6 –прошу всех сесть.

Ребята, вы любите сказки?

Предлагаю детям  вспомнить  р.н. сказку Теремок и пригласить  её в гости.

Приходят зверушки, хотят попасть в Теремок, а волшебный голос им говорит:

- Теремок откроет двери только тому, кто выполнит задания.

Создаётся проблема. Обязательно должна быть проблема, чтобы у детей включился мыслительный процесс.

- Что же делать, смогут ли зверята выполнить задания?

И тут дети предлагают свою  помощь: - Мы поможем тебе, мышка!

Дети начинают выполнять задания. После выполнения заданий, теремок открывает зверятам свои двери.

1.Количественный счет. Здесь используется прием счета предметов на картине.

2.Порядковый счёт: с опорой на карточки.

3.Обязательно на занятии включается работа с раздаточным материалом, для развития мелкой моторики рук, которая стимулирует  созревание клеток коры головного мозга, путем механической  работы  подушек пальцев.

Для этого у каждого ребёнка,  есть коробочки-пеналы с цифрами, детям очень нравится открывать и закрывать эти индивидуальные коробочки и выполнять задания с цифрами.

4. В середине занятия обязательна – физмитнутка, это может быть  игра малой подвижности,  или логоритмическая  гимнастика, для расслабления, снятия напряжения, усталости,  у детей. Для фона можно использовать ТСО, музыкальное сопровождение.

У нас игра «Зайки в домике»

Найти домик с такой же цифрой, какая цифра на карточке.

После того, как дети немного отдохнули, предлагается работа в тетрадях.

5.Перед работой в тетрадях проводим  Пальчиковые игры, с математическим содержанием, что бы разогреть пальчики.

Например:

          Раз, два, три, четыре, пять - вышли пальчики гулять.

Крепкие дружные, все такие нужные!

Раз, два, три, четыре, пять - в домик спрятались опять.

6. Особенностью занятий является использование рабочих тетрадей. В этом есть свои преимущества:

- во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности детей, вызывает живой интерес к заданию;

- во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок развивает руку.

7. Так же, на занятиях, необходимо включать работу в командах, это вызывает у детей соревновательный азарт, воспитывает сплочённость, желание помогать друг другу.

Наглядный материал, на занятии,  должен быть эстетично и красочно оформлен, чтобы вызывать у детей желание работать.

8. В конце занятия проводим рефлексию, то есть обратную связь –  подводим итог, оценку,  анализируем, что мы делали на занятии, что понравилось, что запомнилось?

Предлагаем  детям высказать свое  мнение.

В своей работе использую  методические  основы организации занятий по ФЭМП:

Построение занятий по математике базируется на основных современных подходах к процессу образования: деятельностном;  развивающем;  личностно-ориентированном.

Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует соблюдение следующих условий:

1. учёт индивидуальных, возрастных  психологических особенностей детей;

2. создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);

3. широкое использование игровой мотивации;

4. интеграция математической деятельности в другие виды: игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную, театральную;

5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;

6. развивающий характер заданий.

На занятиях  можно применить: игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.

Математическое развитие осуществляется не только на занятиях, но и в индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности.

Самое главное - это привить дошкольникам интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений, можно получить хороший результат, а так же  развитие  психических процессов и речи у  детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников

Инновационный опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников старшего возраста....

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников посредством сказки.

«Математика всегда остаётся для учеников работой», — утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее ...

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр с математическим содержанием           https://disk.yandex.ru/i/f8HBprZ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы с использованием развивающих игр Воскобовича «Математическое путешествие в страну Знаний»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группыс использованием развивающих игр Воскобовича«Математ...