Предварительная работа к НОД по формированию элементарных математических представлений с детьми средней группы
календарно-тематическое планирование по математике (средняя группа)

Федорук Алена Николаевна

Предварительная работа к НОД

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya_gr.docx61.84 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительная работа к НОД 

по формированию элементарных математических представлений

 с детьми средней группы

  1. Тема недели: Здравствуй, детский сад.

Взаимодействия с воспитателями

Создание развивающей среды

Взаимодействия с родителями

- Д/И на тему «Один» и «Много»

«Разноцветные кубики», «Поезд».

- Д/И  «Чудесный мешочек» Закрепить умения называть, обследовать и описывать игрушку, выделяя ее внешние особенности (цвет, форма, материал из которого она сделана).

- Изготовление коллективного макета «Наш детский сад»

Формировать умение  составлять из полосок бумаги изображения разных предметов.

- Набор геометрических тел для сериации по величине.

-  Кубы с прорезями разной формы, набор для завинчивания.

- Пирамиды из 6 колец.

- Платформа с колышками для воспроизведения форм.

- Мозаика мелкая, набор кубиков с цифрами, набор парных картинок для сравнения.

Рекомендации родителям:

- Совместно с детьми  поиграть в игру «Кто больше назовет» (противопоставления понятий «ОДИН» - «МНОГО»)

- Побеседовать с детьми о том, что значит для каждого человека солнце, мама, Родина.

  1. Тема недели: Мой город

- Д/И « Дома на нашей улице» Зак - ть  понятия  «Один» - «Много».

«ЗАБОРЧИК»

ЦЕЛЬ: Формировать представление на основе сравнения выделять закономерность в расположении фигур и продолжать ее.

- Игровая ситуация «Марусин сундучок»

Закреплять знания детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы. Упражнять в классификации предметов по цвету, форме, материалу, назначению.

- Схемы постройки домов из палочек, счетные палочки для выкладывания.

- Раскраски «Обведи по точкам».

- Схемы домов из геометрических форм, готовые геометрические формы, цветная бумага, клей.

- Круги разного цвета и размера, схемы для выделения закономерности в расположении фигур; карточки  разным количеством геометрических фигур головоломки; песочные часы.

Консультация на родительском собрании «Занимательная математика для детей среднего дошкольного возраста».

- понаблюдать с детьми за строительством нового здания (из какого материала строят, сколько этажей уже построено, для чего или для кого будет предназначено здание).

  1. Тема: Урожай

- Д/И «Разложи овощи по тарелкам», «Вот какой наш урожай»  «Заполни корзиночки». ЦЕЛЬ: Формировать умения  сравнивать совокупности предметов по количеству путем составления пар (наложением, путем проведения линий) Закреплять усвоение понятий «Один» и «Много»

- Д/И «Угощения для куклы»

Цель: Поиск закономерности

- Беседа «Овощи и фрукты»

Формировать умения называть, обследовать и описывать знакомые овощи и фрукты, выделяя внешние особенности (цвет, форма, вкус).

- Изготовление макета «Наш огород»

Совершенствовать навыки конструирования из бумаги, создавать композицию из   геометрических фигур.

- Картинки с изображением силуэтов овощей, накладывающихся друг на друга, разрезные картинки,

- Настольная игра «Картинки-парочки» (большие и маленькие овощи).

- Набор для завинчивания (коробка с крышками разного цвета и формы), лото «Овощи», набор плоскостных геометрических форм для сериации по величине, графические головоломки, лабиринты.

- Схемы к игре «Погрузи в машину только овощи».

- Емкости со смешанными бобовыми культурами (горох, фасоль) для игры «Золушка».

Рекомендации родителям:

 - рассмотреть с детьми овощи (выделить цвет, форму, величину; предложить попробовать на вкус; обсудить, что можно из овощей приготовить);

 - разучить  с детьми стихи и загадки об овощах;

- поиграть в игру «Придумай загадку»

  1. Тема: Краски осени

- Д/И «Что изменилось?»

Цель: Развитие наблюдательности, внимания.

- Д/И «Разноцветные листочки». Закреплять понятия «столько же», «больше», «меньше».

- Д/И «Идем в гости»

Цель: Формирование представлений о сохранении количества, сравнение совокупностей для случая с несовпадающим числом объектов.

- Проблемная ситуация «Что нам осень принесла»

Закреплять представления об овощах. Формировать умение обследовать баклажан, кабачок, редьку (форма, цвет, вкус), классифицировать. Фор – ть умение составлять загадки об овощах.

- Коллективная аппликация «Роняет лес осенний свой убор»

Закреплять умения вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника.

- Осенние листья разного цвета и размера.

- Настольная игра «Картинки-парочки» с изображением деревьев.

- Кубы с прорезями разной формы.

- Матрешки 3 местные.

 -Разрезные контурные картинки.

- Природный материал для сортировки.

 - Панно «Осенний лес» из ткани различной фактуры для тактильного восприятия.

Консультация в родительский уголок:

«Игры на кухне»

Рекомендации:

 - побеседовать с детьми об изменениях в природе осенью;

- рассмотреть листочки с разных деревьев (обсудить с детьми цвет, форму и размер листочков);

- поиграть в игру «Части суток»;

  1. Тема: Животный мир

- Д/И «Угадай, кто лишний»

Цель: Выделение сходства и различия между животными

- Д/И «Найди пару»,

 - Д/И  «Отгадай кого больше»,

Цель: Закреплять отношение «столько же».

- Ситуативный разговор «Домашние животные». Привлекать детей к  рассматриванию игрушек  с изображением домашних птиц и животных, приучать детей узнавать и называть их, побуждать отвечать детей на вопросы: из чего сделан предмет и о его свойствах (цвет, форма).

- Изготовление  панно с динамичными элементами «Курочка с цыплятами». Совершенствовать технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины. Развивать чувство цвета, формы, величины.

Формировать умение  детей изменять постройки в соответствии с заданными условиями «Построй такой же, но больше по - размеру».

- Конструирование «Дом трех медведей»

- Настольные игры: «У кого кто?», «Парные картинки» (большие – маленькие, один – много).

- Схема пальчиковой гимнастики «Сидит белка».

- Пазлы, разрезные картинки по теме. Раскраски «Обвести по точкам».

- Панно на грамматику и ориентировку в пространстве «Кто где спрятался?»

- Набор геометрических тел по сериации по величине, весы, лото по теме недели; набор карточек на соотнесение цифр с количеством предметов (1-2); головоломки, лабиринты прозрачные с шариком.

- Игровая ситуация «Помоги животным добраться домой».

- Образцы животных из геометрических фигур, геометрические фигуры, тонированные альбомные листы, клей, кисти.

Рекомендации родителям:

 - поиграть с детьми в игру «Загадки и отгадки» (составление и отгадывание загадок о животных);

 - поиграть в игру «Танграм»  (составление фигурок животных из геометрических фигур);

 - поиграть в игру «Третий лишний» (классификация диких и домашних животных)

  1. Тема:  Я - человек

- Д/И «Разноцветные бантики»

Цель: Формировать умение детей видеть не только множество в целом, но и его составные части, каждая из которых отличается определенным цветом.

- Д/И на поиск закономерности: «Танцующие человечки», «Бусы для куклы».

- Д/И «Вопросы и ответы».

Цель: Способствовать развитию ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

- Д/И  «Шагаем вместе», для развития умения двигаться за воспитателем в определенном направлении.

- «Нарисованные истории». Знакомить с формой предметов, их величиной.

- «Ручки, ножки, огуречик – вот и вышел человечек». Из готовых форм дети выкладывают фигуру человека. Закреплять названия частей тела человека: руки, ноги, туловище.

- Мозаика крупная геометрическая.

- Лото «Малышам»;

 - Лесенки и горки для кукол – большие и маленькие;

- Игры-шнуровки;

- Серия картинок «Части суток».

-  Набор демонстрационного  материала для фланелеграфа (веселые человечки)

- Кубики двух цветов и одного размера на подгруппу детей

- Наборы картинок из серии «Один и много»;

- Настольная игра «Составь фигуру человека»

Рекомендации родителям:

- Поиграть в игру «Считаем до двух» (предложить детям пересчитать  карандаши,  ложки, вилки, и т. д.)

- Предложить детям игру: «Что у нас по 2, а что по одному» (способствовать развитию ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина)).

- «Бусы для куклы» (выкладывание кругов двух размеров в определенном ритме).

  1. Тема: Народная культура и традиции

- Д/И «Посчитай-ка!»

Цель: Формировать умения  считать до двух на основе сравнения двух совокупностей, содержащих один или два элемента. Устанавливать равенства между ними путем прибавления и отнимания единицы.

- Д/И «Расставь картинки по порядку»

Цель: Развитие временных представлений.

- «Украшение фартука». Формировать умения рисовать узор на бумажной салфетке квадратной формы из кружков и квадратиков, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики между ними. Развивать чувство ритма.

- Внести формы для выкладывания на фланелеграфе узора.

-Крупные мягкие пазлы, строительный материал, мягкие модули для постройки домика, теремка;

-Дорожка для игрушек из геометрических фигур;

- Д/И  «Платочки для матрёшки»

- Бруски двух цветов для игры «Заборчик

- Рамки с застёжками

- Большую и маленькую машину, строительный материал для постройки гаражей

- Фланелеграф, наборы картинок (1,2)  для пересчета предметов.

- Формы для выкладывания на фланелеграфе узора

Рекомендации родителям:

 - Поиграть с детьми в игру «Конкурс красавиц» (цифры 1 и 2 вылепить из пластилина,  украсить их крупой или нарисовать)

- выучить веселые стихи и загадки о цифрах 1 и 2.

- рассматривание предметов на тему «Русской избы»,  обратить внимание на форму, цвет, величину.

  1. Тема: Дружба

- Д/И «Морковки для зайцев» Закреплять счет до двух.

- Д/И «На что это похоже?»

Цель: Развивать фантазию, воображение, фор-ать умение  распознавать цифры 1 и 2.

- Д/И «Ближе - дальше»

Цель: Формировать пространственные представления: ближе, дальше.

- Экспериментирование «Знакомство со свойствами дерева и бумаги».

- Мебель. Закрепить понятие «мебель». Учить объединять и классифицировать предметы по разным признакам.

- Салфеточки для гостей. Изготовление салфеток, используя знакомые геометрические формы.

«Часы-цветы». Упражнять в рисовании предметов круглой и овальной формы.

«Домик для рыбки». Продолжать знакомить с особенностями лепки из соленого теста. Познакомить с предметами овальной формы.

 - «Коврик для кукол». Учить составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину и углы.

-Развивающий коврик «Посуда-одежда», сюжетное панно «Разложи по местам» (одежда, обувь, посуда)

-Наборы мелких игрушек, предметных картинок   для группирования по схемам (цвет, форма, величина)

- Д/И  «Чудесный мешочек» с различными предметами

-Наборы ёлочек и зайчиков 2-х размеров для игры «прячь зайку», разноцветные палочки для игры «Палочки в ряд», разноцветные ленты разной длины для игры «Короткое -длинное», пирамидки с кольцами 5 размеров,

- Д/И  «Подбери бантик»,

-  Парные предметные картинки для сравнения

- Готовые формы из бумаги, картона предметов быта, обводки по контуру (рукомойник, печь, чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, ведро, корыто, стиральная доска, глиняный горшок);

Рекомендации родителям:

- Поиграть с детьми в игру «Дорожки для матрешек», «Ближе – дальше».  Обратить на употребление в речи детей слов «длиннее - короче», «близко – далеко».

- Понаблюдать на детской площадке, какие предметы находятся близко к дому, а  какие далеко.

- Подобрать картинки с одним и двумя предметами, поиграть в игру «Посчитай-ка»

- Индивидуальные консультации по запросам родителей.

  1. Тема: Наш быт

Д/И «Длиннее – короче»

Цель: Фор – ть умение при сравнении двух предметов, выделять параметр длины, использовать в речи слова «длиннее – короче».

Д/И «Подбери цифру»

Цель: Закрепление счета до двух, умения соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов.

Д/И «Чудесный мешочек» Закреплять названия геометрических фигур.

Д/И «Подарки для друзей», на поиск закономерности, закреплять умение составлять логические цепочки.

«Скамейка для куклы» Закреплять понятия «высокий» и «низкий».

- Картинки из серии «Дружные ребята», для установления последовательности событий.

- Геометрические фигуры для игры «Сложи узор»;

- Шишки и корзины 2 размеров для д/и «Найди и собери»;

- Пирамидки одноцветные; куб с прорезями разных форм.

- Круги разного цвета и размера, для поиска закономерности.

Рекомендации родителям:

- Поиграть в игру «Елочки и пенечки»

Активизировать в речи детей слова «высокий  – низкий»

- попросить детей нарисовать «Шарфики для друзей» Закреплять понятия «длинный – короткий».

- По дороге  из детского  сада, обратить внимание детей на номера домов. Найти номера с цифрой 1 и 2.

  1. Тема: Транспорт

Д/И «Что бывает круглой формы?»

Цель: Формирование умения распознавать круг в предметах окружающей обстановки. Развитие творческих способностей.

Д/И «Разноцветные колеса», на поиск закономерности, закреплять умение составлять логические цепочки из кругов трех цветов.

Аппликация. «Грузовая машина». Учить правильно  держать ножницы и вырезать круги из квадратов и прямоугольников.

- Наборы маленьких и больших машин;

- Развивающий коврик «Дорога»;

- Предметные картинки «Транспорт»; разрезные картинки «Собери машину».

-  Д/И «Чудесный мешочек»

- Схема светофора, круги основных цветов для конструирования светофора.

- Набор кубов и кирпичиков, схемы для строительства машин; флажки разного цвета для объединения в группы;

 - Мозаика геометрическая крупная; матрешки из 3 элементов.

Рекомендации родителям:

- Предложить детям в окружающей обстановке найти предметы в форме шара;

- Поиграть в игру «Отсчитай столько же» (закрепить знание цифр 1 и 2, умение соотносить цифру с количеством  предметов)

- Поиграть в игру «Составь фигуру» (упражнять детей в умении выкладывать геометрические фигуры  из счетных палочек или из спичек).

  1. Тема: Здоровей - ка

-  Д/И «Справа – слева», «Шире – уже» Цель: Закрепляять  пространственные  отношения «справа», «слева», умение сравнивать предметы по ширине. Закреплять счет до двух, умение соотносить с количеством цифры 1 и 2.

- Подвижные игры: «Найди свой цвет», «Елочки, пенечки», «Найди себе пару»,

- Развивать умение соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами (тарелка – круг, мяч – шар и т.д.).

- Рисование на тему «В лесу выросли грибы - небывалой красоты»,  для закрепления знаний о круглой и овальной форме,

-Д/И: «Составь целое», «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху».

- В зону воды и песка: мыло, губки, полотенце, оборудование для мыльных пузырей.

- «Чудесный мешочек» с набором геометрических форм;

- Д/И: «Подбери предметы по цвету», «Широкий и узкий».

- Д/И на ориентировку в пространстве. 

- Фланелегрвф, набор цифр (1 – 3), наборы картинок,  для соотнесения количества предметов с цифрой.

- Наборы геометрических фигур: кругов, квадратов и треугольников разных цветов и размеров.

- Набор картинок, связанных одним сюжетом «Один лень в детском саду», для установления временных отношений.

- Поиграть в игру: «Что похоже на шар?»

Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара. Развивать наблюдательность.

- Предложить выложить из мозаики мячики разного цвета. Закрепить названия основных цветов.

- Совместно с ребенком вырезать из цветной бумаги по 2 круга, квадрата, треугольника. Закрепить названия геометрических фигур, счет до 2, умение отсчитывать два предмета.

  1. Тема: Кто как готовится к зиме

Д/И «Спрячь зайку».

Д/И «Подбери полотенца медвежатам». Цель: Формировать умение,  при сравнении двух предметов, выделять параметр ширины, использовать в речи слова «шире», «уже»

Закреплять счет до двух, умение соотносить с количеством цифры 1 и 2.

- «Геометрический конструктор» - составление изображений животных из геометрических фигур;

- Использование приемов для практического освоения и понимания количественного и порядкового назначения числа («Сколько всего мишек?», «Какой по порядку зайка?»).

- Экспериментирование. Проведение опытов с водой, снегом,  льдом.

 - Д/И «Что сначала, что потом». Расширять представления о взаимосвязях природных явлений, устанавливать последовательность событий.

 - Д/И: «Составь целое», «Танграм», «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху».

- В уголке экспериментирования разместить  пипетки, формы для льда, жидкие краски.

- Наборы картинок для составления сравнительных и описательных рассказов;

- Д/И «Подбери маму», «Кто кем был?»; пазлы, кубики; «Парочки» (один-много)

- Схема пальчиковых гимнастик «Сидит белка», «Дикие животные».

-Сюжетная картина «Кто где спрятался?»

- Панно со съемными элементами.  Закрепить ориентировку в пространстве; - Мозаика мелкая; лото «Зоопарк» 6-8 частей;

- Серия картинок 4-6 для установления последовательности событий.

- Набор геометрических фигур для фланелеграфа

- Площадка с колышками, разноцветные резинки для составления квадратов и треугольников.

- Поиграть в игру «Танграм» (составление изображений животных из геом. фиг.);

- Поиграть в игру «Шире – уже». Предложить детям сравнить предметы по ширине, активизировать в речи детей слова: шире - уже.

- Предложить для рассматривания картинки «Времена года». Обсудить признаки каждого времени года.

- Подобрать картинки с изображением трех предметов. Закрепить счет до  трех.

- Предложить детям треугольники разного цвета и размера. Рассмотреть, посчитать уголочки, поиграть в игру «Найди отличия» (цвет, форма, размер).

  1. Тема: Здравствуй, зимушка – зима

- Д/И на соотнесение цифр 1-3 с количеством предметов: «Нарисуй столько же», «Гараж», «Подбери карточку к картинке».

- Д/И «Найди две одинаковых снежинки»  Цель: развитие мыслительных операций, речи.

- Д/И на поиск закономерности (изменение по форме): «Расчистим  дорожку от снега», «Бусы для снеговика», «Разноцветные льдинки».

-  Конструирование «Ледяной городок» (ледяные дорожки, большие и маленькие горки, лабиринт). Упражнять в анализе конструкций, развивать конструкторские навыки. Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого по образцу, по памяти.

- Д/И «Определи время года». Учить замечать происходящее в природе сезонные изменения.

- Д/И  «Составь из частей» (зайчик, медведь, снегурочка, снеговик). Формировать умение правильно  выкладывать части изображения,  соотносить их по величине.

- Атрибуты для игровой ситуации «Собираемся на прогулку: кукла, одежда для всех периодов года.

- Для закаливания дорожка «Идем по следам зверей».

- Коробки с крышками разной формы;

- Д/И «Подбери снежинку» (размер);

- Набор цветных палочек;

- Набор для сортировки – шишки и камешки; - Треугольники для выкладывания елочек по образцу;

- Д/И  «Спрячь зайку».

- Полоски бумаги разной длины, одинаковой ширины, для сравнения.

Рекомендации родителям:

- Рассмотреть с детьми нумерацию домов в своем микрорайоне, найти цифры 1,2,3.

- Упражнять  в счете предметов, в пределах трех.

- Поиграть в игру «Нарисуй столько же» (попросить детей нарисовать столько предметов, какую цифру принес Незнайка).

-  Поговорить с детьми о сезонных изменениях в природе, определить характерные признаки зимы (зимой мороз, снегопад, водоемы покрыты льдом, лед твердый, скользкий и др.)

  1. Тема: Город мастеров

- Д/И на закрепление пространственных отношений НА, НАД, ПОД: «Спрячь кубик», «Составь картинку на фланелеграфе», «Мы – художники».

- Д/И «Отсчитай столько же», «Постройка поезда». Зак-ие счета в пределах трех.

- Д/И «Подбери карточку» Закреплять число и цифру 3.

- Д/И «Подбери полоску» упражнять детей в сравнении трех полосок по длине

- рисование  «Снежинка». Формировать умение правильно передавать расположение частей предмета,

- Д/И «Части суток» Закреплять умение располагать части суток в определенной последовательности.

- Сюжетные картинки по режиму дня; фотографии, изображающие детей в разные отрезки времени;

- Дидактическое пособие «Временные часы».

- Миски и ведерки трех размеров для сериации по величине;

- Рамки-вкладыши с основными формами;

- Мозаика крупная;

- Набор цветных палочек; «Чудесный мешочек» с набором геометрических форм

- Наборы цифр и карточек с разным количеством предметов (1-3);

Рекомендации родителям:

- Поиграть в игру «Расскажи что видишь» (Развивать пространственные отношения  НА, НАД, ПОД)

- Подобрать кусочки ткани и бумаги для пополнения коллекций «Ткани» и «Бумага», развивать тактильные ощущения.

  1. Тема: Новогодний калейдоскоп

 - Д/И «Подбери шары для елочек», «Расставь по росту», Цель: Закреплять умения сравнивать предметы по высоте.

- Д/И «Расставь столько же предметов», «Угадай чего больше». Закреплять отношения «столько же», «больше», «меньше».

- Игры – экспериментирование со снегом, льдом «Льдинки», «Ледяные узоры», «Снежные фигуры» (замораживание окрашенной воды, замораживание в воде узоров из камешков, лепка из снега зайчиков, снежных баб).

- Д/И  «Свойства и отношения» (на предметном уровне). Закреплять умения детей на основе практического сравнения и «на глаз» выделять и называть размеры предметов по длине, высоте, ширине, толщине.

- Три машины разной высоты и бруски,  для постройки ворот.

- Наборы фигур, цилиндров, конусов, матрешек разной высоты для сравнения по высоте.

- «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками;

- Настольная игра «Цвет и форма»;

- Карточки для игры «Третий лишний»;

- Веревочки для сериации по длине;

-  «Парные картинки» для сравнения;

- Счетный материал: грибы и елочки; набор цифр от 1 до 5.

- Поиграть в игру «Что изменилось»

Развивать внимание, наблюдательность, память.

- Поиграть в игру «Гирлянда для елочки» Закреплять умения детей раскладывать геометрические фигуры в определенной закономерности.

- Предложить детям ножницы, цветную бумагу, трафареты елочных игрушек для вырезания.

- Предложить мозаику для составления новогодних узоров.

  1. Тема: Новогодний калейдоскоп

Д/И «Чудесный мешочек Деда Мороза». Формировать умение обследовать предмет руками, называть его, описывать признаки и качества предмета. Понимать значение слов: «форма», «размер», «цвет», «материал». Называть игровые действия с данным предметом.

- Конструирование «Новогодние игрушки»: продолжить развивать навыки работы с бумагой, развивать тактильные ощущения. Обращать внимание детей на форму, цвет  и размер предметов.

- Д/И «Раньше - позже» Закреплять временные представления.

- Картинки  на развитие временных представлений.

- Три машины разной высоты и бруски,  для постройки ворот.

- Наборы фигур, цилиндров, конусов, матрешек разной высоты для сравнения по высоте.

- «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками;

- Настольная игра «Цвет и форма»;

- Карточки для игры «Третий лишний»;

- Веревочки для сериации по длине;

-  «Парные картинки» для сравнения;

- Счетный материал: грибы и елочки; набор цифр от 1 до 5.

Рекомендации родителям:

-понаблюдать с ребенком за застыванием цветной воды  в формочке -цветные льдинки (украшение для елки на участке).

-давать детям в домашних условиях (под контролем взрослых) вырезать ножницами,  (изготовление украшений для  елки: бусы, гирлянды, фонарики),

перебирать крупу и т.п.) – для развития мелкой моторики.

  1.  Каникулы

  1.  Каникулы

  1. Тема: В гостях у сказки

- Конструирование. «Преврати домик». Учить изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту или длину. Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте.

- Лепка «Создаем  мультик» с использованием бросового и природного материала. Развивать тактильное восприятие.

Д/И «Четвертый лишний» Закреплять умение классифицировать предметы по определенному признаку.

Д/И «Магазин самообслуживания» Закреплять свойства предметов, знания цифр 1-4.

Д/И «Что изменилось?» Закреплять пространственные отношения: внутри - снаружи,  впереди – позади, на – над – под, развивать внимание, зрительное восприятие.

- Крупные мягкие пазлы, строительный материал, мягкие модули для постройки домика, теремка;

-Дорожка для игрушек из геометрических фигур;

- Д/И «Платочки для матрёшки»;

- Бруски двух цветов для игры «Заборчик»;

- Рамки с застёжками;

 - Большую и маленькую машину, строительный материал для постройки гаражей;

- Кубики и мячики разных цветов, матрешки и пирамидки двух размеров;

- Картинки для игры «Найди отличия»

- Карточки связанные одним сюжетом, по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок», для установления последовательности событий.

Рекомендации родителям:

- Рассмотреть с детьми нумерацию домов в своем микрорайоне, найти цифры 1,2,3,4.

- Упражнять  в счете предметов, в пределах четырех.

- Поиграть в игру «Нарисуй столько же» (попросить детей нарисовать столько предметов, какую цифру принес Незнайка).

-  Поговорить с детьми о сезонных изменениях в природе, определить характерные признаки зимы (зимой мороз, снегопад, водоемы покрыты льдом, лед твердый, скользкий и др.)

  1. Тема: Этикет

- Рисование «Красиво накрытый стол». Учить правильно располагать части сложных предметов на листе и соотносить их по величине;

- Конструирование из бумаги «Салфетка» Развивать мелкую моторику рук;

- Конструирование «Мебель для куклы». Закреплять свойства предметов, умение сравнивать предметы по размеру, по высоте.

- Д/И « Поездка в автобусе»

-  Д/И «Четвертый лишний»

Закреплять умение распознавать изученные геометрические фигуры.

- Д/И «День-ночь» Закрепление счетных умений, знание цифр 1-4, знание частей суток.

- Образцы построек, иллюстрации построек для конструктивной деятельности детей;

В зону воды и песка: мыло, губки, полотенце, оборудование для мыльных пузырей.

- Настольная игра «Мой, моя, мое».

- «Чудесный мешочек» с набором геометрических форм,

- Наборы геометрических фигур, для игры «Подбери по цвету, по форме»;

- Д/и «Спрячь зайку»,

 - Полоски разной ширины, но одинаковой длины, дл игры «Широкий и узкий».

- Д/И «Части суток».

Рекомендации родителям:

- Поиграть в игру «Что бывает квадратной формы»

- Попросить детей придумать и нарисовать предметы квадратной формы.

- По дороге  из детского  сада, обратить внимание детей на номера домов и транспорта. Найти номера, где «спрятались» цифры 1, 2, 3, 4.

- Побеседовать о частях суток, поиграть в игру «Что мы делаем утром, днем,  вечером и ночью».

  1. Тема: Моя семья

- Д/И  «Где я?» Развивать умение определять положение предметов в пространстве относительно себя (вверху – внизу, впереди – сзади);

- Конструирование «Строим большой дом для семьи». Закреплять цвет, форму и размер деталей.

- Д/И для совершенствования чувственного опыта детей «Узнай на ощупь»;

- Д/И «Молчанка» Закреплять навыки счета до 4, знание цифр 1 – 4, развивать слуховое восприятие.

- Д/И «Раньше – позже». Формирование временных представлений, развитие речи.

- Строительный материал для конструирования домиков разной высоты;

- Образцы построек, иллюстрации построек для конструктивной деятельности детей;

-«Чудесный мешочек» с набором геометрических форм;

- Серия картинок «Один -много»;

- Д/И  «Чья мама?».

- Ящики с песком, мелкие игрушки для обыгрывания.

- Картинки для установления последовательности событий (раньше - позже).

Рекомендации родителям:

- Поиграть в игру «Расскажи что увидел»  Поупражнять детей в умении определять положение предметов в пространстве относительно себя (вверху – внизу, впереди – сзади);

- Поупражнять в счете до 4, повторить цифры 1- 4.

  1. Тема: Азбука безопасности

- Беседа «Опасные предметы»

Закреплять умение называть, обследовать и описывать предметы, выделяя их внешние особенности (цвет, форма, материал из которого они сделаны).

- Изготовление коллективного плаката «Спички не игрушка!»

Закреплять умение детей составлять из полосок бумаги изображения разных предметов.

- Рисование «Девочка идёт по тротуару»

Формировать умение детей изображать фигуру человека передавая относительную величину частей тела, сплюснутого шара, вытягивание отдельных частей из целого куска, прищипывание мелких деталей.

- Опыт «Почему колеса круглые?» (сравнение кубика и шара);

- Д/И «Калейдоскоп» Закреплять знание геометрических фигур, формировать умения выделять и выражать в речи признаки предметов.

- Д/И «Путешествие» Формировать пространственные отношения «вверху – внизу», развивать речь.

- Наборы разных машин по размеру, материалу для обыгрывания.

- Пазлы; разрезные картинки.

- Схемы для выкладывания из счетных палочек моделей машин, счетные палочки.

- Раскраски «Обведи по контуру».

- Карточки с двумя полосками, набор кругов разного цвета для сравнения по количеству;

- Фланелеграф, набор картинок для игры «Я художник»;

- Набор кубиков с цифрами;

- Рамки-вкладыши «Составь машину»;

- Набор цилиндров для сериации по величине.

- Образцы машин из геометрических фигур, набор геометрических фигур.

Рекомендации родителям:

- Предложить ребенку счетные палочки, или фасоль, горох, кукурузу, для выкладывания разного вида транспорта.

- Поупражнять детей в умении определять положение предметов в пространстве относительно себя (вверху – внизу, впереди – сзади);

- Поиграть в игры: «Опиши и назови», «Какие разные машины» (выкладывание транспортных средств из геометрических фигур: уточнение цвета, формы, размера), «Правильно - неправильно».

 - Загадывание загадок на тему транспорта;

  1. Тема: Наши защитники

- Д/У на ориентировку "Разведчики", "Роботы". Развивать  умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении.

- Знакомство с фотовыставкой "Военная техника". Формировать умения называть военную технику, определять ее назначение, классифицировать по заданным признакам (техника воздушная, водная, наземная).

- Коллективное конструирование альбома "Как служили наши папы". Формировать умение сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали оформления.

- Д/И «Право-лево», «Мы -художники» Формирование пространственно-временных представлений.

- Д/И «Четвертый лишний», «Что изменилось»

- Коллекция наборов солдатиков;

- Флажки, ленточки, цветы, фуражки основных цветов в уголок ряженья:

 -Круги, квадраты, треугольники и схемы к игре «Составь целое»;

- Наборы из 4-х геометрических фигур к игре «Что лишнее»;

- Коврик из геометрических фигур и набор составных частей коврика;

- Набор кубиков с цветными гранями;

- Сортировочный ящик с прорезями разной формы

- Набор цифр 1 -4.

Рекомендации родителям:

- Поиграть в игру «Найди где спрятано» Поупражнять детей в определении пространственных направлений от себя, двигаться в заданном направлении.

- Поиграть с детьми в игры «Четвертый лишний» (классификация военной техники)

- Предложить детям картинки для игры «Найди отличия»

- Совместно с ребенком изготовить бумажные самолеты. Обращать внимание детей на то, что сгибы должны быть ровными и острыми.

  1. Тема: Маленькие исследователи

- Дидактические упражнения  «Комната куклы Маши. Закреплять ориентировку от себя при расстановке мебели в "комнате".

- «Едем в гости к кукле Маше»  Закрепление частей суток, правила поведения в гостях.

- Экспериментирование "Водичка-водичка". Изучение свойств воды опытным путем (льется, переливается, нагревается, охлаждается).

- Наблюдение за  снегом. Знакомить детей со свойствами снега, учить устанавливать простейшие связи (солнце пригревает сильнее – снег стал таять…).

- Игра «Чудесный мешочек» - активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

- Необходимое оборудование для экспериментальной деятельности с водой (создать ситуацию, в которой дети убедятся, что снег - это вода, а в конце зимы -  снег грязный). - В зону воды и песка: мыло, губки, полотенце, оборудование для мыльных пузырей.

-  Пазлы, мозаики.

- Карточки с двумя полосками, набор геометрических фигур

- Д/И «Геометрическое лото»

- Карточки с изображением предметов (1 - 5), цифры для соотнесения по количеству.

- Картинки для формирования временных представлений.

- Выяснить, как пахнут полезные для здоровья вещества (пища, мыло и т.д.) и как пахнут вредные.

- Предложить изготовить совместно с ребёнком журнал «Лоскутная мозаика из ткани - развивать тактильное восприятие.

- Предложить совместно с ребёнком  составить рассказ «Для чего нужна вода?»

- Создать дома условия для исследовательской деятельности детей (игры с водой, помощь в приготовлении обеда, особенно в выпечке).

  1. Тема: Женский день

- Игры "Кто позвал", "Что звучит" и др.

Развитие слухового восприятия.

«Помогаем маме», «Наводим порядок».

Группирование и классификация хорошо знакомых предметов. Отсчитывать предметы из большего количества. На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов.

Соотношение формы предметов с известными геометрическими фигурами.

- Игра "Найди, где спрятано".

Умение определять пространственные отношения от себя, двигаться в заданном направлении.

Завяжем куклам банты.

Сравнение предметов по двум признакам величины (длине и ширине).

- Аппликация «Цветы - сердечки»

 Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках.

-  Д/И: «Полезные овощи», «Составь фигуру девочки», «Составь фигуру мальчика», «Угадай кто это?» (по частям лица, головы угадать мальчика, девочку, тётю, дядю)

- Иллюстрации с изображением взрослеющего организма человека: девочка  -девушка-женщина-бабушка. Мальчик-юноша-мужчина.

- Домики разной высоты и силуэты людей разного роста для соотнесения по размеру, пирамиды (8 колец);

- Лото «Ассоциации», серии картинок  «Мы обедаем»;

- Карточки и цифры на соотнесение по количеству;

- Д/И «Времена года», «Части суток»;

- Карточки на восстановление последовательности событий;

- Картонки с нашитыми на них пуговицами, салфетка.

Рекомендации родителям:

- Составить вместе с ребёнком альбом «Что за чем?» (последовательность режимных моментов).

- Поиграть в игру «Внутри снаружи»

Формирование пространственных отношений.

- Повторить с детьми части суток, увязав их с деятельностью детей (утром завтракаем, днем обедаем, вечером ужинаем и т.д.).

  1.  Тема: Миром правит доброта

- Конструирование «Автобус». Развивать умение анализировать образец постройки: выделить основные части, соотнести их по величине и форме, установить пространственное расположение этих частей относительно друг друга

- Игры- экспериментирования с мыльной водой и пеной «Мыльные пузыри», «Подушка из пены»;

- Игры с зеркалом «Поймай солнышко», «Что отражается в зеркале»;

- Д/И «Что изменилось?» Закреплять пространственные отношения, развивать внимание, речь.

- Д/И «Геометрическое лото» Распознавание форм геометрических фигур.

- Карточки и счетный материал для игры «Посади жучка на цветок»;

 - Разрезные контурные картинки;

- Разноцветные ленточки для игры «Найди пару»;

- Разноцветные полоски на поиск закономерностей «Заборчик».

- Набор геометрических фигур, для игры «Сложи узор»;

 

- Шишки и корзины 2 размеров для д/и «Найди и собери»;

- Пирамидки разноцветные;

- Куб с прорезями разных форм.

Рекомендации родителям:

- Нарисовать, как вы с ребёнком идёте из детского сада домой.

Закрепить пространственные отношения: слева, справа, впереди, сзади.

- Вспомнить сказку «Репка», предложить детям рассказать кто за кем стоит, используя в речи слова: впереди, сзади, между.

- Повторить счет в пределах 5, цифры 1 - 5.

  1. Тема: Быть здоровыми хотим

- Конструирование «Построй такой - же домик, но высокий». Развивать умение самостоятельно измерять постройки, соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции.

- Д/И  на раскладывание предметов в убывающем или возрастающем порядке;

- Настольные игры (подбирать группы на основе сходного признака).

- Конструирование из бумаги «Стаканчик для витаминов», сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы.

- Русская игра «Федорка» Формировать умение объединять предметы в пары по определенным признакам.

- Д/И на сравнение предметов по длине, ширине, высоте

- Д/И «Живые цифры» Закреплять знание цифр 1  5.

- Сюжетные картинки с последовательностью умывания; предметные картинки и предметы средств личной гигиены: расческа, полотенце, мыло, носовой платок.

- Схема одевания на прогулку; предметные картинки одежды и обуви.

- Мозаика крупная.

- «Геометрическое лото», набор геометрических фигур.

- Цифры 1 - 5, карточки с разным количеством предметов (от 1 - 5), для соотнесения по количеству.

- Лесенки и горки для кукол – большие и маленькие;

- Игры-шнуровки;

- Серия картинок «Части суток».

- Изображение 4 человек разных по росту, лыж разных по длине, шарфов разных по ширине для сравнения.

Рекомендации родителям:

- Побеседовать о здоровом образе жизни в семье;

- Игры – экспериментирование «Грязные и чистые руки». Закрепить представление что вода и мыло  очищают;

- Предложить детям нарезать полоски из цветной бумаги, одинаковой ширины, но разной длины. Поиграть в игру «Сравни по длине и высоте». Активизировать в речи детей слова: длиннее, короче, выше, ниже.

  1. Тема: Весна шагает по планете

- Конструирование из строительного материала «Скворечник».

Учить построению конструкции по образцу, характеристик объектов, их протяжённости, установления месторасположения частей и деталей.

- Игры с водой, снегом, льдом: «Тонет – не тонет» (испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала), «Освобождение из плена» (размораживание маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей);

игры с зеркалом: «Поймай солнышко» (маленьким зеркалом поймать луч солнца и пустить «зайчика»), «Солнечные зайчики» (воспитатель и дети пускают весёлые солнечные зайчики);

- Д/И «Что сначала, что потом» Закреплять умение последовательно располагать времена года, закреплять признаки времен года

- Д/И «Узнай и назови» Закреплять названия геометрических фигур, умение объединять их по схожим признакам.

- Настольно-печатные игры, разрезные картинки, предметные картинки;

- Наборы для экспериментирования, зеркальце для получения солнечных зайчиков.

- Книжки малышки по времени года «Весна»,

- Платочки основных цветов

- Коврик из геометрических фигур

- Кубы с прорезями разной формы

-  6 кубиков для составления лесенки, матрёшка для игры  «Вверх-вниз»

- Сенсорная игрушка «Солнышко» с застёжками разного вида

-Разрезные картинки, кубики (6 частей)

- Серии из 3-х картинок  «Дети пускают кораблики»

- Модели кругов, квадратов, треугольников и овалов

- Геометрическое лото для малышей.

- Предметные картинки для игры «Угадай, на что похоже»

- Карточки с цифрами и кружками от 1 до 5.

Рекомендации родителям:

- Предложить детям использовать зеркальце для получения солнечных зайчиков. Поиграть в игру «Расскажи, где спрятался «зайчик»?

Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, используя в речи слова: справа, слева, вверху, внизу и др.

- Поиграть в развивающие игры, направленные на знакомство детей с изменениями в природе: «Найди ошибку», «Сгруппируй…», «Найди отличия…»

- Поиграть в игры на развитие воображения: «Чудесный мешочек». (с геометрическими фигурами).

  1. Тема Цирк

- Игровая ситуация «Что у клоуна в чемодане»

Закреплять знания детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы. Упражнять в классификации предметов по цвету, форме, материалу, назначению.

- Аппликация «Украсим костюм клоуна»

Развивать умение выразительно располагать  части и детали костюма, закреплять названия геометрических фигур, основные цвета.

- Д/И «Геометрическое лото», «Исправь ошибки». Закреплять умение детей группировать фигуры по определенному признаку, соотносить цифры с количеством.

- Игра «Веревочка» (превращение веревочки в знакомые геометрические фигуры)

- Лото «Прямоугольник» развивать умение узнавать прямоугольник в предметах прямоугольной формы.

- Д/И «Речки и мостики» Закреплять умение детей сравнивать прямоугольники по длине и ширине.

- Полифункциональные материалы: (объемные модули, крупные, разных форм; ящик с мелкими предметами-заместителями; крупные куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.); емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры.

- Пазлы; разрезные картинки.

- Счетные палочки для выкладывания геометрических фигур.

- Раскраски «Обведи по контуру».

- Карточки с двумя полосками, набор прямоугольников и овалов разного цвета для сравнения по количеству;

- Фланелеграф, набор картинок для игры «Я работаю в цирке»;

- Набор кубиков с цифрами;

- Рамки-вкладыши «Веселый клоун»;

- Набор прямоугольников для сериации по величине.

- Образцы машин из геометрических фигур, набор геометрических фигур.

Рекомендации родителям:

- Организовать в кругу семьи «Вечер загадок». Упражнять детей в умении отгадывать загадки взрослых  и придумывать свои.

- Поиграть в игру «Угадай, где спрятались прямоугольник и овал» Закреплять умения детей находить фигуры в предметах окружающей обстановки.

- Предложить детям игры на сравнение и классификацию картинок по общему эмоциональному состоянию изображённых на них людей или животных: «Найди весёлых и грустных колунов», «Кто быстрее найдёт одинаковые рожицы и др.

  1.  Тема: : Космос

- Образовательная ситуация: «Земля - планета, на которой мы живем» Показать зависимость смены частей суток и времен года от вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

- Коллективная аппликация «Космический корабль»

Продолжать учить выполнять аппликацию, наклеивая готовые геометрические формы на цветном листе бумаги.

- Игры на группировку («Транспорт»).

- Игры с зеркалом («Поймай солнышко»: маленьким зеркалом поймать луч солнца и пустить «зайчика»);

- Экспериментирование с тенью.

- Д/И «Космонавты, по порядку становись!» Закреплять порядковый счет, в пределах 5.

- Д/И «Найди лишнюю ракету» (классификация по форме, цвету, размеру)

- Счет в пределах 5 по осязанию.

- Д/И «Наш день»

Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

-  Д/И «Геометрический коврик»

Развивать умение ориентироваться на плоскости.

- Раскраски, шаблоны разрезные картинки;

- Оборудование для исследовательской деятельности (песок, вода, крышки, ёмкости для смешивания);

- Модель смены дня и ночи; Солнечной системы;

- Образцы со схемами построек корабля, ракеты, самолета.

- Дидактическое пособие «Временные часы».

- Сюжетные картинки с изображением ситуаций из жизни детей в разное время дня; разрезные картинки по частям суток; цветные знаки для определения частей суток «Подбери цвет».

- Ободки самолетов основных цветов для игры «Самолеты»; - Кубы с прорезями разной формы; наборы звезд разного размера для сериации по величине; набор карточек и цифр на соотнесение по количеству.

- Панно со съемными элементами «Звездное небо».

- Зеркала для игры «Солнечный зайчик».

- Набор цифр (1-5), карточки с разным кол-вом звездочек.

Рекомендации родителям:

- Наблюдать за сменой частей суток, небесными светилами.

- Закреплять порядковый счет в пределах 5, вспомнив известные детям сказки «Репка», «Колобок», «Доктор Айболит». Развивать умение детей отвечать на вопрос «который по счету?»

- Предложить детям вылепить звезды и ракеты разного размера из соленого теста. Закреплять умение детей составлять сериационный ряд , раскладывая предметы от маленького до большого и наоборот.

- Поиграть в игру «Чего не стало»

Зак-ть назвия геом. фигур.

  1. Тема Встречаем птиц.

- Д/И  на обогащение сенсорного опыта детей: «Такие похожие разные птицы»

Обогащать сенсорный опыт детей. Упражнять в сравнении по разным свойствам, выделяя сходство в разных объектах.

- Конструирование «Птица».

Учить создавать знакомые образы из готовых геометрических форм. Учить анализировать объект, видеть основные части и детали.

- Решение простейших ситуационных задач: «Сгруппируй…», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью модели…», «Найди ошибку (в сюжетной картинке, рисунке).

- Конструирование из готовых геометрических форм, мозаика («Птицы» и др.);

- Д/И «Кто где живет» Закреплять представления о порядке и о числовом ряде.

- Д\И «Ступеньки» Закреплять умения сравнивать полоски по длине.

- Д/И «Поезд», «Украсим кормушки для птиц» Закреплять умения продолжать заданную закономерность.

Разнообразные наборы игрушек, природные и бытовые предметы разной формы, цвета, размера;

- Дидактические пособия для развития мелкой моторики: шнуровки, стержни для нанизывания, стержни для закручивания и другие.

- Цветные платочки основных цветов 2 размеров;

- Рамки-вкладыши;

- Лото «Геометрические фигуры»,

- Пирамидки одноцветные;

- Миски разной формы как объемные формы из 5 элементов.

- Игрушки для игр с песком и водой: утята, гусята, цыплята.

-  Пять домиков с окошками для цифр, цифры (1 - 5), игрушки;

- Цветные полоски разные по длине, но одинаковые по ширине, для сравнения.

Рекомендации родителям:

- Поиграть в развивающие игры, направленные на знакомство детей с изменениями в природе: «Найди ошибку», «Сгруппируй…», «Найди отличия…»

 

- Понаблюдать с детьми за сенсорными признаками  объектов природы (цвет, форма, величина), вспомнить признаки весны.

- Поиграть в игру  «Найди игрушку» Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие. Организованная образовательная деятельность с детьми по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Поможем друзьям».

Программные задачи:Продолжать формировать представления количественного и порядкового счета в пределах 5, закреплять умение отвечать на вопросы: Сколько? Который по счету? На котором месте? и т.д....

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Математические звёздочки"

На занятии дети делятся на две команды с помощью "математических" медалей и занимаются математикой, играя в различные игры. Занятие заканчивается аппликацией....

Организованная образовательная деятельность с детьми по формированию элементарных математических представлений в средней группе

открытое итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений у детей в средней группе...

Родительское собрание в средней группе по теме «Формирование элементарных математических представлений в средней группе»

На родительском собрании я знакомлю родителей с программой по ФЭМП, соответствующей возрасту детей. Сообщаю, что должен знать каждый ребёнок к концу учебного года. Родители должны знать, что на заняти...

Конспект математической игры «Квест» по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Ягодка»

Образовательная область: Познанавательное развитие Разделы: ФЭМПТема: «5 ключей»...

Сценарий родительского собрания в средней группе по теме «Формирование элементарных математических представлений в средней группе»

повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников...