Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Математические звёздочки"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Озерская Лариса Ивановна

На занятии дети делятся на две команды с помощью "математических" медалей и занимаются математикой, играя в различные игры. Занятие заканчивается аппликацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_nsportal.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида Красногвардейского района

                                                    Санкт-Петербурга

       

    Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных  математических представлений в средней группе         

                       на тему:  «Математические звёздочки»

                                                                     Выполнила 

                                                                     воспитатель ГБДОУ 5

                                                                     Озерская Лариса Ивановна 

                                                  Санкт-Петербург    

                                                              2014

Цель:  обобщить и закрепить математические знания детей.

Задачи

Развивающие:

-   развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, зрительную память, воображение, внимание;

-   развивать умение работать в коллективе.

Обучающие:

-   упражнять в счёте в пределах 10;

-   закрепить знание геометрических фигур и их свойств;

-   упражнять в отгадывании математических загадок

-   закрепить знания о пространственных отношениях- слева, справа, вверху, пониже и пр.

-   упражнять в работе  со счётными палочками;

-   закрепить  умение видеть в форме предметов геометрические фигуры.  

Воспитательные:

-   воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

-   воспитывать интерес к математическим занятиям, взаимопомощь, взаимоконтроль.

Интеграция образовательных областей:

-   познавательное развитие: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, формирование представлений об объектах окружающего мира;

-   речевое развитие:  общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора;

-   социально-коммуникативное развитие:  развитие общения и взаимодействия ребёнка  с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности собственных действий, эмоциональной отзывчивости, чувства патриотизма;

-   физическое развитие: формирование  представлений о некоторых видах спорта, приобретение опыта в двигательной активности, понимание ценности ЗОЖ (формирование полезных привычек);

-   художественно-эстетическое развитие: реализация самостоятельной творческой деятельности детей (аппликация).

Материалы:  дидактические картинки с видами спорта;  «медали» , выполненные из цветной золотистой бумаги в форме квадратов и прямоугольников  на ленточке  по количеству детей ;  две  веревки  не менее 1 м;  счётные палочки; набор цветных геометрических  фигурок для работы на фланелеграфе;  ножницы; клей - карандаш;  заготовки рисунка звезды по точкам от1 до10 на цветной бумаге;  ватман, тонированный в сине-голубой цвета, простые карандаши.

Ход занятия:

Дети играют.  Вдруг звучит музыкальный фрагмент (1-2 куплета) Государственного гимна РФ, муз. А.В. Александрова, сл. С.В.Михалкова.  

Воспитатель:  дети, вам понравилась музыка? Это прозвучал гимн нашей страны. Посмотрите на иллюстрацию в моих руках -   здесь изображены спортсмены на пьедестале почёта, их награждают медалями, в этот самый момент и звучит музыка.  Ребята,  что я кое-что  для вас приготовила

 ( воспитатель показывает детям тарелочки  с разложенными на них медалями). А хотите получить эти  медали ? (ответы детей). Но сначала вы должны ответить мне на вопрос:

Дидактическая игра «Кому, что нужно

Воспитатель показывает детям картинки с изображением спортивного инвентаря. Дети должны ответить, какому спортсмену это необходимо ( футбольный мяч – футболисту, лыжи – лыжнику, коньки – фигуристу и т.д.)

Воспитатель: ребята, вы молодцы !  Ответили на все мои вопросы и за это получаете по медальке. Возьмите, кому какая медаль нравится и повесьте её не шею.  Дети, вы заметили, что ваши медали не простые? (ответы детей)  Правильно, они квадратные и прямоугольные, потому что вы сегодня математические спортсмены и будете играть в математические игры. Теперь делимся на две команды: у кого квадратная медаль, тот идёт в команду  квадратов, у кого прямоугольная – в команду прямоугольников. Каждой команде я даю по верёвочке и с её помощью вы должны выложить  свою фигуру на ковре , т.е. команда квадратов выкладывает квадрат, а команда прямоугольников – прямоугольник.

Игра «Выложи фигуру».

Воспитатель:  давайте отойдём в сторонку и полюбуемся вашей работой. У меня есть 

Задание «Найди сходство и различие  у квадрата и  прямоугольника»

(ответы детей: обе  фигуры имеют  4 угла и 4 стороны, но в прямоугольнике 2 стороны длиннее)  Ребята, а какие геометрические фигуры вы ещё знаете? (ответы детей) Послушайте какие стихи-загадки я вам прочитаю про геометрические фигуры.

*Он похож на крышу дома

  И на шапочку у гнома,

  И на острый кончик стрелки,

  И на ушки рыжей белки.

  Угловатый очень с виду,

  Он похож на пирамиду.    (треугольник)

*Он по небу солнцем скачет

  Круглый словно диск луны

  Как у бабушки блины,

  Как тарелка, как венок,

*Он похож на кабачок,

  На глаза, и на картошку,

  А ещё похож на ложку

  На орех, и на яйцо

  На овальное лицо.

  С высоты кружок упал

  Он теперь не круг – овал.    (овал)

*Если влезть с пилой повыше,

  Отпилить у дома крышу,

  То хозяев мы обидим,

  Но кого же мы увидим?

       А потом мы всё починим

       И из шкафа юбку вынем.

       Мы увидим: юбка тоже

       На трапецию похожа.   (трапеция)

*Три вершины тут видны,

  Три угла, три стороны.

   Ну, пожалуй, и довольно!

   –Что ты видишь? (треугольник)

*Если взяла бы я окружность

  С двух сторон немного сжала,

  Отвечайте, дети, дружно 

  –Получился бы...  (овал)

*Если встали все квадраты

  На вершины под углом бы,

  То бы видели ребята

  Не квадраты мы, а ... (ромбы)

*Не овал я и не круг,

  Треугольнику я друг,

  Прямоугольнику я брат

  Ведь зовут меня ... (квадрат)

Воспитатель: ребята , посмотрите внимательно вокруг себя. Назовите мне, пожалуйста, предметы, которые похожи на геометрические фигуры.

Игровое упражнение «На какие фигуры похожи предметы в группе».

(ответы детей: дверь похожа на прямоугольник, окно – квадрат, часы – круг и т.д.)

Работа на фланелеграфе.

В: сейчас  каждая команда получит  набор геометрических фигурок. Из них  на фланелеграфе вы выложите разноцветную дорожку. Условие: форма и цвет фигур не должна повторяться.

Игровое упражнение «Выложи дорожку».

Воспитатель: какие вы молодцы! Обе команды правильно и быстро справились с заданием, но всё же команда квадратов работала чуть-чуть быстрее, давайте мы им похлопаем. Молодцы!

Физкультминутка  «Слушай и делай».

Дети выполняют движения по заданию воспитателя:

- дотронься правой рукой до правого уха;

- подними левую руку вверх;

- топни правой ногой;

- спрячь правую руку за спину;

- топни левой ногой;

- спрячь  левую руку за спину;

Один, два, три, четыре, пять – топаем ногами.

Один, два, три, четыре, пять – хлопаем руками.

Один, два, три, четыре, пять – занимаемся опять.

Воспитатель: на столе лежат счётные палочки, давайте с ними поиграем (дети садятся за столы).

Задание «Положи правильно».

 Воспитатель: ребята, каждый из вас правой рукой  берёт 4 счётные палочки и  кладёт их с правой стороны от себя. Затем, левой  рукой берёт 4 счётные палочки и кладёт их с левой  стороны от себя. Сколько всего палочек на столе? (ответы детей – 8).

Игра «Выложи фигуру из восьми палочек».

Условие: команда квадратов выкладывает прямоугольник, а прямоугольники – квадрат.

Слуховой диктант «Прибавить - отнять».

Дети выполняют задание по вопросам воспитателя:

- к 8 палочкам прибавить 2, сколько всего? (ответы детей – 10)

- от 10 палочек отнять 5, сколько осталось? (ответы детей – 5)

- к 5 палочкам прибавить 4, с сколько всего? (ответы детей – 9)

- от 9 палочек отнять, сколько осталось? (ответы детей – 7)

- от 7 палочек отнять 2, сколько осталось? (ответы детей – 5)

- к 5 палочкам прибавить 5, сколько всего? (ответы детей – 10)

Воспитатель: ребята, вы настоящие математические спортсмены, всё делаете быстро, ловко, а главное -правильно. Предлагаю в честь таких замечательных математических спортсменов запустить салют. Согласны? (ответы детей) Правда для этого вам нужно ещё чуть-чуть потрудиться ( воспитатель раздаёт детям листы цветной бумаги и карандаши).  На каждом листочке проставлены точки с цифрами. Вы должны соединить точки между собой прямой линией в цифровой последовательности от 1 до 10.

Игра «Нарисуй по точкам».

Воспитатель: дети, что вам удалось нарисовать? (ответы детей – звезду). Звезду необходимо вырезать. Давайте вспомним технику безопасности при использовании ножниц (ответы детей). Вырезаем. Ребята, я для вас приготовила большой лист бумаги сине-голубого цвета. Давайте представим , что это небо . Вы приклеите свои звёздочки в виде разноцветного салюта. Полюбуйтесь, какой красочный салют  в часть настоящих математических спортсменов у нас получился! ( здесь воспитатель может задать вопросы воспитанникам: чья звёздочка улетела в небо выше всех? Чья улетела ниже, еще ниже? У кого звезда красного цвета ( зеленого, синего и т.д.)? Звездочка Ани ближе к звезде Саши, но дальше от звезды Вики. Звезда Полины над (под, около, между и т.д.) звездой Игоря). Ребята, вам сегодня понравилось играть? (ответы детей). Какая игра понравилась больше? (ответы детей).

А свои «золотые» квадратные и прямоугольные медали вы можете оставить себе на память об участии в математических играх.