Статья на тему : "Игровая деятельность как вид воспитательной работы в средней группе (4-5 лет)"
статья (средняя группа) на тему

Мельниченко Татьяна Сергеевна

На четвертом году жизни продолжается развитие всех органов и психологических функций ребенка. Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется время активного бодрствования. Основным развивающим видом деятельности ребенка четырех лет являются игры. Они становятся более сложными, добавляются моделирующие и групповые игры. В игре ребенок учится общаться со сверстниками, контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры, в которой он может проявить чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. Здесь он развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью, он творчески осваивает язык, занимается словотворчеством. Использует все части речи. При помощи развивающих игр ребенок может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне. В возрасте 4-5 лет начинают формироваться сознательное запоминание и воспоминание, многие дети проявляют активный интерес к буквам и цифрам - и в этом помогают развивающие игры. Чтение же помогает развитию символического мышления.

С ребенком четырех лет можно играть во всякого рода словесные игры, которые хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать. Идет активное запоминание новых слов, объединенных каким-либо признаком (слова на букву «А»; слова-антонимы; слова, обозначающие продукты питания и др.), пополняется активный словарь ребенка, развивается мозг. Восприятие ребенка становится осмысленным, аналитическим. Благодаря этому происходит переход от наглядно- действенного к наглядно-образному мышлению.

На пятом году жизни дети более свободно определяют взаимное расположение предметов в пространстве, используя планы такого расположения. Выполняя задания на развитие воображения, дети создают не только отдельные образы, они уже в состоянии представлять в уме различные ситуации, развернутые и детализированные. Однако предлагаемые игры рассчитаны на возросшие возможности детей и направлены на формирование у них новых умений.

Когда ребенку исполняется 5 лет, он переходит в категорию старших дошкольников. Этот период знаменуется началом активной подготовки к школе. Навыки, полученные в младшем дошкольном возрасте, позволяют пятилетнему ребенку целенаправленно развивать умения, необходимые будущему первокласснику. В этом возрасте ребенок уже может усвоить нормы и правила поведения, благодаря которым его занятия и игры имеют более упорядоченный, по сравнению с младшим возрастом, характер.

Ребенок шестого года жизни по-прежнему стремится к самостоятельности, признанию со стороны старших товарищей, родителей. Взрослые должны учитывать этот аспект и создавать предпосылки для самореализации ребенка: поручать ему посильные дела, подчеркивая их важность, хвалить ребенка, моделировать ситуации, требующие от ребенка решительных действий. Но при этом не забывать о том, что сложные задачи могут привести к обратному результату - выдавать затруднения и подорвать веру ребенка в свои силы. Итогом самостоятельных действий ребенка должно быть чувство гордости и осознания собственной значимости.

Занимаясь с ребенком подготовкой к школьному обучению, важно развивать у него стремление к исследовательской деятельности, вводить его в суть предмета, фиксируя внимание на деталях, нюансах той или иной сферы. Любое занятие должно быть наглядно. Если в 4 года результат какого-либо процесса не имеет для ребенка решающего значения, то на шестом году жизни малыш может, наоборот, ускорять процесс, чтобы поскорее увидеть плод своих трудов. В связи с этим одним из главных навыков, требующих коррекции на данном этапе, становится развитие усидчивости и концентрации внимания. Немало времени следует уделять развитию тонкой моторики и координации рук, необходимых для подготовки руки к письму. Некоторые дети этого возраста начинают проявлять интерес к обучению, чтению. Практика показывает, что эти занятия бывают плодотворными лишь в том случае, если малыш овладевает данным видом знаний по собственному желанию, без давления со стороны взрослых. В ином же случае результат может быть обратным - у ребенка формируется стойкое неприятие всего, что связано с книгами, и это создает дополнительные проблемы в школе. Несмотря на звучность термина «подготовка к школьному обучению», взрослые не должны забывать, что занятия следует по-прежнему проводить в игровой форме, используя дидактический наглядный 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные дидактические материалы к совместной игровой деятельности с использованием интерактивной доски в средней группе по теме "Азбука безопасности" Программное обеспечение SMART Notebook.

Дети закрепляют знания правил по охране безопасности и жизнедеятельности. Материал можно использовать на занятиях и в индивидуальной деятельности с детьми....

планирование воспитательной работы в средней группе по теме "Осень"

Тема: «Осень. Человек (труд, одежда, обувь, головные уборы»....

Статья на тему: игровая деятельность, как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города.

Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения отнесено к приоритетным задачам. Проблема детского травматизма становится все острее. Основной фактор дорожно-транспортных происшествий &nd...

Статья на тему: «Игровая деятельность как основа развития ребенка»

Статья на тему: «Игровая деятельность как основа развития ребенка»Согласно иерархии человеческих потребностей, сформулированной А. Маслоу, выделяются потребности дефицита, к которым относя...

Статья на тему: «Игровая деятельность младшего возраста, как средство привлечения к физическому развитию организма ребенка»

Младший возраст ребенка - считается одним из самых важных психофизиологических процессов развития, этот возраст начинается от 2 лет и заканчивается до 4 лет....