Статья на тему: «Игровая деятельность как основа развития ребенка»
методическая разработка (старшая группа)

Веденина Екатерина Николаевна

Статья на тему: «Игровая деятельность как основа развития ребенка»

Согласно иерархии человеческих потребностей, сформулированной А. Маслоу, выделяются потребности дефицита, к которым относятся физиологические потребности, потребность в безопасности и социальные потребности, и потребности роста, включающие в себя потребность в самовыражении и самоуважении. Следует помнить, что любой ребенок сегодня, это взрослый, сознательный член общества завтра. И уже в детстве у ребенка возникают не только потребности базового уровня, но и более высокие.

Как только человеческое общество поднялось на такую ступень развития, что «появилось детство», т.е. отпала необходимость включения детей с самого раннего возраста в производительную трудовую деятельность и осуществления воспитания именно непосредственно в ходе такого включения, у детей появилась возможность играть. Говорить о дошкольном периоде стало возможным только с исторического момента становления школьного образования в качестве обязательного, более того, на протяжении прошлого века существенно увеличились и возрастные границы детства. Это вполне логично: чем выше уровень развития общества, тем сложнее и длительнее период подготовки ребенка к взрослой жизни. Именно когда у ребенка отпадает необходимость принимать участие в трудовой деятельности, все больше различных действий начинает формироваться у детей на копиях и аналогах реальных предметов, утрачивается производительная функция предметов, возникает игра.

Приведем некоторые определения игры и игровой деятельности:

  • игра представляет собой форму деятельности в условных ситуациях, направленную на воспроизведение и усвоение общественного опыта, который зафиксирован в определенных способах осуществления предметных действий, предметах науки, искусства и материальной культуры; в игре происходит социализация ребенка, формирование произвольности поведения, совершенствуется умение регулировать свое поведение.
  • игра – вид осмысленной непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе.
  • игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, благодаря которой происходят главные изменения в психике ребенка, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к следующей ступени развития.

Учитывая тему курсовой работы, наиболее точным и подходящим выглядит определение, данное А.Н. Леонтьевым, поскольку именно в нем отражена сущность игры как ведущей деятельности детей в дошкольном возрасте.

Для каждого периода в жизни и развитии характерен определенный ведущий тип деятельности. В психологии в качестве ведущей рассматривается та деятельность, в процессе которой формируются основные психические процессы, возникают характерные для конкретного возраста психические новообразования, происходят качественные изменения в психике детей. Исходя из этого в период младенчества (возраст до 1 года) ведущим является непосредственно-эмоциональное общение; в период раннего детства (1-3 года) – предметная деятельность; в дошкольном возрасте (3-7 лет) ведущую роль начинает выполнять игровая деятельность. Игра становится средством познания действительности во всем ее многообразии.

К.Д. Ушинский считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей огромное значение для развития ребенка, и говорил о том, что в игре ребенок живет, причем следы этой игровой жизни остаются в нем глубже, нежели следы действительности. Именно в игре ребенок учится произвольному поведению и подчинению определенным правилам, учится выстраивать отношения с другими людьми, развивает и совершенствует умственные способности, познавательные интересы.

Д.Б. Эльконин характеризовал игру как сложное психологическое явление, дающее эффект общего психического развития.

Рассмотрим игровую деятельность в качестве одной из основных составляющих развития ребенка.

Изучением вопроса о природе и сущности игровой деятельности детей занимались такие исследователи как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие. Существуют различные подходы к объяснению сущности игры, когда ее рассматривают либо как форму деятельности, либо как форму общения, либо как проявление и необходимое условие нормального умственного развития. Сущность и специфика детской игры гораздо шире, поэтому ни один из этих подходов не дает полного объяснения.

С точки зрения Л.С. Выготского, в дошкольном возрасте у ребенка возникают определенные потребности и побуждения, весьма значимые для всего психоэмоционального и интеллектуального развития ребенка и непосредственно приводящие к игре. Это связано с тем, что у ребенка возникают желания, которые он по какой-то причине не может немедленно реализовать. Ребенок раннего возраста в подобной ситуации может начать плакать и требовать, чтобы ему дали ту или иную вещи, позволили что-то сделать здесь и сейчас. Ребенок более старшего возраста, обычно после 3 лет, уже «накопил» определенное количество нереализованных желаний и в некоторой степени понимает, что их и невозможно выполнить. Тогда и возникает такое важное психическое новообразование как воображение, которое служит основой появления игры. Детская игра, таким образом, оказывается воображением в действительности. Необходимо уточнить, что далеко не каждое неудовлетворенное желание ведет к возникновению игры, к этому, скорее, приводят обобщенные аффекты.

Как любой процесс, игровая деятельность ребенка проходит в своем развитии различные этапы. Д.Б. Эльконин выделяет следующие уровни игры: предметная игра, в ходе которой ребенок воспроизводит действия взрослых с теми или иными предметами; сюжетно-ролевая игра – воспроизведение отношений между людьми; игра с правилами означает переход к использованию в ходе игры скрытой роли, но открытых правил действия.

Способы игры также претерпевают изменение от простого к сложному: сначала происходит обозначение условных предметных действий непосредственно в игре (например, песочный кулич – пирожок, палочка – ружье и т.п.); ролевое поведение означает реализацию условной игровой позиции (например, я – врач, а ты – больной, ты – мама, я – дочка); формирование сюжета – планирование, обозначение и развертывание определенной последовательности целостных ситуаций (каждый ребенок участвует в подобной игре, подчиняясь выбранной роли и правилам).

Кроме того, в развитии игры обычно выделяют две основные стадии, характерные для детей разного возраста. Первая стадия характерна для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) и заключается в воспроизведении логики реальных бытовых действий, которые и являются непосредственно содержанием игры. Вторая стадия возникает в среднем и старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) и представляет собой моделирование реальных отношений людей, содержанием игры оказываются социальные отношения, смысл деятельности взрослого человека, как он понимается детьми. В этом смысле существенным оказывается возрастное различие между средними и старшими дошкольниками. Игровые действия в среднем дошкольном возрасте дети производят не ради самих этих действий, а ради тех отношений, которые стоят за ними. В старшем дошкольном возрасте на первый план выходит соблюдение правил, которые «привязаны» к роли, предметные действия сокращаются, обобщаются, заменяются речью, а вот соблюдение правил контролируется весьма строго.

В современной педагогике серьезно развивается особое направление – игровая педагогика. Это направление определяет игру в качестве ведущего метода обучения детей дошкольного возраста, последующего включения их в учебные занятия, способа получить эмоциональный отклик на воспитательное воздействие и обеспечения комфортных условий жизнедеятельности. Вопросы теории и практики игровой педагогики рассматривались такими учеными как А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, З.М. Богуславской и др. Разрабатываются целые серии игр для полноценного интеллектуального развития детей, которые требуют проявления гибкости мышления, инициативы, умения переносить сформированные умственные действия на другие объекты и новое содержание. В этих играх может не быть жестко зафиксированных правил, от детей требуется самостоятельно выбрать способ решения задачи, это уже не просто дидактические игры, а развивающие, в широком смысле этого слова.

Подобные игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей, т.е. всех высших психических функций Рассмотрим более подробно виды игр и игровых ситуаций, которые реализуются у детей в старшем дошкольном возрасте:

  • самодеятельные игры – возникают по инициативе самого ребенка;
  • игры образовательного и воспитательного характера – возникают по инициативе взрослого;
  • традиционные игры – имеют в основе этнические традиции, могут проводиться как по инициативе взрослого, так и по инициативе старших детей.

К наиболее продуктивным для познавательного развития детей можно отнести игры первых двух групп.

К играм первой группы относятся экспериментирование, режиссерские, театрализованные, сюжетно-ролевые и сюжетно-образовательные игры. Игры, возникающие по инициативе самих детей, представляют собой форму практического размышления и использования жизненного опыта ребенка; они служат для развития интеллектуальной инициативы, творческой активности, помогают ставить новые задачи для себя и других играющих. Содержание самодеятельных игр является отражением опыта других видов деятельности ребенка, а также способствует общению с взрослыми.

Игры второй группы включают в себя дидактические, сюжетно-дидактические и досуговые (забавы, развлечения, интеллектуальные). Отличие от первой группы заключается в том, что эти игры не являются самодеятельными, поскольку регулируются четко заданными правилами, а не детской инициативой. Воспитательное и развивающее значение игр данного вида заключается в формировании культуры игры, усвоении социальных норм, творческом использовании полученных знаний.

В условиях дошкольного образовательного учреждения широкое применение традиционно имеют дидактические игры, представляющие разновидность игр с правилами, созданными педагогической школой для обучения и воспитания детей. С одной стороны дидактические игры направлены на решение конкретных образовательных задач, с другой – оказывают воспитательное и развивающее воздействие.

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что игра представляет собой для ребенка форму активного отражения окружающего мира и людей. Игровая деятельность отличается от продуктивной тем, что выполняется комплексными действиями, а не дискретными. Как и любая другая человеческая деятельность, игра носит общественный характер и отражает те исторические, культурные и технические изменения, которые происходят в жизни людей. Игра не имеет жестких рамок, она постоянно насыщается фантазией, новыми решениями и выдумками детей. Игра – коллективная деятельность, которая позволяет детям научиться сотрудничать с окружающими их взрослыми и детьми. Во многих играх дети оперируют имеющимися у них знаниями, постоянно уточняя, обогащая их, развивая познавательные интересы и нравственные способности.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Игровая деятельность как основа развития ребенка»

Согласно иерархии человеческих потребностей, сформулированной А. Маслоу, выделяются потребности дефицита, к которым относятся физиологические потребности, потребность в безопасности и социальные потребности, и потребности роста, включающие в себя потребность в самовыражении и самоуважении. Следует помнить, что любой ребенок сегодня, это взрослый, сознательный член общества завтра. И уже в детстве у ребенка возникают не только потребности базового уровня, но и более высокие.

Как только человеческое общество поднялось на такую ступень развития, что «появилось детство», т.е. отпала необходимость включения детей с самого раннего возраста в производительную трудовую деятельность и осуществления воспитания именно непосредственно в ходе такого включения, у детей появилась возможность играть. Говорить о дошкольном периоде стало возможным только с исторического момента становления школьного образования в качестве обязательного, более того, на протяжении прошлого века существенно увеличились и возрастные границы детства. Это вполне логично: чем выше уровень развития общества, тем сложнее и длительнее период подготовки ребенка к взрослой жизни. Именно когда у ребенка отпадает необходимость принимать участие в трудовой деятельности, все больше различных действий начинает формироваться у детей на копиях и аналогах реальных предметов, утрачивается производительная функция предметов, возникает игра.

Приведем некоторые определения игры и игровой деятельности:

  • игра представляет собой форму деятельности в условных ситуациях, направленную на воспроизведение и усвоение общественного опыта, который зафиксирован в определенных способах осуществления предметных действий, предметах науки, искусства и материальной культуры; в игре происходит социализация ребенка, формирование произвольности поведения, совершенствуется умение регулировать свое поведение.
  • игра – вид осмысленной непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе.
  • игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, благодаря которой происходят главные изменения в психике ребенка, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к следующей ступени развития.

Учитывая тему курсовой работы, наиболее точным и подходящим выглядит определение, данное А.Н. Леонтьевым, поскольку именно в нем отражена сущность игры как ведущей деятельности детей в дошкольном возрасте.

Для каждого периода в жизни и развитии характерен определенный ведущий тип деятельности. В психологии в качестве ведущей рассматривается та деятельность, в процессе которой формируются основные психические процессы, возникают характерные для конкретного возраста психические новообразования, происходят качественные изменения в психике детей. Исходя из этого в период младенчества (возраст до 1 года) ведущим является непосредственно-эмоциональное общение; в период раннего детства (1-3 года) – предметная деятельность; в дошкольном возрасте (3-7 лет) ведущую роль начинает выполнять игровая деятельность. Игра становится средством познания действительности во всем ее многообразии.

К.Д. Ушинский считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей огромное значение для развития ребенка, и говорил о том, что в игре ребенок живет, причем следы этой игровой жизни остаются в нем глубже, нежели следы действительности. Именно в игре ребенок учится произвольному поведению и подчинению определенным правилам, учится выстраивать отношения с другими людьми, развивает и совершенствует умственные способности, познавательные интересы.

Д.Б. Эльконин характеризовал игру как сложное психологическое явление, дающее эффект общего психического развития.

Рассмотрим игровую деятельность в качестве одной из основных составляющих развития ребенка.

Изучением вопроса о природе и сущности игровой деятельности детей занимались такие исследователи как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие. Существуют различные подходы к объяснению сущности игры, когда ее рассматривают либо как форму деятельности, либо как форму общения, либо как проявление и необходимое условие нормального умственного развития. Сущность и специфика детской игры гораздо шире, поэтому ни один из этих подходов не дает полного объяснения.

С точки зрения Л.С. Выготского, в дошкольном возрасте у ребенка возникают определенные потребности и побуждения, весьма значимые для всего психоэмоционального и интеллектуального развития ребенка и непосредственно приводящие к игре. Это связано с тем, что у ребенка возникают желания, которые он по какой-то причине не может немедленно реализовать. Ребенок раннего возраста в подобной ситуации может начать плакать и требовать, чтобы ему дали ту или иную вещи, позволили что-то сделать здесь и сейчас. Ребенок более старшего возраста, обычно после 3 лет, уже «накопил» определенное количество нереализованных желаний и в некоторой степени понимает, что их и невозможно выполнить. Тогда и возникает такое важное психическое новообразование как воображение, которое служит основой появления игры. Детская игра, таким образом, оказывается воображением в действительности. Необходимо уточнить, что далеко не каждое неудовлетворенное желание ведет к возникновению игры, к этому, скорее, приводят обобщенные аффекты.

Как любой процесс, игровая деятельность ребенка проходит в своем развитии различные этапы. Д.Б. Эльконин выделяет следующие уровни игры: предметная игра, в ходе которой ребенок воспроизводит действия взрослых с теми или иными предметами; сюжетно-ролевая игра – воспроизведение отношений между людьми; игра с правилами означает переход к использованию в ходе игры скрытой роли, но открытых правил действия.

Способы игры также претерпевают изменение от простого к сложному: сначала происходит обозначение условных предметных действий непосредственно в игре (например, песочный кулич – пирожок, палочка – ружье и т.п.); ролевое поведение означает реализацию условной игровой позиции (например, я – врач, а ты – больной, ты – мама, я – дочка); формирование сюжета – планирование, обозначение и развертывание определенной последовательности целостных ситуаций (каждый ребенок участвует в подобной игре, подчиняясь выбранной роли и правилам).

Кроме того, в развитии игры обычно выделяют две основные стадии, характерные для детей разного возраста. Первая стадия характерна для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) и заключается в воспроизведении логики реальных бытовых действий, которые и являются непосредственно содержанием игры. Вторая стадия возникает в среднем и старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) и представляет собой моделирование реальных отношений людей, содержанием игры оказываются социальные отношения, смысл деятельности взрослого человека, как он понимается детьми. В этом смысле существенным оказывается возрастное различие между средними и старшими дошкольниками. Игровые действия в среднем дошкольном возрасте дети производят не ради самих этих действий, а ради тех отношений, которые стоят за ними. В старшем дошкольном возрасте на первый план выходит соблюдение правил, которые «привязаны» к роли, предметные действия сокращаются, обобщаются, заменяются речью, а вот соблюдение правил контролируется весьма строго.

В современной педагогике серьезно развивается особое направление – игровая педагогика. Это направление определяет игру в качестве ведущего метода обучения детей дошкольного возраста, последующего включения их в учебные занятия, способа получить эмоциональный отклик на воспитательное воздействие и обеспечения комфортных условий жизнедеятельности. Вопросы теории и практики игровой педагогики рассматривались такими учеными как А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, З.М. Богуславской и др. Разрабатываются целые серии игр для полноценного интеллектуального развития детей, которые требуют проявления гибкости мышления, инициативы, умения переносить сформированные умственные действия на другие объекты и новое содержание. В этих играх может не быть жестко зафиксированных правил, от детей требуется самостоятельно выбрать способ решения задачи, это уже не просто дидактические игры, а развивающие, в широком смысле этого слова.

Подобные игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей, т.е. всех высших психических функций Рассмотрим более подробно виды игр и игровых ситуаций, которые реализуются у детей в старшем дошкольном возрасте:

  • самодеятельные игры – возникают по инициативе самого ребенка;
  • игры образовательного и воспитательного характера – возникают по инициативе взрослого;
  • традиционные игры – имеют в основе этнические традиции, могут проводиться как по инициативе взрослого, так и по инициативе старших детей.

К наиболее продуктивным для познавательного развития детей можно отнести игры первых двух групп.

К играм первой группы относятся экспериментирование, режиссерские, театрализованные, сюжетно-ролевые и сюжетно-образовательные игры. Игры, возникающие по инициативе самих детей, представляют собой форму практического размышления и использования жизненного опыта ребенка; они служат для развития интеллектуальной инициативы, творческой активности, помогают ставить новые задачи для себя и других играющих. Содержание самодеятельных игр является отражением опыта других видов деятельности ребенка, а также способствует общению с взрослыми.

Игры второй группы включают в себя дидактические, сюжетно-дидактические и досуговые (забавы, развлечения, интеллектуальные). Отличие от первой группы заключается в том, что эти игры не являются самодеятельными, поскольку регулируются четко заданными правилами, а не детской инициативой. Воспитательное и развивающее значение игр данного вида заключается в формировании культуры игры, усвоении социальных норм, творческом использовании полученных знаний.

В условиях дошкольного образовательного учреждения широкое применение традиционно имеют дидактические игры, представляющие разновидность игр с правилами, созданными педагогической школой для обучения и воспитания детей. С одной стороны дидактические игры направлены на решение конкретных образовательных задач, с другой – оказывают воспитательное и развивающее воздействие.

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что игра представляет собой для ребенка форму активного отражения окружающего мира и людей. Игровая деятельность отличается от продуктивной тем, что выполняется комплексными действиями, а не дискретными. Как и любая другая человеческая деятельность, игра носит общественный характер и отражает те исторические, культурные и технические изменения, которые происходят в жизни людей. Игра не имеет жестких рамок, она постоянно насыщается фантазией, новыми решениями и выдумками детей. Игра – коллективная деятельность, которая позволяет детям научиться сотрудничать с окружающими их взрослыми и детьми. Во многих играх дети оперируют имеющимися у них знаниями, постоянно уточняя, обогащая их, развивая познавательные интересы и нравственные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему : "Игровая деятельность как вид воспитательной работы в средней группе (4-5 лет)"

На четвертом году жизни продолжается развитие всех органов и психологических функций ребенка. Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется время актив...

Статья на тему: игровая деятельность, как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города.

Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения отнесено к приоритетным задачам. Проблема детского травматизма становится все острее. Основной фактор дорожно-транспортных происшествий &nd...

Обзорная лекция на тему: " Роль и значение игровой деятельности в речевом развитии ребенка".

Обзорная лекция на тему: " Роль и значение игровой деятельности в речевом развитии ребенка"....

Статья на тему: "Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ"

При адаптации детей к уловиям ДОУ основным средством взаимодействия педагога является игра. Игровые технологии способствуют развитию детей и более легкой адаптации....

Статья на тему: «Игровая деятельность младшего возраста, как средство привлечения к физическому развитию организма ребенка»

Младший возраст ребенка - считается одним из самых важных психофизиологических процессов развития, этот возраст начинается от 2 лет и заканчивается до 4 лет....

статья на тему Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка

Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко пр...

Статья на тему: «Игровая деятельность как средство снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»

 Можно ли себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Представьте ситуацию, когда вы попадаете в незнакомый город, с множеством улиц и людей, их так мног...