КУКЛОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья на тему

Петренко Надежда Васильевна

В истории педагогтки вопрос о роли  и месте кукол в игровой деятельности дошкольников всегда рассматривался как значимый для усвоения ребёнком нравственных чувств и приобретения эмоциональной культуры. Кукла - это та игрушка, которая больше всех отвечает потребностям познавательной деятельности ребёнка. Именно куклы, являясь прообразом человека, будят в ребёнке чисто человечиские, глубоко социальные эмоции любви, нежности, счастья, покровительства и заботы о младших, заботы о детях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КУКЛОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Современное общество предъявляет к человеку высокие требования. В настоящее время требуется морально устойчивый, любознательный, активный, коммуникативный человек, уважающий права других людей.

        Дошкольный возраст - это период фактического формирования личности, и время, когда ребёнок проходит основной этап социализации к окружающему его миру.

        Нравственное воспитание влияет на формирование таких качеств дошкольника, как; добродушие и проявление гуманных отношений, чувство ответственности и справедливости, дружеские отношения со сверстниками, уважение к старшим. Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

        Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, кино, примера взрослого, игры, труда и так далее. Но наиболее оптимальным и правильным для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра. А любая игра немыслима без игрушки. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудности.

        Куклотерапия, как метод, основана на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы. Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности детей. В качестве основного приема воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».

        Функции, которые выполняет куклотерапия:                                                               - Коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив.                                                                                                            - Релаксационную - снятие эмоционального напряжения.                                         - Воспитательную - психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций.                                                                                                           - Развивающую - развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики.                                                                                    - Обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.

        В истории педагогики вопрос о роли и месте кукол в игровой деятельности дошкольников всегда рассматривался как значимый для усвоения ребёнком нравственных чувств и приобретения эмоциональной культуры. Так, например, академик Е. А. Аркин считал, что куклы, являясь прообразом человека, будят в ребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности, счастья, покровительства и заботы о младших, заботы о детях.  «Оживляя» куклу, ребёнок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за её действия, «жизнь», слова, поведение, здоровье; учится находить адекватное, вербальное и телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

         В заключении необходимо отметить, что ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, сострадание, уважение, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, у него не возникает проблем в общении с окружающими, и он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации, не поддаваясь негативному воздействию извне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

Мини-музей - средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Мини-музей: "Главная улица Росии - река Волга" создан в детском саду с целью ознакомления детей с малой Родиной....

консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....

Сказкотерапия как средство формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста

Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом. И поэтому основной задачей образования является формирование нравственной ли...

Художественная литература как средство формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста

В статье раскрывается вопрос формирования нравственного поведения детей средствами художественной литературы...