Работа с одаренными детьми
план-конспект занятия на тему

Денисова Луиза Леонидовна

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому решать проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odr.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

           В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому решать проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

            Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов. А ныне, ускорение научно – творческого прогресса будет зависеть от количества и качества творческих умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники, производства, от того что называется повышением интеллектуального потенциала народа.
           Работа с одаренными детьми является, по сути, реализацией права личности на индивидуальность, о чем заявлено в Конвенции о правах ребенка, которая предусматривает действенную заботу государства о реализации прав ребенка на сохранении своей индивидуальности и ответственность родителей, в пределах своих способностей и финансовых возможностей, условий для развития ребенка.

            Многие педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений, получив право самостоятельно определять содержание и форму учебно-воспитательной работы на сегодняшний день, выбирают развитие одаренности как основное направление работы.

         И тут возникает множество вопросов: как выделять одаренных дошкольников?
С какого возраста можно проводить диагностику одаренности? Какие педагогические условия стимулируют раскрытие одаренности в дошкольном детстве? Как построить работу с одаренными детьми в детском  саду?
 Данные вопросы волнуют педагогов, родителей и психологов.

.
   Для начала необходимо осмыслить само понятие
«одаренность». Согласно концепции известного исследователя академика А.М.Матюшкина:  «Одаренность -  это творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности, в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных».  А творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.
 С другой стороны, согласно «Рабочей концепции одаренности» (1998, 2003), разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», 
одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 Итак,
с какого возраста можно определить одаренность детей? Уже детям до 2-3 лет характерна высокая чувствительность к новизне ситуации, предмету, звукам, изображениям…Иногда эта проблема оказывается сильнее физиологических потребностей ребенка (во сне, пище). К 3-5 годам исследовательская потребность преобразуется в более высокие формы. Дети начинают задавать  много вопросов. Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. Уже к 5 годам пытаются найти ответы самостоятельно: находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать.

     На сегодняшний день выделяют несколько видов одаренности детей, такие как:

1.Практическая (общая) одаренность (дети, отличающие высокой внимательностью, наблюдательностью, очень высоким уровнем логического мышления, умением точно и полно излагать свои мысли);

2. Творческая одаренность  (дети, любознательны, склоны к экспериментированию, создавать что-то  необычное, склонны к эстетике оформления своих работ);

3. Академическая одаренность (дети с большим энтузиазмом осваивают образовательные программы благодаря быстрым и продуктивным освоением общеучебных навыков);

4.Лидерская одаренность (такие дети - быстро приспосабливаются  

к различным ситуациям, коллективам, они уверены в себе и склонны, руководить сверстниками);

5.Художественно-эстетическая одаренность (такие дети обладают

специальными способностями: в  хореографической, литературно-поэтической, изобразительной и музыкальной деятельности).    

         В сегодняшнем выступлении, я остановлюсь на художественно – эстетической одаренности. Работая данной группой детей, я со своей напарницей, проанализировала диагностику уровня развития. Изучили новые методы и технологии, которые печатались последние годы  в журналах «Дошкольное воспитание», «Дошкольник», «Современный детский сад». И тут пришли к выводу, что работая только по традиционным программам, у детей нет творческого подхода к работе, не развиваются  воображение, нет интереса к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином ..., а лишь   механически выполняют техническую работу  ту, что предлагает воспитатель. А «восторга души» нет. Затем  наметили цели и задачи, организационные мероприятия. Пополнили  предметно-развивающую среду разнообразием художественными материалами, современными ИКТ средствами. Обдумала план работы с родителями.

Поставленные цели и задачи  эти решаются  в процессе специально организованных занятиях,  через совместную деятельность ребенка с взрослыми (педагогом и родителями), и в самостоятельной деятельности. Темы занятий подбираю так, чтобы ребенок мог осваивать  пластилин, бумагу, краски, нетрадиционные техники, развивали      и закрепляли изобразительные умения и навыки. Соответственно использую занятия-беседы о жизни и деятельности  художников, мастеров – умельцев. Рассказываю, как художник работал над этой картиной. Пытаюсь вдохновить в детях  на создание собственной художественной деятельности. Так, дети, вступая в диалог, придумывают что-то свое, прислушиваются мнению ровесников. Организую встречи с местными художниками, мастерами – умельцами.

Много дают наблюдения  на целевых прогулках и экскурсиях. Наводящие вопросы педагога: «Ребята, а вы заметили, сегодня необыкновенное небо! Такое небо можно увидеть только сегодня и только сейчас». И внимание детей максимально приближается к активному действию. После наблюдений они могут сравнивать это с репродукциями художников. Обучая технике рисования тела человека,   используем проволоку и пластилин. Так можно легко объяснить и  показать разные движения человека. В работе с детьми применяю выполнения работ как индивидуальное, так и коллективное (тут формируется положительная мотивация, углубляется интерес к совместному творчеству, корректируется межличностные отношения). Стараюсь не ограничивать детей временем выполнения работ (так они работают над образом продуманно, вдохновляясь новыми замыслами, исправляют ошибки, дополняют деталями, любуются законченной работой).

 Моделируя движения машин, ребенок учиться изображать движения машин разных сторон.  Проводимые мною свободное время от занятий развивающие игры «Дорисуй», «Дополни»,  « Найди различие» тоже интересны вышеуказанным детям.  Но следует знать, не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных детей. Такой способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных.

Задания творческого характера должны даваться всей группе детей.

При  их выполнении оценивается только успех. В каждом ребёнке педагог должен видеть индивидуальность.

Очень хорошо иметь в группе «полочки  красоты» (готовые работы и подделки детей, выполнение в течение года), постоянно действующая выставка детских рисунков, «уголок творчества» (портреты, работы художников, мастеров – умелец, книги об искусстве).

Художественная деятельность с одаренными детьми станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители, будут работать и оценивать детские работы сообща.

Что представляет собой работа с одаренными детьми и их родителями? Это беседы и семинары, посвященные особенностям одаренного ребенка, влиянию стилей детско-родительских отношений на его развитие, роли понимания взрослыми одаренности своего ребенка. Привлечение родителей к разработке образовательных программ для работы с одаренными детьми. Оформление стендов и организация выставок. Вовлечение в диагностическую работу по выявлению одаренных детей. Включение родителей в жизнь детского сада: посещение занятий, прогулки, участие в играх, праздниках, экскурсиях.

Сравнивая поведение своего ребенка в детском саду и дома, видя неординарность его мышления, оценивая достижения, родители могут по – иному взглянуть на своего ребенка, научаться уделять внимание не только тем областям знаний, где ребенок проявляет особую одаренность, но и другим сферам человеческого познания и деятельности.

        Работа с одаренными детьми действительно актуально в наше время. И это нужно для будущего.

Список литературы
1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005. 
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
3. Лейтес Н.С. Возрастной подход к феноменам детской одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности. / Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997.
4. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.
5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996. 
6. Панов В.И. Одарённые дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4.
7. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003
8. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.
9. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.
10. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1997.
11. Хеллер К.А. Лонгитюдное исследование одаренности / К.А. Хеллер, К. Перлет, В, Сиервальд // Вопросы психологии. 1991. №2. С. 120-127.
12. Шадриков В.Д. Способности, одарённость, талант // Развитие и диагностика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 2. Музыкальность как признак одаренности

1. Музыкальные способности, их характеристика2. Основные музыкальные способности детей дошкольного возраста3. Условия развития музыкальных способностей в дошкольном возрастеПрактическое зада...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...