Проект "Моя Великая Россия"
проект (подготовительная группа) на тему

Ячменева Наталья Владимировна

Проект  направлен на расширение кругозора детей в области народной танцевальной культуры. Прививает детям любовь к Родине, родной природе, знакомит с народными праздниками и обрядами, а так же с традициями и бытом русского народа.

 

 

Цель проекта:

 

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине через умение выразительно передать эмоционально – образное содержание русского народного  танца, пляски.

 

Задачи:

Образовательные:

1. Приобщать детей к русской народной музыкальной культуре:

ü игра на русских — народных музыкальных инструментах;

ü знание и владение простейшими элементами танцевальных движений из русских народных плясок.

2.Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.

3.Формировать пластику, культуру движения, их выразительность, координацию движений и  ориентировку в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya.docx131.06 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования муниципального района

«Шилкинский район»

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

«Центр развития ребенка детский сад №7 «Аленушка»

C:\Users\7\Desktop\Мои рисунки\0_87f7e_52aac488_xl-604x400.jpg

Выполнил:хореограф

Н.В.Ячменева

2 квалификационная категория

Пгт. Первомайский

2015г.

Закружились хороводы
Колесом: и вкруг, и вспять!
Пробудился дух народный –
Русской пляски не унять!

АКТУАЛЬНОСТЬ

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие высших моральных чувств. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Эти чувства начинаются с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе...

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В  дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется его личность. Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является художественно- эстетическое и культурное развитие детей, приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и географией танца. Народная танцевальная музыка развивает и внутренне обогащает детей, учит танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром, происходит знакомство с русским бытом, костюмом, народными традиционными праздниками.

 В дошкольном возрасте активно развиваются физические способности детей, создаются благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, рисует и играет- это помогает  проявлению индивидуальных способностей, в том числе музыкальных и танцевальных.

Проект  направлен на расширение кругозора детей в области народной танцевальной культуры. Прививает детям любовь к Родине, родной природе, знакомит с народными праздниками и обрядами, а так же с традициями и бытом русского народа.

Цель проекта:

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине через умение выразительно передать эмоционально – образное содержание русского народного  танца, пляски.

 

Задачи: 

Образовательные:

1. Приобщать детей к русской народной музыкальной культуре:

  • игра на русских — народных музыкальных инструментах;
  • знание и владение простейшими элементами танцевальных движений из русских народных плясок.

2.Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.

3.Формировать пластику, культуру движения, их выразительность, координацию движений и  ориентировку в пространстве.

Развивающие:

1.Развивать у детей интерес к фольклорным произведениям.

2.Развивать творческие способности детей.

3.Развить музыкальный слух и чувство ритма.

4.Развить воображение, фантазию.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, обычаям, русскому фольклору,  к русскому танцевальному искусству.

2.Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.

3.Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.

Оздоровительные:

1.Укреплять здоровье детей.

2. Способствовать развитию осанки, мышечного корсета.

Тип проекта: долгосрочный (творческий).

Сроки проекта:один год  (01.10.15 -30.04.16г.)

Участники проекта:

  • воспитатели старших групп (группа № 4 и №6);
  • воспитатели подготовительных к школе  групп (группа № 3 и 5);
  •  специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию;
  • дети, посещающие кружок «Веселый каблучок»
  • родители.

Ожидаемый результат:

1.Дети осмысленно смогут рассказать о традициях и обычаях русского народа, будут с интересом отражать в разных видах танцевальной деятельности элементы русского народного танца.

2.Сформирован интерес к народным традициям, обычаям, русскому фольклору,  к русскому танцевальному искусству.

3. Дети овладели простейшими элементами танцевальных движений из русских народных плясок.

4.У детей укреплены мышцы тела, развиты пластика, гибкость, координация движений и ловкость.

Формы реализации проекта

1.Тематическая  непосредственно- образовательная деятельность:

  • просмотр презентаций  «Русский народный костюм»;
  • просмотр видео русских народныхтанцев;
  • знакомство с малыми формами устного народного творчества;
  • беседы: «Ложка, ложечка»,  «Русский народный костюм», «Виды народных плясок и танцев».

2.Раучивание русских народных  танцев:

  • хоровод «Россия»;
  • «Танец с ложками»;
  • «Я рисую этот мир».

3.Прослушивание русских народных песен «Ах, вы сени мои сени», «Во поле береза стояла»

4. Участие

№ п/п

Мероприятие

Форма проведения

Сроки

Участники

1.

«Краски осени»

Музыкально- литературная гостиная

Ноябрь

Дети, воспитатели, муз.руководитель, хореограф

2.

Телемост, г.Чебоксары

Интернет – общение с детьми

Ноябрь

Дети, воспитатели, муз.руководитель, хореограф

3.

Всероссийский проект «Моя Великая Россия»

Декабрь

Дети, воспитатели, муз.руководитель, хореограф

4.

«Коляда, коляда–отворяй ворота»

Русский народный праздник

Январь

Дети, воспитатели, муз.руководитель, хореограф

5.

Методическое объединение

Концерт

Март

Дети, воспитатели, муз.руководитель, хореограф

6.

«Русский сувенир»

Ярмарка

Апрель

Дети, воспитатели, муз.руководитель, хореограф

Обеспечение проектной деятельности:

 Методическое:

  • Журнал «Дошкольная педагогика».
  • Н.В.Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников»: учебно-методическое пособие, 2005.
  • Интернет - ресурсы

 Материально — техническое:

  • Русские народные костюмы, музыкальные инструменты.
  • Музыкальные произведения (детская музыка, сказки)
  • DVD – записи: русские народные танцы и песни.
  • Презентации - русские народные костюмы для танцев и песен.

Интеграция образовательных областей:

1. Физическое;

2.Познавательное;

3.Художественно - эстетическое;

4.Социально - коммуникативное  развитие.

Этапы реализации проекта:

1 этап- Выявление проблемы.

2 этап - Разработка проекта.

3 этап- Выполнение проекта.

4 этап- Подведение итогов.

Первый этап (подготовительный):

  1. Анкетирование для родителей «Традиции и обычаи русского народа» (Приложение №1)
  2. Блиц – опрос детей «Русский народный танец. Что это?» (Приложение № 2)
  3. Диагностика знаний детей.  (Приложение № 3)

Второй этап (разработка проекта):

  1. Разработка плана проектной деятельности на тему:  «Моя Великая Россия»
  2. Подбор художественной литературы: стихи, пословицы, поговорки, рассказы  русского народа.
  3. Составление презентаций  и подготовка видео материала. (Диск)
  4. Подбор музыки  и танцев для разучивания с детьми.
  5. Разработка и составление тематических бесед о русских народных традициях, обычаях, костюмах.  (Приложение №4)
  6. Разработка картотеки русских народных игр.  (Приложение №5)

План реализации проектной деятельности

Месяц

Тема

Задачи

Форма проведения

Часы

Теория

Практика

Октябрь

«Традиции и обычаи русского народа»

Выявить знания родителей о традициях и обычаях русского народа.

Анкетирование

1

«Русский народный танец. Что это?»

Выявить знания детей о русском народном танце.

Блиц - опрос

2

Диагностика знаний детей.  

3

Ноябрь

«Русский народный костюм»

Познакомить детей с костюмом русского народа.

ОД с применением ИКТ

1

«Русская народная обувь»

Познакомить детей с обувью русского народа.

ОД с применением ИКТ

1

 «Хоровод»

Познакомить детей с хороводом, дать понятие «водить хоровод», «ходьба цепочкой».

Просмотр видеороликов

1

«Хоровод»

Прослушивание песни «Россия», подбор танцевальных движений, разучить движения русского народного танца, учить самостоятельно перестраиваться под музыку.

ОД

5

«Виды народных плясок и танцев»

Познакомить детей с танцами русского народа, прослушивание  русских народных песен.

Просмотр видеороликов

1

Декабрь

«Хоровод»

Продолжать разучивание хоровода «Россия». Добиваться пластичности и точности в выполнении движений.

ОД

3

«Ложка, ложечка».

Познакомить детей с русскими народными инструментами.

ОД с применением ИКТ

1

«Ложка, ложечка».

Упражнения с атрибутами и подсобными предметам: шумовые музыкальные инструменты (ложки, бубны, трещотки).

ОД

3

Январь

«Народные праздники на Руси».

Познакомить детей с русскими народными праздниками.

ОД

1

«Русские народные игры»

Учить детей играть в русские народные игры, соблюдая правила.

Игровое - танцевальное творчество детей.

2

«Русские народные игры»

Беседа с детьми о русских народных играх и импровизациях.

Игровое - танцевальное творчество детей.

1

5

Февраль

«Если добрый ты»  

Беседа с детьми о мире, прослушивание песни «Мы дети России»

ОД

1

«Хоровод»

Закреплять, повторять выученный танец.

ОД

2

«Если добрый ты»  

Разучивание танца с полотном «Российский флаг»

ОД

5

Март

«Ложка, ложечка».

Прослушивание песни «Ах вы сени мои сени», разучивание танца «С ложками»

ОД

1

«Ложка, ложечка».

Продолжать разучивание танца «С ложками»

3

«Если добрый ты»  

Продолжать разучивать танец «Российский флаг». Добиваться точности в выполнении движений, синхронности в движении с полотном.

«Русские народные игры»

Дать детям проявить свою фантазию и воображение.

Игровое - танцевальное творчество детей.

2

«Хоровод»

Повторение

1

Методическое объединение

Участие в концерте

1

«Ярмарка»

Подготовка к проведению ярмарки.

2

«Ярмарка»

Выступление детей

Праздник

1

Третий этап (основной):

  1. Проведение  ОД  «Русский народный костюм», «Виды народных плясок и танцев», «Ложка, ложечка», «Русские народные игры», «Народные праздники на Руси», «Русская народная обувь» с использованием ИКТ.
  2. Проведение  тематической  беседы «Хоровод», «Игры по - русски», «Мир на земле»,   с применением видео материала.
  3. Прослушивание музыкальных произведений: «Ах, вы сени мои сени», «Во поле береза стояла», «Во - кузнице», «Валенки - валенки», «Варенька», «Россия».
  4. Разучивание русских народных танцев.

Четвертый  этап (итоговый):

1.Анализ проекта: результаты знаний и навыков детей в фото и видео материалах.

2.Диагностика знаний детей.

3.Видео и фото выставка  проектного занятия.

Результаты проекта

В результате работы над проектом  расширены знания детей о традициях и обычаях русского народа. Из наблюдения за детьми видно, что знания, умения и навыки значительно повысились. Это хорошо отслеживается в использовании детьми умений и навыков в повседневной жизни: в театральной деятельности дети используют простейшие элементы танцевальных движений из русских народных плясок, не возникает проблем в обыгрывании любого персонажа.

В нашем детском саду систематически проводятся русские народные праздники: Капустник, Рождество, Ярмарки, Масленица, Иван Купала.

Дети и родители с удовольствием принимают участие в праздниках, проявляют  интерес к народным традициям, обычаям, русскому фольклору,  к русскому танцевальному искусству

Результатом проекта стала ярмарка «Русский сувенир», в которой с большим удовольствием принимали участие и дети и родители.

Список  литературы

  1. Пособие «Музыкальные игры и пляски в детском саду», Ленинград 1963г.
  2. Л.Богаткова «И мы танцуем», Москва 1965г.
  3. Журнал «Дошкольная педагогика» №9 №10, №11, №12, 2010г.
  4. Н.В.Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников»: учебно-методическое пособие, 2005.
  5. http://nsportal.ru
  6. http://youtube.ru

Приложение №1

Анкетирование родителей:

«Традиции и обычаи русского народа»

1.Знакомы ли вы с культурой России?____________________________

2.Какие традиции и обычаи страны вы соблюдаете в семье?_______________________________________________________

3.Какие праздники вы празднуете?_______________________________

4.Какие традиции и обычаи страны вы соблюдаете в семье?_______________________________________________________

5.Какие праздники вы празднуете?_______________________________

6.Какие виды народного промысла используете в украшении дома, одежды и т.п.?________________________________________________

7.Какие виды фольклора вы используете в общении с ребенком: шутки, прибаутки, пословицы, поговорки, колыбельные песни и т.д., приведите примеры?__________________________________________________________________________________________________________________

8.Чем по вашим наблюдениям любит занимается дома ребенок, укажите нужное (отметить галочкой):

  • Играет в игры, связанные с русским народным творчеством
  • Беседует с вами о традициях и обычаях России.
  • Задает вам вопросы по культуре России.
  • Использует элементы русских – народных танцев.
  • Напевает фольклорные песни.
  • Разыгрывает театральное представление по сказкам
  • Играет в русские – народные игры.

9.Как вы считаете, необходимо ли вашему ребенку с ДОУ танцевать народные танцы и какие?_____________________________________________________________________________________________________________________

10.В каких мероприятиях в детском саду вы бы хотели принять участие:

  • Праздник по русскому народному творчеству
  • Конкурс по созданию изделий народного промысла

11.Укажите Фамилию, Имя, Отчество____________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение № 2

Блиц – опрос детей

«Русский народный танец. Что это?»

1. Знаешь ли ты что такое русский народный танец?

2.Какие знаешь танцы?

3.Что такое хоровод?

4.Какие знаешь русские народные песни?

5. Знаешь ли русские народные инструменты?

6.Что такое народное творчество?

7.Знакомы ли тебе русские народные праздники?

8.Какие знаешь русские народные игры?

9.Видел когда - нибудь русский народный костюм?

10.Хочешь выучить русский народный танец?


Приложение № 3

Наблюдение за усвоением знаний, умений и навыков  детей (октябрь)

ФИО

Игра на ложках

Хороводный шаг

Переменный шаг

Припадан.

Ковырял.

Веревочка

Итого

1

Минеев Ваня

1

2

1

1

1

1

7

2

Муратов Никита

1

2

1

1

1

1

7

3

Эпова Ева

2

2

1

1

1

1

8

4

Козулина Саша

2

2

1

1

1

1

8

5

Корягин Никита

1

2

1

1

1

1

7

6

Пляскин Никита

1

2

1

1

1

1

7

7

Бороздин Вова

1

2

1

1

1

1

7

8

Ковалева Уля

2

2

1

1

1

1

8

9

Кузнецова Маша

2

2

1

1

1

1

8

10

Вахитова Арина

1

2

1

1

1

1

7

11

Колбик Сережа

2

2

1

1

1

1

8

12

Казанов Никита

1

2

1

1

1

1

7

13

Соколова Арина

2

2

1

1

1

1

8

14

КомогорцеваАрина

2

2

1

1

1

1

8

15

Мокроусова Вика

2

2

1

1

1

1

8

16

Писарева Наташа

2

2

1

1

1

1

8

От 6 до 11 балл – низкий – 16 чел. – 100 %

От 12 до 17  балла – средний

 18  баллов – высокий



Наблюдение за усвоением знаний, умений и навыков  детей (апрель)

ФИО

Игра на ложках

Хороводный шаг

Переменный шаг

Припадание

Ковырялочка

Веревочка

Итого

1

Минеев Ваня

3

3

2

2

3

2

15

2

Муратов Никита

3

3

3

3

3

2

17

3

Эпова Ева

3

3

3

3

3

3

18

4

Козулина Саша

3

3

3

3

3

3

18

5

Корягин Никита

3

3

2

3

3

2

16

6

Пляскин Никита

3

3

2

3

3

2

16

7

Бороздин Вова

3

3

2

2

3

2

15

8

Ковалева Уля

3

3

3

3

3

3

18

9

Кузнецова Маша

3

3

3

3

3

3

18

10

Вахитова Арина

3

3

3

3

3

3

18

11

Колбик Сережа

3

3

3

3

3

2

17

12

Казанов Никита

3

3

3

2

3

2

16

13

Соколова Арина

3

3

3

3

3

3

18

14

КомогорцеваАрина

3

3

3

3

3

3

18

15

Мокроусова Вика

3

3

3

3

3

3

18

16

Писарева Наташа

3

3

3

3

3

3

18

От 6 до 11 балл – низкий – 0 чел. – 0%

От 12 до 17  балла – средний – 7чел. -43.7%

 18  баллов – высокий – 9 чел. – 56.


Приложение №4

Познавательная беседа № 1 с детьми старшего дошкольного возраста «Русский народный костюм».

Цель:

• Дать представление о народном костюме как элементе традиционной культуры русского народа (Об истории создания и назначении отдельных единиц костюма, орнаменте и отделке);

• Развивать эстетическое восприятие;

• Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России.

Ход беседы

Просмотр презентации  «Русский народный костюм».

Народный костюм - традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Отличается особенностями кроя, композиционно - пластического решения, фактуры и колорита ткани, характера декора (мотивами и техникой выполнения орнамента, а также составом костюма и способом ношения различных его частей.)

Рубаха - часть русского традиционного костюма.

В крое многих рубах использовали полики - вставки, расширяющие верхнюю часть. Форма рукавов была различной - прямые или суживающиеся к кисти, свободные или сборчатые, с ластовицами или без них, их собирали под узкую обшивку или под широкий, украшенный кружевом манжете. Рубахи украшали вышивкой льняными, шелковыми, шерстяными или золотыми нитями. Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах и подоле.

Косоворотка - исконно русская мужская рубаха с застежкой, которая располагалась асимметрично: сбоку (рубаха с косым воротом, а не посередине переда.)  Воротник - крохотная стойка.

Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти.

Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту.

Мужские рубахи:

Косоворотки древних крестьян представляли собой конструкцию из двух полотнищ, которые покрывали спину и грудь и были соединены на плечах 4-угольными отрезами ткани. Все сословия носили рубахи одинакового покроя. Разница была лишь в качестве ткани.

Женские рубахи:

В отличие от мужской косоворотки, женская рубаха могла доходить до подола сарафана и называлась «стан». Женские рубахи несли различный смысл и назывались будничными, праздничными, покосными, ворожбенными, свадебными и похоронными.

Женские рубахи шили из домотканины: льна, холста, шерсти, пеньки, конопли. Глубокий смысл закладывался в элементы украшения женской рубахи. Различные символы, кони, птицы, древо Жизни, растительные узоры соответствовали различным языческим божествам. Рубахи красного цвета были оберегами от злых духов и несчастий.

Детские рубахи:

Первой пеленкой для новорожденного мальчика служила косоворотка отца, для девочки рубаха матери. Детские рубахи старались шить из полотна ношеной рубахи отца или матери. Считалось, что сила родителей защитит младенца от порчи и сглаза. Для мальчиков и девочек рубаха выглядела одинаково: полотняная косоворотка длиной до пят. Матери всегда украшали детскую рубаху вышивкой. Все узоры обладали оберегающими смыслами. Как только дети переходили в новый этап, им полагалась первая рубаха из новой ткани. В три года, первая рубаха из новины. В 12 лет впонева для девочек и штаны-порты для мальчиков.

Головные уборы:

Был в истории русской моды и такой головной убор как картуз. Картуз - мужской головной убор с козырьком. Он был создан для лета из сукна фабричной выработки, трико, плиса, бархата, на подкладке. Картуз приближался по форме к фуражке, но не имел отличительных знаков, указывающих на принадлежность к тому или иному ведомству.

  Сарафан - основной элемент русского женского традиционного костюма. В крестьянской среде известен с XIV века.

В наиболее распространенном варианте кроя широкое полотнище ткани собиралось мелкими складочками - прищепом под узкий корсаж на бретелях.

Сарафан - как категория русской женской одежды, знакома современникам не только в России. Мода на них не проходила никогда.

Сарафан - длинное платье на бретелях, носившееся поверх сорочки или на голое тело. Сарафан искони считается русским женским костюмом.

Русский сарафан носили и как повседневную и как праздничную одежду. Девушка на выданье должна была иметь в приданном до 10 сарафанов разных расцветок. Представители зажиточных сословий и знати шили богатые сарафаны из дорогих заморских тканей (бархата, шелка и т. д., привезенных из Персии, Турции, Италии.) Его украшали

вышивкой, тесьмой и кружевами. Такой сарафан подчеркивал общественное положение хозяйки.

Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные. Косоклинные сарафаны шили из «волосины» - шерсть овцы, сотканной в черный цвет отваром из ольхи и дуба. Различались праздничные и «буденные» сарафаны. Праздничные на каждый день декорировались по подолу «читаном»  («гайтаном», «гайтанчиком») - тонкой в 1 см тесьмой домашней работы из красной шерсти. Верх украшался полоской бархата. Однако не только шерстяные сарафаны носились каждый день. Как легкая, домашняя одежда бытовая «саян» - прямой сарафан из сатина, собранный в мелкую складку по спинке и бокам. Молодые носили  красные или бардовые  саяны, а пожилые - синие и черные.

В русских деревнях сарафан играл особую роль, по нему можно было узнать о социальном статусе женщины (замужем ли, есть ли дети) и о настроении (были костюмы для праздника и для кручины). Позднее, с приходом к власти Петра I изменился облик богатого русского сословия. Традиционный русский сарафан теперь считался одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Возвращение же сарафана в гардероб русских дам произошло с началом правления Екатерины II.

Кокошник:

Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника - гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых - драгоценными камнями. Кокошник - старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы.

Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник - в том числе незамужними.

Сороку назвали так потому, что у косынки был как бы хвост и два крыла. Наверное, именно сорока стала прототипом сегодняшней банданы.

Кокошники считались большой семейной ценностью. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству

Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором.

Они вышивали золотом, серебром и жемчугом дорогую ткань, а затем натягивали ее на твердую (берестяную, позже картонную) основу. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями - сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили Рясна - низко спадающие на плечи нити жемчужных бус.

Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.

Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов.

Праздничную одежду хранили в сундуках.

В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.

У русской народной одежды многовековая история.

Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд,  который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивал ее яркими красками. Все костюмы отличались друг от друга, но при этом имели общие черты:

• прямой, расширенный к низу силуэт изделия и рукавов;

• преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке;

• использование декоративных узорных тканей с эффектом золота и серебра, отделка вышивкой, тканью другого цвета, мех.

Показ русских народных костюмов, которые есть в детском саду.

Предложить детям померить их и провести фотосессию.

Познавательная беседа № 2 с детьми старшего дошкольного возраста

«Виды народных плясок и танцев».

Цель:

• Дать представление о народных плясках и играх;

• Развивать эстетическое восприятие;

• Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России.

Ход беседы.

Просмотр видео роликов  «Хоровод», «Танец с ложками».

Древнейшим видом русских народных плясок являются пляски-игры, отображающие трудовые процессы. Сначала они исполнялись в строгом соответствии со временем проведения тех или иных сельскохозяйственных работ. Параллельно с темой труда в них раскрывалась и любовная тема. В качестве примера можно привести пляску-игру (всем известную в наши дни) «А мы просо сеяли, сеяли», где исполнители, разделенные на две группы, ведут друг с другом вокально-танцевальный диалог. Построенная в основном на изображении сеяния проса, игра включает мотивы выбора и похищения невесты. Такой же  характер носит и пляска-игра «Яр хмель», посвященная сбору хмеля. Здесь также тема труда переплетается с любовной. В этой игре ведущая вокально-танцевальная роль принадлежит хору, исполняющему песни, а драматически-танцевальная – солистам.

 Пляска-игра «Ленок», рассказывающая о том, как сеют, собирают, треплют лен, выделывают из него полотно, тоже всецело относится к пляскам, связанным с трудовыми процессами. Общепринятая форма этих плясок изобилует многочисленными местными вариантами и дополнениями как в отношении текста, так и в отношении действия. В древние времена появился и религиозный культовый танец. Человек, желая как-то объяснить непонятные ему явления природы, приписывал их возникновение воле таинственных высших существ – божествам. С возникновением религиозного культа возник и культовый танец.

Торжества, посвященные солнцу, отличались особой пышностью и сопровождались многочисленными танцами. При распространении на Руси христианства древние языческие празднества не исчезли окончательно, а приспособились к новой религии и частично дошли до наших дней. Благодаря традиционной форме проведения этих празднеств, связанные с ними пляски в какой-то мере еще сохранили свой первоначальный вид.

Ежегодно отмечаемые во времена язычества дни равноденствия, зимнего и летнего противостояния продолжали справляться и после принятия христианства: в троицын день в ряде местностей нашей страны девушки водили хоровод вокруг березки, украшенной лентами, на святки, в период зимнего противостояния, рядились в традиционные костюмы зверей и исполняли гротесковые танцы. Обряд проводов масленицы, связанный с весенним равноденствием, прыганье через костры, бросание венков в реку и вождение хороводов в день Ивана Купалы (время летнего противостояния) — все это отголоски языческого культа.             Древнейший русский народный танец культового происхождения — хоровод. На определенных ступенях развития он встречается у всех народов. Хоровод — массовый танец, исполнение которого сопровождается хоровой песней, раньше посвящавшейся солнцу. Своим рисунком олицетворяя солнце, хоровод обычно движется по кругу слева направо. Как правило, он водится девушками и парнями, держащими друг друга за руки, и имеет форму кольца.

Но иногда он движется вокруг деревни цепочкой, от избы к избе (по пути к нему присоединяются все новые и новые участники, которые, однако, пройдя круг и дойдя до своей избы, отстают), и заканчивается у той избы, у которой начался, то есть замыкает круг. В некоторых местностях хоровод, начинаясь на вечерней заре и оканчиваясь на восходе солнца, охватывал несколько деревень. Борьба племен вызвала появление военных плясок. Участие в них означало согласие идти в поход.

К народным пляскам принадлежат также обрядовые и бытовые, особенно широко представленные в свадебном гулянье. Каждое событие в жизни людей: свадьба, рождение младенца, похороны человека — сопровождалось пляской. При этом свадьба была наиболее богатым танцами семейным торжеством. Во время брачного пира пляшут женщины из хора, заменяющего оркестр; пляшут подгулявшие гости, в особенности старики и старухи; пляшет под окнами деревенская молодежь, выпрашивая свадебные гостинцы; пляшут свахи, и в последний раз пляшут молодые в кругу своих друзей и подруг, с которыми они прощаются вечером, на второй день свадьбы. 
                                              

Беседа № 3 с детьми о русских народных праздниках

«Народные праздники на Руси»

Цель:

1.Развивать ценностное отношение к родной культуре.

2.Формировать представление детей о праздниках на Руси

3.Развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа.

Ход:
Русские люди очень любили и любят праздники. С удовольствием готовились к приходу гостей. В гости ходили целыми семьями. Гостей встречали поклонами, здоровались, а с самыми близкими целовались. Любили угостить гостей сытно и вкусно. Говорили: «Угощайтесь, чем Бог послал», «Не красна изба углами, а красна пирогами»,

«Не обижайте хозяина, отведайте наши кушанья». Пели песни, плясали.

Ребята,  вы любите праздники? Почему?  Какие вы знаете праздники?

Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки? (ответы детей)

Наши предки – русские люди – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на лужайках, на улицах, в поле. Под музыку балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды (показывает иллюстрации), по особенному готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили, повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Послушайте звон колоколов. (Звучит запись звона колоколов).

А сейчас, ребята, я вам предлагаю путешествие на волшебных санях назад в прошлое. Поехали!

Как вы думаете, какой праздник изображен на этих иллюстрациях? (Ответы детей). На пороге большой христианский праздник – Рождество.
Один из самых известных и любимых праздников.  А почему этот праздник так называется?  (Ответы детей). 
А сейчас я вам расскажу историю.
(Выключается верхний свет, зажигаются свечи, звучит тихая музыка. Воспитатель садится за стол, на котором горит свеча. Дети садятся рядом        полукругом.)

Рождество - это религиозный праздник. Само слово Рождество говорит о том, что кто - то родился. Рождение ребенка – это всегда благая весть. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос – Сын Божий.
Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество - праздник верующих в Христа. Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

Прочтение стихотворения «Рождество»  Г. Лонгфелло.

Кругом рождественская мгла.
Во мгле гудят колокола,
И с ними в лад 
Слова звучат:
«Мир на земле и счастья всем!».
Я чувствовал, как в этот день,
Жизнь городов и деревень,
Объединив, звучит призыв:
«Мир на земле и счастье всем!»

Ребята, а теперь расскажите мне, о чем это стихотворение? Что самое главное на земле? Что означает само слово Рождество? А вы знаете другие традиции этого праздника?  (ответы детей)

Правильно, это подарки близким и друзьям; открытки, сладости, сувениры.

Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово. Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных: козу, медведя, в нечистую силу: Бабу-Ягу, кикимору и др. Группами они ходили по домам, поздравляли  с праздником, желали наилучшего специальными песенками - колядками.
Я знаю, что вы подготовили колядки. Прочтение наизусть колядок детьми.

Коляда, коляда.
Накануне Рождества,
Тетенька добренька
Пирожка-то сдобненька.
Не режь, не ломай, 
Поскорее подавай!

Маленьких хлопчик
Сел на снопчик,
В дудочку играет
Коляду потешает.

Авсень, Авсень,
Завтра новый день!
Не стой у ворот,
Завтра Новый год!
Колядующие непременно получают что-то съедобное: сладости, орехи и особые обрядовые печенья, их называли козули – их обязательно готовили в каждом доме на этот случай. Эти фигурки из теста надо съесть тут же, загадав желание.

А давайте поиграем в русскую народную игру, которая называется «Иван»
Для этой игры используется специальная считалка для выбора водящего:

Иван с косой,
Не ходи босой,
А обутый ходи,
Себе лапти сплети.
Если будешь ты обут -
Волки, лисы не найдут,
Не найдет тебя медведь,
Выходи, тебе гореть!

Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палочку или другой предмет, символизирующий «косу», и делает движения, как при косьбе.

Мы продолжаем разговор о традициях и праздниках русского народа, о народном христианском  календаре. Хотите узнать о еще об одном старинном русском празднике, об угощении, которое готовилось в этот праздник. Посмотрите, пожалуйста, на доску (изображение - жаворонок). Как называется эта птица? (ответы детей). А ведь это не просто птица-это память о погибших воинах.  В марте есть народный христианский праздник, посвященный жаворонку.  22 марта - « Сороки».  Почему Сороки? (Демонстрация иллюстраций: воины Древней Руси). Очень- очень давно, один из военачальников приказал отряду из 40 храбрых воинов принести в жертву богам одного из них. Воины отказались это сделать и  тогда всех воинов убили. А своих солдат – защитников всегда любил народ, и стали верить люди в то, что не погибли 40 воинов дружины, а превратились в жаворонков. В этот день - 22 марта вспоминают всех погибших воинов. 

А хозяйки пекли особые постные булочки – «жаворонков», с распростертыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Постное угощение раздавали детям.

Как и на всех русских праздниках на Сороки дети водили хороводы, играли в игры.

А сейчас мы с вами сыграем в игру «Жаворонок».

По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик.

Он входит в круг, который образует играющие, и бегает в нём. Все говорят:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза.

«Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком». Ребята, а теперь расскажите мне, почему этот праздник называют «Сороки-Жаворонки»? Что символизирует жаворонок?  Что пекли хозяйки в честь этого праздника? Какие традиции люди соблюдают в этот праздник? Что вы узнали из легенды, которую я вам рассказала?

Ну, ребята, молодцы. Поиграли от души!
А сейчас пришло время возвращаться из прошлого  в настоящее. Усаживайтесь в наши волшебные сани, которые помчат нас в наш любимый детский сад. (Звучит музыка колокольчиков). И вот мы снова в         нашем         саду.
А теперь, расскажите мне, вам понравилось наше путешествие в прошлое? Как вы будете отмечать Рождество? Какие вы будете дарить подарки друзьям? Какие добрые и теплые слова вы будете говорить своим близким? 
А сейчас давайте нарисуем поздравительную открытку своим друзьям и близким.
 (Сделать выставку открыток, объяснить содержание своего рисунка). А в следующий раз я вам расскажу о народном празднике «Масленице». До встречи! (Звучит русская народная музыка «Улетай на крыльях ветра»)

Познавательная беседа № 4 с детьми старшего дошкольного возраста

«Русская народная обувь»

Цель: формирование представлений о русской народной обуви, развитие памяти, словарного запаса, познавательного интереса, воображения и фантазии.

Ход беседы

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением народной обуви, предлагает отгадать, как она называется, после чтения рассказа.

Делали и простые башмаки – чеботы, но в основном шили сапоги. Если работу плохо делали говорили «Два сапога — пара, и оба на левую ногу». А в те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только в процессе носки. Сапоги носили все: и мужчины и женщины.

Валенки появились позже. Изготовление было делом трудоемким, поэтому и стоили валенки довольно дорого. Небогатая семья имела, как правило, только одну пару валенок на всех, и носить их приходилось по очереди или по старшинству.

Самой популярной обувью русского народа были лапти. В других странах и не носили. Материал для лаптей найти нетрудно: их плели из липового лыка, реже из коры ивы, ракиты, березы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Ноги в лаптях не промокали и не замерзали. Держались лапти на узких ремешках. Плелись лапти без различия правой и левой ноги.

«Только лапоть на обе ноги плетется, а рукавички – розни».

Плетением лаптей занимались старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей.

«Торопясь и лапти не сплетешь».

Носились лапти не долго. Летом –четыре дня, а зимой – десять дней.

«В дорогу идти – пять пар плести».

Но зато и стоили лапти дешево.

Вопросы:

- Какую обувь носили раньше?

- Какие пословицы вы запомнили?

- Как вы думаете, какая обувь изображена на картинке?

Познавательная беседа № 5 с детьми старшего дошкольного возраста

«Ложка, ложечка»

Цель: дать детям представление об исконно-русском наследии своего народа.

Ход занятия
– Для чего нужны ложки?
– Какие они могут быть?
Воспитатель уточняет, что Ложка – столовый прибор. Существует две основных версии происхождения слова «ложка». Фонетически логичным кажется происхождение от слова лог (овраг, углубление),однако замечено, что буква о в корне слова восходит к древнерусскому (ложка). Ложки использовались в качестве столового прибора еще в древности, в отличие от изобретенных позднее вилок. В древней Европе ложки делались в основном из дерева, греки пользовались удобными по форме морскими ракушками, которые применяли в качестве ложек еще древнейшие примитивные люди. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Часто их покрывали религиозными изображениями. Во время расцвета римской и греческой цивилизаций появилась бронзовая и серебряная посуда. В средние века ложки были в основном деревянные и роговые. Кроме того, для их производства иногда использовали латунь, медь и олово: такие ложки приобрели популярность в ХV веке.
Ложки как музыкальный инструмент
Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путем ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения. Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берется в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики. Воспитатель проигрывает мелодию на ложках, припевая русскую народную мелодию.

Пословицы:

  • Красна ложечка с похлёбочкой, а не сухая. (русская)
  • Был бы мир пловом, а я – ложкой! (даргинская)
  • В один рот двух ложек не впихнешь. (китайская)
  • Дорога ложка к обеду (русская)
  • Каши мало, зато ложка большая (малайская)
  • Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепешкам (русская)
  • Ложка дегтя в бочке меда (русская)
  • Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски (абхазская)
  • Пустая ложка рот царапает (осетинская)
  • Нечего хлебать, так дай ложку полизать (русская)
  • Состояние котла лучше всего знает разливная ложка (лакская)
  • Что положишь в котел, то и попадет в ложку (казахская)
  • Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдешь (армянская)
  • Красна ложка едоком, лошадь ездоком (русская)
  • Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама (русская)

«Дорога ложка к обеду», – гласит русская пословица. И не зря в этой пословице упоминается именно ложка, ведь ложка – это самый практичный предмет из всех у столовых приборов. Несмотря на то, что ложка предназначена для переноса жидкой или полужидкой пищи, ее можно использовать и в качестве вилки, и в качестве ножа, и в качестве поварешки. Некоторые ложки удачно используют для декорирования помещения. Особенно хорошо применяются для этого деревянные ложки с росписью, они не только очень красивые, но еще и функциональные. Разве можем мы сейчас обойтись без такого необходимого и практичного предмета, как ложка? Но кто из вас задумывался, когда же появился этот прибор? Необходимость ложки люди поняли очень давно, именно поэтому ее начали использовать как столовый прибор уже в древние времена. Первые ложки были сделаны не из камня, как можно было предположить, а из обожженной глины, так как им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. В дальнейшем люди начали использовать различные материалы для изготовления ложек. В древней Европе они делались в основном из дерева. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Самый распространенный материал для изготовления ложки в Скандинавии и на Руси – древесина.

Познавательная беседа № 6 с детьми старшего дошкольного возраста

«Хоровод»

Цель:

• Дать представление о народных плясках и играх;

• Развивать эстетическое восприятие;

• Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России.

Ход беседы.   Просмотр видеоролика «хоровод»

Фольклор - это самое ценное достояние народа. В народном танце мы можем видеть мысли, чувства, настроение русского народа. Все, что происходило в жизни русских, оставило огромный отпечаток на народном творчестве. Русским танцорам, исполняющим народные танцы, присуще высокое мастерство и виртуозная техника исполнения.
Основные жанры русского народного танца
Русский народный танец делится на два основных жанра - хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.
Хоровод – это так называемый танец, песня, игра; синхронное движение и исполнение хороводнойпесни. Участники хоровода держатся за руки. В России существуют свои местные особенности исполнения хороводов. Разнообразие в костюмах, в движениях, переходах – вот, что отличает хоровод от других танцев. Танцевальные рисунки, фигуры могут быть как женскими и мужскими, так и совместными. Хороводы часто танцуют под вокальный аккомпанемент, песню, в которой есть действие. Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни. Хороводы бывают орнаментальными и игровыми.

Просмотр видеоролика «Танец с ложками»
Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и разнообразив рисунки переходов и построений. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце принимают участие парни и девушки.
Перепляс - это соревнование. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, индивидуальности. Это исключительно мужской танец. Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. В настоящее время перепляс исполняется так: по несколько танцоров с двух сторон становятся друг против друга и начинают танцевать наперебой. Массовый пляс – это парный не сценический танец без возраста и пола, его позволительно танцевать всем без разбора. В этойпляске нет  ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников
Познавательная беседа № 7 с детьми старшего дошкольного возраста«Беседа о доброте»

Задачи:

-познакомить детей с базовой нравственной  категорией  «добро».

- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, бережное отношение к предметам, природе.

Ход занятия

    Дети вместе с воспитателем заходят и становятся  в круг.

 -Здравствуйте, мои новые друзья! Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь!

- Я очень хочу с вами познакомиться. Поможет мне в этом мяч. Тот, кому я брошу мяч, должен  сказать своё ласковое имя, которым его называют дома.

-Какое ласковое имя, доброе, сердечное, красивое,замечательное, прекрасное, восхитительное, радостное, светлое, мягкое, тёплое, солнечное, музыкальное, хрустальное, звонкое.    

- Мне  было приятно слышать ваши ласковые имена. Люди называют ласковыми именами  очень добрых людей.

-Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей, избавляет нас от одиночества и непроизвольных обид.

Тема нашей встречи: «Доброта».

-Присаживайтесь, пожалуйста, удобнее на ковёр.

Как вы думаете, что такое доброта? (Ответы детей).

В толковом  словаре написано: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». «Добро» - всё положительное, хорошее, полезное.

- Какого человека мы можем назвать добрым?

-Что надо делать человеку, чтобы стать добрым?

-Как добрый человек может и должен разговаривать с окружающими

- Кому нужна доброта? (Ответы).

-Посмотрите  на картинки. Назовите, кому или чему, по вашему мнению, нужна доброта и объясните, почему вы так думаете? (ответы детей)

Вывод: обобщая ваши ответы, можно сказать, что доброта нужна не только всему живому, но и всем предметам.

 - У меня на столе лежат предметы. Кто хочет выбрать любой предмет (палкаверёвка, книга, камень, др.), совершить с ними те действия, о которых можно сказать, что они приносят людям добро, рассказать об этих действиях.

Вывод: я уверена, что как добрые люди, со всеми предметами вы совершаете только добрые действия.

- А в музыке есть доброта? Послушайте музыкальный отрывок. Какая музыка? Что под неё можно делать? Так что же мы сидим? Давайте потанцуем. Песня «Я рисую этот мир»

-Я принесла с собой семечко.  Как вы думаете, чьё это семечко?

Представьте, что вы семечки от яблока. Покажите, что с вами станет, если семечко посадить в землю.

- Так что же  станет с семечком через пять лет, если его посадить в землю? (Ответы детей).

Показ  картинки «яблоня»»

-Чья доброта помогла  яблоне  вырасти? (Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка, садовника).

Вывод: правильно, доброта солнца, земли, дождя, воздуха, людей помогла вырасти яблоне, созреть плодам.

- А чья доброта помогает расти  вам? (Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей)

-  Сколько добрых людей  вы встретили в своей жизни?

- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете совершать добрые поступки, делать добрые дела.

- Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

 Рефлексия.

- О чём мы с вами говорили на занятии.

- Что больше всего запомнилось?

-Вот и подходит к концу наше занятие .

Я желаю вам добра,

Доброй ночи до утра

Всем желаю добрых снов,

Добрых дел и добрых слов

      Уведет ли вас дорога

      От любимого порога,

      Пусть вам скажет кто-нибудь:

     «В добрый час и в добрый путь!»

Я желаю, чтобы с вами

Людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами

Вы смотрели на людей.

На память о нашей сегодняшней встрече я дарю маленькое сердечко – символ частички моего сердца

Картотека русских народных игр.

Игра «Ведьмина метелка»

Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать.

Летом спят, а зимой бегут.

В гору деревяшка, под гору – коняшка.  (Сани)

Упрятались голышки во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)

Идет Егорка – бела шубенка (Снег)

Глянули в оконце,

Лежит белое суконце (Снег)

Трескучий ядрен

Намостил мостен;

По дворам пробежал,

Все окна расписал (Мороз)

Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

Я вода да по воде же и плаваю. (Лед)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

Белый Тихон

С неба спихан,

Где пробегает –

Ковром устилает. (Снег)

Игра «Пирог»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его да ешь.

Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу.

Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»

Игра «Перетяни веревку»

На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.

Игра «Курочки и петушки»

Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

Игра «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают  их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к  ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

-Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг  друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Игра «Звонарь»

Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три  раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.

Игра  «Утка-Гусь»

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» - которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь!» – кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны. Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу: «Добро утро» или «Добрый день», «Добрый вечер», кивают головой и продолжают «путь» до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим.

Игра «Мы веселые ребята»

Выбирается ловишка. Он становится спиной к играющим. Дети подбегают к ловишке со словами: «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, но попробуй нас поймать. Раз, два, три (хлопают в ладоши) – лови!». С окончанием текста ловишка догоняет детей.

Игра с Солнцем.

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.

Игра с платочком.

Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:

А я Масленица,

Я не падчерица,

Со платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:

На плече платок лежит,

Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.

Игра «Ловишка»

Дети и скоморохи (обращаются к одному из скоморохов, на котором надета шапочка козлика).

Козлик серенький,

Хвостик беленький,

Мы тебя напоим,

Мы тебя накормим,

Ты нас не бодай,

А в «Ловишку» поиграй.

После слов, обращенных к «козлику», дети разбегаются, а «козлик» старается их забодать.

Игра «Карусели».

Продолжаем мы веселье,

Все бегом на карусели.

К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый.  «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и началась игра.

Игра «Жмурки»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек,

В барабан он громко бьет,

В жмурки всех играть зовет.

Проводится игра «Жмурки».

Ход игры. Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас!

- Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.

Игра «Пройди в воротца»

Ход игры. Весна водит всех взрослых и детей «восьмеркой» за собой (движение «ниточка с иголочкой»). С окончанием музыки Весна указывает рукой на какую-либо пару детей и взрослых. Они поворачиваются лицом друг к другу и берутся за руки, образуя «воротца». Остальные дети проходят, ведомые Весной, в эти воротца. Внутри «воротцев» остается ребенок. Игра продолжается, пока не окажутся пойманными 4-5 детей. Под плясовую мелодию они танцуют, а другие дети весело хлопают в ладоши.

Игра с «петушком».

Ход игры. Дети стоят лицом в круг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.

Трух-тух-тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам – со шпорами,

Хвост – с узорами!

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Кто услышит –

Тот беит!

- Ку-ка-ре-ку!

Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но противоходом. Дети разворачиваются лицом в круг, продолжая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать.

Игра «Колечко»

Все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:

Уж я золото хороню,

Чисто серебро хороню!

В высоком терему

Гадай, гадай, девица.

Гадай, гадай, красная!

Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то   он становится ведущим.

Игра «У медведя во бору»

Выбирается водящий – «медведь». Он находится на некотором расстоянии от других участников игры. Дети произносят текст, приближаясь к «медведю».

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

Все на нас рычит.

С окончанием текста дети разбегаются, «медведь» их догоняет.

В процессе игры могут быть использованы и такие слова:

У медведя во бору

Грибы-ягоды я рву.

А медведь не спит,

Все на нас глядит,

А потом как зарычит

И за нами побежит!

А мы ягоды берем

И медведю не даем,

Идем в бор с дубинкой,

Бить медведю в спинку!

Игра «Жмурки с колокольчиком»

Ход игры. По жребию (считалкой) выбирают «жмурку» и игрока, которого он будет искать. «Жмурке» завязываюи глаза, а другому ребенку дают колокольчик. Участники игры встают в круг. «Жмурка» должен поймать водящего с колокольчиком. Затем выбирается новая пара игроков. «Жмурок»  может быть несколько. Стоящие в кругу дети предостерегают «жмурок» от встреч друг с другом словами:

 «Огонь! Огонь!»

Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»

Ход игры. Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой веревочка с пришитыми к ней бумажными плотными листочками).  Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.

С вьюном я хожу,

С зеленым я хожу.

Я не знаю, куда

Вьюн положить (кланяется)

С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн

На правое плечо. (кланяется)

На третий куплет движения повторяются.

А со правого,

А со правого,

А со правого

На левое положи. (кланяется)

К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.

Игра  «Веселые музыканты».

Ход игры. Под любую мелодию из двух частей дети, стоя в кругу, играют на музыкальных инструментах (погремушках, румбах, колокольчиках и др.). Петрушка стоит в центре круга, дирижируя. С окончанием первой части дети, положив инструменты на пол, легко бегут по кругу. Петрушка становится в общий круг и бежит вместе с детьми. С окончанием музыки играющие быстро разбирают инструменты. Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось.

Игра «Заря-заряница»

Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют.

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

«Земля – вода – небо»

(или «Зверь – рыба – птица»)

Играющие должны знать названия рыб, птиц, зверей, чтобы игра проходила веселее и активнее. В первом и втором вариантах названия угадывается соответствие: небо – птицы, вода – рыбы и т.д. В игре принимают участие все желающие дети. Играющие садятся или становятся кругом лицом к центру. В середине круга – ведущий с мячом (лучше набивным).

Ведущий произносит одно из слов названия игры и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Тот ловит мяч, называет соответствующее животное, например, лису или медведя на слово «зверь» («земля»), и возвращает мяч ведущему. Если участник игры не успел назвать или неправильно назвал животное, не сумел поймать мяч, то он получает штрафное очко или отдает фант (любой мелкий предмет).

Ведущий кидает мяч новым игрокам, стараясь всех держать в напряжении в ожидании мяча и необходимости быстро назвать нужное животное. Мяч можно дважды кинуть одному и тому же играющему. Когда накопится группа участников, имеющих штрафные очки, игру прерывают, чтобы разыграть фанты, а имеющим штрафные очки дать веселое групповое задание: спеть, сплясать, изобразить пантомиму и т.д. Затем игра продолжается с новым ведущим.

Ведущий может кидать мяч только произнося уже слово «земля» или другое.  Нельзя повторяться в названиях животных.

«Золотые ворота»

Из участников игры выбираются двое. Они будут «солнцем» и «луной» («месяцем»). Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». При этом играющие поют любимые песни. Когда через «ворота» идет последний, они «закрываются». Попавшегося тихо спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего. Когда все распределены, группы устраивают перетягивание каната. Вариант игы: дети, изображающие «ворота», говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

 «Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят»  того, кто остался в них. Чтобы не быть пойманным, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается она также перетягиванием каната.

«Капканы»

Из числа играющих выбирается несколько «капканов» (по 2 человека). Стоя в парах лицом друг к другу, они поднимают сомкнутые руки, образуя воротца, или «капканчики», через которые пробегают, взявшись за руки, остальные игроки.

«Капканы» образуют круг и открыты, пока играет музыка (или звучит бубуен). По сигналу (свисток, громкий хлопок, прекращение музыки) «капканы» закрываются, т.е. опускаются руки, задерживая оказавшихся между рук.

Пойманные берутся за руки с участниками «капкана», образуя кружок из 3-4 человек. Они снова поднимают руки, а цепочка из остальных игроков опять бежит по кругу, пробегая через «капканы». Те закрываются снова и снова, пока не останентся всего 2-3 пойманных, самых быстрых и ловких.

Игра повторяется 2-3 раза.

«Два Мороза»

Из играющих выбирают водящих – двух Морозов. Они выходят на середину зала. Участники игры с одной стороны зала, на которой они собираются вначале, должны перебегать на другую сторону. Это происходит после следующего диалога. Подбоченясь, два «Мороза» обращаются к собравшимся:

- Мы два брата молодые, два Мороза Удалые.

- Мороз, Красный нос, - объявляет один.

- Я – Мороз, Синий нос, - представляется другой и спрашивает с напускной угрозой в голосе: - Ну-ка, кто из вас решится  в путь-дороженьку пуститься?

Дети хором отвечают:

- Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!

После произнесенных слов дети бросаются перебегать на другую сторону зала. Если никто из игроков не решается это сделать, «Морозы» объявляют, что все, кто не побежит на счет «три», станут проигравшими – будут «заморожены». Морозы читают: «Раз, два, три!» Все бросаются перебегать зал, а «Морозы» стараются осалить (коснуться) детей рукой. Осаленный должен остановиться, замереть без движения, как «замороженный». «Разморозить» его могут другие, еще не осаленные игрока, коснувшись рукой. Тогда он бежит вместе со всеми на противоположную границу зала, куда «Морозы» уже не имеют права забегать.

В начале игры можно договориться, что «замороженных» водящие отводят в свой «ледяной дворец», где выручить их нельзя до смены водящих.

«Золото хороню».

Дети садятся по кругу на пол, скрестив ноги, руки у них находятся за спиной. Одному из играющих кладут в руки предмет, который должен найти выбранный считалкой водящий. При этом участники игры напевают знакомую песню тихо, если водящий удаляется от предмета, и громко, если он к нему приближается. Можно вместо песни использовать приговорку:

Уж я золото хороню,

Чисто серебро хороню

В высоком терему.

Гадай, гадай, красная,

Через поле идучи,

Руссу косу плетучи,

Шелком первиваючи,

Златом приплетаючи.

Вместо приговорки один из играющих может звенеть в колокольчик.

«Чепуха».

Выбирается водящий, который отходит в сторону. Участники игры загадывают любые предметы (каждый-свой). Приходит водящий и задаёт участникам вопросы, в ответ на которые игроки должны назвать задуманный предмет.

Играющий, чей ответ более других подошёл к заданному вопросу, становится водящим.

«Жмурки».

Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Происходит диалог жмурки и играющих:

-Где стоишь?

-На мосту.

-Что продаёшь?

-Квас.

-Ищи три года нас.

Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать на колени. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.

Игра «Колечко, колечко»

Выбирают  считалкой ведущего.

Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (ведущего) – колечко. Все начинают произносить текст и в такт потряхивать ладошками, сложенными вместе. Водящий с колечком в ладошках поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из стоящих должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, садится на  место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги» Ребенок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, бросается вдогонку. Играющие произносят:

              Колечко, колечко, катись на крылечко,

Через поле, через луг возвращайся, сделав круг!

«Заря-зареница».

Заря-зареница, красная девица.

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые.

Раз, два – не воронь, а беги как огонь.

Дети держат «карусель» за ленты, идут по кругу и поют.

Водящий ходит вне круга, с последними словами задевает

Одного из игроков. Они разбегаются в разные стороны, кто

Первый возьмётся за ленту. Неудачник становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе: «Моя Родина – великая Россия».

Расширять представления детей о символике Российсского государства, их историческом происхождении....

Проект «Моя Родина – Великая Россия»

Возрастная группа     старший (5 -7лет) дошкольный возрастВид проекта: познавательный, долгосрочный, групповой.Тема проекта   «Моя Родина- Великая Россия».Актуально...

«Великая Россия…….»

Мероприятие к великим датам...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Святая Русь - Великая Россия"

Обращение к одной из важных задач нравственного становления личности, какой является воспитание начал патриотизма и гражданственности, свидетельствует о понимании сложности решения данной задачи, связ...

новости "Моя Родина - великая Россия!" 25.05.2017г.

Воспитание любви и уважения к Родине....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема «Родной край - часть великой России»

Возрастная группа  старшая группа  (5-6 лет)Тема «Родной край - часть великой России»Вид деятельности: Коммуникативная деятельность. Цель:  Продолжать формировать предс...