Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Святая Русь - Великая Россия"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Обращение к одной из важных задач нравственного становления личности, какой является воспитание начал патриотизма и гражданственности, свидетельствует о понимании сложности решения данной задачи, связанной, прежде всего, с возрастом детей.
Воспитание любви к Родине, ее культурному наследию, прежде всего, предполагает формирование интереса к некоторым историческим событиям, воспитание чувства уважения к культурному наследию своего народа. Эта работа ведется с учетом опыта детей, а также их возрастных особенностей. Стихи, песни о Родине, чтение рассказов на исторические темы, былин – все это способствует воспитанию гражданственности, пониманию традиций своего народа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Кирьян Антонина Юрьевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 с. Головино Белгородского района Белгородской области»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по нравственно-патриотическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)
«Святая Русь – Великая Россия»
Кирьян Антонина Юрьевна,
воспитатель первой квалификационной категории
с. Головино, 2015 г.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)
Аннотация: Обращение к одной из важных задач нравственного становления личности, какой является воспитание начал патриотизма и гражданственности, свидетельствует о понимании сложности решения данной задачи, связанной, прежде всего, с возрастом детей.
Воспитание любви к Родине, ее культурному наследию, прежде всего, предполагает формирование интереса к некоторым историческим событиям, воспитание чувства уважения к культурному наследию своего народа. Эта работа ведется с учетом опыта детей, а также их возрастных особенностей. Стихи, песни о Родине, чтение рассказов на исторические темы, былин – все это способствует воспитанию гражданственности, пониманию традиций своего народа.
Тема: «Святая Русь – Великая Россия».
Цель: Способствовать развитию у воспитанников чувства патриотизма и любви к своей большой и малой Родине.
Задачи:
- Расширять представления воспитанников о родной стране как стране с православными культурными традициями; ввести понятия «Святая Русь», «Православная Россия».
- Уточнить знания детей о государственных символах России, познакомить с достопримечательностями Москвы.
- Вызывать желание детей познавать историю своего народа, его быта, обычаев;
- Продолжать развивать связную и диалогическую речь детей как средство общения, побуждать их размышлять по проблемно-нравственным темам и высказывать свои суждения; развивать координацию слова и движений.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Методы и приемы:
- наглядные: показ слайдов презентации;
- словесные: чтение стихотворений, беседа с элементами диалога, ответы на вопросы педагога, рассказ педагога;
- практические: дидактическая игра с использованием иллюстраций, рисование флага.
Предварительная работа:
- беседы с детьми о России, о родном селе как малой родине, о красоте русской природы;
- чтение стихотворений В. Степанова, О. Емельяновой о Родине;
- рассматривание глобуса, географического атласа и карты России, заучивание названий морей, рек, озер, гор, городов.
Программное обеспечение:
- ноутбук с мультимедийным проектором и экраном;
- презентация «Великая Россия»;
- музыкальное сопровождение М. Мурадели «Россия-родина моя», муз. Г. Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия»
Ход проведения НОД
Звучит музыка
Педагог читает стихотворение
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с хлебным колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём!
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине - Великой России. А что такое Родина? (Ответы детей) Правильно, это место, где человек родился, где он живет, учится, работает, ходит в детский сад.
Наша Родина – Россия!
Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
О. Емельяненко
- Родина у каждого человека одна. «ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА».
- Мы с вами живем в селе Головино.
На высоких холмах
У тенистых прудов
Головинцы живут
Уже много веков.
В Головинском раздолье –
И поля, и луга,
И речушка – Топлинка
Рада всем и всегда!
Ну, а в центре села
Возвышается храм –
Колокольный чей звон
Собирает селян.
- Головино - это наша малая Родина. А свою большую Родину мы называем страной. В какой стране мы живем? (Ответы детей).
- Да, ребята, мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Давайте вместе повторим это слово – «Россия»! А мы с вами граждане России, значит мы - кто? Россияне! (Ответы детей). Послушайте стихотворение О. Емельяненко «Гражданин России».
Гражданин России
Если ты живешь в России,
Если ты родился тут,
Будь ты русский иль мансиец,
Эскимос или якут,
Кабардинец иль аварец,
Белорус иль осетин,
Украинец иль нанаец,
Ты – российский гражданин!
Вся страна – наш общий дом,
Предков созданный трудом!
Познавательный рассказ педагога о Святой Руси
«Откуда пошла наша земля?»
- Давным-давно наши давние предки жили на берегу большой реки. Растили хлеб, делали красивую посуду из глины и дерева. Но они ничего не знали о Боге. И однажды к ним пришел необыкновенный человек – святой Андрей Первозванный. Он рассказал им о настоящем Боге и сказал, что скоро в этих местах все люди научатся верить в истинного Бога. Так и случилось. Наша Родина – Россия стала православной страной. Наши предки очень любили и берегли свою родину, защищали ее от врагов. Ребята, а что значит Русь святая? (Ответы детей).
– Да, Россию называют Святой Русью потому, что живущие в ней люди правильно славили Бога, любили его и жили по Его заповедям. А еще нашу страну называют православной. Потому, что мы славили Бога. Давайте послушаем ещё одно стихотворение «Русь называют Святою…»
Русь называют Святою.
Поле, да лес, да вода,
Церковь над тихой рекою
И в два оконца изба.
Тихо о чем-то тоскует
Возле колодца ветла.
Родиной землю другую
Я б не назвал никогда.
- Ребята, а вы знаете, что издавна символом Руси была белая березка.
Педагог показывает макет березки. Просмотр картинки на слайде
- Русская березка – краса и гордость России! Как вы думаете, за что русские люди любят березку? (Ответы детей)
- Правильно, березка – символ чистоты, красоты русской души! В старину весной березу наряжали и водили вокруг нее хороводы.
Физминутка «Хоровод»
Посреди двора березка ненаглядная стоит. | Дети подняли руки вверх, имитируя дерево Повороты головы вправо-влево, с движением глаз в стороны Хоровод вокруг березы Руки вверх, покачивания из стороны в сторону Постепенно подходим к березке Низкий поклон березе |
- Как вы думаете, наша страна большая или маленькая? (Ответы детей)
- Да, ребята, Россия самая большая страна в мире.
От северного полюса и до горы Рагдан
И от Чукотки до Калининграда
Лежит Россия – большая из стран,
И нам земли другой вовек не надо!
Дальний Восток, Сибирь, Урал, Кавказ,
Карелия, Кубань, Крым, Черноземье –
Всё это в сердце каждого из нас,
Всё это наши родовые земли.
- В России свыше тысячи городов, много сел, деревень. Назовите мне города какие вы знаете? (Ответы детей – Москва, Санкт-Петербург, Белгород, Курск, Самара, Нижний Новгород, Уфа и т.д.)
- Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны.
- Какие реки вы знаете, которые протекают по нашей стране? (Ответы детей. Волга, Обь, Енисей, Москва, Ока…)
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая, необъятная страна!
- Наша Родина - это великая страна. А какой главный город в России? (Ответы детей).
- Да, Москву мы называем столицей нашей Родины.
Невозможно не влюбиться
В эту сказку наяву –
Нашей Родины столицу,
Сердце русское – Москву,
В щебетанье птичьих хоров,
В Патриарших зеркала,
В площадь Красную, в соборов
Золотые купола.
Не горда и не спесива,
Всех готова принимать,
Ты, Москва, для всей России
Не владычица, а Мать.
Проводится игра-ассоциация «Столица России - Москва»
- Москва очень большой и красивый город. Давайте немного поиграем. Я произношу название города – «Москва» - и бросаю мяч, а вы назовите какую-либо достопримечательность этого города.
- Молодцы, ребята! Действительно, в нашей столице очень много достопримечательностей, потому что это древний город России.
Педагог показывает фотографии и иллюстрации достопримечательностей Москвы (слайдшоу) и читает стихотворение Ф.Глинки о Москве.
Город чудный, город древний, ты вместил в свои концы
И посады, и деревни, и палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен, весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен на седых твоих холмах!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных —
Это матушка Москва!
- Ребята, Россия - это не просто поле или лес, города и сёла, где живут люди, это - государство. Кто стоит во главе государства? (Ответы детей)
Президент
Нужен в каждом государстве
Главный, чтоб держать ответ.
Царь есть в тридевятом царстве,
А у нас есть президент –
Лидер, избранный народом
Защищать страны свободу
И следить, чтобы закон
Был повсюду соблюден!
- Назовите президента Российской Федерации. (Ответы детей)
- А какие символы есть у каждого государства? (Ответы детей)
Педагог демонстрирует герб России
- Это герб России. На нем изображен двуглавый орел, который смотрит на Запад и Восток страны.
Герб
У России герб красивый,
Полный гордости и силы –
Золотой орел двуглавый
Держит скипетр и державу.
С запада и до востока
Крылья он простер широко.
Три над ним короны реют,
И копьем пронзает змея
Всадник на его груди:
Зло придет – не пощадим!
В этом деле нам подмога –
Правда, честь и вера в Бога!
Проводится игра «Собери в целое».
Дети делятся на 2 команды, каждой из которых даются образцы: из разрезанных частей необходимо собрать в целое – герб.
Педагог демонстрирует флаг России
- Это флаг России: на нем белая, синяя и красная полосы.
Флаг
Вейся, смелый
И прекрасный
Флаг родной России:
Сверху – белый,
Снизу – красный,
Посредине – синий,
Гарантируя народу
Правду, силу и свободу!
Художественно-продуктивная деятельность
Так же двум командам предлагается нарисовать на мольберте флаг России.
- Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Педагог читает стихотворение П. Синявского «Россия»
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России -
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
- А сейчас я вам предлагаю послушать знакомую песню «Моя Россия».
Слушание песни «Моя Россия» (сл. Н.Соловьевой, муз. Г. Струве)
- На Руси верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву, то пожелание сбудется.
Педагог раздает ленточки
- Говорите, что вы желаете нашей Родине, и прикрепляйте к нашей березке свою ленточку.
Дети произносят пожелания и привязывают ленточки
Список используемой литературы:
- Гражданское воспитание дошкольников и младших школьников в условиях региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Белгород,12 ноября 2005г./Отв. ред. Т.М. Стручаева, Р.Л. Рождественская. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2005. – 372с.
- Материалы сайтов - http://olesya-emelyanova.ru/, http://www.zanimatika.narod.ru/RF7.htm
- Это – родина моя: цикл занятий о родине для детей старшего дошкольного возраста. Материалы из опыта работы педагогического коллектива МДОУ ЦРР д/с №57. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2009. – 60 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты познавательных занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Формирование правовой культуры у старших дошкольников...

Разработка конспекта занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему “Сотворение мира”
Пояснительная записка: Дети дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают практически всеми видами деятельности, отличают...

Конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Наша Родина – Россия»
Закрепить знания о российском флаге. Познакомить с Государственным гербом и гимном России. Формировать уважительное отношение к символам страны. Обогащать словарный запас детей....

Конспект мероприятия КВН по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю вашему вниманию конспекты обобщающих эклогических мероприятий для детей старшего дошкольного возраста. В конспектах этих мероприятий, прослеживаются основные образовательные области. Надеюсь...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Я – гражданин России»
Довести до сознания детей то, что каждый ребёнок является гражданином государства, в котором он живёт; воспитывает чувство гордости своим гражданством....

Интегрированная образовательная деятельность по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Государственные символы России».
Занятие содержит текстовой и видео материал, который поможет педагагам старших групп спланировать и провести занятие "Государственные символы России"...

"Педагогическая находка" на конкурс Воспитатель года России" (2025 год). Конспект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по России"
Целью данного занятия является развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - обобщить и систематизировать знания детей о России;- формировать уважительное отношен...