Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Святая Русь - Великая Россия"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Обращение к одной из важных задач нравственного становления личности, какой является воспитание начал патриотизма и гражданственности, свидетельствует о понимании сложности решения данной задачи, связанной, прежде всего, с возрастом детей.

Воспитание любви к Родине, ее культурному наследию, прежде всего, предполагает формирование интереса к некоторым историческим событиям, воспитание чувства уважения к культурному наследию своего народа. Эта работа ведется с учетом опыта детей, а также их возрастных особенностей. Стихи, песни о Родине, чтение рассказов на исторические темы, былин – все это способствует воспитанию гражданственности, пониманию традиций своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kiryan_a.yu_._konspekt.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

Кирьян Антонина Юрьевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 с. Головино Белгородского района Белгородской области»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по нравственно-патриотическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)

«Святая Русь – Великая Россия»

Кирьян Антонина Юрьевна,

воспитатель первой квалификационной категории

с. Головино, 2015 г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)

Аннотация: Обращение к одной из важных задач нравственного становления личности, какой является воспитание начал патриотизма и гражданственности, свидетельствует о понимании сложности решения данной задачи, связанной, прежде всего, с возрастом детей.

Воспитание любви к Родине, ее культурному наследию, прежде всего, предполагает формирование интереса к некоторым историческим событиям, воспитание чувства уважения к культурному наследию своего народа. Эта работа ведется с учетом опыта детей, а также их возрастных особенностей. Стихи, песни о Родине, чтение рассказов на исторические темы, былин – все это способствует воспитанию гражданственности, пониманию традиций своего народа.

Тема: «Святая Русь – Великая Россия».

Цель: Способствовать развитию у воспитанников чувства патриотизма и любви к своей большой и малой Родине.

Задачи:

  1. Расширять представления воспитанников о родной стране как стране с православными культурными традициями; ввести понятия «Святая Русь», «Православная Россия».
  2. Уточнить знания детей о государственных символах России, познакомить с достопримечательностями Москвы.
  3. Вызывать желание детей познавать историю своего народа, его быта, обычаев;
  4. Продолжать развивать связную и диалогическую речь детей как средство общения, побуждать их размышлять по проблемно-нравственным темам и высказывать свои суждения; развивать координацию слова и движений.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Методы и приемы:

  • наглядные: показ слайдов презентации;
  • словесные: чтение стихотворений, беседа с элементами диалога, ответы на вопросы педагога, рассказ педагога;
  • практические: дидактическая игра с использованием иллюстраций, рисование флага.

Предварительная работа:

  • беседы с детьми о России, о родном селе как малой родине, о красоте русской природы;
  • чтение стихотворений В. Степанова, О. Емельяновой о Родине;
  • рассматривание глобуса, географического атласа и карты России, заучивание названий морей, рек, озер, гор, городов.

Программное обеспечение:

  • ноутбук с мультимедийным проектором и экраном;
  • презентация «Великая Россия»;
  • музыкальное сопровождение М. Мурадели «Россия-родина моя», муз. Г. Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия»

Ход проведения НОД

Звучит музыка

Педагог читает стихотворение

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с хлебным колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём!

 - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине - Великой России. А что такое Родина? (Ответы детей) Правильно, это место, где человек родился, где он живет, учится, работает, ходит в детский сад.

Наша Родина – Россия!

Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!

О. Емельяненко

 -  Родина у каждого человека одна. «ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА».

 - Мы с вами живем в селе Головино.

На высоких холмах

У тенистых прудов

Головинцы живут

Уже много веков.

В Головинском раздолье –

И поля, и луга,

И речушка – Топлинка

Рада всем и всегда!

Ну, а в центре села

Возвышается храм –

Колокольный чей звон

Собирает селян.

 - Головино - это наша малая Родина. А свою большую Родину мы называем страной. В какой стране мы живем? (Ответы детей).

- Да, ребята, мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Давайте вместе повторим это слово – «Россия»! А мы с вами граждане России, значит мы - кто? Россияне! (Ответы детей). Послушайте стихотворение О. Емельяненко «Гражданин России».

Гражданин России

Если ты живешь в России,

Если ты родился тут,

Будь ты русский иль мансиец,

Эскимос или якут,

Кабардинец иль аварец,

Белорус иль осетин,

Украинец иль нанаец,

Ты – российский гражданин!

Вся страна – наш общий дом,

Предков созданный трудом!

Познавательный рассказ педагога о Святой Руси

«Откуда пошла наша земля?»

 - Давным-давно наши давние предки жили на берегу большой реки. Растили хлеб, делали красивую посуду из глины и дерева. Но они ничего не знали о Боге. И однажды к ним пришел необыкновенный человек – святой Андрей Первозванный. Он рассказал им о настоящем Боге и сказал, что скоро в этих местах все люди научатся верить в истинного Бога. Так и случилось. Наша Родина – Россия стала православной страной. Наши предки очень любили и берегли свою родину, защищали ее от врагов.   Ребята, а что значит Русь святая? (Ответы детей).

 – Да, Россию называют Святой Русью потому, что живущие в ней люди правильно славили Бога, любили его и жили по Его заповедям. А еще нашу страну называют православной. Потому, что мы славили Бога. Давайте послушаем ещё одно стихотворение «Русь называют Святою…» 

Русь называют Святою.

Поле, да лес, да вода,

Церковь над тихой рекою

И в два оконца изба.

Тихо о чем-то тоскует

Возле колодца ветла.

Родиной землю другую

Я б не назвал никогда.

 - Ребята, а вы знаете, что издавна символом Руси была белая березка.

Педагог показывает макет березки. Просмотр картинки на слайде

 - Русская березка – краса и гордость России! Как вы думаете, за что русские люди любят березку? (Ответы детей)

 - Правильно, березка – символ чистоты, красоты русской души! В старину весной березу наряжали и водили вокруг нее хороводы.

Физминутка «Хоровод»

Посреди двора березка ненаглядная стоит.
И зелеными глазами очень ласково глядит.
Мы вокруг нее гуляем, тихо ветви шелестят,
Ветерочек их качает, приглашает к ней ребят.
Подойдем к березке ближе и тихонько отойдем.
Мы прощаемся с березкой и поклон ей низкий шлем.

Дети подняли руки вверх, имитируя дерево

Повороты головы вправо-влево, с движением глаз в стороны

Хоровод вокруг березы

Руки вверх, покачивания из стороны в сторону

Постепенно подходим к березке

Низкий поклон березе

- Как вы думаете, наша страна большая или маленькая? (Ответы детей)

- Да, ребята, Россия самая большая страна в мире.

От северного полюса и до горы Рагдан
И от Чукотки до Калининграда
Лежит Россия – большая из стран,
И нам земли другой вовек не надо!
Дальний Восток, Сибирь, Урал, Кавказ,
Карелия, Кубань, Крым, Черноземье –
Всё это в сердце каждого из нас,
Всё это наши родовые земли.

 - В России свыше тысячи городов, много сел, деревень. Назовите мне города какие вы знаете?  (Ответы детей – Москва, Санкт-Петербург, Белгород, Курск, Самара, Нижний Новгород, Уфа и т.д.)

 - Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны.

- Какие реки вы знаете, которые протекают по нашей стране? (Ответы детей. Волга, Обь, Енисей, Москва, Ока…)

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы.

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая, необъятная страна!

- Наша Родина - это великая страна. А какой главный город в России? (Ответы детей).

 - Да, Москву мы называем столицей нашей Родины.

Невозможно не влюбиться
В эту сказку наяву –
Нашей Родины столицу,
Сердце русское – Москву,
В щебетанье птичьих хоров,
В Патриарших зеркала,
В площадь Красную, в соборов
Золотые купола.
Не горда и не спесива,
Всех готова принимать,
Ты, Москва, для всей России
Не владычица, а Мать.

Проводится игра-ассоциация «Столица России - Москва»

- Москва очень большой и красивый город. Давайте немного поиграем. Я произношу название города – «Москва» - и бросаю мяч, а вы назовите какую-либо достопримечательность этого города.

 - Молодцы, ребята! Действительно, в нашей столице очень много достопримечательностей, потому что это древний город России.

Педагог показывает фотографии и иллюстрации достопримечательностей Москвы (слайдшоу) и читает стихотворение Ф.Глинки о Москве.

Город чудный, город древний, ты вместил в свои концы

И посады, и деревни, и палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен, весь пестреешь ты в садах:

Сколько храмов, сколько башен на седых твоих холмах!

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных —

Это матушка Москва!

 - Ребята, Россия - это не просто поле или лес, города и сёла, где живут люди, это - государство. Кто стоит во главе государства? (Ответы детей)

Президент

Нужен в каждом государстве
Главный, чтоб держать ответ.
Царь есть в тридевятом царстве,
А у нас есть президент –
Лидер, избранный народом
Защищать страны свободу
И следить, чтобы закон
Был повсюду соблюден!

- Назовите президента Российской Федерации. (Ответы детей)

- А какие символы есть у каждого государства? (Ответы детей)

Педагог демонстрирует герб России

 - Это герб России. На нем изображен двуглавый орел, который смотрит на Запад и Восток страны.

Герб

У России герб красивый, 
Полный гордости и силы –
Золотой орел двуглавый 
Держит скипетр и державу.
С запада и до востока
Крылья он простер широко.
Три над ним короны реют,
И копьем пронзает змея
Всадник на его груди:
Зло придет – не пощадим!
В этом деле нам подмога –
Правда, честь и вера в Бога!

Проводится игра «Собери в целое».

Дети делятся на 2 команды, каждой из которых даются образцы: из разрезанных частей необходимо собрать в целое – герб.

Педагог демонстрирует флаг России

 - Это флаг России: на нем белая, синяя и красная полосы.

Флаг

Вейся, смелый
И прекрасный
Флаг родной России:
Сверху – белый,
Снизу – красный,
Посредине – синий,
Гарантируя народу
Правду, силу и
 свободу!

Художественно-продуктивная деятельность

Так же двум командам предлагается нарисовать на мольберте флаг России.

 - Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Педагог читает стихотворение П. Синявского «Россия»

Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России -
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

 - А сейчас я вам предлагаю послушать знакомую песню «Моя Россия».

Слушание песни «Моя Россия» (сл. Н.Соловьевой, муз. Г. Струве)

 - На Руси верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву, то пожелание сбудется.

Педагог раздает ленточки

 - Говорите, что вы желаете нашей Родине, и прикрепляйте к нашей березке свою ленточку.

Дети произносят пожелания и привязывают ленточки

Список используемой литературы:

  1. Гражданское воспитание дошкольников и младших школьников в условиях региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Белгород,12 ноября 2005г./Отв. ред. Т.М. Стручаева, Р.Л. Рождественская. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2005. – 372с.
  2. Материалы сайтов - http://olesya-emelyanova.ru/, http://www.zanimatika.narod.ru/RF7.htm
  3. Это – родина моя: цикл занятий о родине для детей старшего дошкольного возраста. Материалы из опыта работы педагогического коллектива МДОУ ЦРР д/с №57. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2009. – 60 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему “Сотворение мира”

Пояснительная записка: Дети дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают практически всеми видами деятельности, отличают...

Конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Наша Родина – Россия»

Закрепить знания о российском флаге. Познакомить с Государственным гербом и гимном России. Формировать уважительное отношение к символам страны. Обогащать словарный запас детей....

Конспект мероприятия КВН по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию конспекты обобщающих эклогических мероприятий для детей старшего дошкольного возраста. В конспектах этих мероприятий, прослеживаются основные образовательные области. Надеюсь...

Конспект занятия по гражданско-правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Гражданско-правовое воспитание  детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема - «Мастера и рукодельницы»

Цель: развивать духовно-нравственные качества детей прививать уважение к людям труда, помочь раскрыть содержание понятия «мастера» и «рукодельницы».Задачи:   -Обогаща...

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...