Семинар-практикум для родителей
консультация на тему

Константинова Екатерина Евгеньевна

Родители - это наши вторые помощники в проведении воспитательной работы, поэтому мы должны проводить для них семинары, где они смогут на практике усвоить педагогические идеи, методы и технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_dlya_roditeley.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 381 комбинированного вида»

Семинар-практикум для родителей

«Игра как средство успешной социализации дошкольников»

                                                                                                            Подготовила:

                                                                                                          воспитатель

    Константинова Е.Е.

        

г. Казань,

2016 г.

Цель: повысить педагогическую компетентность родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи в соответствии с ФГОС ДО.

        Задачи:

        - показать родителям значение совместных игра и игрушек для развития ребёнка;

        - ознакомить с правилами организации игровой деятельности;

        - обсудить вопросы организации игровой среды в условиях семьи;

        - поспособствовать развитию навыков общения родителей с ребёнком в процессе игры;

        - формировать у родителей представления о значении игры в развитии ребёнка, интереса к проблеме.

Ход семинара.

Игра не пустая забава. Она необходима

Для счастья детей, для их здоровья и

Правильного развития.

Д. В. Менджерицкая

        Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас, и надеемся, что наша встреча будет интересной и полезной. Сегодня мы будем говорить об играх, в которые вы играли в детстве, а сейчас играют ваши дети.

        Но прежде мы начнём говорить об игре, мне хотелось бы напомнить, что с 01 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Наша жизнь стремительно меняется, и, вполне возможно, вашим детям придется работать по специальностям, которых пока просто нет. Существующая система дошкольного образования не сможет подготовить вашего ребенка к тому, о чем еще сама не догадывается, потому что привыкла ориентироваться на выработку у детей определенных знаний, умений и навыков. А будущее требует от наших детей «инициативности и самостоятельности, уверенности в своих силах, положительного отношения к себе и другим, развитого воображения, способности к волевым усилиям и любознательности». Развитием этих качеств и призван заниматься Стандарт.

Важным фактором является то, что стандарт дошкольного образования не предъявляет жестких требований к детям дошкольного возраста. Сегодня достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования, аналогичные с теми, что присутствуют в начальной школе, то мы лишим детей детства. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.

В связи с этим, задача педагога в соответствии с ФГОС – организовать образовательный процесс таким образом, что бы ребёнок осваивал культуру не путём простой передачи информации, а в процессе собственной, самостоятельной деятельности. Необходимо научить детей учиться. Ведь на сколь бы не обширны  и прочны не были знания современного человека, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, подстраиваться под ситуацию, самовоспитываться и саморазвиваться.

А задача родителей заключается в том, что вы должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них преобладает, а не просто сторонними наблюдателями, для того чтобы не упустить важнейший период в развитии личности ребёнка – дошкольный возраст.

И так, на сегодняшний день в детском саду отсутствует жесткая предметность, отсутствует слово «занятия». Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

        Игра – это ведущая деятельность ребёнка, которой отводится особая роль. Через игру можно решить все необходимые задачи, для полноценного развития личности ребёнка.

        Сейчас мы отправимся с вами в путешествие по стране игр, в которые играют ваши дети и в которые вам необходимо играть вместе с ними.

  1. Сюжетно-ролевые игры

Итак первый вид игр – это сюжетно-ролевые игры.

Это очень популярная и любимая детьми игра, в которой они берут на

себя роль взрослых. Играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, мы знакомим их с нормами и ценностями, принятыми в обществе, развиваем умение общаться и взаимодействовать друг с другом (игры «Семья», «Магазин», «Больница», «Автомастерская»). В принципе – играть можно во что угодно, в любую человеческую деятельность, в любое реальное или вымышленное событие человеческой жизни или истории.

Причём в игре эти действия или события воспроизводятся "понарошку", в воображаемой ситуации. Создать её помогают игрушки и самые обычные предметы, которые, как по взмаху волшебной палочки, приобретают игровой смысл. Стул может стать поездом или самолётом, обрывки бумаги - едой или деньгами, старый мамин халат - плащом волшебника и так далее.

А сейчас мы вам предлагаем включить немного свою фантазию и поиграть в игру «Волшебный ящик». Это поможет вам заинтересовать ребёнка и разнообразить его игру. Правила очень просты: достаньте любой предмет из волшебного ящика и расскажите, чем он может быть в детской игре (шарик – пирожок, яичко, яблоко и др., кубик – кусочек хлеба, пирожное, домик и т. д.).

Помните, что ребёнку бывает трудно выйти из игры, прервать её. Если вы скажите «Заканчивает игру, идём спать», ребёнок может начать капризничать и расстраиваться. Поэтому, что бы предупредить непослушание, обратитесь к ребёнку другим способом. Например: «Магазин закрывается», «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните водителю, что машины едут в гараж и т.д.

  1. Игра-драматизация

С помощью игр – драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведений, логику и последовательность событий. Эти игры имеют большое значение, они обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову. Участие в инсценировке представляет детям возможность проявления инициативу и творчество, так как игровые действия следует создать, воплотить в каких-то движениях, мимике, интонации. Ребенку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуть его чувствами, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ. Чаще всего основой игр – драматизаций являются сказки. Легко драматизируются любимы детьми народные сказки «Репка», «Колобок»,, «Теремок», «Три медведя» и т.д. Предлагаем вашему вниманию драматизацию сказки «Теремок».

Родители смотрят заранее записанное видео сказки.

  1. Строительные игры

Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера.

  1. Дидактические игры

Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

Дидактическая игра содействует решению многих задач. Развитию у детей общительности, умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Дидактические игры можно разделить на 3 основных вида.

Игры с предметами (игрушками – куклы, матрешки, пирамидки, природным материалом).

Настольно-печатные игры (парные картинки, сложи картинку – пазлы, лото, домино).

Словесные игры, игры с пальчиками.

Мы подготовили для вас памятку «Дидактические игры по дороге домой». Играть в словесные игры можно идя домой, пока едите в машине и т.д. Без каких-либо атрибутов.

  1. Подвижные игры

Подвижные игры прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняться в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д.

В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Сейчас вы убедитесь в этом сами. Предлагаем вам поиграть в любимую детьми игру «Кто быстрее».

  1. Деловая игра «магазин игрушек»

Конечно же организация всех перечисленных игр невозможно без детских игрушек. Конечной станцией нашего с вами путешествия является магазин игрушек.

Разделимся на три команды, каждая из которых получит своё задание.

1 команда – «полезные игрушки», то есть игрушки, необходимые для развития детей раннего возраста.

2 команда – «бесполезные игрушки», то есть игрушки ничего не дающие для развития ребёнка.

3 команда – «вредные игрушки», то есть игрушки, которые ни в коем случае нельзя использовать при работе с детьми раннего возраста.

Хорошая игрушка, прежде всего это игрушка безопасная, соответствующая возрасту. Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее игра малыша. Но разнообразие, не означает их изобилие. Прежде чем сделать покупку, учтите все эти факторы.

1 команда. Игрушки, развивающие интеллектуально-познавательные и моторные способности. Играя с ними, ребёнок познаёт окружающий предметный мир, овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей (матрёшки, крупные пазлы, крупные конструкторы).

2 команда. Бесполезные игрушки. Игрушки, которыми ребёнок не может играть по их назначению, то есть игрушки, которые не могут стать предметом соответствующей деятельности ребёнка. Величина или технические качества этих игрушек не дают ребёнку возможности осуществлять с ними соответствующие игровые действия в полной мере (огромная мягкая игрушка).

Игрушки, несоответствующие возрасту ребёнка. Такие игрушки не соответствуют интересам самого ребёнка, не дают простора для самостоятельных действий (мелкая мозаика).

Дорогие игрушки, скорее всего это игрушки для взрослых, а не для детей. С точки зрения ребёнка такие игрушки не приносят никакой практической пользы и доставляют сплошные неудобства. Ими нельзя насладиться в полной мере («Осторожно, сломаешь!»), их нельзя выносить во двор или в детский сад, играть с ними можно только под пристальным надзором взрослых. Красивая дорогая игрушка может быстро превратиться в источник раздражения и злости у ребёнка (фарфоровая кукла, модель машины).

3 команда. Вредные игрушки. Несоответствие игрушек санитарно-гигиеническим требованиям. В основном, это дешёвые игрушки китайского производства. Сюда же относятся игрушки с мелкими непрочно держащимися деталями и сломанные с острыми краями. Мелкие детали представляют опасность для детей раннего возраста (пистолет с пульками, монстры, мелкие игрушки, сломанные игрушки с острыми детелями).

  1. Решение педагогических ситуаций

Вы уже узнали о различных видах игр, о полезных и вредных игрушка, А теперь каждая из трёх команд получает карточку с описанием ситуации, которую надо разрешить. Прочитайте, посоветуйтесь и примите решение в проблемной ситуации (3 минуты).

Ситуация 1. Вы два часа провели в «Детском мире, выбирая подарок драгоценному чаду. Постарались учесть всё и купили отличную игрушку! И яркая, и интересная, и безопасная, а также развивающая и по возрасту подходит. Придя домой, вы протягиваете малышу разноцветную коробку, он с горящими глазами начинает её теребить, пытаясь поскорее заглянуть во внутрь. Наконец, извлек игрушку наружу. Покрутил, повертел в ручках с озадаченным видом, подёргал, понажимал и уже через пару минут напрочь забыл о существовании новой вещицы. Лежит она такая одинокая, абсолютно новая никому не нужная… Вопрос – почему и что теперь делать?

Ситуация 2. Пока вы готовили обед, ребёнок самостоятельно играл в комнате. Заглянув к нему, вы обнаруживаете полный кавардак. Игрушки разбросаны по всей комнате. Убирать игрушки ваш ребёнок не любит. Найдите способы, как привлечь его к уборке игрушек.

Ситуация 3. У вас не дом, а филиал магазина игрушек. Игрушек уже столько, что их негде хранить. Большей частью ребёнок не играет (из некоторых он вырос, некоторые ему уже надоели). Малыш просит новые игрушки. Но что делать с таким количеством старых игрушек

Современные условия жизни таковы, что часто дети могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени – вы-родители поставлены в довольно жесткие условия. Стараетесь дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование.

И как сложно малышам, ведь они - надежда и гордость родителей! Они должны получить очень хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. Но нельзя изменить ребенка: он хочет играть с другими детьми, с вами и радоваться этому. Он не знает классификации игр, но ему важно, чтобы мы поиграли вместе с ним. Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, ему хочется строить, действовать, творить и видеть во взрослом не покровителя, а товарища.

«Играть мы любим очень:

Вы знаете, друзья!

Без игр прожить ребенку

Никак, никак нельзя.

Мы взрослых понимаем -

Сегодня новый век.

Без знаний и учебы

Нет шансов на успех!

Нам тесты предлагают

И все хотят понять:

Чего нам не хватает,

Ну чем нас развлекать?

А мы хотим всего лишь

Спокойно поиграть

В семью, в солдаты, в шашки,

Вприпрыжку поскакать.

И куклы засиделись,

Все ждут и ждут детей,

Вернитесь в свое детство,

Побудьте с нами в нем,

И лучшими друзьями

Мы взрослых назовем! »

  1. Разное
  2. «Анонимный совет»

Закончить родительское собрание нам хотелось бы  таким упражнением, которое называется «Анонимный совет». Перед вами на столах лежат листочки-сердечки, на которых вам нужно написать своё мнение по данному собранию, совет, либо пожелания на следующий учебный год. Все записи анонимные. Написав, складывайте листочки в ящик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Презентация семинара практикума "Школа для родителей".

В презентации представлен опыт работы по ознакомлению родителей с проектным методом в детском саду....

Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"

Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...