Современное состояние проблемы сенсорного воспитания дошкольников
методическая разработка (младшая группа) на тему

Мишина Анастасия Евгеньевна

современное состояние проблемы сенсорного воспитания дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современное состояние проблемы сенсорного воспитания дошкольников.

Историко-педагогический анализ исследований, проведенных в период с середины XX века, показал, что имеется большой потенциал в развитии и решении проблем сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Большое количество работ посвящено вопросам формирования у детей сенсорных способностей посредством дидактических игр: предложены системы игр, разработан и внедрен различный дидактический материал, сформулированы педагогические требования к подбору и использованию игр, дана методика руководства ими и т.д.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. В настоящее время роль дидактических игр несколько изменилась. Включение задач сенсорного воспитания в занятия определяет их место в педагогическом процессе: как игровая форма обучения; как самостоятельная деятельность; как способ выявления уровня сенсорного развития детей. Определяющее влияние на деятельность детей раннего и младшего дошкольного возраста оказывают приемы непосредственного обучения и специально подобранные дидактические игрушки и пособия. Дидактические материалы обеспечивают эффективность сенсорного воспитания детей. Они динамичные, включают в себя излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом. Их использование для обучения новым сенсорным действиям формирует у ребенка общественно фиксированные способы решения сенсорных задач и учит с их помощью строить модель обследуемого предмета. В отечественной педагогике признано отношение к дошкольному воспитанию как к этапу, определяющему все дальнейшее развитие. Совершенствование образования и воспитания предусматривает необходимость максимальной реализации возможностей, присущих каждому конкретному возрастному периоду. Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема генезиса восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В современном обществе демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его активного поведения в конкретных ситуациях, в деятельности, в общении, что определяет для него меру значимости вещей и явлений окружающей жизни, развивает сенсорные способности. В то же время в практике прочно утвердилась императивная система воспитания и образования, мало опирающаяся на индивидуально-личностный подход, когда все дети дошкольного возраста должны усвоить определенные знания, приобрести навыки и умения. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, наблюдается возрождение дидактических систем Ф. Фребеля, М.Монтессори, О.Декроли. При этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине XX века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. С нашей точки зрения теоретический анализ исследований и практики этого периода позволит внести коррективы построения педагогического процесса в целях его совершенствования в детских дошкольных воспитательно-образовательных учреждениях. Научная новизна состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в историческом аспекте. Дана характеристика тенденций разработки проблем сенсорного воспитания в отечественной дошкольной педагогике в период конца XIX - второй половины XX века. Выделены этапы создания отечественной системы сенсорного воспитания, обобщены данные современной науки по содержанию и методике сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Дан анализ современных вариативных программ с характеристикой программных требований по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста. Вскрыто противоречие между теоретической разработанностью проблемы и недостаточным внедрением идей сенсорного воспитания в практику работы дошкольных учреждений. Обобщены методические рекомендации по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, а также по использованию современных дидактических материалов. Практическая значимость заключается в анализе и обобщении научных данных о системе сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста во второй половине XX века. Результаты исследования обогащают материалы вузовского курса "Дошкольная педагогика", "История дошкольной педагогики", могут быть включены в спецкурсы и спецсеминары, преподаваемые на факультетах дошкольной педагогики в педагогических вузах, колледжах, училищах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное состояние проблемы детско-родительских отношений в психолого-педагогических исследованиях

Дошкольное детство - это один их самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого времени идет интенсивное созревание всех систем и...

Современное состояние проблемы исследования особенностей развития памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня

В статье освещена тема памяти, как психического познавательного процесса, описано развитие речеслуховой памяти в онтогенезе, а также нарушение развития речеслуховой памяти у детей старшего дошкол...

Современное состояние проблемы повышения педагогического мастерства педагогов ДОУ на педагогических советах

В статье рассмотрена роль педагогического совета в повышении профессионального мастерства педагогов. В первом заголовке даны взгляды разных авторов на понятие педагогическое мастерство и что оно ...

Тревожность в старшем дошкольном возрасте. Современное состояние проблемы.

Тревожность является одной из сложнейших проблем современной психологической науки и во многих работах авторы  ссылаются на ее  неопределенность, недостаточную разработку,  неточность и...

«Современное состояние проблемы нарушения фонематических функций у детей. Проблема слухового восприятия устной речи». Статья

laquo;Современное состояние проблемы нарушения фонематических функций у детей.Проблема слухового восприятия устной речи». Соколова Ирина Владимировна          ...

Современное состояние проблемы формирования коммуникативных умений у дошкольников с умственной отсталостью

В  данной статье охарактерезованы основные подходы к организации коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных умений у дошкольников с умственной отсталостью. Рассмотрены воз...

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...