Консультация для воспитателей «Этикет в воспитании человека культуры»
консультация на тему

Ушакова Людмила Сергеевна

В материале раскрыто понятие "культурный человек", понятие "культура поведения дошкольника". Рассказано о задачах педагогов и родителей по формированию у детей нравственных привычек, о формах, методах и приемах работы, используемых в работе с детьми по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Этикет в воспитании человека культуры»

 

Составила  Ушакова Л.С.

Михаил Зощенко писал: «Подлинно культурный человек – это не только образованный человек. Культура – это не только образование. Это сложная сумма поведения, это сложная сумма выработанных привычек, в основе которых положены эстетические и этические вкусы и нормы. А того, кто не руководит своими инстинктами, - его нельзя назвать культурным человеком».

Культура поведения в своей основе имеет глубоко нравственное социальное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Хочешь, чтобы уважали тебя, - уважай других, веди себя так, чтобы не вызывать у людей осуждения, неприязни. Культура человеческих отношений – дело не только личное, но и общественное. Стремление человека к овладению культурой поведения есть не что иное, как стремление к самоусовершенствованию личности.

Уже в дошкольном возрасте у ребёнка следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности. Недаром народная мудрость утверждает: «Посеешь привычку – пожнешь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение.  

С чего начинается воспитание привычек, помогающих маленькому ребенку вести себя правильно? Очевидно, с самого доступного, конкретного и видимого – с внешних форм поведения, которые ребенок усваивает, прежде всего, по подражанию. Задача педагога и родителей – формировать у детей нравственные привычки, которые выражаются в культуре общения, организованности, дисциплинированности, трудолюбия, культуре деятельности. Это также и привычки гигиенические, помогающие ребенку выглядеть опрятно и подтянуто, содержать в порядке свои вещи.

Культура, если она впитана с детства, становится неотъемлемым достоянием человека. Она как бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками.

С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры.

Задачи воспитания культуры поведения в Программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой   рассматриваются, как составная часть нравственного воспитания и сформулированы они в виде вполне конкретных требований:

  • Привитие детям необходимых гигиенических навыков;
  • Воспитание культуры поступков в различных ситуациях и положительных взаимоотношений в разных видах деятельности;
  • Воспитание определённых элементов нравственного сознания и нравственных чувств, которые должны сформироваться у детей при их постепенном ознакомлении с социальным миром;
  • Формирование начальных элементов трудового воспитания.

Все задачи ориентированы по возрастам и расположены в различных разделах программы.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в различных видах деятельности.

Культура поведения не сводиться к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

Говоря о культуре поведения, о вежливости, следует подчеркнуть, что речь идёт не просто об этикете; навыки и привычки культурного поведения – это нечто большее, чес бесстрастные правила. Как и все другие, эти навыки и привычки основываются на чувствах и разумном отношении ребёнка к окружающей действительности. Пока дитя неразумно, мы воздействуем на его чувства: хвалим, подбадриваем, привлекаем внимание красивым оформлением. Ребёнок подрастает, и нашими помощниками становятся не только его чувства, но и возможность объяснить ему, почему надо делать хорошо и не надо плохо. Он привыкает поступать так, как мы учим его словом и собственным примером, и, наконец, испытывает в этом потребность, а затем привычка становится чертой характера.

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты:

  • Культура деятельности;
  • Культура общения;
  • Культурно-гигиенические навыки и привычки.

Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Культура общения это, прежде всего -  культура речи, это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. К культурно-гигиеническим навыкам относится и культура еды, но культура еды имеет ещё и эстетический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил еду.  

Уже в дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироваться нравственный и волевой аспекты поведения. При воспитании у детей положительных навыков и привычек необходимо придерживаться   принципов единства и целостности воспитательного процесса, то есть взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны лишь в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям.

Как же надо знакомить детей с нормами поведения? С правилами знакомят постепенно, в естественных ситуациях, с учетом возраста детей. Но ребенка недостаточно лишь познакомить с правилом, полезно еще и показать способы его выполнения. Показ в сочетании со словом помогает ребенку понять, что от него хотят. Это особенно важно в работе с малышами. Ребенку можно сказать: «Делай, как я» или «Делай, как Маша», обязательно прокомментировать действия. Очень важно помнить, что, вводя любое правило, надо разъяснять его смысл. Если ребенок понимает, почему оно необходимо, и знает, как его выполнять, то он быстрее овладевает нужными способами поведения. Убедившись в том, что он знает и понимает правила, можно требовать от него соответствующих форм поведения. Полезно упражнять ребенка в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях, использовать для этого различные поручения, задания, игры. Когда ребенок выполнил поручение, можно спросить его: «Расскажи, как ты выполнил мою просьбу. Был ли ты вежлив? Почему ты так думаешь?». Это побуждает ребенка проанализировать собственное поведение.

В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и, прежде всего к детям, - важный и действенный пример для подражания. Однако одним личным примером всех вопросов воспитания всё же не решить.  

Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом   различных приемов и методов, это:  

- проведение режимных моментов (умывание, одевание, сон, питание);

- использование  игр – занятий, игр – упражнений, игр – инсценировок;

- организация и проведение досугов и развлечений;

- использование наглядности: видеофильмы, фотоснимки, рисунки, репродукции картин;

- этические беседы на занятиях, в утренние и вечерние часы – беседы-миниатюры, рассказы-

миниатюры.  

Воспитание культуры поведения у дошкольников не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Вот почему столь важно для педагога найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьей в целях обеспечения единства в воспитании нравственной культуры. С этой целью используются различные формы работы с родителями: общие и групповые родительские собрания, консультации, практикумы, дискуссии, оформление наглядной информации, дни открытых дверей, анкетирование, посещение педагогом семей своих воспитанников.

         Профессиональная обязанность воспитателя – обучить ребёнка правилам поведения за столом.

                 Поведение человека за столом во время приёма пищи регулируется правилами столового этикета,  которые  можно условно разделить на несколько групп:

- Как сидеть за столом;

- Как пользоваться столовыми приборами и принадлежностями;

- Что, как и чем есть;

- Как общаться за столом;

- Как правильно и красиво сервировать стол.

Работа с детьми по обучению правилам столового этикета предполагает  организацию занятий по этикету; закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков в социальной действительности (повседневной жизни).

На занятиях по этикету можно использовать следующие методы и приёмы:

  - Взаимодействие со сказочными персонажами (поиграть вместе, подсказать, помочь, брать пример, найти ошибки);

  - Словесные приёмы (вопросы, беседа, рассказ взрослого, сказка познавательного содержания, рассказ ребёнка);

  - Игровые приёмы (занятие-игра, игровые упражнения, элементы сюжетно-ролевой игры, дидактические игры, игры-соревнования, развлекательные игры типа «Поле чудес», путаницы, кроссворды);

  - Наглядные приёмы (картинки, иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы, картинки-правила – разбор правил по картинкам);

  - Использование театра и музыки (спектакли кукольного, настольного театра, театра на фланелеграфе, инсценировки, спектакли силами детей);

  - Художественное слово (стихи, сказки, загадки, рассказы, пословицы, басни);

  - Практические действия (самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, изготовление рисунков, аппликаций для украшения праздничного стола, сервировка стола по схеме, разбор проблемных ситуаций из жизни);

  - Наблюдения (за действиями взрослого и ребёнка, любование красотой эстетического оформления: стола, букета, подарка);

  - Метод проектов (проекты «Украшение стола на мамин день», «скатерти и салфетки – наши помощники», «Наш друг – этикет»).

Примерная тематика занятий:

по теме «Столовый этикет»:

по теме «Гостевой этикет»:

1.Посуда и столовые приборы.

2. Как правильно и красиво накрыть стол.

3. Поведение за столом.

4. Чаепитие друзей.

  1. Друзья у меня в гостях.
  2. Я в гостях у друга.
  3. Как дарить подарки.

Работа с родителями  по ознакомлению с правилами столового этикета предполагает  совместное проведение занятий, праздников, открытых мероприятий, подготовку пособий.

Культура поведения дошкольника предусматривает и культуру общения. Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. А любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения. Общение детей дошкольного возраста происходит в семье, затем круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателями и т.д. Задача взрослых – воспитать культуру общения. Общение взрослого с ребенком происходит в процессе различной совместной деятельности: в играх, занятиях, труде, повседневных делах, что помогает ему приобретать знания, умения, навыки в активной форме. В процессе общения ребенок учится многому, в том числе и культуре речи.

Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость, так как, передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляется в умении оформлять мысль в слове, в манере говорить и общаться, в богатстве словарного запаса.

В. А. Сухомлинский тонко подметил, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры» (В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям», Киев, 1974г. стр. 207).

Важно, чтобы ребенок с раннего возраста учился, и мыслить, и общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

Работа по развитию речи и по воспитанию культуры речи – это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Одно из таких средств – игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Можно привести примеры самых разнообразных игр: это и подвижные игры с текстом, и словесные, и игры-драматизации, и сюжетно-ролевые игры. Педагоги могут использовать в этой работе следующие книги и пособия: Г. А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом», М., «Просвещение», 1991г.; А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей», М., «Мозаика – синтез», 1999г.; Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», М., «Просвещение», 1988г.; Л. Я. Гасина, О. Г. Ивановская «Звуки на все руки», Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2004г. и другие.

Воспитатель учит детей правильно вести себя во время разговора со взрослыми и сверстниками, обращаться с просьбой, вступать в разговор и т.п. и на занятиях-беседах. На такие занятия полезно приглашать родителей, с тем, чтобы они наглядно увидели методы и приемы, используемые педагогом, и предъявляли  к ребенку соответствующие требования дома. Тематика таких занятий в старшем дошкольном возрасте может быть разнообразной. Например, «Какие мы знаем волшебные слова», «В мире вежливых слов», «Изучаем правила вежливости», «Что хорошо, и что плохо, и почему?». Для проведения занятий с детьми по данной теме можно использовать книгу А. В. Ястребовой, О. И. Лазаренко «Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи», М., «Аркти», 2001г. Воспитателям надо помнить, что культурный человек умеет не только говорить, но и внимательно слушать собеседника. Речевая сдержанность – это также один из признаков культуры общения.

Важным компонентом культуры поведения является культура деятельности. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, в труде, на занятиях, то есть в процессе деятельности. Начиная с младшего дошкольного возраста, мы приучаем детей убирать игрушки, бережно к ним относиться, содержать «свое место» в порядке. В этот период уместно проведение таких тематических занятий как: «Каждой вещи – свое место», «Мы убираем игрушки», «Устроим кукле комнату». На пятом году жизни дети приобретают навыки, помогающие им организовывать свою деятельность: готовить все необходимое для игры, труда или занятия; определять место, чтобы было удобно играть и заниматься; не мешать своими делами другим. Если ребенок не приучен к этому, то его деятельность утрачивает целенаправленность и зависит от случайностей. Старших детей надо приучать предвидеть, что и как они намериваются делать, мысленно представляя план своих действий. Умение планировать свою деятельность предполагает и умение рассчитывать время. Необходимо прививать детям чувство времени, иначе трудно выработать в них стремление завершить начатое.

При целенаправленном воспитании у ребенка образуется привычка быть занятым; умение самостоятельно организовывать дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо; расходовать свою энергию на разумную деятельность, подчиняя свое поведение распорядку жизни в семье и в детском саду. Эти привычки являются основой для дальнейшего развития организованности будущего школьника – умения самостоятельно распределять время на учебный труд и отдых, на занятия в кружках и обязанности по дому.

Используемая литература:

  • И. Н. Курочкина «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников», Москва «Владос», 2003г.
  • С. В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», Москва «Просвещение», 1986г.
  • Л. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника», Москва «Просвещение», 1987г.
  • Н. В. Дурова «Очень важный разговор», Москва «Мозаика-Синтез», 2000г.
  • С. О. Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками», Москва «Владос» , 2007г.
  • Л. И. Каплан «Посеешь привычку – пожнешь характер», Москва «Просвещение», 1980г.
  • В. Г. Алямовская и др. «Ребенок за столом». Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. Москва «Сфера», 2007г.
  • Журнал «Дошкольное воспитание»:

- В. Ашиков «Воспитание культурой и красотой»,    № 5 – 2002г,  стр. 9-12

- Т. Никифорова «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста», № 3 – 2007г., стр. 114 – 115

- Г. Белокурова «Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью», № 11 – 2007г., стр. 40 - 47

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Этикет в детском саду Культура поведения за столом

Консультация составлена в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой (2015 г.); СанП...

Консультация для воспитателей "Взаимосвязь инструктора по физической культуре и воспитателя в физическом воспитании детей" 2017 г.

Подготовила и провела инструктор по физической культуре Белозёрова Людмила Николаевна....

Консультация для воспитателей Этикет в детском саду Культура поведения за столом

Консультация для воспитателей Этикет в детском саду Культура поведения за столом ...

Консультация для воспитателей на тему "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание звуковой культуры речи через чистоговорки и скороговорки у детей дошкольного возраста"

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четк...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание звуковой культуры речи через чистоговорки и скороговорки у детей дошкольного возраста"

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четк...