Семинар-практикум с родителями на тему "Общаться с ребенком. Как?"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Шипаева Алевтина Геннадьевна

Партнерские взаимодействия педагога с родителями на вопросы общения с ребенком, с опорой на советы известного детского психолога Ю.Б. Гиппенрейтер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Взаимодействие с родителями18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум с родителями

«Общаться с ребёнком. Как?»

Воспитатель МБДОО №21 Г.Павлово: Шипаёва А.Г.

В. Сегодняшнюю встречу я хочу посвятить проблемам общения детей и родителей. В нашем  диалоге я предлагаю использовать ценнейшие  материалы профессора Юлии Борисовны Гиппенрейтер, известного в России детского психолога, которые помогли сотням тысяч родителей.

Проблема одиночества, нехватки человеческого общения, общения культурного, доброжелательного является актуальной в наше время. Нет такого человека, будь то ребёнок или пожилой человек, которому бы приятно было грубое обращение. Вы согласны, что очень важно, как и какие слова мы говорим друг другу? (ответы родителей, их мнения).

 «Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей. «Толстой Л. Н.»

Дети – дошкольники только познают мир. Как вы считаете, от кого и от чего зависят результаты познания ребёнком мира? (ответы, мнения родителей)

Конечно, от нас с вами, взрослых, находящихся рядом с детьми многое зависит. В соответствии с ФГОС ДО «Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй». Ю.Б. Гиппенрейтер говорит: « …пример родителей – дело сложное, а не механическое». Но как же надо общаться с детьми, чтобы быть не просто рядом, а вместе с ребёнком?  Как помочь ребёнку правильно общаться со взрослыми и сверстниками

Вопрос №1 для обсуждения: -  Как вы объясните, что «среда, в которой живёт ребёнок, должна быть «культурно обогащённой»? (стр.57)

(Родители делятся впечатлениями, обмениваются мнениями, педагог задаёт уточняющие вопросы, высказывает свои взгляды)

- Поделитесь пожалуйста своими примерами «культурно обогащённой среды», используя предложенные пособия для вашего ребёнка. (желающие создают развивающую обстановку из игр, игрушек, книг, пособий; остальные участвуют в анализе результатов, педагог на правах равного партнёра участвует в диалоге)

- Когда ребёнку есть чем заняться, есть что обследовать и «впитывать», в том числе самостоятельно – он способен развиваться, а мы, взрослые, иногда увлекаться вместе с ним,- иногда задав проблемный вопрос, отойти в сторону, давая проявиться самостоятельности.

Вопрос №2 для обсуждения: - Нужны  или  не нужны ребёнку прямые команды? Поделитесь опытом вашего уважительного отношения к нему. (Родители делятся впечатлениями, обмениваются мнениями, педагог задаёт уточняющие вопросы, высказывает свои взгляды)

- Послушайте пожалуйста модели поведения и примеры фраз, приведённые Ю.Б.Гиппенрейтер в своей книге, и давайте вместе обсудим их значимость для развития детей:

- «помой – ка руки», «не разговаривай за столом», «убери постель»; («в обыденных вещах пристальное руководство взрослого необходимо…»  .Недопустимо распространять «руководящий стиль на все сферы жизни ребёнка»  стр.59Ю.Б.Гиппенрейтер)

-  «не участвовать напрямую в том, чем ребёнок занимается, но при этом не быть в стороне, а делиться с ним своими интересами не в интересующей его области, а в соседних»; (если родители хорошо ориентируются в заинтересовавшей ребёнка области, «может возникнуть большое искушение начать торопить ребёнка, подталкивать его,..перебивать его инициативу» стр.58 Ю.Б.Гиппенрейтер).

- «..мать …читала детям стихи и …играла им каждый вечер Бетховена, Моцарта, Шуберта. …такая жизнь в детстве была настоящим воспитанием …души»; ( «Заряжаясь от родителей увлечённостью и тягой к красоте, ребёнок развивается эстетически, умственно, духовно. Он получает основу для той активности, которую…выбирает сам.                                                                                                                                           Дети, как и взрослые, ищут что-то своё» стр.60 Ю.Б.Гиппенрейтер)

-   «..очень важно оставлять ребёнку возможность побыть в одиночестве, а также уважать его право на «секреты».( «…детские озарения, открытия, осознание собственного предназначения часто происходят, когда дети предоставлены самим себе. Стр.61 Ю.Б.Гиппенрейтер)

Вопрос №3 для обсуждения: Детей часто сравнивают с цветами, которые нуждаются в уходе, заботе, т.е. в необходимых условиях для развития. Какие, по-вашему, условия необходимы ребёнку-цветку? (Родители делятся впечатлениями, обмениваются мнениями, педагог задаёт уточняющие вопросы, высказывает свои взгляды)

    Знакомо ли вам понятие «зона ближайшего развития»? Поделитесь, пожалуйста, своими представлениями.

- Давайте обратимся к схеме на экране (показ схемы а) и б) стр.84 Ю.Б.Гиппенрейтер «Родителям:книга вопросов и ответов»).

На обеих схемах изначально оба ребёнка были на равных уровнях самостоятельности. Но с первым ребёнком родители вместе выкладывали пазлы, собирали конструктор, читали и т.п. Первый ребёнок стал справляться сам. Зона «Вместе с родителями уменьшилась, а зона «Сам» расширилась. Первого ребёнка вдохновляли: «Давай вместе»,поддерживали: «У тебя всё получится»или просто наблюдали. А второй  ребёнок  не получал помощи от родителей, зона «сам» мало увеличилась.

Область дел «вместе с родителями» выдающийся отечественный психолог Л.С.Выгодский назвал зоной ближайшего развития ребёнка.

«Через общение с взрослыми дети постигают общечеловеческие ценности,… получают знания из разных областей культуры и науки. Это и есть «удобрение почвы», поливание цветка, это и есть свет» для цветка – ребёнка.

Вопрос №4 для обсуждения: Не опасно ли для ребёнка двойное воспитание?

(Родители делятся впечатлениями, обмениваются мнениями, педагог задаёт уточняющие вопросы, высказывает свои взгляды, предлагает родителям обыграть небольшую сценку из жизни семьи, которую они подготовили заранее, показывая пример двойного воспитания и приспосабливаемости ребёнка к наиболее выгодному для него варианту)

«Двойное воспитание не годится… противоречия между взрослыми в методах воспитания очень пагубно сказываются на ребёнке. Вред наносится, по крайней мере, по двум линиям. Во-первых, ребёнок теряет ориентиры… Он чувствует себя неустойчиво и беспокойно в непонятной, запутанной ситуации. Для маленького ребёнка мир должен быть един, со своими законами, требованиями и порядком. Второй вред - …кто здесь главный? Поэтому он начинает манипулировать  и приспосабливаться то к одному, то к другому. У него не вырабатывается собственной линии поведения, он только приспосабливается…» (стр. 110 Ю.Б.Гиппенрейтер)

Необходимо поддерживать авторитет друг друга.

Педагог: Уважаемые родители! Мне сегодня было приятно, интересно общаться с вами, прислушиваться к вашему мнению , получать опыт воспитания от вас. А узнать ваше мнение о нашей встрече   предлагаю так. На ваших столах белые лепестки, а на доске – серединка цветка. Напишите пожалуйста впечатления : что полезно, что непонятно, что вообще ненужно (рефлексия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА». Встреча родительского клуба "МЫ ВМЕСТЕ" . Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Как обуздать  энергию и любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала р...

семинар-практикум для воспитателей групп раннего развития "Ум ребенка на кончиках его пальцев"

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе конструирования"...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ОБЩАТЬСЯ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ«УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ОБЩАТЬСЯ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ» Цель: Дать родителям возможность поделиться друг с другом опытом воспитания своих детей. Ход семинара:Игровое упражнение «Закончи п...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ /Работа с родителями/ ТЕМА: «Проблема адаптации ребенка в детском саду»

способствовать пониманию родителей (законных представителей) того, что такое адаптация ребенка к детскому саду; сформировать умение адекватно справляться с проблемными ситуациями в процессе адаптации ...

Семинар-практикум «Кризис трех лет. Способы оценки поведения ребенка, или Как устанавливать запреты»

Тематические занятия в клубеСеминар-практикум «Кризис трех лет. Способы оценки поведения ребенка, или Как устанавливать запреты»(для родителей детей раннего возраста)...

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации   ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья...