«Духовно – нравственное воспитание как один из основных компонентов реализации ФОС в ДОУ»
статья на тему
Социально-личностное развитие дошкольника неразрывно связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития.
Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. Принцип системы основан на том, что ребенок должен уважать не только себя, но и других людей, т. е. воспитываться в системе "Я – другие". Последствия несоблюдения этого принципа могут быть весьма плачевными.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Духовно – нравственное воспитание как один из основных компонентов реализации ФОС в ДОУ»
Духовно –нравственное воспитание продолжает оставаться одной из самых актуальных проблем дошкольного образования. Неизменным его предметом является социально-личностное развитие ребенка.
Социально-личностное развитие дошкольника неразрывно связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития.
Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создания условий формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. Оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге. Планирование совместной работы, соподчинение в контроле своих желаний, согласование с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умение договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Высокий уровень самоуважения очень важная черта характера ребёнка. Уверенность в своих силах помогает ему справиться с трудностями роста. Самоуважение рождается из признания собственных достоинств. Если ребёнок делает что-то хорошо, он чувствует удовлетворение. Когда он часто добивается успеха, у него появляется вера в свои способности. Ребёнок хочет научиться всему тому, что умеют другие дети и взрослые.
Ребёнку (которому не хватает чувства уверенности в себе) нужно дать возможность проявить себя и свои способности. Каждый ребёнок умеет что то делать хорошо. И главная задача родителей и педагогов - выявить что именно? Для начала нужно понаблюдать за ребёнком: «Что ему удаётся легче всего?» Посмотреть, чем он любит заниматься, какие виды предпочитает. Скорее всего он будет выбирать такие дела, которые ему удаются. Взрослые должны организовать жизнь детей так, чтобы они могли подтверждать и развивать свой успех. Очень важно поддерживать энтузиазм детей. Иногда следует пересмотреть свои взгляды на то, какие занятия подходят мальчикам, а какие девочкам. Главное, проявить понимание. Интересы детей часто меняются, но чувство того, что их понимают, останется на всю жизнь. Самоуважение – одно из социальных чувств человека, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность в себе. И то, и другое играет существенную роль в формировании личности ребенка.
Они влияют на его активность в достижении любых целей. Уверенный в себе ребенок внутренне ориентирован на приложение существенных усилий для получения высоких результатов. Если же у него низкое самоуважение, то он интуитивно ориентирован на уменьшение своих усилий и избегает активной деятельности, поскольку опасается возможной неудачи. Так, уверенные в себе выпускники ДОУ- ученики начальной школы, считающие, что они должны учиться на четверки и пятерки, могут уделять подготовке домашних заданий много времени. И, что особенно важно, делают это легко и естественно, без напряжения и страданий. Неуверенные в себе младшие школьники полагают, что все равно получат тройку. Из-за этого они даже не пытаются прикладывать усилий к выполнению домашнего задания. "Зачем делать это, если все равно не получится", – вот что часто думают такие ребята. Вследствие подобных рассуждений сбывается так называемое "самореализующееся пророчество".
Уверенность/неуверенность в себе влияет собственно на постановку жизненных целей.
Уверенные в себе дети ставят себе цели, которые находятся на верхней границе их возможностей, требуют приложения существенных усилий, но вместе с тем доступных. Они хотят хорошо учиться в школе, на пятерки и четверки.
Неуверенные в себе ребята обычно либо мечтают о недостижимых для них в существующих условиях результатах, либо, наоборот, не стремятся к сколько-нибудь значимым успехам. Нередко такие дети считают, что будут учиться на тройки. И это приводит к сложному противоречию: с одной стороны, ребенок сумел выполнить намеченное, и его самоуважение растет, с другой – это результат, которым трудно гордиться, поэтому самоуважение падает. Ко всему прочему такое несоответствие является источником негативных эмоциональных переживаний дошкольника.
Самоуважение и уверенность в себе влияют также на эмоциональный фон любой деятельности, давая ей позитивную или негативную окраску. Ребенок, уверенный в себе, принимается за выполнение заданий в радостном, приподнятом настроении, с интересом, поскольку верит в себя. Он легко контактирует со взрослыми и сверстниками, полагая, что окружающие желают с ним общаться.
Неуверенные в себе дети боятся, что не смогут выполнить задания хорошо, и от этого приступают к ним в состоянии беспокойства и тревоги. Считая себя хуже остальных и боясь быть отвергнутыми, они с трудом находят общий язык со сверстниками.
Итак, если мы хотим, чтобы наши дети ставили себе достойные цели, с радостью и без особых затруднений прилагали достаточно усилий для их достижения и в результате добивались успеха во многих видах деятельности, то следует воспитывать у них чувство самоуважения и уверенность в себе.
Социальной основе воспитания уделяем внимание, начиная уже с младшей группы детского сада. Для этого мы постоянно ищем новые идеи в работе, которые направляли бы внимание ребенка не на свое «я», а на окружающую среду. Уже у малышей развиваем миролюбивое отношение к другим детям, ведь ребенок трех лет очень часто не замечает, что друг грустит, и утешать его без напоминания взрослых не стремится. Наша задача – создать и обеспечить малышу чувство защищенности и поддержать чувство собственного достоинства в старшем дошкольном возрасте. В работе с малышами сталкиваемся с ярким проявлением эмоций, очень часто – с эгоцентризмом. Вот таким детям и помогаем преодолеть привычку действовать исходя только из своего «я», даем им возможность почувствовать радость от совместно выполненного поручения, от работы, сделанной вместе с другим ребенком. Учим детей радоваться достижениям друга – одним словом, нацеливаем внимание ребенка на других. Например, на занятиях по изобразительной деятельности при подведении итогов, при анализе работ предлагаем каждому ребенку рассказать о рисунке друга, отметить что-то хорошее, затем дополняем оценку своим мнением, обращаем внимание ребенка на то, что не заметил ребенок («В прошлый раз Миша еще не умел рисовать котенка, а сегодня он у него получился как настоящий»). В повседневной жизни обращаем внимание даже на небольшое с точки зрения взрослого, но огромное на взгляд малышей, событие («А знаете, ребята, Андрюша сегодня сам застегнул пуговицу»). Такие приемы помогают заметить достижения малышей, учат словесно высказывать по этому поводу свою радость. Также предоставляем детям возможность порадоваться: Рома принес две машинки, одну машинку протягивает Артему, велика радость Артема, радуется и Рома. Радость от того, что доставил удовольствие товарищу – одно из наиболее прекрасных, ярких чувств, просветляющих человека. Для ребенка очень важна обратная связь. Ему необходимо видеть на лице другого радость или удовлетворение. И когда этого нет, то нужно обязательно позаботиться о том, чтобы ребенок был твердо уверен в правильности своего поступка. Можно просто поощрить ребенка, можно в его присутствии спросить у другого – испытывает ли он радость, можно высказать одобрение и показать положительную направленность поступка. Главное – распознать, уловить это мгновение, чтобы не упустить возможности похвалить ребенка за его доброе дело. Также обращаем внимание, чтобы никто из детей не требовал для себя особых правил. Учим, чтобы ребенок ощущал потребность извиниться, если сделал что‐то плохое, признавать свою вину и сохранять хорошие отношения с товарищами. Очень важно, как дети извиняются и как принимают извинения. Ребенок должен видеть и чувствовать, что на него не сердятся, что тяжелый момент прошел и можно дальше спокойно играть. Есть дети, которые друг с другом плохо контактируют. Их обучаем извиняться словесно. Более близким друзьям советуем обняться, что уже без слов доказывает, что «прощение принято». Маленьких детей надо прощать всегда! Если детей не прощать, у них развивается комплекс неполноценности. Этот комплекс будет им мешать всю жизнь. Как воспитатель, могу с определенной долей вероятности сказать, что, как минимум в 50% случаев, когда мы, взрослые, ругаемся, мы не правы. Поэтому так важно не только уметь прощать, но и самому уметь извиниться перед ребенком. Взрослый для ребенка продолжает оставаться центром любой ситуации. Положительные взаимоотношения с ним составляют основу для переживания ребенком эмоционального благополучия. Неодобрение, наказание, отказ от контактов переживаются им крайне тяжело. Поэтому ребенок стремится действовать согласно требованиям старших и постепенно усваивает нормы, правила и оценки, которые от него идут. Большое значение для усвоения этических норм в этом возрасте имеет игра. У детей формируются представления о том, что хорошо, что плохо, что можно делать, а чего нельзя, как следует вести себя с другими людьми и как относиться к своим собственным поступкам.
Для воспитания этих качеств у ребенка воспитатель может задействовать различные источники и механизмы.И в первую очередь, это обратные связи со стороны других людей – те мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребенку. Они могут быть в виде позитивных или негативных слов, например: "Какой интересный у тебя рисунок!" или "Что это нарисовано? Разве это дом???", либо в виде взгляда (внимательного и одобряющего либо невнимательного и равнодушного), в виде движения (радостного, навстречу ребенку либо равнодушного прохода мимо него), в виде ласкового касания и т.д. Другими словами, направленные ребенку слова, взгляды, жесты, движения, интонации – все это обратная связь. Ребенок впитывает, присваивает эти обратные связи. Используя их, он строит свое самоуважение. Если обратные связи позитивны, то они обеспечивают формирование высокого самоуважения, если негативны – низкого. Следует помнить, что позитивные связи с ребенком должны подчиняться трем условиям. Они должны быть конкретными, искренними и правдивыми. В практической деятельности всегда стараемся хвалить ребенка искренне за то конкретное, что у него получилось действительно хорошо. Например: "Мне нравится твой рисунок, особенно то, как ты подобрал цвета для листьев и белочки" или: "Хорошо рассказал стихотворение, ты уже научился рассказывать с выражением, показывать голосом то, о чем рассказываешь". Такие оценки побуждают ребенка к анализу своей деятельности, показывают ему, что мы видим и ценим его успехи. Вместе с тем они готовят его к адекватному восприятию неизбежных отрицательных оценок, что будет стимулировать дошкольника к совершенствованию своих умений.
Особое внимание стараемся уделить самоанализу и самонаблюдению у детей, ведь именно они являются еще одним источником развития самоуважения. Анализируя результаты собственной деятельности, ребенок выносит им оценку, на основании которой его самоуважение растет или, наоборот, падает. Например, рисунок, нравящийся ему самому, поднимет и уровень уважения к себе, тогда как неудавшийся прыжок через ручеек, напротив, снизит его.
Очевидно, что мы-взрослые можем регулировать этот процесс. Для этого нужно лишь почаще обращать внимание ребенка на его удачи, но не прямо, а задавая наводящие вопросы: "А что тебе самому нравится в своем рисунке?", "Что ты уже научился делать хорошо?", "Ты уже научился прыгать на одной ноге?" и т. п.
Работая над формированием уверенной в себе личности, учитываем два принципа – принцип меры и принцип системы. В основе принципа меры лежит тот факт, что любое личностное качество хорошо в определенной степени развития. Его несоблюдение чревато появлением у воспитанника самомнения, некритичности к себе. В таком случае он видит только свои достоинства, не замечая недостатков и, как следствие, не считает нужным работать над самосовершенствованием. Он считает, что всегда и во всем должен быть первым, что физически невозможно. Это противоречие злит ребенка и причиняет ему страдания.
Принцип системы основан на том, что ребенок должен уважать не только себя, но и других людей, т. е. воспитываться в системе "Я – другие". Последствия несоблюдения этого принципа могут быть весьма плачевными. Существует вероятность вырастить заносчивого зазнайку, который не сможет контактировать с окружающими.
Конечно, воспитание не столь простая вещь, что достаточно лишь направить наши усилия на побуждение альтруизма или гуманизма – и мы намеренно изменим личность ребенка. Все гораздо сложнее. Именно поэтому развитие добрых чувств стараемся начинаться с первых лет жизни ребенка. «Видишь, Наташа упала, помоги ей встать. Позволь Лене поиграть твоим пароходом. Нехорошо смеяться над Славой. И т.д.». Есть десятки, сотни поводов для того, чтобы воспитать доброту, способность к сочувствию. Нужно только не забывать об этом.
Мы уже говорили о важности личного примера. Малыши с необычной легкостью перенимают особенности взаимоотношений взрослых. Поэтому, если хотим выработать «хорошее поведение» у ребенка, мы дожны внимательно проанализировать свое. Если, взрослые, всегда стараемся быть вежливыми друг с другом, спокойными, доброжелательными, внимательными, то и дети привыкают вести себя подобным образом. В присутствии ребенка нельзя никогда «выяснять» отношения, ссориться. Неправильные поступки взрослых входят в привычку поведения детей. Из всех людей, окружающих дошкольника, особое значение для формирования его самоуважения, конечно же, имеют родители, особенно мать, и люди, с кем он часто общается, в т. ч. воспитатель и другие дети из группы детского сада.
Все тонкости воспитания у дошкольников самоуважения учитываем в ежедневном общении с ними. Помимо этого проводятся целенаправленные занятия в ДОУ. На занятии ставятся следующие задачи:
развивать средства личной эмоциональной экспрессивности: мимики, пантомимики, жестов, интонации;
развивать самоуважение и уважение к окружающим через осознание личных достоинств и достоинств товарищей, восприятие эмоциональной поддержки, согласия со стороны других детей.
Основной их целью является развитие самоуважения детей на основе использования их собственной способности к самоанализу и самооценке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям как к основной духовно-нравственного воспитания
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества...
Из опыта работы воспитателей логопедической группы №7 «Золотая рыбка» по интеграции авторской программы Л.Л. Шевченко «Добрый мир» по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в основную образовательную программу.
Сообщение на методическом объединении по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...
Консультация для воспитателей на тему:Основные категории и понятия духовно-нравственного воспитания.
Духовно-нравственное воспитание...
Основные категории и понятия духовно-нравственного воспитания
Основные категории и понятия духовно-нравственного воспитания...
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
"Основные средства духовно - нравственного воспитания дошкольников"
quot;Сказка -как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста"...
Основные задачи духовно - нравственного воспитания детей.
Основной смысл периода дошкольного детства заключается не в формальной подготовке к школе, а в возможности присоединения ребёнка к ценностям традиционной культуры, духовного и социального опыта. Об эт...