Основные задачи духовно - нравственного воспитания детей.
материал

 Елена Николаевна Евсина

Основной смысл периода дошкольного детства заключается не в формальной подготовке к школе, а в возможности присоединения ребёнка к ценностям традиционной культуры, духовного и социального опыта. Об этом и задачах  духовно - нравственного воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_zadachi_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы выступления

воспитателя Евсиной Е.Н

на заседании Совета педагогов МБДОУ

на тему:

«Основные задачи духовно-нравственного воспитания детей»

     Основной смысл периода дошкольного детства заключается не в формальной подготовке к школе, а в возможности присоединения ребёнка к ценностям традиционной культуры, духовного и социального опыта.

     В православной традиции образование, начинающееся с ранних лет, сводится не к приобретению знаний в одной или нескольких областях, но имеет духовный смысл раскрытия и развития образа Божия в человеке и означает не только просвещение, но и освобождение от несовершенства, спасения от зла.

     Православное и мирское понимание духовности, нравственности (терминов, связанных с образованием и воспитанием) имеют существенные различия. Поэтому необходимо уточнить смысл использующейся в этой области терминологии.

     В светском определении духовность обычно отождествляется с понятием невещественного начала – с сознанием, в более узком смысле духовность однозначна с понятием мышления. То есть духовность отождествляется с развитием интеллекта и усвоением большого объёма знаний.

     Воспитание – это «планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду»[1].

     Какова в этом случае роль дошкольного образования? К чему должен привести воспитатель дошкольника? Очевидно, что при таком понимании духовно-нравственного воспитания конечной целью воспитательно-образовательного процесса является воспитанник детского сада, усвоивший необходимые в жизни знания и навыки, умеющий жить в соответствии с общепринятыми нормами и в будущем производительно трудиться. Другими словами – это человек, приспособленный к условиям земного бытия и производящий духовные, с точки зрения общества, и/или материальные ценности.

     Очевидно, что такое понимание духовности не только не полно, но и в корне неверно.

     Как понимается духовно-нравственное воспитание с православных позиций?

     Одно из основных положений христианства – это существование в человеке бессмертной составляющей – души. Она может быть в различном состоянии: здоровой, полной энергии, жажды жизни, деятельности, направленной ко благу, наполненной жертвенной любовью к людям и всему миру; но душа может быть и бессильной, изъеденной пороком, наполненной озлобленностью и унынием.

     Это – два противоположных полюса состояния души. Человек, в зависимости от своей духовной направленности, приближается либо к одному, либо к другому полюсу. Очевидно, что состояние души влияет на земную жизнь человека, его социальное поведение, отношение к миру, физическое здоровье и т.д. Достигается чистота, одухотворённость души посредством жизни в рамках духовных законов, положенных Богом в основу мироздания (заповедей Божиих) и направленных действий (молитвы, участия в таинствах, богослужениях, доброделания) для стяжания [2] Божественной энергии – благодати Святого Духа, действием которой очищается, одухотворяется, просветляется душа и совесть, в человеке взращиваются высшие нравственные качества.

     Таким образом, с позиций православной веры духовным можно назвать человека, в котором действием Божественной благодати душа достигла определённой чистоты и силы.  

 

     Термин «воспитание» в православии имеет также существенное отличие от современного значения этого слова. Само слово происходит от глагола «питать» и имеет, помимо других, значение «вскармливать, взращивать». Это значение указывает на то, что в воспитании присутствует принципиально важная сторона – «взращивание» души. Человек сотворён по образу Божию, и этот образ присутствует в каждом человеке  и неуничтожим, какую бы порочную жизнь человек не вёл. Задача воспитателя, а с возрастанием и самого человека – раскрыть в себе этот образ Божий. Осуществляется такая задача собственными усилиями человека по стяжанию (усвоению) благодати. В чинах святых есть преподобные, то есть те святые, которые достигли высокого подобия Бога. В этом и есть цель воспитания: получив образ Божий по сотворению, раскрыть его в себе (получить «образование»), достигнуть высоты подобия. Задача воспитателя – создать условия для роста души, то есть дать необходимые знания в духовно-нравственной области, познакомить с практическими навыками духовного делания, по возможности оградить от негативных влияний.

     Коренное отличие светского (мирского) воспитания от духовного в том, что в первом случае морально-этические нормы усваиваются как данные извне образцы поведения, а во втором – реализуются (раскрываются, взращиваются) уже заложенные в душе человека нравственные принципы. Этим и объясняется удивительная стойкость в испытаниях христианских подвижников.

     Цель православного педагога гораздо выше, чем цели, декларируемые в настоящее время в системе образования.

     Педагог  даёт ребёнку необходимый минимум знаний в духовной области, чтобы возжечь в его сердце искорку желания добродетельной жизни, духовного совершенствования, и делает всё возможное, чтобы помочь ему на этом пути. Не обучение, а нравственное улучшение – вот истинная цель педагога.

Цель – духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста  через обретение культурного опыта, основанного на традициях православия.

Задачи:

  1. Возрождение исторической и культурной преемственности отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций, насильственно прерванных и в значительной степени утраченных в XX веке.
  2. Изучение традиционной для русского народа православной культуры.
  3. Доведение до детей православных ценностей как отдельного человека, так и общества в целом.
  4. Формирование устойчивого нравственного  идеала у современных детей через возрождение традиции изучения житий святых.

   

     К теоретическим аспектам проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести фундаментальные философские и психолого-педагогические исследования, в результате которых были выделены три компонента духовно-нравственного воспитания:

     1) Нравственное (моральное) воспитание;

     2) Эстетическое воспитание;

     3) Религиозное воспитание.

     Таким образом, целью духовно-нравственного воспитания является развитие трёх духовных способностей ребёнка:

  • нравственной способности к различению добра и зла;
  • эстетической способности к различению прекрасного и безобразного;
  • основ религиозной способности к различению истинного и ложного.

 


[1] Психологический словарь. М., 1990.

[2] В терминологии православных подвижников – получение, усвоение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в реализации задач духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Использование мультимедийных презентаций, как одного из направлений ИКТ в непосредственном обучении детей, позволяет коллективу МБДОУ решать задачи  духовно–нравственного и социального развития л...

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Использовании технологии скрайбинг в решении задач духовно-нравственного воспитании детей дошкольного возраста.

Использовании технологии скрайбинг в решении задач духовно-нравственного воспитании детей дошкольного возраста....